Главная > Spartacus: A Game of Blood & Treachery > Впечатления от Spartacus: A Game of Blood & Treachery

Впечатления от Spartacus: A Game of Blood & Treachery

Сегодня мы поговорим об игре Spartacus: A Game of Blood & Treachery, придуманной по мотивам популярного сериала «Спартак», который повествует о жизни отважного гладиатора, поднявшего на восстание рабов со всего Рима.

Игроки выступают в роли Доминусов, глав влиятельных семей римского города Капуа, которые стремятся к яркой политической карьере любой ценой. Под началом каждого Дома имеется не только большое количество рабов, но и собственная школа гладиаторов. Причём, успехи гладиаторов на арене прославляют своих хозяев не хуже всяких политических дрязг.

Ход игры

Обзоров Спартака в сети достаточно, поэтому пробегусь по правилам совсем кратко.

В начале партии каждый игрок берёт себе планшет Дома, четыре жетона с соответствующим гербом и фигурку понравившегося гладиатора. Квадратный жетон помещается на шкалу влияния, стартовых позиций может быть три: если играется обычный режим, то все начинают с четырёх очков, если быстрый — с семи, если долгий — с единицы. Цель игры – набрать 12 очков влияния. Я бы рекомендовал начинать с семи — если игра понравится, то тут же можно сесть за вторую партию, а если нет, то вам не придётся тратить впустую четыре или пять часов своего драгоценного времени. Правда, нужно иметь в виду, что в быстром режиме игрушка не раскрывается в полной мере.

Все берут стартовое имущество, указанное на планшетах своих Домов, затем колоды Интриг и Рынка тщательно перемешиваются, и можно начинать. Игра делится на раунды, каждый из которых состоит из четырёх фаз: подготовка, интриги, рынок и бой на арене.

В фазе подготовки каждый Доминус получает по одной монете за каждого раба и столько же платит каждому своему гладиатору. Если игрок не может или не желает платить гладиатору, ему придётся отпустить его на вольные хлеба. Также в этот момент можно попытаться вылечить израненных бойцов, происходит это броском кубика, желанный результат — 4, 5 или 6. Дело это рисковое, потому что травмированному гладиатору можно и навредить — если на кубике выпадет единица, то он погибает.

В фазе интриг каждый игрок добирает по три карты из соответствующей колоды, после чего все в порядке очереди, начиная с обладателя жетона «Распорядителя игр» (в начале партии титул присуждается случайным образом), могут разыграть хоть все карты с руки. В колоде интриг представлены карты трёх типов: заговоры, ответные действия и стража.

Для розыгрыша заговора Доминус должен иметь указанное на карте количество очков влияния. «Подкинуть» немного влияния можно попросить и соперника, правда, для этого придётся его как-то или чем-то убедить: заплатить пару золотых, пообещать помощи со своей стороны и т.д. Обманывать не возбраняется, только нужно иметь в виду, что невыполнение сделки может неблагоприятно аукнуться.

Ответные действия работают аналогично, то есть тоже за влияние, но пользоваться ими можно не только в свой ход. Зато помочь в розыгрыше такой карты уже нельзя.

Карты стражи позволяют Доминусу отбиться от завистливых и лживых товарищей по цеху — они нейтрализуют направленный против вас заговор броском кубика на 4, 5 или 6. Содержать стражу разрешено двумя способами: можно выложить её на стол, но тогда все увидят степень вашей защищённости; или же можно оставить её в тайне, в руке, но в таком случае стражники будут входить в допустимый лимит карт, а он тут не резиновый и обуславливается текущим уровнем влияния игрока.

В эту фазу также можно и нужно пользоваться особыми свойствами, указанными на планшете Дома. Одно из них обычно определяет стратегию на партию, так как позволяет заработать дополнительные очки влияния.

