Главная > Android: Netrunner > Android: Netrunner – от любви до ненависти

Android: Netrunner – от любви до ненависти

Появившись в прошлом году, Android: Netrunner мгновенно взлетел на вершины всевозможных топов, оставив далеко позади своих «живых карточных» собратьев. Да что тут скромничать, настольный мир буквально сошёл с ума по Нетраннеру. Если у вас ещё нет копии этой игры, то, вероятно, вы о ней мечтаете. Помню, как сам зарёкся, что The Lord of the Rings: The Card Game будет единственной ЖКИ, которую буду поддерживать, но этот ажиотаж сломал и меня.

Когда многие уже отыграли более ста, двести или даже тысячи партий, мой стаж насчитывает всего-навсего 30. Несмотря на скромный опыт, отношение к игре сформировалось уже после первых двух. Да, пока на двоих я буду предлагать только Нетраннер и каждый месяц исправно покупать дополнения, но… Каждый раз, когда я мешаю колоду перед очередной дуэлью и беру в руки 5 заветных карт, то переживаю некие смешанные чувства, понимая насколько тонка та грань, разделяющая достоинства и недостатки Android: Netrunner.

Я не буду лишний раз утомлять вас правилами, тем более, что на Тесере есть такой отличный обзор от товарища Ksedih, а просто поделюсь собственными мыслями о самой игре, её особенностях.

Два в одном

Асимметричность… такое модное нынче слово. Пожалуй, это единственная особенность A:N, которая нравится мне безоговорочно. Покупая Нетраннер, ты, можно сказать, получаешь сразу две игры.

Игра за корпорацию идёт от защиты и скорее напоминает охоту на мышку, которую сперва нужно запутать, затем заманить в ловушку, а потом и пришлёпнуть. Немаловажную роль тут играет блеф. Блефу способствует механика розыгрыша карт за корпорацию – они выкладываются рубашкой вверх. Впоследствии карты могут быть активированы (перевёрнуты лицом вверх) за денюжку, при этом активировать их можно не только в свой ход, но и во время хода противника.

Цель корпорации – набрать 7 очков на так называемых планах (agendas), которые реализуются путём накопления на соответствующих картах специальных жетонов. Сделать это не так-то просто, ведь эти самые жетоны на карте, как красная тряпка для оппонента, сигнал к действию.

Так и живёт корпорация, в постоянном страхе, стараясь защитить свои данные с помощью различных уловок, как материальных (льды-фаерволы, апгрейды, ловушки), так и психологических.

Игра за хакера – это постоянное давление, набеги и разрушение. С помощью всякого рода программ и железа хакеру необходимо пробить защиту, установленную на серверах, и выкрасть карты-планы, до того, как корпорация сможет их заскорить.

Целью нападения могут быть как удалённые серверы (выложенные карты), так и рука, колода и даже сброс оппонента. Хакеру тоже нужно заработать 7 очков, при этом украденный план тут же идёт в копилку, и никаких жетонов ему копить не надо.

Стоит отметить, что жизнь хакера тоже не сахар, она может оборваться очень быстро и неожиданно. Речь идёт от тех самых ловушках, установленных корпорацией, эффект которых связан со сбросом карт. Если хакеру нужно сбросить карт больше, чем есть у него на руках, то соперник тут же выигрывает.

Как видно, и в первом и во втором случае, процесс отыгрыша своей роли волнителен и азартен, именно это и отличает A:N от других ЖКИ, даёт ощущение новизны. Но нет худа без добра. Существенные отличия между стилями игры обоих сторон подразумевают особый подход к обучению. Сам костяк, основанный на определённом количестве действий в ход и несложном наборе этих самых действий, усваивается без проблем, но вот незнание свойств карт могут сыграть злую шутку. Чтобы не испортить первое впечатление, нужно следовать принципу «предупреждён – значит, вооружён», то есть рассказывать о подвохах в колодах игроков. Иначе может случиться так, что хакер на первом же ходу нарвётся на смертельную ловушку, что в одном случае вызовет желание отыграться, а в другом – махнуть на игру рукой.

Стартовый набор

Базовый набор предлагает сразу семь различных готовых колод – три хакера и четыре корпорации, и некоторое количество нейтральных карт.

У каждой фракции свои отличительные особенности, и этого набора более чем достаточно, чтобы наслаждаться игрой долгое время без необходимости покупки дополнений. Более того, можно пользоваться одной коробкой на двоих.

