Главная > Tournay > Впечатления от Tournay

Впечатления от Tournay

На выходных помимо тестовых партий в победителя Игросферы 2013, Пиратов от Igames, удалось опробовать Tournay, игру от той самой команды бельгийских дизайнеров, подарившей нам отличнейшую Troyes. Далее коротко об игре, и мысли после первой партии.

Несмотря на то, что взглянув на коробку и карты, создаётся впечатление, что перед нами вариация на тему Troyes, назвать Tournay младшим братом Труа можно с большой натяжкой. Игры очень разные, особенно по ощущениям, и уже после первой партии становится понятно, что чувство дежавю создают лишь иллюстрации Alexandre Roche и пара перекликающихся нюансов.

К сожалению, сеттинг, использованный в Tournay продолжает «славную» традицию пихать во все еврогеймы тему средневекового строительства. Видимо, данная тематика настолько бездонна (это ж сколько ещё древних городов) и нейтральна, что притянуть её к любой евро-механике не составляет труда.

В общем, построенный в первом веке римлянами в бельгийской Галлии город Tournay процветал и развивался, пока его не разграбили викинги. Игрокам предстоит поучаствовать в реконструкции города и тем самым вернуть ему былую славу. Для этого им потребуется наладить эффективную работу в трёх основных областях – военной, религиозной и гражданской.

Ключевая механика игры – размещение фишек безотказных рабочих. Стоит отметить, что рабочих тут частенько придётся не только куда-то посылать, но и просто тратить, убирая с так называемой площади. Зону или район, куда отправлять своих подопечных, игроки будут формировать сами, выкладывая перед собой карты, добытые на рынке в центре стола.

Рынок формируется из карт зданий и персонажей. Карты бывают трёх видов: красные – военные, белые – религиозные и жёлтые – гражданские. По цвету они соответствуют рабочим, которыми оперируют игроки. Это не случайно, так как именно за рабочих соответствующего цвета и будут покупаться карты. Над рынком располагаются доступные для найма дополнительные рабочие (в начале партии у всех по 2 фишки каждого цвета) и чёрные карты событий, негативно (в основном) влияющие на районы игроков.

Что ж, внешне всё очень напоминает Troyes, из которой убрали поле, а кубики заменили на миплов. С другой стороны, зачем выдумывать что-то новое, когда уже есть готовый «мир».

Ход игрока начинается с того, что он может (но не должен) выложить в свой район карту с руки. За карту следует заплатить указанную на ней цену (обычно в монетах), после чего она пристраивается к ранее выложенным картам по горизонтали или вертикали. Также карту можно «строить» поверх другой. Понятно, что её свойство будет уже недоступно, но если цвет совпадает, то закрытая карта принесёт в конце партии указанные на ней очки. В конце концов, выложенные карты игрока должны сформировать квадрат 3 на 3. Как набрать в руку карты с рынка, расскажу немного позже, а пока о том, какие карты бывают.

Доступные на рынке карты различаются не только по цвету, но и по уровню. Первый и второй уровни отличаются между собой стоимостью, количеством победных очков и силой эффекта, предоставляемого владельцу. Тут встречается два вида карт: здания и персонажи. Здания обладают неким постоянным свойством, их раз за ход можно активировать миплом соответствующего цвета. Персонажи «работают» сами по себе, давая бонус игроку во время указанных действий или активации смежных зданий.

Последний третий уровень – это так называемые престижные постройки. В конце партии они принесут победные очки за выполнение определённых условий, причём, очки получат все игроки, но владелец получит вдвое больше.

Также в каждой из девяти стопок находится по одной специальной карте городского глашатая. Выход глашатая не только оповещает о плохих событиях, активируя эффекты на всех чёрных картах, но и приближает концовку партии.

Со строительством и картами разобрались, теперь перейдём к обязательной части хода игрока.