В фазе рынка происходит делёжка различного добра, которое выставляют напоказ уличные торговцы Капуи. Карты вскрываются по одной (по количеству игроков), а игроки делают на них свои ставки. Добычей может стать раб/гладиатор с полезными свойствами, а также оружие/броня, дающие преимущество в боях на арене. Оценив лот, игроки зажимают в кулаке резонное на их взгляд количество монет и затем одновременно вскрываются. Карта уходит самому щедрому, остальные остаются при своих ставках. Если игроки поставили одинаковое количество золотых, то аукцион продолжается, но уже только между ними. Причём, ранее выложенные деньги откладываются, то есть ставки снова придётся делать из закромов Дома. Получается, что при многократной угадайке можно здорово прогореть.

Посетив рынок, игроки расселяют свежекупленных рабов и гладиаторов на территории своего Дома и тут же готовятся к борьбе за самый значимый лот — право быть «Распорядителем игр». Уже просто за обладание титула игрок получит одно очков влияния. Вдобавок, он будет выбирать, кто будет сражаться на песках арены и решать судьбу поверженного гладиатора.

После рыночных баталий переходим к баталиям на арене. В фазе арены Распорядитель назначает двух гладиаторов, которые сойдутся в кровавом и, возможно, зрелищном бою. В этом момент, игроки, в стенах Дома которых имеются сильные бойцы, будут стараться всячески подкупать Распорядителя, а тот, в свою очередь решит, как распорядиться своей привилегией наиболее выгодно — принять взятку или принудить выставить против себя любимого какого-нибудь слабака (владелец, в принципе, может отказаться от боя, но потеряет одно очко влияния).

После того, как противники определены, игроки снова делают ставки, но только уже на возможный исход поединка. Таким достаточно оригинальным и, безусловно, азартным способом можно удвоить (если предсказал победителя) или даже утроить свою ставку (поставил на ранение или обезглавливание).

Механика боя предельно проста. У каждого из гладиаторов (и рабов в том числе) имеется три параметра, скорость, атака и защита. Каждому параметру соответствует свой цвет кубиков, цифра означает их количество. Скорость отвечает за число клеток на поле, на которое может походить гладиатор. Также с помощью скорости в начале раунда определяется инициатива — бросаются все синие кубики, у кого суммарный результат выше, тот и решает, кто будет действовать первым. Атаковать можно только в том случае, если противник находится на соседней клетке (можно и на расстоянии, но только со специальным оружием). Выбрав нужную позицию, атакующий бросает красные кубики, а его противник — чёрные. После этого кубы сортируются по значениям, от большего к меньшему, и выкладываются напротив друг друга. Далее определяется, сколько ударов было заблокировано, а сколько прошло. За каждое ранение жертве необходимо скинуть по одному кубику по своему выбору. Как только у гладиатора заканчиваются кубики какого-либо цвета, он проигрывает. Если за раунд бойца лишили кубиков двух цветов, то он получает жетон ранения — пока его не излечишь, выставляться на бой нельзя. Ежели гладиатора лишили сразу всех трёх цветов — это означает обезглавливание, и тут уже смерть, без вариантов.

Победитель боя получает жетон славы, а его владелец очко влияния. При выставлении на арену отличившегося победами бойца каждый жетон славы принесёт его хозяину по две монеты. Если гладиатору удаётся блеснуть на арене трижды, то он становится чемпионом, что означает ещё одно очко влияния в копилку игрока. Как я уже говорил, судьба выжившего или раненого гладиатора зависит от Распорядителя. В этот момент он снова может выторговать у его хозяина немного золотых.

Впечатления

Отношение к игре у меня противоречивое, попробую объяснить, почему. Наша первая партия на четверых прошла со скрипом, хотя началась довольно бодро и многообещающе. Ошибкой было то, что мы сели играть долгий вариант, с единицы влияния. Всё настолько затянулось и забуксовало, что под конец это перетягивание одеяла на себя всех уже достало, и было решено закругляться и дать выиграть хоть кому-то. В итоге та партия заняла порядка четырёх или даже пяти часов, а описать её можно поговоркой «начали за здравие, кончили за упокой». Но даже той скомканной партии я благодарен за то, что она познакомила меня с сериалом, который я буквально проглотил за каких-то пару недель. Очень советую, только предупреждаю, почти в каждой серии обнажёнка и нецензурщина. А что вы хотели, времена и нравы Древнего Рима, они такие, а сериал – попытка их передать и где-то даже приукрасить.

