Главная > Android > Android — детектив наоборот

Android — детектив наоборот

Как и планировалось, гвоздём программы Всемирного дня настольных игр у нас стал Android. Пять участников, шесть часов чистого времени и море разного рода впечатлений, которыми я и собираюсь поделиться в этой заметке.

Android – игра не новая. Выпущенная в 2008 году, благодаря стараниям Кевина Уилсона (Arkham Horror, A Game of Thrones, Cosmic Encounter) и Даниэля Кларка (дополнения к Arkham Horror, Descent: Journeys in the Dark, Battlestar Galactica) она не повлекла за собой никакой шумихи, а как-то сразу перешла в категорию неприметных середнячков с рейтингом, не дотягивающим до 7 баллов. Отчасти поэтому Android для меня слыл некой тёмной лошадкой: вроде бы внешне привлекательная игра с интересными механиками, но уж с больно противоречивыми отзывами. Одни говорят, что она нудная и перегруженная, другие кричат, мол, чуть ли не находка с набором уникальных идей.

Знакомство с обзорами и попытки углубиться в правила не помогали. Всё казалось каким-то мутным, поэтому заочно понять, в чём же уникальность или хотя бы прояснить для себя смысл игры, было довольно трудно. Да и как это сделать, когда все выражаются какими-то общими фразами, практически не затрагивая игровой процесс. Но теперь я понимаю, почему так трудно донести суть Андроида. Надеюсь, что к концу статьи, поймёте и вы.

Неудивительно, что игра в моей коллекции так и не появилась. Хотя однажды, когда FFG устраивали очередную зимнюю распродажу и отдавали Android то ли за 10, то ли за 15$, я чуть было не сделал заказ. Но что-то там опять не срослось, и я понял, что, наверное, не судьба. Потом ещё с появлением карточного Android: Netranner почти все магазины в надежде нажиться на теме вновь подняли цены на Android настольный. Правда, как мне кажется, это не очень-то добавило популярности игре, ведь на её поприще до сих пор тишь да гладь, и только ярые фанаты изредка всплывают на форумах с темами «давайте закидаем издателя просьбами о дополнении» или «будет ли на волне переизданий Android Second Edition».

Смирившись с тем, что знакомство с игрой у меня так и не состоится, я неожиданно узнаю, что друг Дима обзавёлся собственной копией. Её он и притащил к нам в субботу. После часа пыток объяснения не самых простых правил, мы приступили к нашей партии.

ANDR_art

События игры переносят нас в далёкое-далёкое будущее, где балом правит киберпанк со всеми его высокими технологиями, хакерами и мегакорпорациями. Мир Android, а точнее, его игровое поле поделено на две основные части: земная именуется Нью-Лос-Анджелесом, а лунная – колонией Хайнлайн. Между ними курсирует специальный лифт.

Каждый игрок берёт на себя роль сыщика и старается не только распутать ужасное преступление, но и справиться со своими личными терзаниями, стараясь обрести душевный покой и не позволить темному нутру взять верх над светлыми мыслями.

Преступление на партию задаётся карточкой сценария, она выдвигает подозреваемых, является сводом дополнительных правил и несёт в себе некую предысторию-завязку. Стоит отметить, что сюжетная линия в Android – одна из важнейших составляющих, поэтому только погружение в атмосферу и сопереживание своему персонажу позволит получить удовольствие от происходящего в полной мере. Так что перед игрой не забывайте включить фантазию, а по ходу дела не пренебрегайте художественным текстом (его тут немало), который в буквальном смысле будет постепенно преображать историю вашего героя.

Персонажи являются ключевыми фигурами повествования. На протяжении партии их судьбы будут обрастать всё новыми и новыми подробностями, неожиданными происшествиями и воспоминаниями, и всё это благодаря наборам уникальных карт для каждого сыщика, среди которых карты персональных историй и так называемые светлые и тёмные карты. Первые положительно влияют на героя, раскрывая в нём новые способности и умения, а другие, наоборот, ничего хорошего не несут – их на сыщика могут сыграть злые и завистливые соперники.

