Главная > Betrayal at House on the Hill > Betrayal at House on the Hill – 50 историй о доме на холме

Betrayal at House on the Hill – 50 историй о доме на холме

Казалось бы, игр-страшилок нам хватает, есть и Ужас Аркхэма и Mansions of Madness: как говориться, играй – не хочу. Но душа всё равно требует свежей порции адреналина, новых неизведанных, пугающих мест, а руки так и тянутся к очередной коробке с мистическими историями. Так произошло и на этот раз, когда на распродаже я приметил Betrayal at House on the Hill, игру, о которой мне было известно немногое, а именно, что это «ужастик» 2004 года от Avalon Hill (Hasbro) и Wizards of the Coast про исследователей и некий дом, полный тайн и призраков.

Начало партии на троих игроков

Первое впечатление после вскрытия коробки было отнюдь не радужным – блеклые тайлы комнат, невыразительные карты, жетоны разных форм с какими-то словами, а не рисунками, нелепые фигурки. Неудивительно, что разбалованные «жирными» миниатюрками от Fantasy Flight Games, мы поначалу немного расстроились.

Правильно! Детей вперёд, а сам сзади с фонариком

А дальше – больше. Когда я выдавил все компоненты, оказалось что тайлы комнат и карточки персонажей искривлены. Даже после недели под тяжеленным весом они не выпрямились, а так и остались слегка «сгорбленными». Играть, конечно, не мешает, но неприятный осадок всё же остался. Позже на BGG я узнал, что это широко известная проблема второй редакции игры (производитель допустил ошибку в технологии изготовления картонных компонентов), и что нужно написать издателю, и тогда тайлы заменят. Я сразу же отправил жалобу и буквально через день получил ответ: мол, надо указать обратный адрес, и тогда запрос перешлют в специальный отдел, а там в свою очередь всё исправят. Адрес написал, и на днях получил мейл: «ждите посылку в ближайшую неделю-две». Немного полегчало.

Следующим разочарованием были правила, которые написаны, мягко говоря, «оригинально». Про такие простые истины, как порядок хода и пояснение всех без исключения игровых моментов, авторы наверно забыли. Благо, что правила несложные, и мы в них разобрались по ходу дела.

На этом неприятности закончились, а далее случилось нелогичное – мы неожиданно влюбились в эту игру. Это даже не смотря на то, что при заявленном минимуме в 3 игрока мы играем вдвоём сразу за 3 персонажей. Чем же нас так покорил Betrayal at House on the Hill?

Трудно в учении, легко в бою

Уже после первой партии становится понятно, что в игре нет каких-то замысловатых механик, надоедливых нюансов или трудно запоминаемых символов. По сути, тут всего два основных момента, которые следует держать в голове – это возможные действия персонажа, такие как передвижение и атака, и правила исследования комнат. Касаемо действий – тут всё просто. Персонаж двигается согласно характеристике скорости на его карточке (speed), а атакует с помощью силы (might).

Комнаты исследуются ещё проще: игрок выбирает направление, после вскрывает тайл соответствующего уровня дома, а затем максимально логично присоединяет его к текущей комнате и перемещает фигурку своего персонажа. Если на комнате нарисован значок события/ предмета/ знамения, то игрок тянет карту и следует её указаниям. Событие обычно требует совершить проверку какой-то характеристики, предмет – даёт возможность заполучить оружие, а предзнаменование – это что-то среднее между предметом и событием, — тут можно и нарваться на неприятности и найти что-то полезное.

Проверки характеристик проводятся на специальных кубиках с тремя возможными символами: пусто, 1 и 2. Выглядит это примерно так: «На вас со стен начала сыпаться штукатурка, проверьте скорость (5+), чтобы отпрыгнуть в сторону. Если вы провалили проверку, получите 1 кубик физического увечья». Игрок смотрит текущее значение скорости своего персонажа, берёт количество кубиков, равное этому значению, и бросает с надеждой в сумме получить 5 или больше точек.