Атмосферу грязных интриг, заговоров и предательства игра передаёт неплохо, и за это разработчикам респект. Не знаю, правда, нарочно это у них получилось или случайно, но сплав достаточно примитивных и кардинально разных механик пришёлся в тему: собственные рабы и школа гладиаторов, торги, сражения на арене, ставки на победителя, – всё это создаёт ощущение, что ты действительно имеешь какую-то власть. А ведь можно было бы и не заморачиваться и придумать очередной карточный «шедевр» по франшизе. Но ребята из Gale Force Nine пошли по другому пути, и путь этот вывел их дебютный продукт на вполне достойный уровень.

Но! При всех описанных выше достоинств, игра очень и очень на любителя. На любителя трёпа, краткосрочных союзов, прямого, жёсткого и беспощадного конфликта. Посему 90% успеха тут делают сами игроки, не обидчивые и относящиеся к таким механикам, как negotiation и take that с пониманием. Я не могу себя отнести к почитателям игр подобного жанра, и если мы говорим о союзах и подставах, то я, пожалуй, выберу какой-нибудь, Cosmic Encounter. И не потому, что я считаю Spartacus никудышной игрой, просто мне видится, что при таком игровом процессе игра должна занимать гораздо меньше времени. Ну, не могу я три или даже два часа к ряду бросаться карточками для того, чтобы подвинуть жетончик себе и опустить другим. Да, проблема затянутости частично решается стартовой позицией на треке влияния, но при приемлемой для меня продолжительности «с семи очков», игра становится ещё более зависимой от прихода карт, а Доминусы банально не успевают набрать нормальных гладиаторов. Ещё я за более мирное взаимодействие, мне не очень нравятся игры, где, как только кто-то вырывается вперёд (и это стоит ему больших усилий), все объединяются и без проблем его «задвигают».

В общем, ежели временные затраты вас совсем не пугают и в вашей игровой ячейке (а нужно минимум 3 или 4 человека) все лояльно относятся к взаимным козням, да ещё и знают/смотрели/любят сериал, то обратить внимание на игру однозначно стоит. Тут можно хитрить на словах и плести простейшие комбинации из карт, поэтому при правильном подходе и с правильными людьми она имеет все шансы «взорвать» стол.

Чтобы не испортить впечатления от игры, следует обратить внимание на абзац в правилах о её сущности, и тогда проблема непродуманной до конца боёвки, когда гладиаторы могут часами играть в «салочки», не сближаясь, будет менее раздражающей. Всё-таки эта игра не о громких победах на арене, а о том, как из заведомо известного результата извлечь наибольшую выгоду для себя. Хотя и громкие нелогичные победы тоже случаются, кубики же.

Что касается русского издания от Звезды, то качество компонентов и толщина картона идентичны оригиналу (у меня была возможность сравнить, так как мы дарили английскую версию друзьям).

Более того, у локализации даже есть пару преимуществ. Во-первых, места под карты в органайзере глубже, поэтому они должны влезть даже в протекторах. Во-вторых, карты можно нормально вытащить, так как выемки под пальцы там до самого дна. В-третьих, качество фигурок немного лучше – не знаю, видно ли на фотографиях или нет, но у миниатюрок в русском издании детализация выше (они слева).

К сожалению, снова подвело качество перевода, вернее, в данном случае подкачало правописание и пунктуация. Мелкие ошибки, опечатки и непонятки с терминологией (к примеру: раздельное «что бы», лишние запятые, пренебрежение понятием «целевой Доминус»), конечно, подпортили общую картину, но особо не повлияли на игровой процесс.

