Главная > Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island > Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island – школа выживания на богом забытом острове

Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island – школа выживания на богом забытом острове

До сих пор с довольной улыбкой вспоминаю, как на Эссене после мучительных раздумий я всё-таки решился на покупку Robinson Crusoe. «Брать, или не брать» сомневался долго, так как из-за предвыставочной суматохи банально не хватило времени ознакомиться хотя бы с правилами. Посему плёлся Робинзон где-то в конце вишлиста рядом с большим вопросительным знаком.

Отдавая кругленькую сумму в 40 евро за тогда ещё сомнительное польское творение, меня терзали смутные сомнения по поводу этой игры. Эх, а ведь тогда я даже не предполагал, что эта почти спонтанная покупка окажется лучшим приобретением Эссена 2012.

Да, сейчас я буду всячески расхваливать Robinson Crusoe, и считаю, что игра достойна восторженных речей и ярких эпитетов. Так что в сегодняшнем обзоре практически один позитив.

Коротко об игре

В Robinson Crusoe игроки выступают в роли горе-путешественников, которые после кораблекрушения оказались на таинственном острове, полном опасных приключений. В каждой партии героям предстоит не только выживать, но и выполнить одну из нелёгких задач, представленных шестью различными сценариями. Ненастная погода, нехватка еды, дикие звери, загадочные места это только малая часть испытаний, которые приготовил для игроков Проклятый остров.

По сути Robinson Crusoe это евро на размещение рабочих, но благодаря той удивительной атмосфере, в которую погружает игра, сухость процесса абсолютно не чувствуется.

Ход игры

Приключение начинается с выбора персонажа и сценария. Основной этап подготовки состоит из формирования колоды событий и набора изобретений, которые можно соорудить по ходу партии. Также игрокам доступны два предмета, которые остались в распоряжении команды после крушения корабля. Нюансы, если таковые есть, оговариваются уже конкретно в сценарии.

Герои начинают без какого-либо убежища и оружия: голодные, холодные, под открытым небом, на загадочном острове. Партия длится определённое число раундов согласно выбранному сценарию. Каждый раунд делится на 6 фаз:

1. Фаза событий. В начале каждого раунда из колоды событий тянется карта, текст которой разбит на две части. Сверху описан эффект, который разыгрывается немедленно, и нарисована одна из двух возможных иконок – цветной вопрос или книжечка. Вопрос означает, что при выполнении действия указанного цвета (собирательства/исследования/строительства) игрокам не удастся избежать карты приключений. Эффект книжечки обуславливается сценарием.

После этого карта кладётся на специальное место угрозы, и теперь во внимание берётся её нижняя часть, которая представляет собой дополнительное поле для действия, на которое игроки могут сходить, чтобы скинуть карту во избежание плохого эффекта. Поле угрозы имеет два места под карты, и, выкладывая новую, старые необходимо сдвинуть. Как только карта слетает, сразу же срабатывает плохой эффект, указанный в самой нижней части карты.

2. Фаза морали. В этой фазе проверяется общее настроение «по больнице». Первый игрок смотрит на шкалу морали и в зависимости от текущего положения дел получает (а в редких случаях и лечится) или платит жетоны решимости. Если платить нечем получите ранение за каждый отсутствующий жетон. Снижаться мораль по ходу партии будет регулярно, чаще всего из-за состояния здоровья персонажей, реже из-за плохих событий.

3. Фаза производства. Команда получает те ресурсы, которые указаны на тайле, где разбит их лагерь. Это может быть или дерево, или еда, или всё вместе. Некоторые изобретения и события могут повысить эффективность добычи того или иного ресурса.

4. Фаза действий. Эта фаза начинается с планёрки, на которой игроки решают, что делать, а затем расставляют свои фишки по полю. После этого выбранные действия разыгрываются. Игроки могут:

Разобраться с угрозами, о которых я упоминал ранее, дабы избежать негативного эффекта. Для этого нужно указанное число фишек плюс какой-нибудь ресурс или изобретение.

Поохотиться на дикого зверя. В начале партии зверинец пуст, животные в нём появляются при исследовании острова и только, если на вскрытом тайле присутствует иконка зверя. Другими словами, добычу ещё нужно найти. Для охоты всегда требуется две фишки. Вне зависимости от силы зверя, охота всегда оказывается успешной. Команда получает указанное число еды и шкур. Если уровень оружия меньше силы зверя, то охотник получается разницу в виде ранений. Также разбушевавшаяся зверина может сломать забор рядом с лагерем (снизить уровень частокола).