Итак, после опционального строительства, игрок обязан выполнить одно из следующих действий:

1. Взять карту с рынка. Тут есть два варианта: взять открытую карту с одной из стопок или же вытянуть две закрытые, выбрать себе одну, а другую положить на стопку лицом вверх – в таком случае открытая карта уходит под низ. И в первом и втором варианте нужно заплатить рабочими соответствующего цвета в количестве одна штука за уровень желаемой карты. Получается, что за престижное здание придётся отдать три фишки. На конец хода на руках у игрока не может быть больше четырёх карт.

2. Активировать здание в своём районе. Всё стандартно: берём мипла того же цвета, что и здание, ставим на карту и получаем плюшку. Повторюсь, что на каждое здание можно сходить только один раз за раунд. Свойства вполне заурядные: получить деньги, нанять дополнительных рабочих, взять престижную карту, воспользоваться зданием другого игрока, уничтожить карту события и т.д.

3. Уничтожить карту события. На чёрных картах событий есть специальные места под жетоны монеток, они заполняются, когда тянутся карты глашатаев. Число жетонов влияет на силу эффекта события. Например: если игроков просят сбросить по одной монетке, то три жетона на карте заставит сбросить уже по три. Почему монетки? Дело в том, что некоторые здания позволяют бороться с чёрными картами, а жетоны – забирать себе в качестве бонуса. Убрать карту с пакостным эффектом можно, только если на ней лежит хотя бы один жетон. Плата за уничтожение события указана в левом верхнем углу – обычно это миплы определённого цвета и некоторое количество монет. Игрок поощряется самой картой, которой впоследствии может «отбиться» от одного события, выложив перед собой рубашкой вверх. В конце партии каждая такая карта принесёт одно очко.

4. Заработать монеты. Деньги можно получить, отправив на заработки миплов одного цвета. Каждый рабочий принесёт по 2 монеты.

5. Вернуть рабочих. После этого действия все фишки, потраченные на выполнение вышеописанных действий, возвращаются в строй, то есть кладутся обратно на карту площади.

Добавлю, что для этих действий можно использовать рабочих других игроков, платя хозяину по 2 монеты за каждого.

Как видно, всё предельно просто: добираешь карты, играешь персонажей, строишь здания, затем ими пользуешься, стараясь тем самым заработать больше монет и миплов, чтобы позже получить/выложить ещё больше карт. Изредка борешься с плохими событиями.

Партия заканчивается, как только два игрока завершают строительство своих районов, то есть выкладывают по девять карт, среди которых присутствуют хотя бы два престижных здания. Или же когда отстраивается один игрок, а на рынке вскрыто столько глашатаев, сколько участников в партии +1. После этого круг доигрывается до конца, затем у всех есть последний ход и возможность построить ещё одну карту. Далее происходит подсчёт ПО: к очкам за выложенные карты прибавляются бонусы престижных зданий.

Tournay – хорошая игра. Думаю, она должна прийтись по вкусу тем, кому нравятся игры на построение карточного движка на заработок ресурсов и победных очков. Конечно, можно сетовать на случайный приход этих самых карт, да и во время их получения у игрока не такой большой выбор, но, на мой взгляд, свойства зданий и персонажей, а также доступные действия сбалансированы так, чтобы случай в данный момент игры влиял на исход партии минимально.

Что действительно может негативно сказаться на результатах, так это невозможность заполучить престижные постройки в первой половине игры. Тут уже действительно, как карт ляжет, и если игроку не пришли здания, позволяющие нанимать рабочих или «бесплатно» брать карты третьего уровня, то тут уже ничего не поделаешь. А ведь престижные здания являются основным поставщиком победных очков и тем самым определяют стратегию на концовку. Есть, правда, вариант использовать чужих миплов, но так не хочется отдавать кровные сопернику.

Полистав правила, я понял, что мы играли в простой вариант, а есть ещё продвинутый. В нём все начинают не с двумя, а с одним миплом каждого цвета и стартовым капиталом в 9 монет вместо 6. Более того, в арсенале доступных действий появляется возможность нанимать рабочих за 5 монет. Это меняет дело, так как теперь игрок всегда может прикупить две фишки и взять престижную постройку нужного ему цвета.

