Главная > Central Market, Интервью > Рижский центральный рынок глазами Едгара Закиса. Интервью-обзор.

Рижский центральный рынок глазами Едгара Закиса. Интервью-обзор.

Я уже как-то писал о несказанной радости и гордости за наших ребят из Brain Games, дебютировавших на прошлом Эссене. Напомню, что на выставке издательство представило четыре простеньких карточных филлера, три из которых были от эстонских дизайнеров, а один, Central Market, от любителя настольных игр из Латвии Едгара Закиса. С ним и будет наше сегодняшнее интервью.

Эдгар, здравствуй! Спасибо, что согласился ответить на несколько вопросов. Для начала расскажи немного о себе: сколько лет, где работаешь, чем увлекаешься помимо настолок?

Привет! Значит так – мне 25, работаю в Brain Games, должность – что-то вроде руководителя проектов: в мои обязанности входит координирование и мониторинг процесса разработки и издания игр, а также перевод и редактирование. Кроме настолок увлечений у меня много – нравится спорт (баскетбол, волейбол, велосипед, ориентирование), в тёплое время люблю путешествовать (опять же на велосипеде или автостопом), в любое время – сходить в театр или на концерт, а иногда и научиться какой-нибудь бессмысленной и ненужной вещи, как например, жонглирование или что-то вроде этого – в общем, всячески стараюсь себя чем-то занять – бездействие меня убивает 🙂

С чего началось твоё путешествие по миру настольных игр? Откуда ты узнал о “современных” настолках?

Впервые с настольными играми столкнулся в раннем детстве (мне было года 3), тогда мы с бабушкой часто и много играли в классику – Цирк, Ричу-Рачу, шашки, шахматы. Потом была пауза. В классе так 11-ом некоторые из одноклассников начали играть в Magic: the Gathering. Тогда мне это показалось глупостью, но спустя пару лет подруга обмолвилась, что хочет попробовать Магию, мы купили стартовый набор и «подсели». Если же говорить не о ККИ, то первой настольной игрой была Blue Moon City, потом Катана (Settlers of Catan), ну а дальше пошло-поехало.

Как на твоё увлечение реагируют родные, друзья?

Семья – по-разному. Сами они ни во что не играют (за исключением сестры), но радуются, что мне удалось совместить работу с хобби. Друзья, как мне кажется, на всё это реагируют довольно позитивно – многих из них я познакомил с миром настольных игр, регулярно устраиваю у себя игровые дни и вечера, и, судя по тому, что приходят многие, никто не против такого времяпрепровождения. В общем, потихоньку затягиваю окружение в настольное хобби, вроде бы неплохо получается.

Как ты докатился до того, что сам стал придумывать игры?

Да как-то случайно. В один прекрасный момент в голову закралась мысль, что нужно попробовать самому придумать игру, и так, внезапно, родилась идея Central Market.

Central Market – твоя первая разработка, или было что-то до неё?

Первая. До этого не доводилось ничего придумать, не считая детства, но кто же этого не делал 🙂

Как родилась идея игры? Как долго она воплощалась в жизнь? С какими трудностями ты столкнулся во время работы над игрой?

Как я уже говорил, идея появилась неожиданно, я тогда просто шёл по улице. В голову пришла мысль, «Эй! А почему бы не игра про торговлю овощами, но с ограничениями!» Тогда и набросал костяк механики, который впоследствии оброс нюансами, совершенствовался. В общей сложности игра разрабатывалась 2 года, правда, первый год получился не особо активным – очень редко удавалось поиграть, потестировать. Когда же решили издавать, начался более активный период – много партий, изменения, улучшения, и как итог – финальный вариант.

CM_cards1

Особых трудностей не было. Конечно, шлифовка механики – это своеобразный вызов, но это оказалось не так сложно, как я думал. Потом довольно долго шла работа над иллюстрациями, нередко приходилось просить что-то перерисовать, улучшить и т.д. Самые большие проблемы возникли с картами/полем для подсчёта очков, там было много вариантов, и окончательный был утвержден буквально перед тем, как игра ушла в печать.

Карточных филлеров, в том числе на ставки, куча, и, создавая подобную игру, ты наверное понимал – чтобы она была конкурентоспособной, в ней должна быть какая-то фишка. Расскажи коротко о правилах, что отличает Central Market от других игр с той же механикой?