В общем, правила несложные, и действия, которые необходимо совершить, обусловлены картами событий, предметов и сценариями.

Пьеса в двух частях

Партия в Betrayal at House on the Hill состоит из двух абсолютно противоположных в плане взаимоотношений между игроками/ персонажами частей. Первая – это исследование дома. Оказавшись запертыми в жутком особняке, герои начинают бродить по разным помещениям в поисках выхода. Поиски сопровождаются различными мистическими событиями и неожиданными находками. Интересно, что дом поделён на уровни, — можно подняться на второй этаж и испытать удачу там, а можно случайно провалиться в подвал, откуда выбраться не так-то и просто.

Поначалу игроки действуют в команде, поэтому первая исследовательская часть проходит относительно мирно. Но длится эта благодать недолго.

Чёрная ворона - плохой знак

На некоторых тайлах есть значок «знамения». После того, как игрок обнаружил комнату с таким значком, он не только тянет соответствующую карту, но и делает проверку на предательство — кидает 6 кубиков. Если результат меньше количества вскрытых карт «знамений», то происходит ужасное – в одного из героев вселяется зло, и он становится предателем.

Фактически, команда раскалывается, и у каждой стороны появляются свои цели. Игрок-плохиш и номер сценария, по которому теперь будет развиваться сюжет, определяется по специальной матрице в книге предателя. Далее и предатель и герои изучают задания в своих книжках. Часто и те и другие совершают небольшие подготовительные манипуляции с жетонами и зачитывают «общий» текст. Ещё у каждой стороны есть тайная информация и подсказки, которые известны только им, что добавляет в развитие сценария неожиданные повороты. Герои знакомятся с условиями победы, а предатель – с монстрами, которые будут находиться под его контролем. Цель предателя преимущественно одна – расправиться со всеми героями.

С виду ну точно предатель!

После ознакомления с заданием игра продолжается, только уже в другом ключе: герои судорожно пытаются выполнить условия победы, а предатель, заливаясь демоническим смехом, всячески им мешает.

Сценарии очень разнообразные и оригинальные, и вообще, их целых 50 штук! Например, в последнем, что мы играли, история была следующей. Предатель специально затащил героев в особняк, т.к. особняк был живым и нуждался в подпитке жизненной силой людей. С каждым ходом персонажи старели и получали различные штрафы к своим характеристикам. За смерть героя предатель, наоборот, молодел и улучшал свои параметры. Чтобы спастись, героям нужно было совершить специальные ритуалы в указанных комнатах.

Конец партии - дом заметно расширился

Просто, но со вкусом

Несмотря на всю простоту, сама игра проходит очень атмосферно, т.к. именно незамысловатость правил позволяет с лёгкостью погрузиться в эти жуткие мини-истории. Само исследование длится 20-30 минут, а фаза борьбы с предателем и того меньше, минут 15-20. Сценарии небольшие: история на пару предложений плюс несколько слов о специальных правилах и условия победы. В общем, заскучать вы просто не успеете.

Со временем захватывающий игровой процесс взял своё, и мы перестали заострять своё внимание на огрехах исполнения. Кроме того, многие моменты перекочевали из категории «недостатки» в «интересные особенности», которые по сравнению с другими играми придают этой настолке некоторую изюминку. После нескольких партий не возникает никаких сомнений, что «начинка» Betrayal at House on the Hill приготовлена на совесть. Это и трепетное отношение к персонажам, у которых даже есть хобби и дата рождения, и множество специальных комнат, исследование которых сопровождается тем или иным событием, ну и, конечно, огромное количество леденящих душу и в то же время таких ироничных сценариев.

Задания продуманы до мелочей, и все эти мелочи чудесным образом формируют одну связную историю. Конечно, нужно понимать, что игра эта не на победу, а на сюжет, и от случая тут не уйти, — он закрался и во вскрытие тайлов комнат, и в хитрую систему выбора предателя, ну а в кубиках он, вообще, чувствует себя как дома. Не стоит надеяться и на баланс сил в сценариях, т.к. даже расположение комнат может идти на руку как одной, так и другой стороне.