Что-нибудь смастерить. Строительство одно из основных действий в игре наряду с исследованием и сбором ресурсов. На эти действия игроки могут ходить как двумя, так и одной фишкой. Две фишки выполняют задание автоматически, без каких-либо последствий. Если же игрок пошёл на дело одной фишкой, то ещё не факт, что всё закончится благополучно. В таком случае необходимо бросить 3 специальных кубика. Один укажет, поранился ли герой при выполнении задания, второй завершилась ли попытка успехом, а третий оповестит о том, произошло ли какое-либо событие. При событии из соответствующей колоды приключений тянется карта и разыгрывается её эффект. Но и это ещё не всё, почти все карты приключений, так же как и карты событий, поделены на две части, и кроме мгновенного эффекта также имеют и «будущий». Фишка в том, что карты приключений также замешиваются в колоду событий.

Интересно, что эффекты верхней и нижней части непосредственно связаны между собой, и если ты при строительстве заехал себе молотком по пальцу и получил одно ранение, то повторно вытянув карту в качестве события, палец может серьёзно загноиться, и игрок уже получит 3 раны.

Но вернёмся к строительству. С помощью этого действия игроки могут превращать доступные изобретения в предметы, а также построить укрытие, улучшить крышу, соорудить частокол или настругать луков и копий для охоты или защиты от диких зверей.

Собрать ресурсы. Из-за постоянной нехватки еды и дерева игрокам придётся частенько покидать лагерь в поисках этих жизненно важных ресурсов. За действие можно собрать один ресурс с близлежащего к лагерю тайла.

Как и в случае со строительством, ходить за ресурсами можно и в одиночку, но тогда есть шанс, например, быть покусанным обезьянами.

Исследовать местность. Игрок выбирает соседнее пустое место рядом с тайлом лагеря и вскрывает верхний тайл из стопки. Идя на разведку одной фишкой, игрок также кидает три кубика. Так что при неудаче можно и заблудиться.

Исследование – это одно из важнейших действий. Во-первых, есть вероятность найти халявные ресурсы и другие полезности, а во-вторых, на каждом тайле указан тип местности, — такие же типы присутствуют почти на всех картах изобретений. Получается, что исследуя местность, команда получает возможность сооружать новые предметы.

Как я уже упомянул ранее, значок зверя на тайле пополнит стопку диких животных, доступных для охоты. Ещё на некоторых гексах присутствуют значки тотема, обычно по сценарию они несут в себе нечто плохое.

Обустроить лагерь. Тут игроки могут просто набирать жетоны решимости для своих способностей и повышать общий уровень морали в лагере.

Отдохнуть, что означает – вылечить одно ранение.

5. Фаза погоды. Самая противная фаза, во время которой мы чаще всего надеемся на авось, а потом кусаем локти. В каждом сценарии описано, в каком раунде и какие кубики погоды следует кидать. Кубика три: один с дождём, второй со снегом и третий с голодными животными. На кубиках погоды следует опасаться тучек, число которых сравнивается с уровнем крыши укрытия. Если крыша хилая, то лагерь заливает, и за каждую лишнюю тучку команде нужно скинуть одно дерево и одну еду. На зимнем кубе берутся во внимания ещё и снежинки. За каждую снежинку команде нужно греться, т.е. без вариантов нужно скинуть одно дерево. Кубик голодных зверей имеет три разных последствия: первое – зверь с силой 3 может напасть на лагерь, и с ним тут же нужно сразиться; второе – зверь может поломать частокол, тогда его уровень нужно снизить на 1, и третье – зверь может позариться на запасы провизии, в таком случае необходимо скинуть 1 еду. В общем, фаза погоды – зло, особенно, когда кидаются все три кубика, и когда знаешь, что на каждом из них есть по паре соблазнительных пустых граней.

