Главная > Saint Petersburg > Впечатления от Saint Petersburg

Впечатления от Saint Petersburg

На выходных удалось опробовать Санкт-Петербург, карточную евроигру, в которой участники выступают в роли сподвижников Петра Великого во времена основания и строительства одноимённого города.

Санкт-Петербург игра не новая, выпущена она в 2004-м году. Интересно, что в России её локализовали сразу с двумя дополнениями Новая Россия и Ассамблея, которые исправляют некоторые карты базовой игры, добавляют карты специальных действий, а также позволяют играть впятером. Именно в эту версию и сразу со всеми наворотами мы и играли.

Кстати, был немного удивлён, что в рунете отзывов на Петербург днём с огнём не сыщешь, это наводит на мысль на том, что игра не слишком популярна, и видимо, не очень увлекательна. Посмотрим, так ли это.

Итак, в Санкт-Петербурге мы будем нанимать рабочую силу, зарабатывать деньги, строить здания и привлекать различных аристократических личностей.

Общая концепция игры такова. Каждый раунд делится на 4 фазы: фазу мастеров, фазу зданий, фазу чиновников и фазу реформ. В каждой фазе из соответствующей стопки на поле выкладываются восемь карт (или же докладывается столько, сколько не хватает до восьми). Затем игроки покупают карты, начинает тот, у кого на руках фишка текущей фазы. В начале партии эти фишки выдаются случайным образом, а в конце каждого раунда предаются по кругу. Вместо того чтобы заплатить цену и выложить карту перед собой, игрок может оставить карту на потом, допустим, чтобы построить что-то дорогущее, когда позволят сбережения. Удерживать «на потом» можно до трёх карт. После того, как игроки разобрали нужные им карты или спасовали, карты в зоне игроков, соответствующие типу текущей фазы, приносят доход, деньги или победные очки.

Пробежимся по фазам. В первой, так называемой фазе мастеров, игроки борются за карты рабочих. Эти карты в основном дают деньги, необходимые для дальнейшего строительства или «подкупа» чиновников. Как я уже говорил, в конце этой фазы зелёные карты игроков производят денежки.

Доход, полученный от мастеров, игроки могут сразу же потратить на здания, которые заполняют вакантные места на игровом поле во второй фазе. В отличие от рабочих, карты зданий в конце своей фазы в основном приносят победные очки.

В третьей фазе игроки пытаются заманить важных персон в только что возведённые архитектурные творения. Чиновники являются некой золотой серединой, так как могут приносить как деньги, так и победные очки, а иногда и всё вместе. Кроме этого, в конце партии игроки получают неплохой бонус в зависимости от того, сколько разных чиновников им удалось выложить.

В последней фазе, фазе реформ, на столе появляются карты, которые, в принципе, являются улучшенными версиями карт из трёх предыдущих колод. То есть в реформах могут быть как рабочие, так и здания и чиновники. Эти карты вводятся в игру не простой покупкой, а заменой: карта выкладывается вместо карты такого же типа, а игроку нужно просто доплатить разницу. Стоит отметить, что в отличие от других фаз, в конце этой игроки ничего не получают.

Добавлю, что не раскупленные за раунд карты сдвигаются на нижний уровень поля, это означает, что в следующем раунде они будут стоить на рубль дешевле. Также покупая одинаковые карты (с одинаковыми названиями) игрок получает скидку по количеству ранее выложенных карт.

Как только одна из колод опустеет, раунд доигрывается до конца и происходит финальный подсчёт очков. К ранее начисленным очкам прибавляется бонус за чиновников и не потраченные рубли. За оставшиеся на руках карты игрок получает штраф в виде пяти очков за каждую карту.

В принципе, мне нравится механика снежного кома, и тут она присутствует сполна как в построении денежной модели, так и в развитие движка, приносящего победные очки. Считать тут нужно очень много, а главное внимательно, учитывая доходы от разных фаз и планируемые траты. На протяжении всей игры чувствуется острая нехватка средств и злосчастный лимит в три карты – уж больно хочется набрать про запас, но не тут-то было. Огромное значение имеет первенство в фазе, так как случайная выкладка карт часто играет злую шутку, из-за чего первому-второму игрокам достаётся самое вкусное. Понятно, что все вроде бы в одинаковых условиях, но рандом – он такой, кому-то везёт больше, кому-то меньше.

Что касается выбора, то если на этапе становления экономической модели ещё как-то задумываешься о покупке той или иной карты, то в остальное время решения очевидны. Главное, не засидеться в зелёных картах, иначе можно забыть о победе, так как угнаться за теми, кто давно уже приступил к производству победных очков, будет трудно. Взаимодействия тут только косвенное, а так игроки ну никак не могут повлиять на «стройплощадки» друг друга. Получается мультиплеерный пасьянс, и это немного огорчило.