Помимо карт в стартовый арсенал игрока входит ещё несколько фишек вспомогательных персонажей (родных/друзей/знакомых). С ними тоже могут быть связаны некоторые события, плюс от их здравия зависит возможность розыгрыша светлых карт.

У каждого сыщика будет и своё средство передвижения, и надо сказать, довольно оригинальное. Не в том смысле, что герои будут перемещаться на верблюдах, нет, — это будут логичные для будущего летающие мотоциклы и автомобили. Просто забавно, как эти перемещения реализованы с технической точки зрения. Дело в том, что за одно очко движения игрок может подвинуть своего подопечного на расстояние специальной линейки (на картинке ниже). Чем круче транспорт, тем длиннее шаг этого приспособления. К сожалению, нам никому так и не удалось добыть самый быстрый спортивный автомобиль.

Что касается расследования, то на всё про всё у сыщиков две игровые недели. Неделя представляет собой шесть рабочих дней или раундов. На каждый день даётся 6 очков действий. К слову, я играл за робота, вернее, за биодрона, и у него было 7 действий, ведь железяка меньше устаёт и может поработать без отдыха. Вообще, все персонажи очень разные, отличаются они персональными целям, свойствам и балансирующим их пенальти.

Так вот, в начале каждой недели случайным образом выбирается одна история из трёх возможных, ей и должен следовать персонаж. Карточки историй зачастую представляют собой некую психологическую дилемму с позитивными и негативными последствиями. На какую сторону, тёмную или светлую, в итоге станет персонаж, зависит от его деяний. Если смотреть с механической стороны, то результат сложится из суммы жетонов так называемого багажа (светлые идут в плюс, а тёмные в минус). Как добыть те или иные жетончики, указано на карточке истории. Светлые обычно даются за какие-нибудь созидательные действия, а тёмные на героя при определённых условиях могут навешать соперники.

После третьего дня сумма плюсов и минусов определит, по какой сюжетной линии пойдёт персонаж далее, то есть какую карту ему придётся «проходить» следующей. Вторая же карточка решит, к чему в итоге пришёл герой – на ней будет куча художественного текста с развязкой и количество победных очков. По сути, чем лучше сыщику удастся справиться со своими тёмными позывами, тем больше очков он получит. Таких историй персонажу предстоит пережить две, по одной в каждую неделю. Получается, что при благоприятном исходе на решении собственных проблем можно заработать целых 14 очков.

Второй источник победных очков это, собственно, расследование. Указав в названии, что Android – детектив наоборот, я имел в виду, что тут не нужно искать убийцу, вычислять место преступления и т.д. Тут просто надо сделать козлом отпущения нужного вам подозреваемого. В начале партии все получают по карте виновного и невиновного, и цель игрока забросать доказательствами первого и попутно отмазать второго. Делается это с помощью жетонов улик с циферками, которые игрок тянет из мешка и кладёт на карточки подозреваемых.

В чём же интрига, спросите вы? О! Интриг и хитростей тут много. Во-первых, жетончики бывают разного номинала, от «-4» до «+4» (по-моему, была одна пятёрочка), и даже, если ты положил на одного персонажа хоть несколько улик подряд, это ещё ничего не значит. Во-вторых, среди жетонов с цифрами есть парочка специальных. Синенькие – это «-5», а красненькие, которые сами по себе ничего не дают, в тандеме с синенькими превращают те в «+5». В-третьих, некоторые карточки персонажей и личности, с которыми можно пообщаться в локациях, позволяют переворачивать жетоны на подозреваемых, подсмотреть абсолютно все жетоны на одной карточке, или переместить некоторое их количество с одной карточки на другую. В-четвёртых, жетоны информации, разбросанные по локациям, принадлежат к трём условным типам, и поместить улику на карточку подозреваемого можно только в соответствующее типу поле. А это имеет значение, так как при подсчёте с уликами сперва будут проведены некоторые предварительные манипуляции. А именно: с верхней части сбросятся все самые слабые жетоны одного номинала, а с нижней части уйдут все самые сильные. И только потом всё суммируется, и определяется убийца. (В нашей партии получилось так, что на одном подозреваемом в верхней части была одна «3» и четыре «2», пришлось сбрасывать все двойки. Ужас, ведь это был мой убийца!) Ну, и последнее, слишком палиться и класть кучу жетонов лишь на одного подозреваемого отнюдь не рекомендуется, так как его могут и вовсе ликвидировать, положив на карточку три жетона метки — и тогда очков за убийцу вам не видать. А на расследовании можно неплохо разжиться: 15 очков даётся за доказательство вины и 5 за правильное предположение о невиновности.

