Главная > The Cave > The Cave – один день из жизни спелеолога

The Cave – один день из жизни спелеолога

После изнурительных подъёмов на опасный восьмитысячник К2 польский дизайнер Адам Калужа предлагает нам на время оставить альпинизм и заняться более «приземлённым» хобби. В The Cave игрокам предстоит руководить командой учёных-спелеологов, которые всё своё свободное время проводят в тёмных и сырых пещерах, исследуя их замысловатые лабиринты. Дел у них полно: фотографировать сталактиты необычной формы, форсировать подземные ручьи, протискиваться сквозь извилистые туннели, покорять новые глубины и, конечно же, петь под гитару во время привала. Насколько интересно быть спелеологом в настольной игре, об этом в сегодняшнем обзоре новинки The Cave.

Компоненты

Коробка стандартной формы встречает красивой иллюстрацией, полностью раскрывающей суть игры. Внутри фишки игроков, стартовые и персональные поля, гора жетонов и огромное количество мелких тайлов. Конечно, хотелось бы видеть большие живописные тайлы, но вся эта красота вряд ли уместилась бы на столе, ведь по ходу партии пещера может разрастись до непредсказуемых размеров. Кстати, кусочки пещеры напоминают сильно уменьшенные тайлы из Клаустрофобии – этакий карманный вариант. Фишки игроков и привала перекочевали из К2 – они точь-в-точь такие же, как альпинисты и палатки, не хватает только «ребристого» друга. Поначалу испугала гора различных мелких жетонов, но потом оказалось, что это просто жетоны победных очков за исследование местности разного типа.

Коротко об игре

The Cave
2-5 игроков, время партии 30-60 минут

Повторюсь, что игроки берут под контроль целые команды учёных, решивших исследовать незнакомую пещеру. Свой путь они начинают с так называемой базы, на которую по ходу экспедиции им придётся вернуться не раз, так как база обладает нескончаемыми запасами провизии и снаряжения. Наполнив рюкзаки всем необходимым, учёные приступают к изучению пещеры. Один за другим они открывают тайлы с различными типами местности и пытаются их покорить. Тут-то и понадобится экипировка: верёвка, баллоны с воздухом, рафт, фотоаппарат. За успешное исследование игроки получают заветные жетоны победных очков. Команда учёных, которая наберёт больше всех очков и, что немаловажно, успеет вернуться до конца экспедиции обратно на базу, и будет объявлена победителем.

Ход игры

Перед партией тайлы пещеры делятся на 4 стопки согласно уровням, и в зависимости от числа игроков некоторое количество тайлов из каждой кучки случайным образом убирается обратно в коробку. Каждому выдаётся по фишке команды, привала и персональное поле с отсеками для снаряжения и еды. Фишки игроков ставятся на базу и экспедиция начинается.

На ход даётся 5 очков действия (ОД). Посмотрим, куда их можно потратить, и какие предметы экипировки могут пригодиться спелеологам во время путешествия.

А не пора ли подкрепиться?

Ход начинается с того, что команде для продолжения своей учёной деятельности требуется плотно покушать. Для этого игроку необходимо скинуть 1 жетон провизии. Если еды в рюкзаке не осталось, то единственное что может сделать игрок – это потратить весь свой ход на то, чтобы передвинуть фишку на 1 любой тайл, – желательно по направлению к базе, где он вновь может пополнить запасы еды. «Покушать» не стоит игроку очков действия, это просто обязательное условие сохранения боевого настроя своей команды.

Нужно осмотреться…

Если на тайле, где стоит фишка команды, есть хоть один «свободный» выход, то игрок может продолжить исследование пещеры. За 1 ОД он берёт тайл из текущей стопки, вскрывает его и прикладывает к любому из выходов по своему усмотрению. Если тайл не подходит, т.е. путь упирается в стены, то он скидывается, и на его место кладётся тайл завала. Завал можно пройти за 2 ОД, но исследовать новые тайлы с него уже нельзя.

После вскрытия на тайл со значком типа местности тут же помещается соответствующий жетон исследования, который в конце игры принесёт победные очки. Теперь дело за малым – пойти и взять жетон.

