Главная > Libertalia > Libertalia — пиратские хитрости

Libertalia — пиратские хитрости

Меня абсолютно не привлекает пиратская тематика; все эти грабежи, грязные засаленные, извините, рожи, йо-хо-хо и бутылка рома, – это не моё, ну не вижу я в пиратском стиле жизни никакой романтики. Вот посмотрите, что в последнее время творится у берегов Сомали, ведь это просто ужас! Не думаю, что раньше пираты слыли какими-то робингудами, борющимися за справедливость, по-моему, они всегда были такими же безжалостными мародерами и бандитами.

Вероятно, именно поэтому меня как-то и не тянет опробовать игры на данную тему, например, ту же Merchants & Marauders, которая, судя по отзывам очень даже ничего. По этой же причине, заприметив в одном из магазинов коробочку с Libertalia, на которой красовались пираты всех мастей, и пробежавшись глазами по описанию, я без какого-либо интереса вернул её обратно на полку.

С того момента Libertalia начала меня буквально преследовать: форумы, отчёты и видеообзоры пестрили упоминаниями об этой игрушке, а главное, что упоминания эти носили исключительно хвалебный характер. Через пару недель мы вернулись в тот магазин, одинокая коробка всё ещё нас дожидалась. Интересно, что вертя её в руках по пути домой, мы сошлись с Катей на мнении, что как всё-таки здорово изредка покупать кота в мешке. Приятно поднять крышку и лицезреть абсолютно новые компоненты, а не те, которые ты уже сто раз рассмотрел со всех сторон на фотографиях. Давненько мы не испытывали таких интригующих чувств, и забегая вперёд, скажу, что наш восторг не обернулся разочарованием.

Автором Libertalia является итальянский дизайнер Paolo Mori, знакомый многим по серии Карманных Сражений (Pocket Battles) и спорной евроигре Vasco da Gama. На коробке же значится логотип Marabunta, я сперва не понял, что это за контора, но как потом оказалось, Marabunta – это студия издательства Asmodee, под знаком которой выходят настольные игры со свежими идеями и инновационными механиками. Послужной список студии пока скромный, но упоминания стоит: под логотипом компании уже вышел оригинальный party game на ставки для больших компаний Masters of Commerce, а также планируется издание Spartacus: A Game of Blood & Treachery, настольной игры по одноимённому сериалу, которая, к слову, уже увидела свет благодаря другой компании Battlefront Miniatures Ltd. И с первой и со второй я знаком только заочно, и судя по отзывам, обе игры получились достаточно неплохими и оригинальными. Но вернёмся к нашим баранам, то есть пиратам.

Что меня сразу впечатлило, так это иллюстрации – от обложки прям глаз не оторвать. Персонажи в Libertalia выглядят очень реалистично, посмотрев на них, понимаешь, насколько суров и опасен пиратский мир. Над внешним видом игры потрудились художники Ben Carre и Stéphane Gantiez, которые ранее уже блеснули в оформлении других настолок.

Divinare

Divinare

Первый, например, удивил своими объёмными чашками и блюдцами в Divinare, а второй приложил руку к таким красавцам, как Claustrophobia и Evo.

Помимо превосходных иллюстраций, отмечу отличный дизайн и качество компонентов, а также удобный органайзер, карты в который свободно влезают даже в протекторах.

Коротко об игре

В Libertalia игроки выступают в роли опытных капитанов пиратских кораблей, которые перед выходом на пенсию решили в последний раз тряхнуть стариной. Собрав лучшую команду, они отправились на любимое дело, но не учли один важный момент – на судна, которые они собрались грабить, положили глаз и другие пираты. Так что конкуренция за сокровища будет жёсткой и, чтобы не уйти с пустыми руками, игрокам придётся умело распоряжаться навыками своего экипажа. Тот, чья добыча окажется наиболее ценной, и будет объявлен победителем.

Ход игры

Партия длится 3 раунда, каждый из которых состоит из 6 ходов, или как они тут называются, дней. Каждый день капитаны будут разыгрывать по одной карте члена своей команды с целью заполучить ценные трофеи. На седьмой день игроки переводят награбленное в монеты-дублоны, которые являются одновременно и победными очками, и свой успех отмечают на специальном треке. Получается, что подсчёт очков будет производиться в конце каждого раунда, то есть три раза за партию.

