Главная > Pathfinder Adventure Card Game > Pathfinder Adventure Card Game – кто найдёт злодеев пачку, тот получит на прокачку

Pathfinder Adventure Card Game – кто найдёт злодеев пачку, тот получит на прокачку

На выходных разбирался с Pathfinder Adventure Card Game, сыграл пару партий соло и три вдвоём с Катей. Спешу поделиться впечатлениями.

Pathfinder Adventure Card Game – это попытка перенести одноимённую ролевую игру на стол. Сразу скажу, что со вселенной Pathfinder я детально не знаком. На первый же взгляд, перед нами вполне классическое фэнтези со стандартной нечистью (гоблинами, орками, зомби) и такими же стандартными героями (обычными войнами, магами и т.д.) Во время подготовки к первой партии, а также во время самой игры, в голове неоднократно возникали ассоциации с Lord of the Rings: LCG: тоже кооператив; та же система сценариев, связанных в одну историю; те же колоды с врагами и различными ловушками. LotR light? Посмотрим.

Основная идея Pathfinder Adventure Card Game заключается в последовательном прохождении сценариев одним персонажем, который по ходу компании, состоящей из множества приключений, будет в буквальном смысле мужать и набираться опыта – приобретать новые навыки, улучшать старые, получать магические знания, а также извлекать из всего этого материальную выгоду в виде оружия, брони, различных амулетов и т.д. Чтобы контролировать всё это безобразие, на помощь придёт карточка персонажа, усеянная множеством чекбоксов, и маркер. Идея с рисованием, конечно, интересная, у тебя как бы свой собственный персонаж, который с течением времени обрастает набором уникальных свойств, причём набор этот выбираешь ты сам. Но было бы очень кстати, если бы в коробке шло по 5-10 таких карточек, а портить одну единственную как-то не хочется, тем более, когда игру потенциально понадобится продать. Для этого дела на BGG уже давно можно скачать и распечатать отдельные листы всех персонажей (они ещё и удобней) с которыми можно творить, что угодно.

Итак, с чего же начинается приключение рядового следопыта. Сперва выбранному персонажу необходимо составить колоду или, если рассуждать тематически, набить ему рюкзак всякими полезностями. Количество карт каждого типа указано опять же на карточке. Игрок вправе сам решать, с чем он пойдёт на первое задание, а для ленивых в конце правил приводится рекомендуемый состав колоды для каждого из героев. По закону жанра персонажи друг от друга отличаются: у вояки в инвентаре куча мечей, у мага целая книга заклинаний и т.д.

На обратной стороне визитки героя расписаны его способности и набор навыков, в которых он особенно силён. Стоит отметить, что сила навыка здесь выражается не в цифровых значениях, а в кубиках с определённым числом граней, эти кубики герой будет кидать во время всевозможных проверок.

К каждому герою также прилагается и вторая карточка, назовём её профессией, её можно будет получить после прохождения определённого приключения. Наградой в таком случае будет возможность выбрать для своего героя один из двух вариантов развития.

Как видно, всё внимание тут уделено прокачке, и это неудивительно, ведь карточное воплощение Pathfinder старается как можно лучше передать дух ролевой игры, совместив его с преимуществами настольной (на сессию тут понадобиться около часа, а ведущего не требуется).

С персонажами более-менее понятно, осталось выбрать приключение. В Pathfinder рекомендуется играть кампанию, а именно проходить сценарии в строгой последовательности. Сценарии тут связаны одним приключением, которое, в свою очередь, входит в состав нескольких приключений, объединённых большим мега-приключением (adventure path). Такой режим позволит не только постепенно развивать своего персонажа, но и переносить из одного сценария в другой найденный лут и нанятых по пути помощников. Разумеется, никто не запрещает сыграть отдельный квест, только следует учитывать то, что выполнить более поздние задания «зелёными» персонажами будет довольно непросто.

Одна сторона карточки сценария определяет его цель – обычно это прошерстить местность и найти конкретного злодея. На другой стороне указан набор локаций, требуемых для воссоздания данной местности. Кстати, на этом этапе проявляется тот единственный момент, отвечающий за масштабируемость игры – чем больше участников в авантюре, тем больше локаций им придётся исследовать.

Так, локации взяли. Теперь каждой из них нужно составить колоду. Принцип такой же, как при формировании колод героев, только в локации, помимо союзников и предметов, добавляются монстры всех мастей и различные препятствия, ловушки там, запертые двери, реже – сундуки с добром. После того, как колоды для каждой локации сформированы, в них нужно расселить ключевых врагов – главного злодея, которого нужно поймать, и его приспешников. Злодей и его свита тасуются, после чего по одной карте замешивается в каждую колоду.