6. Фаза ночи. Казалось бы, очередной день, полный трудных испытаний, позади, и герои могут перевести дух, поспать в уютном убежище и восстановить силы. А нет – ночью в Робинзоне все жрут! За каждого игрока необходимо сбросить одну еду. Нет еды – получи рану. Вообще, в этой игре основное правило звучит так, если чего-то не хватает, или невозможно снизить уровень какой-то постройки, то все дружно получают ранения. Кстати, много еды – это тоже плохо, на острове ведь нет холодильника, и если вы не изобрели специальный предмет типа коробки для хранения продуктов, то излишек драгоценной пищи тухнет.

Ещё ночью команда может решить поменять место своего пристанища, т.е. разбить лагерь на соседнем тайле. Правда, если к тому времени укрытие уже построено, то с половиной крыши и частокола придётся распрощаться. Ну а если укрытия ещё нет, то все снова дружно получают по ране за ночёвку под открытым небом.

За ночью следуют новый день, жетон первого игрока переходит к товарищу слева, и всё начинается сначала, с первой фазы плохого события. Такой он, Проклятый остров.

Команда выигрывает, как только выполняет победное условие сценария. Соответственно, все проигрывают, если по истечению отведённого на партию времени игроки не справляются с заданием, или же, кто-либо из персонажей окочурился.

Впечатления

Что делает Robinson Crusoe в своём роде уникальной игрой, так это удачно созданная автором атмосфера выживания на враждебном острове, которая буквально прёт изо всех щелей. За пять партий я ни разу не задумался о том, что банально переставляю фишки с места на место. Наоборот, я отчётливо представлял, как иду на охоту, строю крышу или разведаю новые территории. Такой эффект достигается за счёт того, что практически каждое размещение деревянного цилиндра влечёт за собой новое испытание, а игроки не просто занимаются собирательством нужных комбинаций ресурсов, а совершают множество действительно разнообразных и логичных действий, которые идеально вписываются в тематику игры. Именно поэтому каждый раунд игры получается насыщенным и проходит на одном дыхании, а по его окончании игроки с облегчением вздыхают, ведь им удаётся прожить на проклятом острове ещё один день. Если удаётся, конечно.

Если говорить о «синдроме лидера», присущем почти всем кооперативным играм, то тут он проявляется минимально и только на ранних стадиях партии. Взять шефство над неопытными игроками или же вычислить алгоритм успешного выживания у вас вряд ли получится – это не головоломка, как например, Ghost Stories. Во-первых, стартовый набор доступных изобретений всегда разный, а размеренность игры постоянно прерывают неблагоприятные события, которые тут же вносят свои коррективы. Во-вторых, сталкиваясь с новыми испытаниями, игрокам приходится принимать всё более значимые решения и чаще рисковать, что также влечёт за собой незапланированные «приключения». И с каждый раундом этот снежный ком случайностей набирает обороты, делая выбор всё труднее.

Что касается значимости отдельного персонажа, то с этим тут тоже всё в порядке. Герой в Робинзоне – это не просто набор из двух деревянных фишек, в арсенале каждого набор уникальных способностей, которыми можно пользоваться за жетоны морали, а также одно персональное изобретение. Так что каждому игроку по ходу сценария будет отведена своя роль: кто-то будет лекарем, кто-то – спецом по охоте и т.д.

При обилии, на первый взгляд, случайностей, сетовать на гадкий рандом тут не получится, так как всё, что может произойти с вашей командой, известно заранее. Это касается и ненастной погоды и карт приключений, которые замешиваются в колоду событий. Не хочешь получать ранения – строй крышу, добывай больше дерева, еды, и ходи на промысел только вдвоём. Не хватает рук? Смирись и принимай решения, исходя из наименее болезненных последствий.

Разнообразие партий поражает, сценарии, коих 6 штук, действительно отличаются друг от друга и по задачам, и по специальным условиям: в одном игрокам нужно построить плот и подать сигнал спасения, в другом – спасти девушку, застрявшую на скале посреди воды, в третьем – просто выжить. Кроме того, высокая реиграбельность достигается за счёт случайной выкладки изобретений и тайлов острова. Вдобавок, из довольно увесистых колод событий, приключений и тайн за партию из каждой вскрывается менее 10 карт.

Конечно, система сценариев подразумевает то, что одолев миссию, играть в неё будет уже не так интересно, но, во-первых, попробуйте всё пройдите, а во-вторых, уже сейчас в сети появился первый дополнительный официальный сценарий, который, кстати, оформлен также оригинально, как и базовые.