Издатель ошибки признал и поправил (частично и пока только виртуально), поэтому для безупречной игры нужно просто зайти сюда, прочитать и кое-где подрисовать ручкой 🙂

Ещё была обнаружена пропажа художественного текста на картах персонажей, но, на мой взгляд, потеря не велика, у нас за все партии желание к нему обратиться не возникло. Тем более, что те, кто в «теме» сами без проблем могут замолвить пару ласковых, в духе сериала.

В общем, локализация не идеальна, но играбельна, а корректоров, как обычно, всех поувольнять надо, уже за одно «что бы». Нужна сторонняя вычитка, а то такая беда будет постоянно.

Ну и по традиции оценка. Spartacus получает 7/10. Если бы партии были на порядок короче, а концовки не получались бы такими скомканными, то балл мог быть и выше. Хотя, если учесть то, что в игре собрано почти всё, что я не люблю в настолках, то семёрка – это успех 🙂 Порадовала атмосфера и неожиданное (хотя и не совсем гладкое) сочетание таких разных механик.

Реклама
  1. Январь 5, 2014 в 13:10

    Вот вообще неправильно 🙂 Там же капсом пишется в правилах — начинайте играть не с единицы. Это одна из моих любимых игр на данный момент, большое количество партий и даже в голову пока не приходило играть с единицы. Потому и впечатления противоречивые. Если играть как рекомендуют, а после периода ознакомления с четвёрки — будет как раз то, что надо.

    Это проблема гиков 🙂 «Мы уже взрослые, зачем нам обращать внимания на рекомендации, давайте уровень хард зелл сразу, заодно и разберёмся как в неё играть» 🙂 Это не всегда работает. А из моего опыта — никогда не работает. Разбираться с игрой (первая игра) должна быть как максимум на среднем уровне сложности.

    А-то просидели вы стопицот часов, вымотались и больше в неё не будет никакого желания играть. А жаль. Мы в основной ячейке _ждём_ когда опять в неё сыграем.

    Ну, имхо, конечно и всё такое

    • Slim Slam Snaga
      Январь 5, 2014 в 18:33

      Просто игра на любителя. Далеко не шедевр, но для широкой аудитории — более чем.

      • Январь 5, 2014 в 18:43

        Конечно для широкой — альясик, дженга и спартака погонять 🙂 Мы люди простые, широкая аудитория-то 😉

        • Slim Slam Snaga
          Январь 5, 2014 в 18:52

          Мне кажется, что проще людей засадить за Спартакус, нежели за Цолькин (к примеру). Да, это не Монополия, но где-то рядом по уровню сложности.

    • Январь 5, 2014 в 22:51

      С единицы мы играли только первый раз, потом (буквально вчера) с четвёрки, и дело тут, в принципе, не во времени. Играть интересно, много всего происходит, тематично…но до того, как все приближаются к 9-10 влияния. Потом уже, как повезёт, ибо все валят друг друга, пока есть соответствующие карты. Я хочу, чтобы моя стратегия приносила плоды, тут же, чтобы ты не делал, все идут ровно, все знают возможные «финты», поэтому в развязке всё решает случай… и это спустя два часа. Извольте. И тоже ИМХО.

      • Январь 5, 2014 в 23:03

        У меня такое впечатление, что мы в какие-то разные игры играем 🙂 У нас как-то игру решает не случай. По крайней мере чаще выигрывает более искусный. Конечно многое зависит от случая (как и в жизни), но если разумно играть — как правило выиграешь. Тут ведь большАя часть соли и есть в том, чтобы подготовиться к тому самому «меня сейчас начнут валить» 🙂 Благо времени предостаточно.

        Конечно если играть «ага, есть у меня феокл, давай я тут всех разнесу и победю и почему это меня все валят, уроды?», то всё верно — случай, кубики, Путин. А если думать головой, не только на момент твоего хода, и не только о себе любимом, то всё не так однозначно. Соль игры в том, чтобы управлять тем, что происходит в головах противников. Тут не только случай, но и психология, знание людей, умение обращать происходящее себе на пользу… Бывает невезение — конечно бывает. Так есть масса игр, в которых вообще отсутствует рандом — можно играть и в них. Только скучно 🙂 Это же не сферическая кругая лошадь в вакууме, а кусочек жизни, да ещё и гладиаторский Рим. 🙂 Ну и опять имхо и всё такое и не претендую, просто делюсь и т.п.