В итоге мы имеем несколько локаций, состоящих из десяти карт, которые нужно исследовать на наличие злодея, и группу приключенцев, готовых взяться за это дело. Последний нюанс – это колода благословений, карты в которой не несут никакой смысловой нагрузки, а выступают лишь в качестве таймера партии. На всё про всё у игроков 30 ходов.

Для начала все выбирают стартовую локацию, помечая своё пребывание на ней специальной картой, именуемой в правилах «жетоном». Непонятно, почему для персонажей нельзя было сделать обычные жетоны или жетоны с подставками, как в Аркхэме, ну да ладно. После этого (или перед – не столь важно) игроки тянут стартовую руку. Напомню, что приключение все начинают с колодами в 15 карт. С лимитом карт на руках тут такая же история, как и с навыками и способностями — его можно прокачать, и он отличается: у война на конец хода карт может быть всего четыре штуки, в то время, как у мага целых шесть. Тут ещё стоит упомянуть, что у каждого персонажа имеется предпочтительный тип карт, и если на старте ему «не выпало» ни одной такой карты, то рука сбрасывается и тянется новая – пока не придёт то, что нужно. Такой вот своеобразный муллиган.

Все действуют по очереди. Ход игрока начинается с переворачивания карты из колоды благословения, отвечающей за количество ходов, оставшихся до конца партии. Напомню, что ходов всего 30. Карт же в локациях при игре от 2+ участников всегда больше. Это означает, что частенько героям придётся торопиться и тратить хорошие карты не по прямому назначению, а на исследование дополнительной локации в ход (конечно, если свойство карты позволяет это делать).

Затем игрок может передать карту одному из товарищей, находящихся с ним в одной локации. Это достаточно важный момент, он позволяет более эффективно распределить карты внутри команды: помочь тому, у кого слабая стартовая рука, или просто поделиться оружием, если его «выпало» слишком много.

После этого персонажа можно переместить на любую локацию и приступить к её исследованию. Исследование – основной элемент игрового процесса, и всё, что вы будете делать в этой игре, сводится к вскрытию карт и прохождению всевозможных проверок.

Теперь рассмотрим, что или кого можно встретить на своём пути во время приключения, и как с этим бороться. Основная угроза – это, конечно же, враги. Они требуют пройти боевую проверку. Боевая и, вообще, любая проверка – это бросок кубика, число граней на котором зависит от того, насколько силён ваш герой в том или ином навыке. Если во время встречи с монстром на руках у вас имеется подходящее оружие, то к кубику навыка можно добавить кубик оружия, тем самым увеличив вероятность успеха. Причём в данной игре, при использовании чего-либо, карту в большинстве случаев достаточно просто показать.

Чтобы победить монстра, необходимо выкинуть больше или равно, чем значение его силы. Если игроку это удалось, то враг считается поверженным и убирается в коробку. Если же атака оказалась провальной, то герой «получает» разницу в виде ранений, а монстр замешивается обратно в локацию. Количество жизней в этой игре приравнивается к числу карт в колоде персонажа, следовательно, при нанесении герою ранений, игрок сбрасывает необходимое число карт с руки. Если в конце хода игроку нечего добрать, то персонаж погибает.

Как видно, картами тут следует оперировать экономно, и именно по этой причине большинство карт имеют двойные свойства, где наиболее сильное работает при сбросе — этакий соблазн. Остальные же карты, как я уже говорил, достаточно просто показать. Много ещё таких, которые после использования возвращаются обратно в рюкзак, то есть подсовываются под низ колоды, и тем самым не тратят драгоценные жизни.

Помните, в начале партии мы замешивали в локации злодея и его приспешников. Так вот, если удалось замочить приспешника, то герой может тут же попытаться «запечатать» локацию. Для этого обычно требуется также пройти какую-то проверку. После закрытия локация нас больше не интересует, так как босс уже точно в каком-то другом месте.

Таким образом, постепенно сужая круг локаций, игроки, в конце концов, натыкаются на главного злодея. Тут возможно два исхода. Если ещё остались открытые локации, то враг сбегает в одну из них – из коробки (злодея удалось убить) или колоды «таймера» (злодея не удалось убить) тянутся случайные карты благословений, тасуются вместе со злодеем и случайным образом распихиваются по локациям. Если же злодею бежать уже некуда, то есть все локации запечатаны, то убив его, команда празднует победу.