Как видно, распределение улик даёт широчайший простор для блефа, и для меня это оказалось одним из интереснейших аспектов игры, который держит в напряжении до конца партии.

Ещё очки можно получить, собирая пазл. Да, вы не ослышались. Пазл олицетворяет собой раскрытие заговора и всех тайн, которые скрываются за преступлением. Каждый выложенный кусочек даёт игроку бонусы, плюс на обратной стороне может быть указана какая-то случайная плюшка. Вдобавок, завершённая горизонтальная, вертикальная или диагональная линия пазла тут же приносит 4 очка, что тоже совсем недурно, хоть и как-то странно… Ну, и наконец, дорожки, проведённые из центра к определённым точкам, повышают ценность других носителей победных очков, меняя приоритеты на партию.

Последними из таких «носителей» являются жетоны репутации, их можно получить в соответствующих локациях. Эти жетоны не только работают в качестве разменной монеты для специальных действий, но и с течением времени обретают ценность в «очковом» эквиваленте: благодаря пазлу каждая дорожка к жетону повышает его ценность на 1 ПО (сами по себе они ничего не стоят). Помните фишки знакомых/друзей/родных, которые сопровождают персонажей? На них указаны те же самые цвета. Это означает, что их можно либо использовать в качестве жетонов, либо сохранить до конца игры и получить очки сразу за несколько типов репутации.

Где можно поживиться на победные очки, вроде разобрались. Теперь вкратце о том, как же проходит игровой раунд. Как я уже говорил, на ход игроку даётся 6 очков действий (ОД). Их можно потратить:

  • на перемещение из одной локации в другую при помощи линейки (один «шаг» = 1 ОД);
  • на поднятие жетона информации (1 ОД), с помощью которого можно либо взять из мешка и положить на подозреваемого улику, либо выложить кусок пазла, либо передвинуть свой маркер к следующей стопке пазлов, чтобы потом тянуть кусок из неё (так как чем дальше, тем вкуснее бонусы);
  • на добор светлых карт из собственной колоды (1 карта = 1 ОД);
  • на добор тёмных карт из колоды персонажей других игроков (1 карта = 1 ОД);
  • на розыгрыш светлой карты (1 карта = 1 ОД). Тёмные играются в чужой ход.

На розыгрыше карт остановимся подробней.

Чтобы воспользоваться эффектом карты, придётся доплатить ресурсом, указывающим на душевное состояние сыщика. За данный ресурс отвечает шкала на карточке персонажа. Механика любопытная, так как она подталкивает тебя играть плохие карты для получения бонусов от хороших, ведь только так можно подвинуть маркер в нужную тебе сторону. Стоит добавить, что доплачивать можно и самими картами. Допустим, если мне нужно сыграть на соперника сильную плохую карту за 6, а мой маркер стоит на отметке 4 (да и вообще, делений на шкале всего 5), то я смогу это сделать, сбросив с руки две светлые карты.

Вообще, розыгрыш чёрных карт довольно щекотливый момент для тех, кто не любит прямого взаимодействия. Я бы даже сказал, что мнительным людям не стоит садиться за игру, так как некоторые карты могут конкретно так насолить. Единственное, тут игроков об этом заранее предупреждают, на карточках персонажа рассказывается о сильных и слабых сторонах сыщика и есть намёки на то, чего ему нужно остерегаться. Да и попав разок под холодный душ от этих тёмных карт, потом уже играешь с оглядкой на возможные последствия.