В распоряжении капитана имеется колода с 30-ю разными персонажами, наборы у всех одинаковые, колоды отличаются только цветом. Карты пронумерованы от 1 до 30, номер одновременно является и рангом персонажа. Кроме того, все карты имеют значение влияния, оно берётся во внимание в том случае, если игроки разыграли карты с одинаковым рангом. В центре каждой карты рядом с символами описаны свойства персонажей, на них и построена вся игра.

Каждый раунд пираты в течение шести дней грабят одно судно. Команда на первую вылазку выбирается следующим образом: один из игроков перемешивает свою колоду, берёт из неё 9 карт и называет номера остальным, чтобы они отыскали их в своих колодах. Получается, что партию все начинают с одинаковым набором персонажей.

Далее каждый получает по 10 дублонов, а из мешка тянутся жетоны трофеев и в открытую выкладываются на корабль. На каждом из шести делений, обозначающих дни, должно находиться столько жетонов, сколько игроков за столом. Пираты не жадные, поэтому добычи хватит на всех, другое дело, какой будет эта добыча.

Итак, трофеи на раунд известны, стартовый капитал получен, можно идти на дело. Каждый ход, или в данном случае день, делится на 4 фазы: восход, день, закат и ночь. На восходе капитаны решают, кого же послать за добычей. Игроки выбирают по одной карте и кладут в закрытую перед собой. После этого персонажи вскрываются и раскладываются на поле согласно рангу в порядке возрастания. Если несколько игроков выбрали персонажей с одинаковым рангом, то сравнивается их влияние.

Как только пираты ступили на судно, наступает фаза дня, во время которой разыгрываются все свойства выложенных персонажей, имеющих соответствующий символ, начиная с карты с самым низким рангом, то есть слева направо.

Затем на закате вступают в силу вечерние эффекты, только они уже активируются в обратном порядке – справа налево. Кроме того, в эту фазу игроки в том же порядке, начиная с самого сильного по рангу, выбирают себе по одному трофею. Как и в случае с йогуртами, не все трофеи одинаково полезны.

Больше всего дублонов, а именно, 5, вы заработаете за сундуки с сокровищами. Далее идут драгоценности, стоимостью 3 дублона, и бочки с каким-то не шибко ценным грузом за 1 дублон. Ещё есть части карты, в малом количестве они не представляют никакой ценности, но если за раунд вам удастся набрать 3 обрывка, то вы получите аж 12 дублонов, видимо, сложив части воедино, вы обнаруживаете местечко, где зарыт клад. Из-за проклятой маски, наоборот, придётся распрощаться с тремя дублонами. Ежели вам досталась сабля, то вы можете убить любого персонажа в зоне игрока, сидящего справа или слева от вас. Ну а наткнувшись на пленного офицера, разыгранный вами персонаж погибает и отправляется на кладбище (в сброс).

После делёжки жетоны помещаются на карточки игроков, а все разыгранные и оставшиеся в живых персонажи переходят в так называемые пиратские логова (зона над карточкой), где после своих грязных делишек могут насладиться залуженным отдыхом.

Затем наступает последняя фаза хода, ночь. Игроки разыгрывают свойства всех персонажей с соответствующим символом, которые обитают в их логовах. Что касается символа якоря, то этот эффект срабатывает в конце каждого раунда перед подсчётом очков. На этом один день из жизни пиратской шайки заканчивается, и игроки снова переходят к фазе выбора персонажей на следующий ход.

Пример хода:
Игроки сделали выбор и выложили персонажей на поле согласно рангу, начиная с наименьшего. Старухи имеют одинаковый ранг, так что берётся во внимание их влияние. В фазе дня слева направо разыгрываются все свойства с солнышком. Сначала хитрые бабульки по очереди грабят на 3 дублона самого сильного красного персонажа — капитана. Затем капитан получает 3 дублона. После этого наступает фаза заката, но так как у выложенных персонажей нет вечерних свойств, то они сразу же приступают к делёжке трофеев. Первым жетон берёт капитан, затем бледная леди, а за ней попрошайки. После этого все персонажи распределяются по логовам игроков. Наступает фаза ночи, и у леди активируется её свойство — она берёт 2 дублона. Если бы это был последних шестой ход, то у капитана сработало бы свойство с якорем —  игрок потерял бы 3 дублона за каждую проклятую маску.

В конце раунда после подсчёта очков все разыгранные персонажи и полученные жетоны сбрасываются, излишек монет также следует отправить в банк, оставить нужно только 10. Таким образом, за раунд игроки разыгрывают по 6 карт ролей из имеющихся на руках девяти. Во втором раунде к оставшимся картам добавляются ещё 6, один из игроков также добирает их из колоды и называет номера остальным. Выходит, что во втором и третьем раундах наборы карт у всех будут немного разными – совпадать будут по 6 карт из 9.