Подытожим:

  • Подготовка к игре не займёт много времени
  • Динамичные запоминающиеся партии длиной около часа
  • На практике правила усваиваются без особых проблем
  • Оригинальный сюжет, в котором любой может оказаться предателем
  • Атмосфера «страшилки» реализована на должном уровне
  • Куча разнообразных сценариев

  • Неважно написанные правила
  • Мало карт событий и предметов
  • Много случая, что неудивительно, т.к. игра не на победу, а на историю
  • Кривые тайлы второго издания 2010 года, которые, впрочем, обещают заменить
  • Нужно знать английский, т.к. каждый может быть на месте предателя, а со сценарием нужно знакомиться тайно

Наша оценка 8,5/10.

Реклама
  1. Декабрь 8, 2011 в 08:58

    А плюсов то на один всего лишь больше=)
    Игра хорошая, но жаль, что для большой компании.

    • Декабрь 8, 2011 в 19:27

      Недостатки есть, и это факт. Кому-то они покажутся критичными, но мы с ними благополучно ужились 🙂

  2. Декабрь 8, 2011 в 18:59

    Сам в выходные вертел коробочку в руках, но решил повременить с покупкой, все-таки много текста и читать его придется любому игроку, да еще и показывать другим нельзя. И если в компании с английским не у всех все ладно, то возникнут сложности.

    А игра, судя по всему инртересная, да еще и достаточно быстрая для такого жанра.

    • Декабрь 8, 2011 в 19:29

      Ужастик-филлер, я её называю. Подойдёт, когда хочется жутких, но коротких историй 🙂

      • Декабрь 8, 2011 в 19:55

        а мне именно это не нравится в игре — слишком быстро для меня все происходит, насладиться приключением не успеваю )) надо чаще играть, значит!

  3. Декабрь 11, 2011 в 11:44

    прям заинтересовалась 🙂

  4. MisteriG
    Май 18, 2012 в 13:55

    Погляжу в эту сторону после освоения Ужаса Аркхэма, Mansions of Madness и Last Night of the Earth)

    • Май 19, 2012 в 03:46

      Много придётся русифицировать 😉
      Слышал, что на Тесере кто-то занялся переводом сценариев.

  5. Zer
    Январь 17, 2013 в 19:40

    Спасибо за обзор! Тоже оказался обладателем «кривой» редакции. Подскажите вкратце процедуру запроса тайлов на замену.

    • Январь 17, 2013 в 20:09

      Об этом как раз писал в отдельном посте:

      https://boardgameslv.wordpress.com/2011/12/21/betrayal-at-house-on-the-hill-tile-replacement/

      • Zer
        Январь 29, 2013 в 11:56

        огромное спасибо за наводку. замену тайлов уже (!) получил. меньше 2 недель заняла переписка и получение посылки — я немного в шоке от такой скорости ))

        • Январь 29, 2013 в 14:01

          С сервисом у них всё в порядке, так что теперь можете думать, что делать со старым комплектом тайлов. Я пока оставил, жалко выкинуть. Может в будущем для своей игры использую 🙂

  6. redeath@mail.ru
    Март 3, 2013 в 18:37

    «Это даже не смотря на то, что при заявленном минимуме в 3 игрока мы играем вдвоём сразу за 3 персонажей»
    Владимир, это действительно возможно? А как быть с предателем, играть один ход за предателя, а другой за положительного персонажа, если один из твоих персонажей им оказывается? )

    • Zer
      Март 3, 2013 в 19:17

      мы (нас трое — играем за 4) в таком случае передаем управление «добрым » персонажем другому игроку.

      • Март 3, 2013 в 21:56

        Именно так, всё равно в начале, пока исследуешь дом, не принципиально, кто кем руководит.

