Главная > 1812: The Invasion of Canada > 1812: The Invasion of Canada — осваиваем военные игры

1812: The Invasion of Canada — осваиваем военные игры

В очередной раз убеждаюсь в своей всеядности в плане потребления настолок. Начитавшись в последнее время захватывающих отчётов о партиях в военно-исторические игры, мне тоже захотелось попробовать себя в роли отважного главнокомандующего.

Первом делом нужно было найти не слишком комплексный, подходящий для новичка, варгейм. И тут, как нельзя кстати, на игротеке предложили сыграть в Successors от GMT Games. Впечатления остались положительные, но скомканные, т.к. в самом начале парии упустили одно существенное правило, сильно повлиявшее на исход нашего противостояния. Ошибку заметили только спустя 3 часа, поэтому переигрывать не стали. Второй момент – это трудности в освоении. Successors оказался игрой не из лёгких, а бросаться с места в карьер при знакомстве с новым жанром не стоит. Зато после той пятичасовой партии я понял, какие механики мне по душе, и начал поиск военной игры, соответствующей этим критериям.

Successors - партия в разгаре

Итак, нужна была военно-историческая игра, которая хорошо идёт как на 3 и более игроков, так и на двоих. Из механик предпочтительны: контроль территорий, сражения на кубиках, разные свойства армий, карты приказов и различные варианты достижения победы. Порывшись на сайтах и форумах, и расспросив добрых людей, я понял, что хорошую игру такого плана найти, в принципе, не проблема, проблема достать её у нас. Выход оставался один – довольствоваться тем, что есть у знакомых. Ну, ничего, ведь задача номер 1 – поближе познакомиться с военными играми и понять, моё это или нет.

Где-то неделю назад герой предыдущей статьи-интервью, Янис попросил у меня «на поиграть» Elder Sign. Я сразу же вспомнил о его коллекции, в которой имеется немало варгеймов, и попросил что-нибудь на двоих. Так ко мне попала коробка с 1812: The Invasion of Canada – военно-исторической игрой начального уровня из серии «Рождение Америки».

Немного истории

1812 год. Идёт война наполеоновской Франции с Россией и европейскими странами. Британцы отчаянно сопротивляются Наполеону, им, как никогда требуется подкрепление. Новобранцев англичане привлекают службой в военно-морском флоте, а иногда, как в случае с захваченными американцами, принуждают под дулом пистолета. Попутно Англия стремится к подрыву экономики и торговли Америки. Стараясь защитить свои суверенные права и укрепить позиции, 18 июня 1812 года Соединённые Штаты объявляют войну Англии. Пользуясь тем, что британские войска заняты сражениями с Наполеоном, американцы пытаются выдворить врага с территории Северной Америки. Англия удивлена таким положением дел – ей приходится вести боевые действия сразу на двух фронтах.

Коротко об игре

В настольной игре 1812 – Вторжение в Канаду от компании Academy Games (издателя популярной военной игры о сражениях на Курской дуге в 1943 году — Conflict of Heroes) игроки берут на себя роль одной из двух объединённых военных коалиций, принимающих участие в Англо-американской войне 1812-ого года. На стороне Англии сражаются британские регулярные войска, канадская милиция и племена индейцев. Им противостоят войска регулярной армии Америки и американская милиция. Игрок, контролирующий на момент окончания игры больше всего территорий, объявляется победителем. Игра поддерживает от 2 до 5 игроков, время партии от 1 до 2 часов.

Компоненты

Перед нами довольно тяжёлая коробочка, самым массивным среди содержимого является игровое поле, размером примерно 100 на 50 см. Северная Америка поделена на две части: красным отмечены подконтрольные территории Англии, синим – Америки. Никаких сложных таблиц и матриц, только два трека: один для отсчёта раундов, другой для определения очередности хода.

Под полем, расфасованные по пакетикам, скрываются разноцветные кубики – боевые отряды. Американская милиция и регулярные войска (белые и синие цвета) – это силы Америки, которым противостоят регулярные войска Англии, канадская милиция и племена индейцев (красные, жёлтые и зелёные цвета). К каждой армии прилагается набор пластиковых боевых кубиков и 12 карт приказов. На боевых кубиках имеются 3 разных грани: мишень, бегущий человечек и «пусто».

Отряды, боевые кубики, карты приказов

Мишень означает попадание, при котором противник убирает один кубик с территории, на которой проходит сражение.
Человечек – это бегство. Когда выпадает эта грань, отряд данного цвета покидает армию и помещается на специальное место – временное пристанище для беглецов. В начале следующего раунда все кубики с этого поля возвращаются в игру в качестве подкрепления.
И наконец, пустота означает так называемое решение командира, позволяющее отряду отступить на соседнее «дружественное» деление.

