Главная > Saustall > Saustall – убийство в свинарнике

Saustall – убийство в свинарнике

Выкладываю давно обещанный обзор детективной игрушки Saustall (Свинарник). Тянул до последнего, так как надеялся, что удастся уговорить свою компанию на ещё одну партию – хотел сделать несколько игровых фоток, а не постановочных. Но те ни в какую. Настолько ли игра плоха? Сейчас вы всё узнаете.

Катя постоянно находится в поиске чего-то нового и интересного на поприще детективного жанра, именно так к нам и попал Свинарник. Не последнюю роль, конечно, сыграл внешний вид компонентов, но тут ничего удивительного, ведь качество и оформление у немецких игр всегда на уровне.

Если говорить о заочном представлении касаемо сути игрового процесса, то в этом плане был полнейший блайнд бай. Даже по существующему на тот момент переводу правил было трудно въехать в смысл происходящего. Хотя надо признаться, что со стороны всё выглядело довольно любопытно и неизбито. Повторюсь, хоть Saustall и полностью не немецком, для игры можно спокойно обойтись без знания языка, текст тут несёт лишь художественную нагрузку.

Коротко об игре

Полное название игры звучит как Saustall Kommissar Kluftingers schwierigster Fall, что-то типа «Свинарник – сложнейшее дело комиссара Клюфтингера». Кто такой Клюфтингер? Это главный герой серии немецких детективных романов писательского дуэта в составе Михаэля Кобра (Michael Kobr) и Фолькера Клюпфеля (Volker Klüpfel). Он расследует загадочные преступления в туристическом регионе Альгой (Allgäu), расположенном в южной Германии и простирающемся вплоть до Альп.

Порывшись в сети, я обнаружил, что настольные похождения Клюфтингера тоже норовят получить статус серийных, о чём свидетельствует вторая игра, вышедшая в прошлом году под названием Jagdrevier (Охотничье угодье).

Такая популярность, конечно, похвальна, но она даёт понять, что чего-то выдающегося от данных «поделок» ожидать не приходиться, они скорей рассчитаны на поклонников книг, играющих в несложные семейные настолки. Но вернёмся к нашему Свинарнику.

В Saustall игроки выступают в роли вышеупомянутого комиссара, они работают над делом об убийстве некоего Германа Айгнера, случившемся на одной из ферм южной Германии. Разыгрывая карты расследования и сбрасывая жетоны подозрений, сыщики стараются не только сузить круг подозреваемых, но и одновременно доказать вину того, кого сами же выдвинули в качестве преступника. Три оставшихся жетона, указывающих на мотив преступления, пол и личность убийцы и будут конечным предположением каждого игрока, а после того, как станет известно имя настоящего убийцы, за все совпадения комиссары будут вознаграждены победными очками.

Правила

В начале партии восемь подозреваемых размещаются рядом с игровым полем недалеко от главных свидетелей преступления. После этого восемь жетонов улик с символами потенциальных убийц тасуются и стопочкой кладутся в лабораторию. Далее игроки берут по набору жетонов подозрений, три карты расследования, жетон штрафа и жетон вмешательства. Кроме того, все получают по одной улике из лаборатории, что сразу же позволяет сузить круг подозреваемых на одного персонажа.

Уже на стадии подготовки игрокам необходимо выдвинуть первое обвинение, а именно выбрать три жетона подозрений и положить их перед подставкой. «Мы же ещё не начали играть, как же я угадаю, кто убийца?» – спросите вы. В этом-то и подвох, что тут нужно не только вычислить, жетоны каких персонажей остались в лаборатории, но и подстроить всё так, чтобы ваша версия оказалась выигрышной. А для этого достаточно просто опровергнуть алиби выдвинутого вами подозреваемого и… надеяться на удачу. Звучит запутанно, но дальше вы всё поймёте.

Игра делится на раунды, в каждом из которых игроки совершают по одному ходу. Ход предельно прост: выбираешь с руки одну из трёх карт расследования, выполняешь указанное на ней действие, скидываешь, после чего добираешь новую.