  7. redeath@mail.ru
    Март 3, 2013 в 21:03

    Играть за доп. перса не сложно? ) А вот 50 сценариев это, конечно, роскошно. Сразу видно, что разработчик не FFG )) А вот тайлам не помешал бы редизайн покрасивше, конечно.

    • Март 3, 2013 в 21:58

      Пока идёт кооператив не сложно абсолютно, ходи по дому, исследуй, собирай лут. Когда начинается противостояние, то самому с собой тоже легче договориться 🙂

      Да, и перевод есть всех сценариев кстати уже есть. Тайлы и жетоны средненькие, да и фигурки тоже, правда, покрашенные.

  8. RED
    Март 4, 2013 в 08:00

    Мда, вот бы Mansions of Madness такое же кол-во сценариев. А этой игре оформление от МОМ. Владимир, вам МОМ больше нравится?

    • Март 4, 2013 в 10:38

      Мне больше Mansions of Madness нравится, в Бетраяле желательно большую компанию (которую не всегда найдёшь), да и в зависимости от ситуации развязка в сценарии не всегда получается, скажем так, напряжённой. Но зато Бетраял играется за час.

      • Zer
        Март 5, 2013 в 03:08

        Поддерживаю. у Предательства огромные плюсы: моментальная подготовка и небольшое, но довольно насыщенное игровое время. Сценарии попадаются весьма интересные.и развязки случаются весьма неожиданные , порой для обоих сторон 🙂

  9. Shinner
    Март 4, 2013 в 20:16

    А у кого как держатся клипсы на карточках персов? А то, покупая переживал лишь за «кривость» тайлов комнат, а реальной оказалась проблема клипс… Приходится играть не карточками персов, а доп-но распечатанными листами. На БЖЖ же проблему свободно болтающихся клипс как то не поднимали вроде — что у всех они держатся жёстко на листах Героев?

    • Март 4, 2013 в 23:05

      С клипсами проблема тоже есть, но из всех можно выбрать/подобрать, чтобы более-менее держались.

    • Zer
      Март 5, 2013 в 03:04

      если плохо держится — чутка поджать и аккуратно надеть.

      • Март 5, 2013 в 10:33

        Спасает, но временно. Можно, в принципе, как при выпрямлении миниатюр — под кипяток, сжать, а потом под холодную.

    • Shinner
      Март 5, 2013 в 20:55

      Была мысль края гексов Героев прозрачным скочем утолщить, но рука не поднялась…

    • Виктор
      Июнь 14, 2015 в 14:50

      Подскажите пожалуйста после прохождения 50 сценариев, реиграбельность существует?И можно ли все таки играть вдвоем?

      • Июнь 14, 2015 в 18:58

        Если всё переиграть, то тайные цели будут известны… правда, мне кажется, что многое к тому времени уже забудется — это ж 50 партий! Вдвоём можно играть, контролируя по 2 героя. На BGG пишут, что терпимо, но всё равно не то. Оптимально 4+ игрока.

  10. MisteriG
    Ноябрь 26, 2014 в 15:54

    Решил что окружающих я не подтяну до такого уровня английского несмотря на переводы в интернете, а локализации в ближайшем будущем не планируется продал английскую нераспакованную и заказал русифицированную версию игры «для ознакомления». Получил вчера на русском от Хана Тохтамыша. Шикарно сделана конечно) На уровне наших локализаторов и даже лучше качество некоторых. Одни книги предателей и сыщиков чего стоят. Будем в выходные изучать, возлагаю большие надежды и по количеству игроков и по продолжительности игры и по сложности и по атмосферности))

    • Ноябрь 26, 2014 в 16:46

      Да, он крутые версии делает, пойду, кстати, посмотрю фотки, давно не заходил на его сайт.

  1. Декабрь 8, 2011 в 11:13
  2. Декабрь 17, 2011 в 12:28

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s