Главная > Age of Empires III: The Age of Discovery > Age of Empires III: эпоха открытий

Age of Empires III: эпоха открытий

Неделю назад в нашей коллекции появилась новая игра – Age of Empires III: The Age of Discovery. Мы с трудом разобрались с не очень хорошо написанными правилами и сыграли пару партий на двоих. Сейчас предлагаем вашему вниманию краткое описание игры и первые впечатления.

Age of Empires III – стратегическая игра для 2-5 игроков, основной механикой которой является поочерёдная расстановка фигурок своих рабочих на определённые места различных событий (worker placement game). В игре вам необходимо обеспечить процветание своей колониальной державы в Новом Свете. Вам предстоит искать новые торговые пути, заселять новые земли, следовать научному прогрессу, развивать экономику и заботиться о безопасности своих земель, укомплектовав собственную армию. Действие игры проходит в три этапа – три века, и по окончании каждого из веков ведётся подсчёт победных очков. В каждом веке есть определённое количество туров (в первом – 3, во втором – 3, в третьем – 2). Цель игры – набрать наибольшее количество победных очков, которые присуждаются за господство в колониях Нового Света, значимые достижения, открытые земли и торговлю.

Ход игры. Поле игры поделено на 2 части. Слева находятся земли Нового Света, справа – зоны действий, где игроки расставляют своих рабочих. Вначале игры случайным образом на неисследованные территории лицом вниз кладутся жетоны Открытий, также на земли кладутся лицом вверх соответствующие товары и выкладываются 5 жетонов достижений первого века. Игрокам выдаётся по 10 монет и 5 колонистов. В ходе игры её участники по очереди ставят своих колонистов и специалистов на линии событий. Когда игроки разместили все свои фигурки, сверху вниз разыгрываются события, и каждый колонист или специалист выполняет определённое действие. Линии событий дают возможность совершить следующие действия:

Очерёдность хода. Здесь в начале каждого хода игроки определяют порядок, в котором они расставляют по одному из своих рабочих. Колонисты в этой линии не участвуют в игре, а несут лишь информативный характер. Кроме того, очерёдность хода определяет лидера в случае ничьей в Торговом порту и указывает на очерёдность попыток открытий новых земель.

Инициатива. Эта линия определяет порядок хода игроков в следующем туре. Также, выставляя работника на шкалу инициативы, игрок получает монеты (за 1-е место – 1 монету, за 2-е – 2 и т.д.). Быть первым иногда очень важно, можно первым заполучить стратегически важный ресурс или улучшение.

Гавань колонистов. Отсюда игроки отправляют своих колонистов и специалистов на открытые земли. В зависимости от количества участников, каждый ход игроки могут отправить определённое количество героев. Оно подсчитывается по следующей формуле: количество игроков*2 -1, т.е. при игре впятером в этой лини будет доступно 9 мест (5*2-1).

Товары. В начале каждого хода случайным образом рядом с этой линией выкладываются четыре товара. Поставив здесь своего рабочего, вы, в соответствии с порядком, можете выбрать нужный вам товар. За товары вы каждый ход будете получать деньги, а в конце игры последняя денежная выплата добавит вам соответствующее число победных очков. Важно собирать одинаковые товары: за 3 одинаковых товара вы получите 3 монеты, за 4 одинаковых – 6. Цифра на товарах указывает количество товаров данного типа в игре, что помогает прикинуть, какие товары выгодней собирать.

Торговый порт. В фазе действия сильнейший игрок (игрок, у которого больше всего рабочих в этой зоне) получает фигурку корабля. Кораблик выполняет функцию любого товара, т.е. если у вас 3 сахара и кораблик, это приравнивается к 4 жетонам сахара. Чем больше у вас кораблей, тем проще составить комбинации, дающие наибольшую прибыль.

Значимые достижения или улучшения. В каждом ходу игроки могут приобрести одно достижение из 5 предложенных. Достижения позволяют игрокам получать дополнительную прибыль, специалистов, колонистов и т.д. Достижения могут приносить выгоду как единовременно, так и каждый ход. С ходом игры достижения дорожают, если в первом веке стоимость одного достижения равняется 10 монетам, то в 3-м веке – 20 монетам.