В основном, две вещи. Во-первых, это игра на торговлю, но товары у тебя уже есть, и по ходу партии ты пытаешься их продать наиболее выгодно. Во-вторых, сама механика ставок довольно оригинальна – игроки торгуются, снижая цену до той, за которую они готовы продать свои товары. Поначалу возникает вопрос – в чём же заключается мотивация делать ставку ниже предложенной? Фишка в том, что на каждый раунд объём товаров для продажи ограничен, и тут-то и возникает дилемма – оставить высокую цену, но рисковать ничего не продать, или же снизить ставку и обеспечить продажу, но заработать меньше денег.

Чтобы было понятно, за что игроки торгуются, коротко расскажу о правилах. Есть карты товаров (овощей) пяти разных наименований номиналом 2,3 и 4 кг. В начале каждого раунда игроки добирают из колоды товаров по 4 карты – эта фаза называется доставка товара. Затем наступает основная фаза игры – торговля. Первый игрок выбирает один товар, объявляет его и устанавливает цену, за которую он готов его продать. Далее игроки по часовой стрелке могут понизить ставку, предлагая тот же овощ, только дешевле. Так продолжается до тех пор, пока все не спасуют или не откажутся дальше понижать свои ставки. Затем начинается продажа товара, игроки скидывают карты товара с руки и получают прибыль, которая подсчитывается следующим образом: кол-во разыгранного товара умножается на размер ставки. И тут в игру вступают лимиты. Дело в том, что каждый раунд можно продать только 10 килограмм каждого товара. Вдобавок в каждом раунде каждый товар можно предлагать и продавать только один раз. Второй лимит – это индивидуальный лимит игрока, который означает, что в каждом раунде игрок может продать товаров в общей сложности на 10 килограмм. В конце раунда игрок, заработавший больше всего прибыли получает количество очков равное числу игроков, а каждый следующий на одно меньше.

Ещё у каждого игрока есть по три специальные одноразовые карты: мошенник позволяет впарить под видом нужного товара любой другой, с помощью туристов можно продать товар, не соблюдая лимита и не участвуя в торгах (но только по самой низкой цене завершившихся торгов), а третья карта испорченный товар даёт возможность насолить конкуренту, когда он разыгрывает карты на продажу – половина товара оказывается испорченной, т.е. он получает вдвое меньше дохода.

Игра длится 7 раундов (но можно играть и меньше).

Претерпела ли игра какие-то кардинальные изменения с момента прототипа, поменялось ли что-то в правилах, дизайне? Другими словами, внёс ли издатель какие-то серьёзные коррективы в конечный результат? Лично мне после пробы показалось, что вместо индивидуальных карточек для подсчёта очков напрашивается общее поле.

Да, игра за время разработки существенно поменялась. От первоначальной идеи остался только костяк – механика ставок и лимиты. Всё остальное претерпело кардинальные изменения – метод начисления дохода, его перевод в очки, получение карт, их число в комплекте, плюс много других мелких нюансов. Нельзя сказать, что все изменения ввёл издатель, так как я сам принимал участие в тестировании, высказывал предложения – так что процесс совершенствования был командным, органичным.

Понятно, что издавать игру у нас своими силами – дело неблагодарное и невыгодное. Как обстояло в этом плане дело с Central Market, где печатались компоненты, коробка?

С компонентами всё сложилось вполне удачно. Печатались они в разных местах – коробка тут, в Латвии, карты – в Польше, а жетоны – в Литве.

В этом году Brain Games дебютировал на Эссене, представив сразу четыре игры, всё это были несложные карточные языконезависимые филлеры. Ты тоже там присутствовал, помню тебя фартуке торговца, в сотый раз объясняющим правила своего детища. Расскажи о впечатлениях, ты впервые был на выставке, что запомнилось больше всего?

Впечатления от выставки грандиозные. До этого я на Эссене не был. Вспоминаю всё с улыбкой, но немного грустной – не знаю, когда теперь смогу поехать туда обычным посетителем и сполна насладиться этим настольным нон-стопом длиною в четыре дня, так как скорее всего в ближайшие годы мне придётся бывать там в качестве участника. Это, конечно, тоже хорошо – ведь здорово, что у Brain Games есть игры, с которыми можно выехать на мировую арену. Что касается прошедшей выставки, то 90% времени пришлось посвятить работе, поэтому каких-то особых моментов вроде не было. В основном поразил масштаб выставки, а в последний день запомнились мужики в костюмах гоблинов, будто только со съёмок «Властелина колец» :). Ах, да, ещё помню, как пришлось группе пожилых людей объяснять правила по-немецки – думаю, для них было так, словно я говорил через Google Translate, но конце концов они разобрались и даже смогли сыграть.