Но не обошлось и без ложки дёгтя. Под ней я подразумеваю абсолютно бредовый меркантильный ход касаемо того, что в базе некоторые карты представлены в одном-двух экземплярах, и это притом, что в колоде игрока может находиться до трёх копий одной карты. На мой взгляд, такой примитивный способ «срубить бабла» на одержимых фанатах, готовых купить три базы ради пары карт, не делает издателю чести – честное слово, могли бы придумать что-то и поинтересней. В общем, странное решение, к тому же в дополнениях все карты идут исправно по три штуки, даже identity.

 Дополнения

«Вау, новые карты, новые возможности, новые комбинации!» – думаешь ты. Но после покупки пары паков понимаешь, что тебя банально доят. Из дополнений для любимого хакера/корпорации зачастую используется от силы 2-3 карты, а остальные мёртвым грузом оседают на дне коробки.

И тут уже всё зависит от самого отношения к игре, желания экспериментировать. Ведь если не зацикливаться, то можно действительно найти огромное количество интересных комб, в которых будет задействовано гораздо больше карт.

Декбилдинг

Продолжая тему новых карт, в A:N у каждой фракции есть показатель влияния (в базовой игре у всех персонажей он равен 15), это означает, что колода игрока может быть разбавлена не только бесплатными нейтральными картами, но и картами других фракций.

Сам подход мне нравится, но зачастую хорошие карты стоят 3-4 влияния, вот и крутись, как хочешь. Поэтому у меня процесс добавления новых карт проходит всегда очень мучительно. Но дело и не в этом. Из-за различий в манере игры той или иной фракции, довольно трудно собрать универсальную колоду, поэтому часто приходиться вносить коррективы, что лично меня отнюдь не радует, особенно, когда на счету каждое влияние.

Движок

Основной ресурс в игре – кредиты. Ими оплачивается ввод/активация карт, поэтому первостепенная задача для каждой стороны – это иметь в колоде достаточно «денежных» карт. Понятно, что мало их туда просто вложить, нужно чтобы они ещё и вышли в нужный момент. Поэтому нередко возникает ситуация, когда и хакер, и корпорация делают «холостые» ходы, тратя все свои действия на получение монеток.

Выглядит это не слишком изящно и порой сопровождается вздохами и комментариями типа: «ну что мне делать, беру деньги».

Доля случая

Иногда просто убивает. Особенно, в случае с корпорацией. Куча адженд на руке – явление нередкое, а набеги на колоду богаты на сюрпризы. Против таких недоразумений нет лекарства, это просто нужно принять.

Арт

Тематика, представленная в игре, не избита, и отлично сочетается с происходящим на столе, что делает А:N достаточно атмосферной. Не последнюю роль в этом играют иллюстрации, правда, некоторые откровенно выбиваются из общего стиля (какие-то они чересчур мультяшные). Всё это потому, что в игре использованы работы разных художников.

Приятно, что среди них затесалась и наша латвийская художница Līga Smilškalne (пример ниже).

В заключении хочу сказать, что всё вышеперечисленное следует воспринимать, как личные субъективные придирки. Нацелены они на то, чтобы показать, что Android: Netrunner не идеален и ему присущи недостатки, в том числе характерные для других карточных игр.

Что касается успеха, то залог его прост: A:N своей асимметричностью, доступностью правил и основ составления колод, а также некой попсовостью (блеф и выкидоны рандома) охватил довольно широкую аудиторию. Тут термин «живая» можно отнести не только к методу распространения, но и к самому игровому процессу, увлекательность которого измеряется не только крутостью разыгранных комбинаций, но и ощущениями, которые заставляют потеть от напряжения или вскрикивать во время победы. Передать это трудно, лучше попробовать самому.

Реклама
  1. VDmitry
    Июнь 1, 2013 в 20:18

    Все таки между названием статьи и ее содержанием есть некоторый диссонанс.

    И который раз слышу нарекания на базовые коробки ЖКИ, а понять их никак не могу. Ну положит ффг по 3 копии каждой карты, но вместо 7 колод колод оставит только 2 — это будет лучше?! Или им нужно было положить 700 карт туда за те же деньги? Какой вариант лучше того что предлагают?