Удачная высадка

Открытия. В фазе события, игроки по очереди могут отправлять свою экспедицию на неисследованную землю. Игрок решает, какое количество первооткрывателей и на какую территорию отправить. В зоне открытий, в отличие от других зон, фигурки игроков не убираются в конце хода, а значит можно несколько туров укомплектовывать свою команду. После того, как игрок направил свою экспедицию, он вскрывает жетон открытия на выбранной им территории и смотрит результат. Игрок сравнивает количество своих героев, отправленных в экспедицию, с числом индейцев на жетоне открытия. Если количество первооткрывателей больше или равно числу коренных жителей, то экспедиция признаётся удачной, и вы получаете награду. Если же ваша команда оказалась слабей, то жетон возвращается на место, а участники экспедиции погибают, т.е. выходят из игры.  Если на карте все земли исследованы, то игроки могут послать экспедицию на другие отдельные географические объекты, которые представлены в колоде открытий. В этом случае игрок вскрывает не жетон, а верхнюю карту из колоды.

Герои. Поставив рабочего на эту линию, вы получаете соответствующего специалиста. Полученного специалиста вы сможете использовать на следующем ходу. Специалисты приравниваются к простым колонистам, но у каждого из них есть своё преимущество. Купец по прибытии на открытую землю приносит хозяину дополнительную прибыль; священник обращает в свою веру местного жителя, т.е. вы получаете одного дополнительного колониста на новой территории; капитан считается за двух рабочих в порту и зоне открытий; а с помощью солдат вы получаете дополнительную прибыль при удачной экспедиции и преимущество в сражениях.

Война. Поставив в эту зону свою фигурку, игрок может объявить войну во всех территориях, где находятся его солдаты (правда, за это придётся заплатить 10 монет) или же начать сражение в отдельно выбранной территории против другого игрока (бесплатно). При сражениях игроки просто выбирают, какой вражеский отряд они уничтожают каждым из своих солдат. Начинать военные действия желательно во второй половине игры в тех колониях, где присутствуют солдаты, и желательно знать, что уничтожение рабочих соперника гарантированно даст преимущество на данном участке карты.

После розыгрыша всех событий, игроки собирают доход от товаров и получают выгоду от жетонов значимых достижений. Затем, как и в начале игры, происходит обновление необходимых жетонов и достижений, игрокам снова выдаётся 5 колонистов и начинается новый тур. После 8-го тура игра заканчивается, и начинается подсчёт очков.

Впечатления от игры. Вначале о недостатках. К сожалению, правила написаны неважно, многие нюансы опущены, и даже после прочтения английской и русской версий правил, некоторые моменты приходится додумывать самому. Всё становится более или менее на свои места лишь после первых партий. Второй недостаток – это компоненты. Нет, они хорошего качества, но по смыслу, визуальному исполнению и предназначению кажутся нерациональными, не оптимальными. Это касается практически каждой детали игры. Коробка огромна, но, к сожалению, не предназначена для удобного хранения компонентов – она просто пустая, пара отделений ей бы не помешала. Поле – слишком большое и тусклое, разделение карты на земли – невнятное. Чуть ли не одну треть всей доски занимает название игры, благо лишнее место мы используем для хранения необходимых в игре жетонов. Фигурки – выбор цвета и силуэтов затрудняет игровой процесс, некоторые фигурки очень похожи, и с усилием можно различить, где колонист, а где купец. Жетоны открытий слишком большие и залезают на другие территории. Также удивляет выбор цветов шрифтов на некоторых жетонах – на значимых достижениях белые буквы на тусклом фоне – не слишком удачный вариант. Монетки отлично исполнены, но тоже слишком большие. Всё это конечно не слишком значимые недостатки и относятся по большему счёту к визуальному восприятию. К счастью, занимательный игровой процесс полностью восполняет эти негативные моменты. Игра проходит динамично и интересно.

Age of Empires III: The Age of Discoveryэто добротная стратегическая игра с экономической составляющей, цель которой оптимально распределить рабочую силу для получения максимальной отдачи на каждом ходу. При этом существует косвенное взаимодействие между игроками, иной раз оно может быть решающим и иметь огромное значение в развитии колонии соперников. Доля случая в игре минимальна, а способов достижения победы предостаточно, чтобы можно было сказать, что это игра не на один раз. Можно сосредоточиться на открытии новых земель и контроле захваченных регионов, а можно заняться сугубо развитием экономики и торговлей. Но победы, скорее всего, добьётся игрок, сумевший найти правильное сочетание двух и более стратегических подходов.