Какая игра от Brain Games продавалась лучше всех, понравился ли посетителям твой Central Market?

 

Наибольшей популярностью пользовалась игра на блеф про самолёты Air King. Central Market была третьей по популярности, и, судя по отзывам, большинству опробовавших она понравилась – по ходу партии многие понимали, что игра глубже, чем кажется. Конечно, были и те, кому игра вообще не понравилась, но это нормально.

Как оцениваешь успехи Brain Games на Эссене? Судя по тому, что представленные компанией игры теперь можно купить и за рубежом, то контакты наладить всё-таки удалось, не так ли?

Думаю, что всё прошло хорошо. Довольно долго две из четырёх наших игр были в ТОП 25, позже в ТОП 50, – всё это можно было наблюдать на большом экране, из-за чего к нам подходило много заинтересованных, в результате наши столы были постоянно заняты игроками. Ещё, вероятно, интерес подогревала «экзотика», то есть то, что мы из загадочной маленькой северо-восточной европейской страны Латвии 🙂 Внимание было и со стороны дистрибьюторов, так что теперь наши игры можно приобрести в некоторых магазинах США, Японии и странах Центральной Европы.

 

Насколько я знаю, в мае этого года Brain Games собирается и на Украину на выставку Игровая сфера. Мне кажется, что это отличный ход, ведь все «наши» игры без текста, а правила, если я не ошибаюсь, переведены не только на английский, французский, немецкий, но и на русский. Ты тоже поедешь? Там будут представлены те же игры, что и на Эссене, или можно ждать чего-то новенького?

Да, мы/я поедем на эту выставку. Будем показывать те самые четыре игры, что и на Эссене, плюс планируем привезти одну новую и несколько прототипов, которые сейчас находятся на стадии разработки. Правила переведём также и на украинский. Будем надеяться, что нам удастся привлечь к себе внимание.

А сам-то как, после Central Market не бросишь карьеру дизайнера? Может уже работаешь над следующей игрой? Расскажи немного о своих настольных планах.

Карьеру дизайнера бросать пока не планирую, правда, для себя сделал вывод, что придумывать игры самому трудно, так как всё основное время приходится проводить на работе и заниматься чужими играми. А вечером уже тяжело найти в себе силы и вдохновение для собственных разработок 🙂 Кстати, буквально сегодня в голову пришла пара абстрактных идей, во всяком случае, в голове они звучали неплохо. Надо будет перенести на бумагу, может что и выйдет.

Как насчёт советов начинающим разработчикам у нас в Латвии?

Во-первых, не сидите сложа руки, действуйте! Если в мозгу что-то вырисовывается – на бумагу и на пробу. Если не понравилось – не сдаваться и продолжать работать, пробовать что-то менять. Ещё советую стараться не делать плагиат. Пытайтесь придумать что-то оригинальное, или же свести в интересной манере уже существующие механики. Чем свежее получится результат, тем больше вероятность, что игра будет успешной. Второй момент – это быть открытым для предложений и критики. Я понимаю, что автору хочется, чтобы его игра осталась в первоначальном виде, но всё же к мнению других прислушиваться стоит, особенно, если это мнение большинства. В любом случае, повторюсь – нужно действовать и в то же время осознавать, что годная игра получится не сразу.

Ну и по традиции, назови свой топ 5 любимых настолок.

Будет трудно, но я попробую. Игры расставлены без какого-либо приоритета, и не все из них заслужили от меня наивысшую оценку. Скорее – это игры из разных категорий/жанров, в которые я никогда не откажусь сыграть.

Agricola – одна из первых игр, до сих пор не надоела, и до сих пор увлекательна. Нравится принимать трудные решения, а в конце партии лицезреть красивые фермы 🙂

Settlers of Catan – после нескольких сотен партий мне трудно представить, что могу кому-то отказать в предложении сыграть в неё. Что-то в ней есть.

Through the Age – несмотря на то, что партия длится 6 часов, а своей очереди порой приходится ждать минут 15, процесс держит в напряжении до последнего хода. Тяжёлые решения плюс элемент созидания (своей цивилизации) – близкое мне сочетание.

Roads and Boats – снова интересные решения и строительство. Только в этом случае игрокам нужно продумать наиболее эффективную сеть логистики. 6 часов пролетают незаметно, и там есть ослики!