Впечатления

Помню, как после первой партии я был восхищён простотой и изяществом Love Letter, лёгкого филлера со схожей механикой выбора ролей, состоящего всего из 16 карт. Так вот, не смотря на то, что Libertalia усложнена по всем параметрам, ощущение лёгкости и элегантности сохранилось, ведь суть осталась неизменной, – игроки всё так же разыгрывают по одной карте персонажа и пытаются угадать намерения соперников.

Хоть партии и проходят очень весело, в эмоциональном и психологически плане царит напряжёнка. Во-первых, нужно как-то распланировать персонажей на весь раунд, чтобы нахапать побольше сокровищ. Во-вторых, следует выбрать такой порядок розыгрыша карт, чтобы в логове они не легли мёртвым грузом, а приносили победные очки. Ну и, в-третьих, нужно стараться предсказать действия соперников.

События за столом развиваются довольно живенько, без ощутимого даунтайма. Это достигается за счёт того, что почти все действия игроки совершают одновременно. Поначалу, правда, могут возникнуть некоторые заминки, так как, имея на руках 9 карт с кучей свойств, глаза просто разбегаются. Так что желательно ознакомится с картами заранее. Свойства тут абсолютно несложные: получи столько-то дублонов, верни карту из сброса и так далее, – уверен, что после двух-трёх партий, вы будете помнить всех персонажей в лицо.

Как вы уже поняли, в игре много взаимодействия, как косвенного – конкуренция за трофеи, так и прямого – свойства некоторых персонажей и эффект сабли. Вашего персонажа могут подставить, толкнув на офицера, или убить, и никто даже и глазом не моргнёт.

Разнообразие обеспечивается случайным набором персонажей на каждый раунд. Вдобавок, за партию через руки игроков проходит 9+6+6=21 карта, то есть даже не вся колода. Кроме того, случайная раскладка жетонов серьёзно влияет на ход раунда, бывают очень вкусные дни, а случаются очень даже неблагоприятные.

Слабых персонажей тут нет, и те, кто на первый взгляд кажутся бестолковыми, обязательно проявят себя в определённой ситуации. Мы, например, оценили мальчика со шваброй, который позволяет не брать жетон, только, когда на день выпали одни маски и офицеры 🙂 Кстати, некоторые персонажи позволяют избавляться от ненужных трофеев, и даже превращать их в очки.

Подобные игры требовательны к количеству игроков, но в Libertalia можно спокойно играть даже вдвоём. Конечно, на 3+ будет гораздо интересней, но всё же. Что касается времени на партию, то на все 3 раунда уходит примерно час, но никто не запрещает играть 1 или 2 раунда или, если вам показалось мало, разложить один дополнительный. Можно ещё внести немного хаоса и выбирать роли случайным образом.

Мне лично больше всего понравилось в Libertalia то, что тут на розыгрыше персонажа ничего не заканчивается. Свойства, работающие в разных фазах, позволяют выстраивать комбинации на картах в логове, планировать стратегию на раунд. Благодаря этому зарабатывать победные очки можно не только на трофеях. Иной раз лучше пожертвовать ценной добычей, но внести лепту в будущую комбу, которая позже принесёт больше очков, нежели какой-нибудь сундук. Понятно, что частенько придётся идти на риск, но разве истинный пират не рискует?

И немного про атмосферу. Несмотря на всю карточность процесса, она чувствуется. Со стороны происходящее действительно напоминает междусобойчик конкурирующих пиратских группировок: там убили, тут обокрали. Как мне кажется, заслуга в этом в первую очередь замечательных иллюстраций, и отлично подобранных свойств для каждого члена команды.

Такая вот получилась неожиданно увлекательная игра на розыгрыш карт ролей. Если вам нравятся подобные штуки, например, классика жанра Цитадели или Love Letter, то настоятельно рекомендую присмотреться к Libertalia, игре, которая изменила моё отношение к пиратам 🙂

Реклама
  1. _ГрАнд_
    Февраль 12, 2013 в 09:14

    «как всё-таки здорово изредка покупать кота в мешке»
    Я как раз сейчас жду чёрного котяру в посылке. Повёлся на издателя и разницу в между рейтингами geek и avg на бгг больше единицы.
    Судя по всему, Либерталия — это эволюционировавшие Цитадели. В своё время играли часто.
    Только я не понял, это игра на ПО или на монеты?