Играть в Робинзона интересно любым составом, я не пробовал только соло. Вдвоём на помощь игрокам приходит Пятница, ему не только погода нипочём, так он ещё и кушать не просит. В соло-игре к Пятнице добавляется безымянная собака, которая составит компанию при исследовании местности и во время охоты. Сложность выживания масштабируется в основном за счёт того, что приходится кормить лишние рты и платить больше ресурсов за благоустройства лагеря, что опять же логично, ведь, чем больше членов в команде, тем просторнее нужен шалаш и шире крыша над головой.

Оформление игры мне очень нравится, и, что немаловажно, все компоненты исполнены качественно. Поле хорошо организует все компоненты, схематичные рисунки идеально вписываются в атмосферу, приятные пейзажи на тайлах, оригинальные кубики, что ещё надо. Некоторые жетоны маловаты, но их не придётся так часто перекладывать, чтобы это начало раздражать.

Единственный недостаток игры – это хромой перевод с польского на английский и ужасно написанные правила, в которых опущено огромное количество нюансов. После их прочтения нормально сыграть не получится, так как кучу возникших вопросов придётся разрешать «по чуйке». Поэтому после правил рекомендую сразу ознакомиться с ФАК-ом, с ним всё должно встать на свои места.

В заключении я не просто советую, а настаиваю попробовать Robinson Crusoe всем любителям кооперативного жанра. Вы будете приятно удивлены тем, что скрывается за, казалось бы, незатейливым игровым процессом, а также тем, насколько евро игра может быть атмосферной.

Ignacy Trzewiczek ещё раз доказал, что является талантливым автором, а Portal Publishing вновь не побоялся выпустить комплексную игру. И не прогадал. Твёрдые 9 баллов от меня и от Кати.

Реклама
  1. Январь 4, 2013 в 13:25

    Спасибо за обзор. Жду русское издание.
    Вот бы еще миньки туда и побольше литературного текста.

    Странно было сомневаться в Игнацие (который кстати директор Портала), ведь у вас уже две его игры (а одна (51штат с допами) вообще в любимых).

    Я лично сразу знал что буду покупать Робинзона (разве что новость о русском издании передвинуло покупку)

    • Январь 4, 2013 в 14:21

      Пожалуйста. Сомневался, так как 51-ый Штат был сыроватым, и только потом превратился в замечательную Новую Эру. Думал, что Робинзон мог выйти также недоработанным.

  2. Январь 4, 2013 в 16:00

    евро оно и есть евро..

  3. DOMiNiON
    Январь 4, 2013 в 19:45

    Мда, тяжеловата игра, как мне кажется. Лучше сразу садиться за неё с теми, кто правила уже знает. Будем ждать локализацию, к тому времени может и рулбук в порядок приведут (что-то я размечтался прям) 😉

    • Январь 5, 2013 в 00:06

      Во репринте обещали обновлённые правила, так что мечты вполне реальны 🙂

      • Январь 8, 2013 в 17:39

        *ворчливо* поскорее бы уже эти обновлённые правила. на кэмпе робинзон был сыгран 4 раза.

        • Январь 8, 2013 в 17:47

          А зачем тебе, после четырёх-то партий? 🙂
          А так, в ФАК-е все «подводные камни» объяснены.

  4. Январь 12, 2013 в 02:11

    Во время Эссена про игру часто говорили, поэтому я тоже был заинтересован. Только вот кооперативки я как-то не очень люблю. Разве что с мясным соло-режимом. Когда МХ локализует. думаю, что имеет смысл купить

    • Январь 12, 2013 в 02:46

      Кооперативки иногда прикольно разложить, попереживать вместе тоже интересно, на мой взгляд.

      В Робинзоне в соло режиме будешь ходить на дело с верным псом и Пятницей 🙂

  5. Январь 25, 2013 в 15:21

    эх… еще одна игра в вишлист… где же на все денег взять?…

    *ушел грабить банк*

  6. Январь 25, 2013 в 15:25

    а, и еще спросить хотел: так у каждого персонажа 2 фишки? это типа 2 персонажа? или подразумевается, что персонаж может два действия за день сделать быстро (и рискует напортачить) или одно действие основательно?