В принципе, это всё, чем можно заняться в свой ход: двигаемся по локациям, собираем информацию, добываем жетоны репутации, складываем пазл и играем карточки. Об этом я и говорил — по своей сути игра довольно проста, другое дело, что донести эту суть и сопутствующие ей нюансы не так-то легко.

Android – добротная, богатая игра. Она выделяется не только своей незаурядностью (которой для меня было бы ещё больше, если бы не знакомство с немецким «Свинарником», в котором использовалась похожая механика подбрасывания улик, только совсем примитивная), но и насыщенной историей, завязанной на судьбах героев. Понравилось многое: персонажи с разными историями, неожиданный пазл (который тематически вписывается идеально, ведь из его кусочков игроки стараются собрать воедино всё, что стояло за этим преступлением), интересная механика движения и розыгрыша карт, ну и, конечно, море блефа при манипуляциях с уликами.

Но при всём при этом к игре есть много претензий, и дело даже не в долгих партиях. Да и какая это проблема, если со знанием дела вчетвером можно уложиться в 3-4 часа, что по современным меркам не так уж и много. Просто лично мне порой хотелось, чтобы история развивалась не только через цели и светлые/тёмные карты. А ещё, особенно ближе к концу партии, порой приходилось придумывать, куда деть все 6 действий. Вернее, их всегда можно потратить на добор карт, но хочется чего-то, связанного именно с сюжетной линией. Было бы здорово, если б в локациях к имеющимся действиям добавилась возможность тянуть карточки контактов. Это могло быть нечто похожее, как в Ужасе Аркхэма или в Eldritch Horror, но только с привязкой текста не к локациям, а к сыщикам. Вскрыл карту, прочитал, что произошло с твоим персонажем, применил эффект – нечто плохое или хорошее, но сбалансированное и без участия кубиков.

Насчёт пазла – какой-то он уж слишком мощный. У нас все сразу же бросились его складывать, поэтому пазл не дожил и до середины первой недели. И это понятно, столько бонусов и халявных очков за минимум усилий. Я бы сделал действие с пазлом более дорогим и может даже с неким пенальти, чтобы игрок оценивал все «за и против», прежде чем лепить очередной кусок. Так пазл продержался бы до второй недели, и было бы меньше казусов с личными целями, когда этот самый пазл нужен, к примеру, для заработка жетонов багажа.

В игре большой даунтайм: пока один подумает и совершит все 6 действий, потом другой, третий… А ещё нужно всё прочитать. В таких долгих игрушках я всё-таки предпочитаю очерёдность, во время которой все выполняют по одному действию. Правда, тут немного спасает то, что приходится следить за круговоротом улик и за чужими персонажами, чтобы играть на них тёмные карты, требующие определённых условий.

Ещё какая-то недоработка с жетонами информации. Дело в том, что после применения их следует переложить в локацию того же цвета, но в другой район, пусть даже смежный. Иногда такие локации находятся совсем рядом, что позволяет абсолютно беспрепятственно прыгать туда-сюда и использовать один и тот же жетон. Как-то совсем не интересно получается (тут мы напутали, оказывается, жетон перекладывает игрок справа).

Что касается нашей партии, то концовка выдалась мега-интригующей. За пару раундов до конца все шли с более-менее равными результатами и по жетонам репутации, и по достижениям личных целей, — то есть победителя должны были определить очки за расследование убийства. Я же немного приуныл, так как одно из событий вывело на поле то ли профессора, то ли бандита, контакт с которым позволял положить на подозреваемого жетончик метки. А взгрустнул я потому, что на моём убийце уже было две метки (проклятые пазлы!), а все только и кричали: «Убить! Убить! Мы же ещё никого не убивали, так интересней будет!» Радости не прибавляло и то, что перед этим с помощью плохой карты у меня отобрали три жетона репутации на 6 победных очков…

Но тут случилось немыслимое. Сперва последняя карточка события убирает с поля профессора, спасая моего подозреваемого. Затем я тяну светлую карту, возвращающую мне один жетон репутации (2 очка) и дающую жетон какой-то там начальницы (4 очка). (Не забываем, что я робот на службе у Haas Bioroid). То есть, казалось бы, безнадёжная ситуация, чудесным образом разрулилась, и я уже тоже претендую на победу.

