Главная > CO2 > Впечатления от CO2

Впечатления от CO2

Так как о правилах CO2 я достаточно подробно рассказывал вот в этом превью, и с тех пор они не претерпели никаких изменений, то в этой заметке будут только мои впечатления от игры после нескольких партий разным составом. Если вы не знакомы с игрой, то перед этой статьёй советую сначала почитать описание правил.

До CO2 с автором Vital Lacerda я был заочно знаком исключительно по его творению Vinhos – комплексной экономической евроигре про тяжёлые будни виноделов. Я не любитель долгих и сложных евро, поэтому изначально я даже не смотрел в сторону CO2, полагая, что Vital выдаст тот же Vinhos, только в другой обёртке. Позже в сети появились правила, которые после прочтения разожгли во мне огромнейший интерес к новинке: уж очень понравилось стильное оформление, оригинальная тема, присутствие доли кооператива, да и сами правила оказались достаточно логичными и простыми для понимания.

Получив игру, я был приятно удивлён качеством полиграфии – игровое поле, жетоны и карты выглядели точь-в-точь как на компьютерных 3D-макетах, выложенных в сети ещё до релиза. Компоненты изумительны, всё выдержано в едином схематичном стиле и оформлено в приятных пастельных тонах. Кроме того, все детали продуманы до мелочей, и, что немаловажно, продуманность эта заключается в удобстве и экономии места на столе.

Благодаря небольшим размерам карт и жетонов, а также тому, что часть компонентов выкладывается непосредственно на поле, после подготовки вся эта груда дерева и картона выглядит очень компактно и с виду как-то даже не предвещает напряжённых умственных баталий.

Игра оказалась хитрой, так сходу тяжело понять, за счёт чего можно победить, и на чём выстраивать стратегию. Поначалу кажется, что к победе приведёт именно постройка новых зелёных электростанций (манит кол-во очков за них), но уже где-то в середине первой партии понимаешь, что тут, как в реальном мире – строй, не строй, а навариваются спекулянты и смекалистые предприниматели. То есть иной раз внедрение проектов, а также своевременная покупка/продажа разрешений (CEP) будет гораздо эффективней для компании в плане денежного обогащения, нежели жест доброй воли в виде возведения чистой станции, ведь курс обмена монет на победные очки в конце партии составит 2:1. Хотя вот в целях ООН нет никакого подвоха, и они действительно являются ценным источником очков. Кстати, некоторые советы по стратегии представлены в правилах, на первых парах они существенно облегчат новичкам понимание игрового процесса.

Ощущения от игры ни на что не похожи, так как знакомые механики завуалированы в CO2 очень удачно, и кажутся какими-то инновационными, необычными (а может, это просто мой скромный опыт в евроиграх). Ведь, по сути, за подготовкой и развёртыванием проектов скрывается выкладывание тайлов с целью добычи ресурсов, а за получением опыта и участием в саммитах – контроль территории и размещение рабочих. Но чувство новизны всё равно не покидает, и заслуга в этом отлаженного тандема тема-игровой процесс, именно благодаря ему игра не лишена атмосферы. «Эй, давайте поднажмём, а то ещё одна угольная станция, и всем нам крышка!» – нередко можно услышать у нас за столом. Склонившись над полем, иной раз действительно ощущаешь себя руководителем энергетической компании, который следит за работой своих подопечных и конкурентов, и частенько ведёт грязную игру. Или же во время вынужденной постройки неэкологических станций мысленно представляешь, как человечество неминуемо движется к глобальной катастрофе.

Стоит отметить и живой рынок разрешений, на котором завязано всё и вся. Вообще, вся эта схема работы рынка, когда каждая покупка понижает цену разрешения, а её рост происходит только после полного опустошения рынка, очень интересна, так как влиять на стоимость разрешения можно не только непосредственно спросом, но и другими методами, позволяющими получать диски СЕР, такими как продвижение по треку опыта и инсталляция соответствующих проектов.

CO_setup

Кооперативный аспект, при котором все борются за спасение экологии как бы вместе, освежает игру в психологическом плане, а общая «площадка», где развиваются игровые события, подразумевает множество вариантов непрямого взаимодействия. Тут мало просто следить за успехами соперников, нужно также уметь предсказывать их действия, и выстраивать свою стратегию так, чтобы другие игроки являлись её частью. Другими словами, соперники должны быть заинтересованы или вынуждены вам помочь, а их помощь поспособствует продвижению вашего собственного плана.

Вся информация в игре открыта, вплоть до количества монет на руках. Карты лобби, которые дают бонусы при выполнении определённых действий в начале партии также выбираются с помощью драфта (вариант для опытных игроков). Единственное, я бы выдавал вместо одной случайной карты личной цели компании, хотя бы две, так как в зависимости от количества участников, некоторые цели выполнить проще, чем остальные.