    и это, «ночью в Робинзоне все жрут!»
    ночью везде все жрут, только никто не признается! И только авторы Робинзона не побоялись сказать правду об этой постыдной стороне человеческой натуры 🙂

  7. Январь 25, 2013 в 16:30

    Я склоняюсь к двум действиям, т.к. «жрут» эти фишки всё-таки за одного 🙂

  8. c778694
    Февраль 10, 2013 в 15:52

    Вопрос
    Единственный недостаток игры – это хромой перевод с польского на английский

    Это касается правил или самих карт тоже?

    • Февраль 10, 2013 в 16:00

      В основном правил. Что касается карт, есть некоторые, где тоже топорно переведено, но суть понять можно. Так что игру смело можно брать, достаточно ознакомиться с ФАК-ом.

  9. c778694
    Февраль 10, 2013 в 16:29

    Вторую редакцию делать будут с исправлениями ?

    • Февраль 10, 2013 в 18:43

      Со слов автора перевод 2-ой редакции должен быть подправлен.

  10. c778694
    Февраль 10, 2013 в 19:16

    вы случаем не в курсе Z-man games уже исправленную выпустит?

    • Февраль 10, 2013 в 22:24

      Конкретно не скажу, но судя по всему, что Z-Man -американская компания, то вычитку они должны сделать.

  11. c778694
    Февраль 10, 2013 в 23:41

    Спасибо за ответы, будем ждать Z-Man версии там и доп к seasons выйдет

  12. Анна
    Сентябрь 23, 2013 в 09:46

    Я склоняюсь к тому, что нашей компании кооперативные игры не нравятся (пробовали Запретный остров и Мышей и Мистику). По обзорам и нашим впечатлениям у меня сложилось мнение, что кооперативные игры — это обычно игры головоломки, которые игроки совместно решают (Запретный остров, Истории призраков) или совместное приключенческое бродилово со сценариями и неким количеством рандома (Мыши и Мистика, Андор). А к какой категории можно отнести Робинзона? Или он сам по себе и дает какой-то новый уникальный опыт?

    • Сентябрь 23, 2013 в 12:04

      По сути — это та же головоломка, в которой теоретически можно просчитать всё, но из-за дефицита времени и действий приходится выбирать, где рисковать и тем самым нарываться на неблагоприятные события. Так что, в вашем случае трудно советовать… единственное, чем Робинзон может завлечь, так это тем, что каждый раз эта головоломка будет не только сложной, но и разной (различный набор изобретений, случайные события, сценарии), плюс в игре очень хорошо передана тема выживания.

      • Анна
        Сентябрь 24, 2013 в 09:14

        Спасибо! Будем дальше думать — уж очень Робинзон соблазнительно выглядит 🙂

        • Сентябрь 24, 2013 в 09:41

          Да не за что. Так и есть, Робинзон хорош, особенно, когда играешь новый сценарий, реально, как приключение 🙂

  13. Июль 2, 2014 в 13:06

    А мне вот удалось поиграть в Робинзона под предводительством самого Игнатио!!! И вообще целых 5 дней мы с ним были на тренинге. Ощущения — офигенный человек просто!

    • Июль 2, 2014 в 13:09

      Согласен, свой парень! А что за тренинг такой, если не секрет?
      У нас получилось поиграть под его надзором в Legacy и Theseus, а с его женой в Zombiaki II 🙂

  14. Июль 2, 2014 в 14:21

    Это был специальный тренинг о том, как использовать настольные игры в неформальном обучении молодёжи. Как результат — мы начали создавать 3 игры, которые в течение 3 месяцев должны выйти в свет. Идея — развивать определённые навыки для молодёжи, чтобы им лечге было планировать будущее и устраиваться на работу. Игнатио будет давать советы и хорошую критику. Как-то так. 🙂

    • Июль 2, 2014 в 14:27

      Вот оно как, интересно. Он плохого не посоветует!

  15. Июль 2, 2014 в 17:42

    Играл вместе с Андреем, всё так и есть! Незабываемые ощущения! И, конечно, помогает то, что знающий человек (в идеале — создатель)) помогает разобраться в хитросплетениях игры. Теперь-то уж я и сам могу объяснить новичкам базовый сценарий))

  1. Январь 4, 2013 в 12:44
  2. Январь 25, 2013 в 06:34

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s