Повторюсь, что есть сомнения по поводу баланса. Окончательно не ручаюсь судить, но первое впечатление говорит о том, что первые ходы определяют лидера, которого догнать практически нереально. При этом рывок зачастую происходит не за счёт каких-то умелых комбинаций, а благодаря удачному приходу карт. На BGG, кстати, очень много недовольных комментариев на эту тему, мол «first round makes it broken».

Как мне кажется, дело ещё в том, что если обычно в подобных еврогеймах игроки могут выбирать из нескольких вариантов заработка победных очков, то в Петербурге от жёсткой конкуренции никуда не деться, ведь стратегия по сути одна. Также «соли» добавляет то, что почти во всех колодах есть откровенно слабые и сильные карты, и более опытные игроки уже знают, что к чему. Дополнения в этом плане немного выравнивают ситуацию, но всё равно какого-то внятного механизма уравновешивания шансов на победу я не заметил.

Ну и, конечно, для меня, больное место – это скучнейшее оформление, но с этим я уже смирился и для игр данного жанра снизил планку.

Как мне видится, Санкт-Петербург – это игра, где одна ошибка может стать фатальной, и, к сожалению, в нашей первой партии такие ошибки были просто стечением обстоятельств при вскрытии новых карт или результатом преимущества порядка хода. Так что после игры остались смешанные чувства. Подобная механика мне нравится, но тут всё какое-то механическое, и совсем нет альтернативных путей развития. Хочу сыграть ещё, чтобы в этом разубедиться, благо игра к этому располагает, так как проходит довольно шустро. А пока с натяжкой 7 баллов, играть было интересно, но осталось много вопросов и неоднозначных моментов. Может тому виной то, что я безнадёжно слил 🙂

Реклама
  1. Март 26, 2013 в 14:00

    Я играл в Питер всего два раза, кажется. Мне игра показалась интересной, немного похожа San Juan или Race for the Galaxy. Хотя оформление действительно, кхм, крепкого словца не подобрать.
    Интересно было бы сейчас в нее сыграть, может уже не так все приятно было бы.

  2. Iori_Yagami
    Март 26, 2013 в 16:32

    Игру не видел, но судя по фото, оформление симпатичное, рисованное. Так, по-домашнему, по-теплому, словно сам фломастером на обороте визитки накалякал. А то все фотошопы да корелы, да глоу-эффекты и 3-Дэ рендеринги компьютерные — ширпотреб да массовое производство одно, без души. 🙂
    Вот в Мотыге мне арт из ранних сетов больше нравился, особо до Седьмой редакции. Есть что-то от искусства.

    • Март 27, 2013 в 00:08

      Нам, разбалованным и привыкшим ко всяким Stone Age-ам и Замкам на все времена такого оформления не понять 🙂 А эти «иконные» чиновники аж пугают.

  3. Ilya
    • Март 27, 2013 в 00:05

      Вы б хоть пару слов написали, что к чему, хорошо, что в спам глянул. А обзор хороший, ссылку закину на Тесеру.

  4. Ilya
    Март 27, 2013 в 06:43

    А вот неплохая компьютерная реализация игры
    http://yadi.sk/d/YJr4FkkB3_B5c

    В принципе, в свое время на boardgamer.ru писали про Санкт-Петербург достаточно много.

  5. Гость
    Март 27, 2013 в 17:52

    Играли в Санкт-Петербург помногу на новогодних праздниках, и могу сказать, что баланс в игре очень даже неплох. Насколько бы не был хорош ваш первый ход, ошибка в середине или конце игры может многое изменить, так что ходы приходится постоянно продумывать на протяжении всей игры.

    К тому же, по окончании игры как правило количество баллов у соперников различается не очень значительно, что опять же говорит в бользу хорошего баланса.

    • Март 27, 2013 в 18:24

      Я так и написал — игра не прощает ошибок, но опытные игроки их вряд ли совершат. По поводу баланса, меня терзают смутные сомнения, но не мне судить после одной-то партии.

  6. Апрель 11, 2013 в 00:02

    Моим друзьям нравится игра, все пытаются меня усадить за неё, но я упираюсь=)

    • Апрель 11, 2013 в 09:31

      Она быстрая, ради интереса можно и попробовать. Тем более она карточная, как ты любишь.

  1. Март 26, 2013 в 11:23
  2. Март 27, 2013 в 13:38

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s