Партии проходят относительно шустро, на четверых можно уложиться часа в два с половиной, или того быстрее, если начиная с четвёртой декады концентрацию углекислого газа получится вернуть до безопасного уровня. Не провисает игра благодаря тому, что в свой ход игрок делает только одно действие (+ 3 бесплатных по желанию). Вообще, это правило одного действия в моих глазах реально вытягивает комплексные игры (Eclipse, New Era), оно держит в тонусе и не даёт заскучать.

Мы играли втроём и вчетвером, и мне кажется – это оптимальный состав, впятером игра может проходить слегка хаотично. Есть тут и соло-режим, но я его не пробовал, да и желания особого нет.

Многие считают, что в CO2 автор учёл все недочёты Vihnos, что ж, вероятно, так оно и есть, потому как каких-то явных недоработок или недостатков в игре я не заметил. Разве что её самобытность может показаться кому-то существенным минусом, из-за чего CO2 я бы посоветовал опытным любителям евро жанра, у кого строительство в средневековье сидит уже в печёнках. Правда, перед покупкой всё же ознакомьтесь с правилами (всего 10 страниц и есть уже на русском) и проанализируйте, готовы ли вы, к примеру, на столь тесное взаимодействие и оригинальное применение традиционных механик. От меня 8,5/10.

P.S. Тут есть небольшая памятка по игре на английском языке, которая разжёвывает некоторые нюансы, а также содержит описание неточностей в правилах и советы для первой партии.

Реклама
  1. _ГрАнд_
    Январь 28, 2013 в 09:20

    А «плохим» там можно быть? То есть, чисто по-русски наплевать на всех этих зелёных и ориентироваться на углеводородную и угольную энергетику и, конечно же, победить таким образом всех? Это был бы мой вариант. Я ж энергетик по образованию и понимаю весь «потенциал» зелёных технологий. 🙂
    Вообще-то интересно было бы сыграть в эту игру в кругу людей с профильным образованием. Наверное, в таком окружении это было бы не только интересно, но и ржачно. Навроде биологов, играющих в Эволюцию. 🙂

    • Январь 28, 2013 в 12:00

      Тебе лишь бы плохим! Загрязняющие станции строить нельзя, так что игра тебе не понравится 🙂

      • _ГрАнд_
        Январь 28, 2013 в 12:21

        Жаль. Но при случае всё равно прикуплю, такая игра просто обязана быть в моей коллекции как минимум по двум причинам: с профессиональной точки зрения плюс соло-режим.

    • Ахель
      Январь 28, 2013 в 17:38

      А что не так с потенциалом зеленых станций?

      • _ГрАнд_
        Январь 28, 2013 в 19:51

        Если действительно интересно, то в двух словах объясню.
        Много с них не снимешь, ни с солнечных, ни с ветровых. Разве что ГЭС, но это тоже немалый ущерб экологии. Сколько миллионов га в своё время затопили на Волге и Днепре ради больших мощностей.
        С ветровыми тоже не всё так просто. На крупных «полях» ничего нельзя делать, даже нельзя скот пасти. Низкочастотный звук от вращающихся лопастей — это очень плохо, даже свиньи сдыхают.
        Все эти зелёные технологии эффективны только для небольшой малозаселённой территории с сильными ветрами, палящим солнцем и горными реками. В остальных случаях, к сожалению, они просто не потянут.
        Да и удельные затраты на мегаватт генерируемой мощности при строительстве таких объектов велики. Хотя, не скрою, я был поражён, когда узнал стоимость ветровой станции в Греции. У нас за такие деньги даже обычную тепловую на газе с той же мощностью не построишь.
        Кстати, наиболее дешёвое электричество получается на атомных станциях. Вот только вопрос: кто согласится иметь под носом потенциальную «бомбу» ради дешёвого электричества.

  2. Keita
    Январь 28, 2013 в 22:39

    шустрые партии? ну не знаю, не знаю… мне наша партия показалась вечной )) все начинают думать над своим ходом только когда этот самый ход подошел!

    • Январь 28, 2013 в 23:02

      Все просто наслаждались процессом 🙂

  3. Январь 29, 2013 в 02:29

    Спасибо! Статья очень умна и интересна. Понравились мысли автора!

    Написал это и подумал «я как бот высказался — ничего конкретного». Но я думаю так, как написал =) Владимир, ты молодец!

    • Январь 29, 2013 в 13:59

      Бот — не бот, а всё равно приятно, спасибо! 🙂

  4. Январь 31, 2013 в 19:45

    блин, без даджеста тесеры пропускаю обновления 🙂
    если не починят, нужно будет RSSридером наконец-то начать пользоваться.

    Игра любопытная получается, очень свежая, как по тематике, так и по механике.
    Одна из очень немногих евро, которые попали в мой виш-лист в последнее время 🙂

    • Январь 31, 2013 в 20:04

      Да, я тоже там обновления чаще всего смотрю, беда ;(

  5. Февраль 6, 2013 в 18:05

    Давно заинтересовался игрой, вроде как раз для меня, но есть опасения, связанные с эклектикой.
    В общем, при случае обязательно попробую.

  1. Январь 28, 2013 в 12:41

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s