Eat Poop You Cat – абсолютно абсурдная игра, без которой не могу представить ни одну вечеринку в нашей компании. Перекошенное от смеха лицо – нормальное состояние во время партии.

Eat Poop You Cat уже только названием заинтересовала 🙂 Что ж, спасибо за беседу. Желаю удачи, вдохновения и свежих идей! Встретимся на Игросфере… хотя нет, я ж ещё сто раз тебя в Ludo увижу 🙂

Спасибо, было интересно отвечать 🙂

От себя добавлю, что из всех четырёх игр от Brain Games Central Market мне понравилась больше всего. Из недостатков отмечу только хлипенькие жетончики и неудобные карты для подсчёта очков. А так, можно сказать, игра удалась: приятные «солнечные» иллюстрации, качественная коробка, карты «лён», интересная вариация на тему ставок и гармонично подобранная тема. Эдгар молодец, желаю ему дальнейших успехов!

Что касается остальных игр, то в ближайшее время постараюсь сделать по ним небольшие превью-обзоры, чтобы было общее представление, с чем ребята поедут на Игросферу.

Это же интервью на латышском языке / Lejuplādēt interviju latviešu valodā (.doc, 57 KB)

Реклама
  1. Март 23, 2013 в 10:30

    спасибо за интервью! пожалуй составлю список игр на приобретение с игросферы. может быть кто и привезет мне их)

    надо тоже как-нибудь добить свои наработки, до состояния прототипа и тестить, тестить, тестить)

    • Март 23, 2013 в 11:55

      Да пора уже готовиться, как к Эссену, списки с играми составлять, маршруты до стендов 🙂

      • Апрель 11, 2013 в 00:01

        там помещение небольшое, можно ничего не составлять

  2. _ГрАнд_
    Март 23, 2013 в 22:22

    Кстати, в моём экземпляре Food Chain не было правил на эстонском. Я-то переживу, а вот за эстонского автора было немного обидно.
    Ребятам из BrainGames удачи. Air King и Central Market мне понравились. А вот с Food Chain какая-то беда с правилами, что-то странное игралось.

    • Март 23, 2013 в 22:42

      Насколько я понял, с переводом правил для food chain неного накосячили ;(

  3. Iori_Yagami
    Март 26, 2013 в 16:05

    Я даже и не знал, что кроме издания переводов, наши еще и свои игры делают. Круто! И довольно все на уровне выглядит. То вот в России ККИ Берсерк слепили, теперь в Латвии филлеры пекутся.
    Вот интересно, а такие рынки, как у нас Centralais Tirgus, на западе есть? Или у них это в прошлом, и торговаться они уже разучились с пришествием супермаркетов? Может, тематика им непонятна? В средней азии игра понравилась бы, там они это дело любят.
    Жаль, не люблю игры экономической тематики (в жизни и так эта экономика на каждом углу прячется, того и гляди прыгнет и укусит). Все эти покупки электростанций, борьба с гриппом, и прочие производства древесины с рудой навевают скуку смерную. Мне больше приключений с кровожадными монстрами подавай. Руби-коли-пили-стреляй! В общем, америтрэш рулит!

    • Март 26, 2013 в 16:12

      BG игры начали «делать» только с прошлого года (указанные 4 игры, можно сказать, дебютные) Качество действительно неплохое. Надеюсь, на этом не остановятся, и вскоре увидим и гиковское евро и америтреш.

  4. Iori_Yagami
    Март 26, 2013 в 16:47

    Эх, жаль нет у меня кретивности ни полграмма, в игры играть умею, правила понимаю и объясняю, а вот придумать никак.
    Интересно, получается создатель и издатель у нас совпадают? Обычно же дизайнер мало что имеет от создания, все плюшки и сливки себе забирает издатель, большой и страшный, а автор-дизайнер так, имеет немногим больше, чем honorable mention и bragging rights.

    • Март 26, 2013 в 16:57

      Так и получается, создатель работает на издателя, а что делать — сторонние игроделы (много ли у нас таких), вероятно, ничего толкового не несут. Ну или сразу предлагают какой-то нерентабельный эпик. Насчёт гонорара не интересовался, тут ведь всё такое условное.

  5. Meelis
    Апрель 17, 2013 в 12:20

    Nice reading!
    Greetings from Estonia!

    • Апрель 17, 2013 в 12:50

      Hi, thank you! 🙂
      If You interested, this week I’m reviewing other 3 fillers from Brain Games.

  1. Март 23, 2013 в 12:03

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s