        • Slim Slam Snaga
          Январь 5, 2014 в 23:14

          По такому принципу лично я поиграю в МТГ на 3-4 игроков или WoT

        • Январь 5, 2014 в 23:38

          Slim Slam Snaga :
          По такому принципу лично я поиграю в МТГ на 3-4 игроков или WoT

          Искренне хочется порадоваться за тебя 🙂 Только это никакого отношения к Спартаку не имеет 🙂 мотыга это совсем другая игра.

          Я делюсь личными впечатлениями от игры. Не советую как играть, а делюсь уже свершившимся. Если хотите играть в другие игры — я только за 🙂 Просто я пытаюсь пояснить почему именно мне эта игра ОЧЕНЬ нравится. Ну, не только мне, скажем, общее мнение моей любимой ячейки. Вы можете иметь совсем другой опыт, ожидания, желания и т.п. Это нормально — не надо этого стесняться или стыдиться 😉

        • Slim Slam Snaga
          Январь 5, 2014 в 23:43

          Ты не понял)))
          Я не спорю с твоими доводами и не пытаюсь оспорить твои впечатления, более того — они у меня сходные. Игра именно про баланс на столе, но вот как это сделано — мне категорически не нра.

        • Январь 5, 2014 в 23:53

          Slim Slam Snaga :
          Ты не понял)))
          Я не спорю с твоими доводами и не пытаюсь оспорить твои впечатления, более того — они у меня сходные. Игра именно про баланс на столе, но вот как это сделано — мне категорически не нра.

          Куда-то пропала кнопка «Ответить». Ну да и бог с ним. Кому-то нравится, кому-то не нравится — мы оба поделились мнениями. Думаю пора останавливаться 🙂

  2. Baramon
    Январь 5, 2014 в 15:55

    А говорят МХ молодцы, вот Молодцы фигурки и правда лучше.

  3. Январь 16, 2014 в 00:11

    Если Спартак тебе не очень, то готов поменять например на Thunderstone Advance, правда он у меня с парой дополнений

    • Январь 16, 2014 в 01:45

      В Thunderstone играл недавно (только не Advance), что-то совсем никак.

  4. MisteriG
    Февраль 5, 2014 в 21:09

    О да, зря вы с 1 начали) Мы первый раз, начав с 7-ки влияния, то просидели больше 2-х часов втроём. Время пролетело, все очень довольны игрой, особенно победитель) Инициатива в боях рулит. Ну и кубики.

  5. Февраль 9, 2014 в 00:05

    Я пытался найти что-то интересное для себя по обзорам. Вроде и кубики есть, и интриги, и аукцион. Т.е. много всего и хоть что-то для себя найти можно. Но не цепляет.
    Во-первых, и главных, тема совсем не моя. Из всего того, что творилось в те годы, мне интересен только Колизей как памятник архитектуры. Мне нравятся фотографии Колизея, интересно предположить, как люди там собирались, где сидели, что делали. Но гладиаторские бои совершенно не мое.
    Очень стремное оформление у игры. Отталкивающий шрифт. Фотки из сериала, которого я не смотрел, и он мне не интересен.
    Боевка специфическая. Говорят, зачастую выходят один заведомо слабый и сильный боец. И ничего не сделаешь.
    Обещали выслать коробку за услуги, но то ли не выслали, то ли не мне. И даже совсем не обидно, если честно.

    • Февраль 9, 2014 в 00:48

      Ты в неё играл?

    • Февраль 9, 2014 в 01:17

      Если нравится Колизей, то есть и такая игрушка, так и называется Colosseum. Там евро про организацию представлений на арене или что-то типа того 🙂

      • Февраль 9, 2014 в 08:53

        Вова, евро — это плохое слово=) Которое я терплю иногда, когда все выглядит не совсем так печально, как обычно=)

  1. Январь 5, 2014 в 13:04

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s