Любые преграды по плечу

Зайти на простой тайл стоит 1 ОД. Если на пути вам попалась извилистая местность, то, чтобы получить жетон исследования, команде придётся потратить от 2 до 4 ОД в зависимости от уровня «извилистости». Водные тайлы можно исследовать только за 2 ОД и 1 баллон кислорода, хотя просто пересечь водоём можно все за 1 ОД при наличии в рюкзаке рафта, но в этом случае заветный жетон команда не получает, т.к. только погружение под воду приносит учёным драгоценный спелеологический опыт. Имея при себе фотоаппарат, можно вдохновиться красотами пещеры, и сделав снимок, забрать себе соответствующий жетон. Чуть сложнее со спуском. Значок троса означает снижение уровня пещеры на 25 метров. Исследовать такой перепад высоты стоит 2 ОД и 1 верёвку. Но тут есть пара нюансов. Во-первых, теперь все последующие тайлы будут иметь уровень 25 м, и если команде опять попадётся спуск, то ей снова придётся потратить 2 ОД и верёвку, чтобы покорить новую глубину теперь уже в 50 м. Во-вторых, если к тайлу, например, с уровнем 50 м, с другой стороны прикладывается нулевой уровень, то стоимость исследования такого перепада будет равняться 3 ОД и 2 верёвкам. В принципе, спуски довольно затратные, но они вознаграждаются не только жетоном исследования, но и жетонами покорения соответствующей глубины (единожды за каждую новую глубину). Для наглядности все эти сложности с перепадами помечаются специальными жёлтыми жетончиками.

Верёвки кончились, баллоны опустели, силы на исходе…

Погрузившись в научную работу, команде не стоит забывать и о состоянии своих запасов, иначе это будет стоить драгоценных ходов, которые придётся потратить впустую, ковыляя обратно на базу. Поэтому следует своевременно возвращаться обратно и «дозаправляться». Забить сумки до отказа стоит 2 ОД.

Переночуем-ка здесь!

Если команда планирует длительную вылазку, то она может сделать привал вдали от базы, но для этого ей понадобится соответствующее снаряжение. Привал обозначается фишкой палатки, которую можно взять с собой. В рюкзаке она занимает 2 слота, а полезностей в неё можно положить на 4. Использование привала поощряется, и первая его загрузка бесплатна. Чтобы добраться до содержимого, сперва нужно совершить привал на тайле за 2 ОД. Забрать фишку стоит 1 ОД.

Вот, в принципе, и все возможные действия. Запомнить первое время стоимость исследования того или иного тайла довольно сложно, но благо на персональном поле есть памятка, на которой перечислены все условия и необходимая экипировка.

Впечатления

The Cave я покупал из-за любопытства, мне было интересно, что же такого оригинального Адам Калужа придумал на этот раз. До знакомства с правилами были подозрение, что автор выдаст ещё один К2, только с другой темой. После их изучения, опасения увидеть клон К2 развеялись, но появились другие, более серьёзные, а именно – «в чём же, собственно, заключается игра?». Игроки бродят по пещере сами по себе и довольствуются только тем, что им пожалует его величество случай. Цель же по сути одна: найти свой «пятачок», поисследовать его немного, а потом перед возвращением на базу вскрыть по пути (на безопасном расстоянии от соперников) как можно больше тайлов, чтобы можно было оптимально спланировать экипировку.

Понятно, что при исследовании всё решает рандом, и частенько случается так, что всё ваше снаряжение коту под хвост. Да, можно оценивать уже вскрытые тайлы, и просчитывать вероятность, но шанс «угадать» не велик, поэтому в большинстве случаев команды экипируются на авось.

The Cave – простая игра, которая может, как понравиться своей темой и отлично переданной атмосферой, так и с таким же успехом оттолкнуть своей простотой. Можно говорить об успехе среди новичков и неискушенных игроков, которые найдут в Пещере оригинальную семейную игру, но вот реакция опытного настольщика может быть непредсказуемой. Тут The Cave может показаться даже бессмысленной, ведь, по сути, тут не нужно принимать каких-то особых решений: каждый ход ты просто вскрываешь тайл, если можешь – исследуешь, если нет, вскрываешь другой или идёшь обратно на базу. А может случиться и наоборот, как произошло у одного моего знакомого гика, который, сам того не ожидая, поставил The Cave в тройку лучших игр прошедшего Эссена, чем меня очень удивил.