    • Июнь 1, 2013 в 22:30

      Лучший вариант — не делать некоторые карты «редкими». Вы думаете, когда они оставляли некоторых карт не по три (причём сильных), они руководствовались тем, чтобы заместо них вложить в коробку больше фракций? В базе около 250 карт, было бы 300, от этого FFG бы не обеднело. А так неплохо наварилось 😉

      • VDmitry
        Июнь 1, 2013 в 23:19

        Да, по моему однозначно, что в базовой коробке важно иметь разнообразие, а не дубли. При сохранении количества карт, разнообразие бы уменьшилось в 1.5 раза примерно. То есть я преувеличил, осталось бы 4 колоды, или в каждой скажем по 9 карт вместо 13. А еще стартовые колоды должны быть сбалансированы, и в них нафиг не надо каждой твари по паре.

        • VDmitry
          Июнь 1, 2013 в 23:25

          И кстати в разных ЖКИ подходы разнятся. В престолах дублей нет почти вообще (все класно, но стартеры абсолютно непредсказуемы). В звездных войнах также. Во властелине колец распределение ближе к нетраннеру, но там совсем другая история.

          Там тоже на стартерах главная цель наварится? По моему на стартерах им надо завлечь, а навариватся уже на допах.

  2. cbagpipe
    Июнь 4, 2013 в 06:10

    Чувствуется влияние создателя Magic: The Gathering Ричарда Гарфилда как раз в части редкости карт. Это попытка привнести в ЖКИ элементы из ККИ: продажу/обмен картами.

    • Июнь 4, 2013 в 11:38

      Да ту всё, и влияние ККИ, и жадность FFG 🙂

  3. Июль 16, 2013 в 00:37

    Попробую немножко оппонировать=)
    С этими картами в базе по одной штуке немного неладное творится. Потому что не всегда во всех играх они кладут таких карт по 1 штуке. Постоянно на любом форуме или обзоре за это пинают ФФГ, но оно почему-то не слушается. Нигде официальных заявлений я тоже не встречал, но не думаю, что там сидят такие дурни, которые тупо хотят на этом заработать деньги.
    Сам понимаешь, что те карты, которых по одной штуке, сильные. Была бы эта игра ККИ, они были бы рарами. По сути все колоды в базе уже заочно собраны, лишних карт фракций, если не ошибаюсь, нету. Т.е. ты просто берешь колоду и ею играешь. Представь, что тех карт, которых по 1 штуке лежит, будет теперь комплект. 1 умножь на 3 или 4 (смотря в какой игре лимит на одинаковые карты). Это примерно 9-12 карт. итого такое же количество карт нужно выбросить из колоды, чтобы их впереть в колоду. Т.е. нужно либо уменьшить комплекты других более слабых карт, либо выбросить вообще некоторые карты. В итоге ты будешь иметь очень узкоспециализированную колоду, которую новичкам лучше не давать. Новичок должен вообще для начала впереть, что это за игра и какие у нее возможности. Это он спустя десяток партий поймет, что эти карты лучше выбросить, а те добавить, но, блин, их только по 1 штуке в базе, обидно как. Но, я думаю, ФФГ делают базы в своих ЖКИ именно для нубов или просто как демо-вариант, чтобы человек понял принцип игры и решил, стоит ли ему дальше покупать наборы. Тем более, что последующие наборы имеют вполне хорошие карточки, которые с легкостью заменят некоторые карты из базы. Представь себе, что у тебя настолько полноценная база, что ты даже не задумываешься о том, чтобы докупать новые наборы. Чем тебя может заинтересовать ФФГ потом? Поэтому принцип у них такой — вы попробуйте вот это, а если понравится, то у нас есть кое-что еще.
    Вот для чего тебе нужно иметь именно полный комплект этих карт? Насколько я могу судить по опыту, потом карты из базы начинают терять свою актуальность. Если ты играешь просто дома с женой, то особо смысла нету. Если играешь турниры, то можно одолжить у другого игрока/друга комплект «на поиграть».
    Я не то чтобы сильно защищаю ФФГ, я просто реально не знаю, как куда деть тогда другие карты, которые окажутся лишними. Их просто выбросят и добавят в других допах, а настольщики получат очень узкоспециализированные колоды, которые будут довольно однообразно играть.
    Теперь давай про дополнения. Вот где уж я точно с тобой не согласен=) Так как я бывалый ккишник, то прекрасно знаю, что из одного выпуска/сета (допустим, 156 карт) играбельных будет 5-10 карт. А иной раз и вовсе 2-3. Почему??? — спросит игрок. Почему не сделать все карты классными, чтобы было интереснее играть и деньги тратились бы с пользой.
    А вот теперь смотри. Выпускается один пак — все-все очень крутые карты. Все довольны. Второй пак — все карты крутые. Третий пак… Круче крутого? На четвертом паке разработчики возьмутся на голову, потому что им придется сильно попотеть, чтобы придумать такие карты, чтобы они были и одновременно крутыми, и не были жуткими поломами (это значит дико крутые карты), которые просто убивают все карты, выпущенные раньше. Есть 2 таких терминах в карточных играх — полом и пайл. Поломы — это жестокие карты, без которых специализированная колода просто не будет играть. Нету этой карты? Можешь гулять. Есть? Ты бог, всех выносишь. Пайл — это мусор, которым можно затыкать бреши в колоде или придумывать из них что-нибудь сумасшедшее.
    Я знаю такие ситуации в некоторых играх, когда разработчикам приходилось убивать сильные карты специально, потому что в комбе с другими картами они были просто жуткими поломами, и сложно было против них что-то делать. Т.е. ты на втором ходу мог одержать победу. Чем больше карт в общей базе, тем сложнее найти баланс. В результате чего приходится банить некоторые карты. Все, такими картами в турнирах играть нельзя — напишут на официальном сайте.
    Пак стоит 10 уе. В нем ты найдешь 1-2 крутых карточек. 1-2 неплохих. Остальное будет так себе. Это довольно демократичная цена. В будущем может получиться так, что некоторые слабые карты в комбе вдруг дадут неплохой бонус. К тому же тебе сразу дают возможность посмотреть на содержимое пака. Если ты видишь, что там совсем какие-то беззубые карты, ты просто можешь не покупать это дополнение. Но если хочешь иметь хорошую базу карт и любишь ломать голову над колодами, тогда нужно брать по-любому.
    Просто поверь, что одни крутые карты выпускать нельзя. Тебе дают их порциями, потому чо если выпустить одним скопом, то просто на этом можно остановиться и закрывать игру.
    Ограничение на количество карт другой фракции — это тоже для баланса. Скорее всего, Нетраннер чувствует себя лучше как моноколодостроительство. Если пустить все на самотек, то опять можно будет собрать такое чудовище, которое потом трудно будет остановить, и игроки скажут — игра поломана, играть нельзя, все.
    Хотите поиграть за две сразу фракции? Что же, вот можете попробовать, но попридержите коней, сильно баловаться с этим нельзя.
    Твой баланс будет какой по добавлению карт чужой фракции?
    «Движок» — обычная тема для карточных игр. Проблема с ресурсами была всегда. И каждая игра борется с неприходом карт в руку по своему. Есть такие игры, что если карта в руку не пришла, то ты вообще не получишь ресурс. Здесь хоть 1, но пожалуйста, бери. Не нравится 1 — тогда можешь вообще забить всю колоду одними картами, которые приносят ресурсы. Но тогда атаковать и защищаться будет нечем. А значит нужен баланс. Неприход в руку — это всего лишь невезение и рандом. Как кубики. Так бывает, нужно с этим смириться.
    Куча эдженд в руке — из той серии. Просто не повезло, плохо пошафлил. А шафлить надо уметь=)