Герои также могут наткнуться на различные ловушки, требующие, к примеру, проверку ловкости или, если говорить о хорошем, встретить союзников, готовых вступить в их ряды. Чтобы нанять союзников и заполучить найденные предметы, игроку опять-таки придётся бросать кубики. Кстати о кубиках, в комплекте идёт только по одному каждого типа (от d4 до д12), а в игре зачастую приходиться кидать по три-четыре штуки, причём два-три из которых одинаковые. Мелочь, но немного раздражает.

В принципе, в этом и весь смысл игры: методично проходить локации, помогая друг другу картами и в бою до тех пор, пока не будет пойман главный злодей. В случае успеха в качестве награды игроки получают возможность прокачать какой-нибудь навык или способность. Также вне зависимости от исхода сценария, весь найденный лут можно разделить между участниками, разумеется, соблюдая лимит по типам карт в колоде своих персонажей.

Впечатления

Начну с того, что коробка реально пугает, она огромна. Обуславливается это тем, что, во-первых, карты в органайзере хранятся вертикально, во-вторых, планируется куча дополнений, и, в-третьих, дополнения эти рекомендуют хранить в оригинальных коробках тут же, что, по-моему, уже перебор.

Иллюстрации довольно невзрачные, некоторые картинки откровенно слабые. Ещё цвета, по которым различаются типы карт, подобраны крайне неудачно, какие-то бледные оттенки фиолетового или красного.

Что касается самой игры, то до знакомства с ней я был настроен скептически. Банально не понимал, в чём прелесть этих постоянных и однотипных проверок. Спустя пять партий, я до сих пор не разделяю сверх высокий рейтинг игры на BGG и весь этот ажиотаж, но, в принципе, понимаю, чем она может привлечь. Вероятно, многих цепляет процесс становления своего персонажа и азарт от вскрытия карт и самих проверок, ведь по большому счёту Pathfinder – это «push your luck» с прибамбасами.

Мне лично пришёлся по душе элемент прокачки и кооперативный аспект, который обыгран тут довольно неплохо: много карт и непосредственно свойств героев позволяют помогать товарищу в бою, даже не находясь с ним в одной локации. Плюс при поимки заклятого врага, герои, «держащие» другие локации, могут попытаться временно их закрыть, чтобы сузить круг мест, куда злодей может сбежать. Фишка со сбеганием, кстати, мне тоже понравилась, она достаточно тематична.

Понятно, что игра довольно незамысловата в плане принятия каких-то серьёзных решений и выстраивания выигрышных стратегий. Тут можно делать выбор в пользу той или иной карты или навыка, но выбор этот будет слепым, так как ты абсолютно не знаешь, что пригодиться в конкретном сценарии — набор испытаний в локациях всё равно остаётся случайным. Повторюсь, решения преимущественно очевидны, и вина в этом самой механики – карты одновременно являются и средством, и жизнями, поэтому зачастую нет смысла их беречь, особенно во время боя, так как в случае неудачи их же придётся и скинуть.

Ещё одна слабая сторона игры – это однообразие. Оно проявляется практически во всём: в постоянных проверках, целях на сценарии, свойствах карт. Отличается тут только стиль игры за разных персонажей.

Про долю случая, думаю, особо разглагольствовать не надо, она огромна. Ты можешь кидать хоть пять кубиков, но если они лягут единичками или двойками, то любая, даже самая жалкая ящерица навешает твоему персонажу по самые небалуй.

Ещё одно упущение – это ужасные правила и множество косяков на картах. Сам я с правилами разобрался (с горем пополам) только после просмотра множества видео обзоров. Пояснений к свойствам никаких. Кое-как помогает ФАК и эррата, содержащая более 100 исправленных карт!

Также чувствуется, что некоторые мелкие механики/нюансы до конца не проработаны, из-за чего нередко возникают тупиковые ситуации. К примеру, играя соло воином, можно нарваться на врага, которого можно убить только магией. Или другой пример: одна ловушка заставляет сразиться с монстром из текущей локации, а что делать, если монстров в ней не осталось, не сказано. Интересно, что сам автор ещё не решил, что делать с этой ловушкой, сказал, мол, мы подумаем, ждите. Приколисты. В общем, косяки есть и во время партии они отнюдь не радуют.

Я к рандому отношусь лояльно, поэтому игру пока у себя оставлю. Да и Кате вроде понравилось бродить по локациям, кидать кубики. Поиграем, может, дальше будет интересней. Хотя после беглого взгляда, ничего кардинально нового в сценариях вроде не предвидится, разве что, начиная с третьего приключения, базовые карты навсегда выйдут из игры, что означает, что и предметы будут круче, и монстры сильнее.

Оценка: с натяжкой 7/10 баллов. Просто поиграв в продуманное до мелочей, красивое и вариативное приключение — карточный Lord of the Rings, выше я поставить не могу. Да и переворачивание карточек, на мой взгляд, на большее и не тянет.