В игре практически отсутствует взаимодействие. На двоих-троих велика вероятность того, что каждый забьётся в своём углу и будет там исследовать до посинения. Вчетвером-впятером в пещере становится теснее, из-за чего маршруты часто пересекаются, и соперники то и дело косятся на «вкусные» тайлы, которые вы только что открыли.

Несмотря на, казалось бы, неутешительные выводы, отыграв 3 партии, хочется сказать, что The Cave, как это ни удивительно, справляется со своей задачей, и на свои 30-60 минут может затянуть своей пещерной атмосферой, если, конечно, от рандома у вас не начинаются приступы бешенства. Ты с азартом и жадностью ненасытного спелеолога спешишь заэксплорить побольше тайлов; плюёшься, когда выпадает тупик или натыкаешься на местность, для которой у тебя нет снаряжения; потом снова исследуешь, проверяешь запасы — хватит ли тебе провизии на обратный путь; рискуешь, потом ковыляешь до базы без капли воды во фляжке и кусочка хлеба, и при этом постоянно следишь за успехами других команд, и стараясь сделать всё, чтобы бонусные жетоны за исследование наибольшего количества тайлов одного типа достались именно тебе.

Мое мнение, и Катя меня в этом поддерживает, что The Cave – неплохой вариант в качестве семейной игры и игры для новичков, а также некоего оригинального филлера для «зажравшихся» гиков. 7 баллов.

Реклама
  1. Ноябрь 19, 2012 в 10:30

    Спасибки за старания. В общем как и предполагалось, игра хорошая, но не шедевр. Интересно, откуда взялось такое количество восторженных отзывов на BGG. P.S. Кстати, сейчас закончил перевод правил, так что скоро сверстаю и в сеть отправлю, если кому-то надо, конечно.

    • Mangertus
      Ноябрь 19, 2012 в 11:39

      Перевод правил очень не помешали бы. Игру уже заказал.

    • Ноябрь 19, 2012 в 14:09

      Думаю, из-за специфики: она оригинальна и тем вызвала хорошие отзывы, но из-за нелюбимого многим рандома её рейтинг на BGG методично продолжает падать и скоро опустится ниже 7, если уже не опустился.
      Правила с твоего позволения заберу обязательно, т.к. оригинальные написаны неважно.

    • DOMiNiON
      Ноябрь 19, 2012 в 16:03

      Владислав, буду премного Вам благодарен за перевод правил. Руки «чешутся» уже разложить эту коробку. Как раз именно такие игры, ИМХО, способствуют продвижению нашего увлечения в массы… 🙂

  2. Keita
    Ноябрь 19, 2012 в 15:11

    А мне первые партии как-то больше понравились, чем последние. Рандом действительно иногда расстраивает, мягко так говоря… Думаю восторг связан с тем, что игра превосходит ожидания — думаешь, что будет такой себе посредственный клон К2, а тут такая веселуха 🙂

  3. DOMiNiON
    Ноябрь 19, 2012 в 16:06

    Кстати, на БГГ видел оригинальный саундтрек к этой игре, так сказать для атмосферы. Надо будет заценить! Для К2 саунда не нашёл..
    З. Ы. Вова, за обзор спасибо!!

    • Ноябрь 19, 2012 в 16:55

      Не за что, обещал же 😉
      Саундтрек — интересно, надо будет скачать.

      • Ноябрь 19, 2012 в 21:11

        http://www.rebel.pl/e4u.php/1,ModFiles/Download/files/cave/mp3.zip — ссылка на саундтрек (она же в правилах на превой странице дана). В архиве 4 трека по 15 минут, 120 Мб все это хозяйство весит.

        А игра, после первых партий, нам понравилась — своеобразный пещерный каркассон, легкий в плане правил и недолгий по времени, а вот с взаимодействием действительно все грустно, мы каждый раз разбегались в разные стороны и встречались в основом на базе. Жду партий вчетвером, хотя там, судя по базовому тайлу, мало что изменится.

        • Ноябрь 20, 2012 в 01:54

          Спасибо за ссылочку. Я что-то в правилах её проглядел.
          Вчетвером изменится то, что под конец партии другие будут посягать на твой закуток, т.к. к тому времени частенько возникает дефицит тайлов с «выходами».