    • Февраль 12, 2013 в 10:50

      Ну можно и на деньги играть 🙂
      Тут на очки, просто в качестве очков выступают монеты.

  2. Yury Yamshchikov
    Февраль 12, 2013 в 14:29

    Владимир, спасибо за интересный обзор! Единственное что кажется мне сомнительным, так это соответствие механики и тематики. К такому механизмы имхо был бы адекватен сеттинг каких-нибудь дворцовых интриг.

    • Yury Yamshchikov
      Февраль 12, 2013 в 14:29

      *механизму

    • Февраль 12, 2013 в 14:42

      Не за что.
      Возможно, дворцовые интриги пoдошли бы больше, но сколько уже можно, вон у AEG целая серия игр на эту тему (линейка Tempest) :).
      Всё же игра не получилось абстрактной, и связь присутствует, тут уже как воображение работает (выкладыванием карт на корабль посылаем члена своей команды на дело, потом на корабле у них небольшие разборки и делёжка лута, а затем все расходятся по логовам).

  3. Февраль 12, 2013 в 16:05

    Эх, как бы я хотел иметь время читать твои прекрасные обзоры. Но с открытием клуба успеваю только картинки просматривать. Сакс. 😦

    • Февраль 12, 2013 в 16:08

      Значит будем вставлять больше картинок 🙂
      Клуб — это хорошо, отчётиков бы почитать…

  4. Февраль 13, 2013 в 15:04

    Клёвый обзор, но игра, увы, не особо заинтересовала. Меня очень смутило сравнение с Цитаделями, которые я не люблю 🙂 Про покупку кота в мешке задумалась…

    • Keita
      Февраль 13, 2013 в 15:28

      Вот не поверишь, но тоже совсем не люблю Цитадели, но Либерталия очень пришлась. Схоже разве что тем, что и там и тут надо выбирать роли, но по ощущениям процесс совсем другой, здесь гораздо больше фана и азарта!

  5. Март 3, 2013 в 00:43

    Я тоже читал только хорошие отзывы, сразу как только на Дженконе появилась в прошлом году. Но и пиратов тоже нелюблю, поэтому мимо. Правда, почитал твой обзор и подумал, что играть, наверное, интересно. Была бы другая тематика игры — взял бы. А так не буду

    • Март 3, 2013 в 22:02

      Думаю, у тебя в клубе отлично бы пошла, если Цитадели в ходу.

      • Март 3, 2013 в 22:49

        В ходу в ходу, Цитадели всем нравятся у нас

  6. Terjul
    Март 5, 2013 в 14:27

    Я вот Цитадели тоже не очень люблю, а эта игра пришлась по вкусу после первой же партии и я не раздумывая купила её. До сих пор ни капли не жалею ))

    • Март 5, 2013 в 15:33

      Аналогично. «Дело» Цитаделей живёт и развивается, и это хорошо.

  7. Март 20, 2013 в 13:07

    «…как всё-таки здорово изредка покупать кота в мешке.»
    Именно поэтому я никогда не читаю правила игры до ее покупки, да и слишком много обзоров не читаю. Если игра зацепила после нескольких отзывов — добавляю в виш-лист.

    А игра любопытная. Меня, почему-то, не очень увлекают Цитадели. Но эта игра заинтересовала, нужно будет попробовать.

    • Март 20, 2013 в 14:31

      А я ещё не читаю правила, потому что ненавижу это делать 🙂
      Кстати, сегодня на Тесере Юлия («Оранжевый гном») выложила видеообзор Либерталии, можешь глянуть.

  8. Март 21, 2013 в 00:50

    Довелось в неё сыграть, был в восторге.
    Собрался написать пару ласковых об игре…
    Потом увидел у тебя обзор… Ну ты и умница все-таки — успеваешь и находить интересное, и писать об этом :).

    • Март 21, 2013 в 02:17

      Засмущал прям ты меня, спасиб на добром слове. Игры меня как-то сами находят 🙂

      • Terjul
        Март 21, 2013 в 02:37

        Игрок игрока видит издалека ))

  9. Май 31, 2013 в 11:20

    Шикарная игра!

  10. Leks
    Май 20, 2014 в 09:58

    Да, мой обзор получился весьма похож. Еще раз убеждаюсь, что наши с вами вкусы весьма совпадают, как и ощущения от игр) Обзор отличный, жаль, что я его раньше не прочитал.

  1. Февраль 12, 2013 в 02:21

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s