Реклама
  1. _ГрАнд_
    Январь 28, 2014 в 09:33

    Ещё одно подтверждение моих вангований ещё времён анонсов: недоделанное, перегруженное подобие LotR, одной из главных целей которого является продажа бесконечных дополнений.

    • Январь 28, 2014 в 10:30

      Честно говоря, LotR поперегруженней будет, там свойств тоже уйма, помню, сидел штудировал 100-страничный card reference 🙂

  2. DM
    Январь 28, 2014 в 09:55

    «колода благословений, карты в которой не несут никакой смысловой нагрузки, а выступают лишь в качестве таймера партии.»

    Не совсем. Активное благославение используется при помощи «Bless of the Gods».

    «После закрытия локация нас больше не интересует, так как босс уже точно в каком-то другом месте. Ну, разве только в качестве места, где можно разжиться на лут.»

    После закрытия локации все карты из неё сбрасываются, так что лутом там не разживёшься.

    • Январь 28, 2014 в 10:29

      Про благословения верно, просто решил не расписывать все подробности.
      Насчёт сбрасывания, вроде в правилах указано, что карты сбрасываются только, если поймал злодея, а если закрываешь по приспешнику, то нет.
      Хотя я уже точно не помню, там опять же всё не очень чётко расписано 🙂

    • Январь 28, 2014 в 10:32

      Вообще, буду благодарен, если распишешь, как на самом деле поступать в случае убийства приспешника, если в колоде есть ещё и злодей. Чтобы убедиться, что я всё правильно понял 😉

      • DM
        Январь 28, 2014 в 11:49

        При убийстве приспешника производятся следующие действия:
        1. Прочёсывается вся оставшаяся колода локации
        2. Если злодей найден, он вскрывается, все остальные карты сбрасываются. Теперь злодей — единственная и неповторимая карта в данной локации.
        3. Если злодей не найден, все карты сбрасываются и карта локации переворачивается на закрытую сторону.

        Кстати, на закрытой стороне у локаций могут быть вполне уникальные свойства вроде лечения.

        Вообще насколько индивидуальна понятность правил 🙂 У меня с этой игрой вопрос возник только по части помощи товарищу, т.к. в ряде карт не обозначена конкретная цель и/или требование к местонахождению. А вот со всем остальным — ни малейших вопросов.

        • Январь 28, 2014 в 12:01

          Спасибо!
          Значит, верно играли.
          Я, кстати, недавно для себя открыл: 1) если у тебя нет какого-то навыка, то ты всё равно кидаешь d4; 2) если боса не удалось убить, то благословения берутся не из коробки, а из колоды «времени» 🙂

          По свойствам там действительно беда, непонятно, когда и на кого можно использовать карты.

  3. RAVE
    Январь 28, 2014 в 11:42

    Суровый воин Валера))

    Спасибо за честный обзор. А то в рунете игру, вроде как хвалят, я даже подумывал о покупке, хотя до этого был резко против. Теперь снова буду против)

  4. MisteriG
    Январь 28, 2014 в 14:37

    Валерос, Никитос, Сергиос)
    Реально сплав ролевой игры и настолки. Видно по совершенно серому, невзрачному оформлению и количеству текста на картах, плюс это рисование маркером на листе персонажа. А уже избалованы мы красивыми картами)
    7/10 немало совсем. На вид и чтение что-то не очень)

  5. MisteriG
    Январь 28, 2014 в 14:42

    Да ещё эти кубики которые опять всё за тебя решают. Не алё как-то)

    • DM
      Январь 28, 2014 в 14:54

      Ммм…. в настольную РПГ давно играть приходилось? 🙂
      Кубики — это ж «наше всё» для тех игр, лёгким симулятором которых PF: CG является.

      • MisteriG
        Январь 29, 2014 в 12:08

        Ваще не игралось) Поэтому и видно сразу — не моё это)

    • Январь 28, 2014 в 17:07

      есть такая система d20..

  6. Февраль 15, 2014 в 12:26

    Спасибо за обзор.
    До выхода игры присматривался, интересно было, что получится из переноса ролевой игры в настольный вариант. Меня радовали многоцифр на карточках.
    Кстати, самые первые отзывы были такие же, как и у тебя — настороженные и вялые. Это потом на БГГ навалилось куча неролевиков, которые «схавали».
    У меня же так и не появилось желания купить игру. Сыграл, бы, если бы предложили.
    Все же лучше сыграть в ролевой Pathfinder.

  1. Январь 28, 2014 в 14:00

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s