Каково было наше удивление, когда мой подозреваемый оказался убийцей с 14 очками на уликах (у ближайшего преследователя 11 очков). А дядька с горой жетонов с треском провалился, там случился какой-то перебор с минусами и специальными жетонами. В итоге мне удалось победить (с 62 очками), а моему биодрону доказать, что хорош он в раскрытии преступлений по причине того, что не чужды ему людские переживания, а человечности в нём больше, чем железа.

В заключении хочу сказать, что переработанное издание Android действительно было бы как нельзя кстати. Некоторые недочёты и шероховатости не позволяют сказать, что игра продумана до конца, и, следовательно, донести её до более широкой аудитории. Но даже со всеми недостатками игра заслуживает внимания. Вместе с коробкой вы получаете необычный гибрид евроигры и америтреша с неплохой реиграбельностью, построенной на кардинально разных персонажах, случайных комбинациях их личных целей, глобальных событий и хитрого пазла. Сделать же из игры затянутый и нудный сухарь может только нежелание игроков погружаться в атмосферу. Поэтому к выбору компании тут нужно подходить с умом.

Пфф, что-то я понаписал. Извиняюсь, что так много вышло, планировал просто мыслями после первой партии поделиться, а тут понесло. Зато получился чуть ли не полноценный обзор, коих по Android в рунете практически и нет.

Реклама
  1. Wizzy
    Апрель 8, 2014 в 10:20

    Спасибо за обзор. Было очень интересно прочитать.

  2. dslspb
    Апрель 8, 2014 в 10:21

    Спасибо, хороший обзор, давно ждал такого. Порадовал «подогреваемый» где-то в середине текста =)

    • Апрель 8, 2014 в 10:33

      Проклятый spelling check 🙂
      Спасибо, поправил.

  3. Апрель 8, 2014 в 10:28

    Да, про «Андроид» особо не почитаешь. Спасибо, очень мотивирует и развлекает такой обзор. Сложно сказать сколько у меня лежит коробка с игрой — видимо я её купил как только она вышла, но вот не удалось в неё сыграть. Перерыл все правила, перечитал почти всё на BGG, но вот не складывается. Как представлю объяснение правил, так сразу голова кружится.

    Очень верно подмечено — суть игры очень проста, механики, хоть их и много разных, довольно просты и правила отличаются своей структурированностью. Но вот игру действительно портит большое кол-во открытой информации — много текста, много возможностей и вариантов хода. Хотя я могу и ошибаться.

    Теперь обязательно нужно сыграть) Будет о чём вспомнить! А за фотографии к обзору отдельное спасибо. А какие были впечатления у остальных за столом?

    • Апрель 8, 2014 в 10:41

      Я бы не сказал, что возможностей слишком много. В этом плане было комфортно. Вот над картами приходится подумать, какую и когда лучше сыграть.
      Попробовать обязательно стоит, вчетвером, или хотя бы втроём.
      Насчёт впечатлений остальных, я не расспрашивал, но зная их предпочтения, думаю, что некоторые были не в восторге, так как они не любители читать тексты и отыгрывать. А без этого игра довольно сухой становится.

      • Апрель 8, 2014 в 11:01

        Про отыгрывать понятно — я вот тоже не люблю и, честно говоря, не умею. Поэтому и не особо горел энтузиазмом( Это тебе не ресурсы перекладывать.

        Мне версия с «подогреваемым» больше нравится. В игре действительно не расследуешь преступление, а подогреваешь остальных на виновность)

        • Апрель 8, 2014 в 11:15

          Да, что-то в этом есть 🙂

          Прям так отыгрывать и не нужно, конечно. Двигаться там и говорить, как робот, играя за биодрона, например 🙂
          Просто тут события настолько заточены под персонажей, что самому становится интересно за этим наблюдать. Ну, а если к этому душа не лежит, то ничего не поделаешь.

  4. Апрель 8, 2014 в 11:48

    Спасибо за интересный обзор!