Карты бывают следующие:

  • Мотив. Позволяет присвоить жетон мотива любому из подозреваемых. Если на карте указан красный мотив, то жетон кладётся на женщину, если синий – на мужчину.
  • Алиби. С помощью данного действия игрок как бы узнаёт алиби одного из персонажей, прикладывая его жетон к одному из свидетелей. Мол – «что вы делали прошлой ночью?». «Я? Я.. в гольф играл.»
  • Свидетель. Данная карта позволяет произвести допрос одного из свидетелей, который рассказывает, что в день преступления у себя он видел либо женщину, либо мужчину. В соответствии с выбранной картой в зону диалога свидетеля кладётся жетон пола, который в свою очередь подтверждает или опровергает алиби. Если в момент розыгрыша карты данный свидетель уже давал показания, то игрок может воспользоваться одним из специальных действий, помечая это зелёным жетоном. О спец-действиях я расскажу ниже.
  • Помощь полиции (или что-то в этом роде). Также разрешает воспользоваться специальным действием, только с помощью коричневого жетона.

Графически вышеупомянутые действия можно отобразить так:

Специальные действия помогают узнать, какие жетоны находятся в лаборатории, чтобы в дальнейшем можно было направить свою доказательную базу в нужное русло. Спец-действием можно пользоваться пока на нём есть свободные места под жетоны. Причём коричневые зоны доступны лишь для карт «Помощь полиции», а зелёные для карт «Свидетель» при условии, что указанный на ней свидетель был допрошен ранее.

Специальных действий четыре:

  • Посещение лаборатории позволяет подсмотреть верхний жетон из стопки улик, после чего он кладётся под низ.
  • Сбор группы даёт возможность подглядеть жетон улики любого игрока.
  • Офисная работа разрешает поменять один из трёх жетонов подозрения, выбранных в качестве обвинения, на любой жетон с подставки.
  • С помощи часовни можно сбросить один жетон штрафа, за который в конце партии отнимаются победные очки.

И ещё пару слов о больших овальных жетонах, на которых с одной стороны куча художественного текста, а с другой миска с жиром. Это так называемые жетоны вмешательства, которыми можно прерывать действия других игроков и тем самым препятствовать их расследованию.

Если во время розыгрыша карты кто-либо решает использовать такой жетон, то у активного игрока есть два выхода: уступить разыгрываемую карту обидчику, при этом жетон вмешательства тут же сбрасывается; или продолжить свой ход и взять жетон, перевернув его на сторону штрафа. Насколько я понял, что миски с жиром потому, что у немцев есть поговорка «вступить в миску с жиром», что означает опростоволоситься.

Раунд завершается после того, как все сделают по одному ходу. После этого деревянный автомобиль движется на деление вперёд, а игрокам тут же скидывают с подставок столько жетонов подозрений, сколько указано на новом участке дороги. Эти жетоны должны касаться только неправильных подозрений, так как они выбывают из игры до конца партии. В последнем раунде, перед тем, как сбросить последние жетоны, игроки могут внести коррекцию в своё финальное обвинение, поменяв один жетон обвинения на жетон с подставки, или же просто избавиться от одного штрафа.

В конце концов, перед каждым игроком будет лежать по три жетона версии убийства, и останется лишь определить виновника преступления путём вскрытия жетонов улик с лаборатории. Жетоны вскрываются по очереди, пока один из них не укажет на подозреваемого с неподтверждённым алиби, то есть с несовпадением пола. Это и будет убийца.

Если случилось так, что все улики указывают на персонажей с подтверждёнными алиби, то перед нами несчастный случай, и молодец тот, кто выбрал жетон подозрения, на котором изображена жертва, падающая с лестницы, и, по-видимому, придавленная громадной головкой сыра.

Выведя убийцу на чистую воду, игроки сравнивают свои версии с результатом и получают победные очки: 9 очков за правильно угаданную личность/несчастный случай, 5 – за мотив, 3 – за пол и минус 2 очка за каждый жетон штрафа. Игрок, набравший наибольшее количество победных очков, объявляется самым смекалистым Клюфтингером.

Впечатления

Скандалы, интриги, расследования, миски с жиром.… Да, звучит интригующе, и смесь вроде любопытная – дедукция, основанная на методе исключения, плюс механика доказательства вины выбранного тобой подозреваемого. Но на деле игра одноразовая. Ну ладно, пару раз сыграть можно, так как, у нас, например, не все с первого раза поняли, в чём здесь подвох.