  4. Октябрь 6, 2013 в 17:08

    Ну есть ещё люди, которые отстали от жизни 🙂 Пока красил фигурки, прохлопал начало общей истерии по Нетраннеру. Сейчас ускоренными темпами глотаю инфу 🙂

    • Октябрь 6, 2013 в 20:37

      Зато теперь можно спокойно и с расстановкой оценить, стоит ли поддаваться общей истерии или нет 🙂

  5. Iori_Yagami
    Октябрь 26, 2013 в 12:18

    Если уж проблема в силе карт, то можно было привязать их редкость к механике игры. Например — в колоде не более одной Золотой карты, не более двух Серебряных и до 3 Бронзовых, неограниченное число Черных. Вот и вся проблема. А так засталяют покупать.
    Кое-кто работавший по его словам в ФФГ, сказал, что они хотели ККИ, но просто не выдержали конкуренции с Магией, ЮгиО, Покемонами и поэтому придумали ЖКИ. То есть не от хорошей жизни, и поэтому хитрят как могут. Да и вообще все расширения игр, сиквелы игр и фильмов — это из-за навара.
    Когда же на этом блоге появится обзор Call of Cthulhu The Card Game? А то непорядок, это же ККИ по Лавкрафту, а обзора нет?

    • Октябрь 28, 2013 в 05:48

      Меня Катя из дома выгонит, если я пущусь ещё в одну ККИ 🙂 Попробовать желание, конечно, присутствует, тем более, что у нас есть люди, которые ей серьёзно увлекаются.

  1. Июнь 1, 2013 в 12:52

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s