    >Ещё какая-то недоработка с жетонами информации.
    >…
    >…
    >позволяет абсолютно беспрепятственно прыгать туда-сюда и использовать один и тот же жетон. Как-то совсем не интересно получается.

    Если я правильно помню правила, игрок то ли слева, то ли справа от взявшего улику решает куда ее переложить, таким образом прыгать туда-сюда за одним и тем же жетоном получится только если вы будете в сговоре. Я в игре за Floyd’a любил улики которые подбирает мой сосед перекладывать на луну — биороиду все равно регулярно нужно мотаться туда на «сервис» согласно одной из своих директив.

    • Апрель 8, 2014 в 11:58

      Ха, тогда мы неправильно играли, сами себе жетоны подкладывали 🙂
      Ох, с этими директивами — я на второй неделе прилетел на «сервис» раньше времени, а потом забыл и вернулся обратно на землю. Печально было пропускать ход.

  5. Апрель 8, 2014 в 14:02

    Пролистал правила… все 3 игры играли неправильно, и вправду игрок справа перекладывает улику…

    На темные карты очки действий не тратятся, т.к. играются они не в свой ход.

    • Апрель 8, 2014 в 14:05

      Ну, вот видишь, не зря писал. Теперь можно будет и правильно сыграть 🙂

  6. RAVE
    Апрель 8, 2014 в 14:17

    Отличный отчет, спасибо!
    В нашей партии на троих мы сразу выкинули этого биороида из возможных персонажей, т.к. хозяин игры сказал, что за счет доп. действия он становится сильно читерным, что хоть как-то сглаживается в партии на много игроков, но не на троих, как было у нас.
    И паззл у нас собирали неактивно, потому что выложить за ход 2 куска или нельзя, или тяжело, а выложить 1=подставить сопернику, чтобы он завершил линию и получил ПО.

    • Апрель 8, 2014 в 14:22

      Хозяин игры тоже сказал, что из трёх партий у них 2 раза побеждал биороид. Но на пятерых с середины игры преимущества уже не ощущались. Особенно, когда тебя гнобят со всех сторон 🙂

    • DM
      Апрель 8, 2014 в 18:32

      У биороида две проблемы. 1 — надо возвращаться на базу для подзарядки. 2 — это допдействие съедается по сюжету и преимуществ как-то больше не остаётся. Вообще если внимательно следить за правилами и ничего не нарушать, персонажи достаточно хорошо сбалансированы.

  7. DM
    Апрель 8, 2014 в 17:39

    Свою копию продал из-за очевиднейшей проблемы с реиграбельностью. После двух-трёх партий все истории знаешь наизусть 😦 Так что это одна из игр которые хорошо брать напрокат, а покупать наверное сильно на любителя. Архэм от этого хоть дополнения спасают и война с монстрами.

    • Апрель 8, 2014 в 17:54

      В этом плане, да. Идеальный вариант — покупать на компанию, с которой будешь играть (а её на такую игру ещё найти нужно).

  8. Апрель 22, 2014 в 13:54

    МНе с Андроидом повезло — удалось отхватить года 2-3 назад за 20 или 25 уе у одного товарища, который только снял пленку с коробки, остальное все было запаковано. И так до сих игра и лежит, пыль собирает.
    Я думаю, что она клевая и мне понравится. Только текста много, а это значит, что мне опять придется играть самим с собой даже при наличии других живых игроков. «Переведи это, переведи то».
    Паззлы читерные, читал на БГГ.

    • DM
      Апрель 22, 2014 в 21:36

      Насчёт перевода позволю себе небольшой совет. Вложите в протекторы. Очень сэкономит время и добавит атмосферы. Ибо на каждой карте художественный текст и весьма существенный для того чтобы прочувствовать игру.

      • Апрель 23, 2014 в 12:03

        Я думаю, что скорее всего мне так и придется сделать. И не только из-за художественного текста. Просто сэкономлю время во время игрового процесса, и другим игрокам, которые с английским на «вы», проще будет. Спасибо.

  1. Апрель 8, 2014 в 10:07

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s