Виной моему разочарованию является огромный рандом, который, в принципе, в качестве составляющей несложной семейной настолки имеет право на существование, но у опытных игроков отобьёт интерес напрочь. И тут ничего и не попишешь, ведь если дать игрокам больше простора (больше сцец-действий в колоде), то вычислить убийцу не составит труда. Вот и выходит, что всё «веселье» заключается в угадайке порядка жетонов улик.

Если кратко, то все партии выглядят следующим образом: сперва выдвигаешь подозреваемого, а затем стараешься поскорей пристроить ему «неправильный» пол и, если повезёт, подходящий мотив. Если впоследствии, подсмотрев жетон улики, с подозреваемым происходит облом, то переключаешься на нового, меняя жетон на другой. В конце же надеешься, что твоё неподтверждённое алиби выйдет первей. И всё это в условиях того, что за доступные действия отвечает случай. Вот и сидишь, скучаешь в ожидании нужных карт. Про жетоны вмешательства вообще промолчу, тот ещё костыль.

Интересно, что первые пару раз мы играли со случайным хоумрулом (неправильно, короче) – в начале партии не делали предположения, а просто исключали жетоны по ходу игры, и те три, что оставались на подставке, и были нашей разгадкой. Надо сказать, что такой вариант кажется мне более эластичным что ли, так как у игрока есть больше шансов поменять версию, а не уповать на приход спец-действий.

В общем, для опытных игроков игра абсолютно проходная, для детей скорей всего будет слишком замороченной и неинтересной. Не исключено, что фанатам жанра идея подгонки расследования к изначально выбранному подозреваемому и покажется свежей, но повторюсь, одна-две партии, и возвращаться к игре вам вряд ли захочется. От меня Saustall получает скромные 5.5 баллов, а что делать с коробкой, решит Катя. Для тех, кто хочется блеснуть своей дедукцией в настольном масштабе, посоветую рассказы-головоломки Sherlock Holmes Consulting Detective, а для любителей классических «кто, где и чем?» прошлогоднюю новинку P.I. от Мартина Уоллеса. К сожалению, Клюфтингер ожиданий не оправдал.

Реклама
  1. Август 28, 2013 в 08:46

    По описанию, чем-то напомнило Android (опять же описание =) ). Кто настоящий убийца — неизвестно(в плане того, что мы просто подгоняем все под нужного подозреваемого), но в начале каждый получает карточку, чью вину надо доказать.

    • Август 28, 2013 в 09:38

      Интересно 🙂 Android давно хочу попробовать, неоднозначное мнение у меня по нему — половина механик нравится, половина не очень.

      • Galahed
        Ноябрь 11, 2013 в 00:01

        Я бы сказал что в Андройде нет предопределенности, кто именно убийца. Это все портит, т.к. мы расследуем состоявшийся факт. Также и заговор корпораций, не раскрываемый, а строящийся — выглядит странно и противоестественно, ну и то что очки даются за закрытие диагоналий и горизонталей в пазле заговора — это вообще ужас.
        Лучше обратить свое внимание на эту игру http://tesera.ru/new/147131

        • Ноябрь 11, 2013 в 11:22

          Mystery of the Abbey как-то обходил стороной, думал, слишком простая и похожая на Cluedo. Спасибо, пошёл читать.

    • Daemonis
      Август 28, 2013 в 11:55

      В Андроиде нет рандома при определении убийцы — все зависит от действий игроков.

  2. Август 28, 2013 в 18:33

    Мда. А игра казалась такой небезынтересной при первом взгляде.
    Тем более спасибо что уберег от неважной игры.

  3. Merlin
    Август 29, 2013 в 06:47

    Из детективов рекомендую попробовать Lady Alice, эдакий доведенный до ума Cluedo

    • Август 29, 2013 в 09:35

      Знакомые сказали, что так себе, слишком незатейливая. Но думаю, Кате понравится, ей даже Клюедo нравится 🙂

  4. Август 31, 2013 в 21:46

    На какие-то странные игры вас, ребята, тянет=) Хорошие закончились?=)

    • Сентябрь 1, 2013 в 00:26

      Не только ж про хорошие писать. А про эту инфы вообще не было, пришлось самим проверять.

  1. Август 28, 2013 в 10:32

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s