Интересно, что в коробке сразу идёт дополнение. Вообще, сейчас модно взять часть карт (которые и так войдут в базу), нарисовать на них какую-нибудь иконку, добавить в правила раздел «Advanced rules» и тем самым показать, что мы, мол, такие хорошие, не стали выпускать отдельный доп и драть с вас три шкуры. Ну, это их дело, главное, что карты есть. С дополнением появляется больше вариативности не только в плане новых свойств, но и в том, что с допом некоторые карты в партии вовсе не участвуют. Хотя есть подозрение, что карт всё равно мало.

Что касается взаимодействия, то тут его не так много. Да, некоторые карты позволяют пользоваться чужими зданиями или направлять на соперников эффекты плохих событий. Но в первом случае здание никак не блокируется, а во втором – на пакость придётся потратить целое действие. Можно ещё тратить чужих миплов, но в этом я тоже не разглядел особого смысла, ну если только в редких случаях. Так что, по сути, игроки копаются в собственном огороде с оглядкой на соседние грядки, стараясь преуспеть в выбранных целях. Да, забыл сказать, что очки престижные постройки приносят: за количество рабочих и зданий определённого цвета, за их комбинации, за монеты, и т.д.

Если говорить о минусах, то, основной, безусловно – это ужасно написанные правила с кучей опечаток и абсолютно бесполезная памятка, в которой объясняется только часть символов, используемых на картах. Вообще, когда впервые видишь все эти символы, то думаешь, что уж лучше б игра была с текстом. Но уже после первой партии, нащупав логику в значках, понимаешь, что всё не так уж и плохо.

Второй момент, и это скорей моя личная «непонятка», касается денежных карт номиналом 10 монет. Очень странное решение сделать карты, когда единички и пятёрки выполнены в виде обычных человеческих жетонов.

Кому-то может не понравиться непредсказуемость плохих событий, которые активируются случайным образом при выходе карт глашатаев. Но, с другой стороны, эти события открыты, и с ними необходимо считаться, а лучше бороться. Хотя, соглашусь, что награда за уничтожение события не велика. Хотелось бы больше мотивации, ведь ты помогаешь не только себе.

Мне Tournay понравилась, она несложная, быстрая, насыщенная и, главное, не является копией Troyes. Пока поставлю 7 баллов. Надо будет проверить, как она играется на двоих, и насколько продвинутый вариант «продвинутей» обычного.

Реклама
  1. Декабрь 25, 2015 в 02:58

    Сегодня сыграли первую партию в Tournay. Возникли некоторые сомнения по поводу постройки и улучшению зданий. Посмотрев на значки в нижнем правум углу карт построек появились подозрения, что не все здания можно сносить и ставить поверх них другие здания. А еще удивило, что то снесенные здания засчитываются в конце игры.

    Видимо мы этот момент в правилах проглядели, расскажите пожалуйста, как это работает. Да и одна из ваших фотографий на это намекает. Там где одно здание выглядывает боком из под другого. )

    • Декабрь 25, 2015 в 04:16

      Сто лет не играл, сейчас гляну английские правила.
      Глянул 🙂
      Здание можно класть поверх другого, если оно такого же цвета (очки за них в конце тоже даются).
      Если накрываешь здание другого цвета, то оно сбрасывается и кладётся под низ соответствующей колоды.

      • Декабрь 25, 2015 в 11:26

        Спасибо большое за ответ. Вроде все логично получается, буду знать. Непонятно только значение иконок в правом нижнем углу. Почему на некоторых картах одна лилия, на других две, а на третих башни вообще.

        • Декабрь 25, 2015 в 12:52

          В правилах в конце есть абзац, как играть с картами дополнения (они типа включены уже в базе). Насколько понял, карты с башнями участвуют в игре всегда, а вот с лилиями такая штука. Есть два варианта: 1) либо заменить карты с одной лилией на такие же по цвету и уровню с двумя; 2) либо замешать всё вместе согласно уровню и цвету и играть так.

  2. Декабрь 25, 2015 в 16:17

    Спасибо за пояснения, буду иметь ввиду, когда засядем за нее в следующий раз. Значит, эти иконки относятся только к дополнению.

  1. Август 1, 2013 в 01:34

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s