В нашей партии на двоих, которая длилась около 90 минут, мы выбрали абсолютно разные пути развития. Один игрок был главным первооткрывателем, контролировал большее количество колоний и удачно планировал военные действия. При этом, его стратегия оказалось весьма затратной. Другой же игрок выбрал в качестве своей главной цели экономическое развитие. Он налаживал новые торговые пути, имел много товаров и кораблей, к концу игры даже стал владельцем сахарного завода. Проблем с денежными средствами у него не было, и чуть ли не каждый тур игрок проводил технические и научные улучшения. Но финальный подсчёт очков показал, что отрыв был минимальным (92 против 91). В подтверждение слов о сочетании нескольких стратегий, явное преимущество в отдельной составляющей еще не гарантирует победу. Это говорит об отличном балансе в игре. В итоге мы получаем хорошо сбалансированную, увлекательную, динамичную и не сложную стратегическую игру, недостатки оформления которой меркнут перед её достоинствами.

Наша оценка: 8/10.

Реклама
  1. keitab
    Декабрь 6, 2010 в 20:23

    Эхх, жаль, конечно, что она такая серенькая! Но механизм прикольный, и это я говорю вовсе не потому, что выиграла 🙂

    • Декабрь 6, 2010 в 22:22

      А если бы проиграла, то сказала бы, что плохая игра ? 🙂

  2. Февраль 6, 2012 в 19:53

    Отличная игрушка, недавно играл!

    • Февраль 6, 2012 в 19:55

      Согласен. Я всё мечтаю, что удастся собрать компанию на неё.

      • Февраль 7, 2012 в 07:05

        Забыл указать играли с дополнением. появились строители, дополнительные открытия.

  3. Февраль 6, 2012 в 19:57

    Мы как раз впятером сыграли, это вроде полный состав

  4. Арутюн
    Май 30, 2012 в 15:25

    ребята выручайте — купил — нкоторые аспекты игры понял (может кто в курсе есть где либо видео коментарий (как пример первый игрок ходит второй и т.д.) за ранее благодарю с Ув. Арутюн

    • Май 30, 2012 в 19:04

      Что конкретно непонятно? Задавайте вопросы, постараемся помочь 😉 В правилах, в принципе, подробно описано насчёт порядка хода. Если в общих чертах: все по очереди выставляют по одному человечку на линии действий справа, после того, как все расставили, действия разыгрываются сверху вниз.

      Вот тут нашёл подробное видео партии, правда, на англ. языке:


  5. Петр
    Март 22, 2013 в 12:41

    Здравствуйте! Купили с ребенком и не знаем как начать!? Не понятно в какой очередности ставить колонистов в поле «очередность хода», потом как в поле инициатива и т.д.!? Инструкцию перечитали раз по пять!

    • Март 22, 2013 в 13:11

      Привет!
      В начале игры в поле очерёдности хода фишки ставятся случайным образом, вам просто нужно решить, кто будет ходить первым. Далее порядок хода будет определять поле инициативы: кто поставил фишку на первое деление, будет ходить первым и т.д. («очередь с линии Инициативы переходит в зону Очередности, заменяя очередность прошедшего тура «. В правилах это достаточно подробно расписано, если что уточняйте.

      • Петр
        Март 22, 2013 в 13:22

        Спасибо попробую! Если что отпишусь!

        • Март 22, 2013 в 15:19

          В начале игры случайным образом расставляются фишки в поле очерёдности хода. Первый игрок получает 10 монет, второй — 11, третий -12 и т.д. После каждый, начиная с первого игрока, ставит по очереди по 1 фишке за раз на любое из игровых полей по желанию, в т.ч. на трек инициативы.
          Когда все расставились, эффекты треков разрешаются сверху вниз (что важно, т.к. трек инициативы первый и его эффект — в самом начале, а от очерёдности зависит, кто выигрывает торговый корабль при одинаковом количестве людей).

        • Март 22, 2013 в 15:48

          Не за что. Вот Дмитрий эксперт по АоЕ, он уж точно знает ответы на все ворпосы 🙂

        • Март 22, 2013 в 15:58

          Я не эксперт, я просто люблю грабить. Вы сами были виноваты в той игре — занимались скучной колонизацией вместо таких весёлых вещей, как коллекционирование товаров и грабёж

        • Март 22, 2013 в 16:03

          Злой ты! 🙂

  6. Аноним
    Март 26, 2013 в 21:29

    А где её купить можно? =\

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s