          Мне тоже игрушка нравится, хотя она больше не соревновательная, а так, на азарт: насколько мне повезёт больше чем другим, угадаю ли я с экипировкой и т.д. Мне вот в последнюю партию очень хотелось покорить глубину в 100м, но так и не удалось 🙂

  4. njuse4ka
    Ноябрь 19, 2012 в 17:32

    вижу, что первое впечатление меня не обмануло. попробую в нг каникулы

  5. Ноябрь 25, 2012 в 10:03

    А мне и К2 хватит

  6. DOMiNiON
    Декабрь 16, 2012 в 08:43

    Отыграли первую партию (в сопровождении саундтрека), впечатления довольно-таки хорошие от игры. На двоих реально каждый занимается исследованием своей части пещеры, взаимодействия между игроками вообще нет. На троих и более, ИМХО, будет повеселее.
    Далее рандом. Он здесь есть. Мне за всю партию вообще не досталось ни одного тайла со спуском, соответственно за их исследование я не получал ПО…
    В общем же, даже с этими «минусами» игра неплохая, сравнивать с К2 будет неправильным…советовать эту коробку однозначно буду! Всё ИМХО.

    • Декабрь 16, 2012 в 13:02

      Вот есть в Пещере что-то, что заставляет её раскладывать, не смотря на то, что по сути там и игры-то и нет. Так, побегать, поржать над такими вот моментами, когда пошёл на горы, а тебе всё время вода, вода 🙂

      • Декабрь 16, 2012 в 16:38

        Vladimir :
        Вот есть в Пещере что-то, что заставляет её раскладывать

        Меня тоже не раз посещали похожие мысли :). Может все дело в теме игры и в хорошо преданной атмосфере.

  7. Декабрь 16, 2012 в 16:34

    DOMiNiON :
    На троих и более, ИМХО, будет повеселее.

    А это как повезет, если кто-нибудь наоткрывает завалов у себя в туннеле или продвигаться глубже будет не целесообразно, то возможно и начнется кочевание по коридорам других игроков. Хотя у нас при игре вчетвером каждый занимался в своем углу и игра ничем не отличалась от партии вдвоем.

    DOMiNiON :
    … не досталось ни одного тайла со спуском, соответственно за их исследование я не получал ПО…

    А зачем? У нас был случай, когда я открывал практически одни спуски, а жена воду, вода оказалась «дороже», в итоге я проиграл.

    DOMiNiON :
    … игра неплохая, сравнивать с К2 будет неправильным…

    Это точно, игры совершенно разные и считать Пещеру ремейком К2 под землей не стоит.

    • DOMiNiON
      Декабрь 17, 2012 в 06:31

      Да, соглашусь с Вашим опытом игры на 4-х, рандом он такой, никого не щадит) Возможно, все также будут по своим углам бродить, как и при игре на двоих.
      Ещё заметил тот факт, что автор несколько перемудрил с процессом подсчёта финальных очков, Вам так не показалось?
      И ещё, у кого игра была с промо-тайлами? Как игра проходит с их участием?

      • Декабрь 17, 2012 в 21:15

        С подсчетом очков, даже не знаю, наверное не самый простой вариант, но есть игры еще мудренее 🙂 (Агрикола, 7 Чудес).

      • Декабрь 17, 2012 в 22:47

        Подсчёт они могли облегчить, напечатав на каждом жетоне количетво ПО. На счёт промо-тайлов, следующий раз думали с ними играть.

  8. MisteriG
    Декабрь 17, 2012 в 09:06

    А можно же захоумрулить. Тайлики допустим брать два и выбирать или ещё чего, чтоб поменьше рандома было. Хотя это уже не то будет)

  9. Егвений
    Август 28, 2013 в 00:39

    Хочу купить игру, подскажите пожалуйста если купить игру то в ней будут такие промо тайлы? http://www.boardgamer.ru/vesyolye-kartinki-n-160-promo-materialy-s-essena-2012 — как тут? если нет то где их приобрести??

    • Август 28, 2013 в 01:05

      Их выдавали исключительно при покупке игры на Эссене в прошлом году, так что в обычном тираже их не будет (во всяком случае, пока нет). Поискать можно разе что на каком-нибудь ebay.

  1. Ноябрь 20, 2012 в 10:10

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s