Перейдём к картам. В каждой из 5 колод по 8 карт движения и 4 специальных карты. Карты — «лён», иллюстрации отличные, кроме того, каждый эффект спец-карты имеет историческое обоснование-справку.

1 и 3 - карты движения, 2 и 4 - специальные карты.

Число кубов, символы на гранях, свойства карт приказов, а также количество кубиков-отрядов варьируется в зависимости от армии и отражает численность и свойства солдат того времени. Например: отрядов американской милиции гораздо больше, нежели британских регулярных войск. Англии тогда было накладно обучать профессиональную армию, да и банально не хватало людей. Зато по своему боевому духу, мобильности и мощи британцы превосходят американскую милицию. На их кубиках больше мишеней, а убегающие человечки вообще отсутствуют. Индейцы – вообще самая интересная армия. Они могут отступать не только на «дружественные» территории, но и на свободные вражеские. Кроме того, они форсируют озёра не с помощью кораблей, как другие войска, а с помощью каноэ, и могут комплектовать экипаж из всех находящихся на берегу племён.

Кубики очерёдности хода

Осталось сказать пару слов о жетонах контроля и кубиках очерёдности хода.
Кубики тянутся из мешка вслепую и определяют порядок активации армий на раунд, т.е. стороны не знают, в каком порядке будут действовать их армии. Жетоны контроля двусторонние. В случае захвата вражеской стратегически важной территории с символом звезды, на неё кладётся жетон «победным» флагом вверх.

Компоненты приятные во всех отношениях, хотелось бы, конечно, вместо кубиков видеть фигурки солдат, но это же варгейм, и тут на первом месте реалистичность событий, а не миниатюры и яркие картинки. Ко всему прочему манипулировать кубиками быстрей и удобней.

Правила

Правила просты и занимают всего 6 страничек, написаны понятным языком с кучей полезных примеров. В конце книжки прилагаются несколько сценариев, отличающихся начальной расстановкой армий. Есть даже ознакомительный, состоящий всего из двух раундов.

В начале партии выбираем сторону, за которую будем сражаться. При игре вдвоём – всё просто: один играет за Америку, другой – за Англию. Если игроков больше двух, то нужно решить, кто с кем будет в команде. Т.е. при любом раскладе в партии будут участвовать все 5 армий, а противоборствующих сторон будет только 2. Расставляем кубики согласно сценарию, берём карты приказов и в бой!

Каждый раунд начинается с порядка определения очерёдности хода. Тянем кубик и смотрим, какая армия действует первой. После отыгрыша хода снова запускаем руку в мешок, и так до тех пор, пока не будут активированы все армии.

Начало партии

Ход игрока состоит из четырех фаз:

1. Подкрепление. На поле есть специальное место появления каждой из армий. Именно на эти клетки кладутся все кубики-отряды активной армии, сбежавшие из боёв в предыдущем раунде. Вдобавок игрок дополнительно может ввести в игру указанное на данной территории количество кубиков в качестве подкрепления.
2. Розыгрыш кар приказов. Из трёх карт приказов игрок должен обязательно разыграть одну на движение. Дополнительно можно сыграть до двух специальных карт. Специальные карты обычно дают бонусы к сражениям и движению. Сыгранные карты убираются из игры. Двигаться можно на расстояние, указанное на карте приказа, там же обозначено количество активируемых войск. Войско – это все дружественные отряды, находящиеся на одной клетке, но среди них обязательно должен быть хотя бы один отряд активного цвета, т.е. армии, которая на данный момент ходит.
3. Бой. На всех клетках, где присутствуют противоборствующие армии, начинаются сражения. Тут всё просто: бросаем кубики и применяем результат. Игрок, на чьей территории проходит сражение, кидает первым. Число кубиков зависит от цвета и количества отрядов. Напомню, что американская сторона имеет 2 кубика для синих и 3 для белых, а британская – 2 для красных и по 3 для зелёных и жёлтых. Так вот, количество боевых кубиков зависит от числа отрядов, но не может быть больше, чем указано выше, т.е. при росте численности армии увеличивается её стойкость за счёт допустимых потерь. Бой заканчивается, как только одна сторона полностью вытеснит с территории другую. В случае захвата чужой территории, победившая сторона кладёт на неё свой жетон контроля.
4. Пополнение руки. В конце хода игрок добирает карты приказов, чтобы на руках у него было 3 штуки.

Раунд заканчивается, когда походят все 5 армий.

Теперь об условиях победы, они достаточно оригинальные. Начнём с того, что в колоде каждой из армий имеется особая карта движения – перемирие. Так вот, если в каком-либо из раундов (после третьего) одна из сторон сыграет последнюю карту перемирия (вторую за Америку или третью за Англию), то этот раунд объявляется последним. В конце раунда игроки подсчитывают жетоны контроля – у кого их больше, тот и победил. Получается, что с одной стороны приход карты перемирия зависит от случая, и если из трёх карт для движения имеется только эта, то её придётся выложить. Но с другой стороны – в колоде для каждой армии всего по 12 карт, 8 из которых на движение, т.е. теоретически можно предугадать приход перемирия, и за партию у каждой из сторон будет несколько моментов для принятия решения – оттягивать перемирие или заключать договор как можно скорей.

Впечатления

Компоненты отличные, как по качеству, так и в плане функциональности. Не помешало и то, что мы играли во французскую версию. Текст присутствует только на 4 специальных картах каждой из пяти армий. Можно распечатать английский вариант, или сделать перевод на русский и вставить его в протекторы. Мы просто пользовались распечатками – по листочку на каждую из сторон, и никаких проблем.

Основное достоинство военно-исторических игр в том, что они максимально достоверно отражают реальные события того времени. Что ж, во время партий я действительно чувствовал себя неким главнокомандующим, склонившим голову над полем сражений. Все эти нехитрые приёмы с количеством доступных отрядов, начальной расстановкой, числом боевых кубиков, разными гранями и картами приказов здорово передают ключевые моменты Англо-американской войны, а также преимущества и недостатки армий.

Но самое главное, что освоить игру не составит труда даже новичку. Тут не требуются какие-то мозголомные вычисления, нет сложных матриц, таблицы, модификаторов, – всё работает гладко, интуитивно понятно, что для варгеймов довольно редкий случай.

Вариантов действий на раунд множество: кем походить, какие армии объединить, в каком случае отступить, куда бросить подкрепление, когда сыграть специальное событие, или выложить последнюю карту перемирия. Партии проходят не скучно: бои на кубиках не утомляют, половина обычно заканчивается отступлением или бегством. По ходу игры нужно постоянно следить за силами противника, выстраивать оборону, но и не забывать про атаку, ведь очки дают только за захват и контроль вражеских территорий.

Я считаю, что для тех, кто только знакомится с военно-историческими настольными играми, 1812: The Invasion of Canada – отличный вариант. Да что тут разглагольствовать, хватит того, что Катя, которая просто терпеть не может войнушки, довольно лестно отозвалась об игре. «Не люблю я биться друг с другом, конечно, но поКатит», – сказала она 🙂 Я же поставлю 8 баллов.

Всё-таки не такие уж они и страшные, эти варгеймы, главное знать, с какой стороны к ним подойти и иметь определённый настрой и желание поучаствовать в исторических битвах.

Реклама
  1. Апрель 18, 2012 в 11:50

    И я, и я уже лет 5 как хочу варгеймы, но пока не удавалось приблизиться хотя бы на посмотреть. Наверное закажу что-нибудь как-нибудь… Только я бы хотел варгейм средневековой эпохи, где есть наши Вяликое Княжество Литовское или хотя бы Реч Посполитая
    Или по войне второй мировой, с танками.

    • Апрель 18, 2012 в 22:29

      Попробуй для начала что-нибудь доступное, например, от Статус Белли, если у вас продаётся.

      • Апрель 19, 2012 в 02:10

        Да вроде бы ничего такого не видно в магазинах. Одна казуальщина

        • Август 21, 2012 в 18:52

          Средневековый варгейм с Киевской Русью и другими местами конца 12 века назывался Warlords of Europe. Если наложить все советы от BGG на оригинальные правила — вполне неплох.

  2. Виктор
    Май 3, 2012 в 00:43

    Спасибо за столь подробный и интересный обзор! Действительно интересная и простая в правилах игра. Пара вопросов — сколько времени заняла партия и насколько зависит ситуация на игровом поле от принятых ранее решений — потерпев несколько поражений подряд возможно ли отыграться по ходу игры или становишься аутсайдером?

    • Май 3, 2012 в 01:18

      Пожалуйста, Виктор!
      Самое большое игра у нас заняла около 2ух часов, по-моему, это была наша первая партия. А так, играя вдвоём, реально уложиться в час-полтора. Сколько мы сражались, ещё не было такого, чтобы кто-то вырывался вперёд, в основном, вплоть до последнего хода идёт равная и в какой-то степени психологическая борьба. До конца не знаешь, с какой стороны и кто на тебя попрёт, и в какой момент будет сыграна последняя карта перемирия. Конечно, кубики могут сыграть злую шутку, да и распределение на порядок хода не всегда «радует», но это всё-таки лёгкая военная игра, которая подразумевает незамысловатые стратегические решения и в то же время прощает ошибки.

  3. Варлорд1
    Август 26, 2012 в 14:30

    Если не сложно выложите на тесере перевод карточек к этой игре. Прочитал обзор — заинтересовала !

    • Август 26, 2012 в 18:38

      Перевода, к сожалению, нету, мы играли с английскими распечатками, которые, по-моему, были взяты с BGG (игра не моя).

  1. Апрель 18, 2012 в 10:26
  2. Июль 17, 2013 в 16:38

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s