Главная > Greenland > Впечатления от Greenland

Впечатления от Greenland

После долгого и мучительного разбора правил мы таки одолели Greenland! Ну, во всяком случае, нам так показалось. Сыграли две партии на двоих… штука специфическая. Этакий симулятор выживания и соперничества за территории, максимально приближенный к реалиям того времени. Напомню, что Greenland повествует о тяжёлых буднях трёх северных племён в условиях заснеженной и суровой Гренландии в период с 11 по 15 век.

Игра предназначена для 1-3 участников, но лучше всего проявляет себя в соревновательном режиме на двоих-троих. В одиночку выжить довольно легко, и, как мне кажется, тот соло режим, что представлен в правилах, подойдёт лишь для ознакомительной партии.

Компоненты в коробке лежат плотно, воздуха практически нет. По оформлению набор более чем скромный: бледные карточки с чёрно-белой рубашкой, дешёвые пластиковые диски ресурсов, стандартные деревянные кубики рабочих (тут – охотников) и обычные шестигранники. В общем, видно, что сэкономили почти на всём, кроме коробки и толщины карт. Что ж, остаётся надеяться на процесс.

Итак, будучи предводителями одного из трёх древних племён – тунитов, инуитов и викингов, игроки стараются с минимальными потерями решить свои бытовые проблемы: прокормить сородичей охотой и собирательством, приручить скотинку, изобрести орудия труда и оружие, жениться и завести детишек. Трудностей добавляют неблагоприятные климатические условия, скудные и постепенно истощающиеся запасы ресурсов и постоянные стычки с другими племенами и агрессивными животными, способными дать отпор.

Ход игры

Основные события разворачиваются на картах так называемых биомов – различных природно-климатических зон или попросту регионов с представителями местной фауны и флоры. Регионы эти делятся на северные и южные. В начале партии обе колоды перемешиваются и кладутся в центре стола.

Справа от биомов помещаются две постоянные карты: на севере – Маркланд, а на юге – Винланд. Они обозначают части побережья Северной Америки вблизи Гренландии и для дикарей считаются Новым Светом. Дальше подготавливается местность острова. Для этого из каждой колоды биомов вскрывается по 6 карт (при игре на двоих – по 5), которые выкладываются в два ряда, образуя тем самым зоны обитания различной живности и местонахождения ресурсов.

После этого следует замешать колоду событий, которая одновременно является и счётчиком раундов. Их будет десять, поэтому стопка именно с таким количеством случайных карт событий кладётся рядом с биомами.

Теперь каждый игрок выбирает себе племя и раскладывает перед собой соответствующие компоненты: кубики охотников, карты дочерей и старейшин. Кроме этого, всем выдаются стартовые ресурсы: 5 энергии, 1 бивень и 1 железо.

Охотники – это рабочие, которые посылаются для выполнения различных действий, в основном, за добычей на карты биомов. Начинают все с 5 обычными охотниками и 1 опытным Альфа-охотником (большой кубик), который никогда не промахивается. Считается, что Альфа автоматически бросает «1» (тут как в Ужасе Аркхэма, только наоборот, успехом являются единицы или двойки).

Карты дочерей обозначают типы женщин с определёнными навыками, которые повышают боевой дух охотников. Эти карты снабжают хозяина постоянными полезными свойствами, будь то перебросы определённых значений кубиков или увеличение допустимого лимита карт в руке. Другие племена тоже могут получить доступ к любому из свойств, для этого нужно просто выдвинуть свою кандидатуру в качестве жениха. А там уже, как договоришься, либо по-хорошему, либо через кровопролитие.

Карта старейшин также предлагает ряд дополнительных свойств, которые активируются за кубики и жетоны ресурсов. Кроме того, она указывает на текущее вероисповедание племени. От того, какого религиозного мировоззрения придерживается племя – политеизма (вера одновременно в нескольких божеств) или монотеизма (единобожие), зависит, за что получит победные очки игрок в конце партии. Что касается самих старейшин, то их шесть типов, и все они доступны изначально, что отмечается кубиками, которые кладутся напротив свойств. Старейшины позволят совершать дальние экспедиции и достичь Нового Света; атаковать соперников, разыгрывать карты с руки и тоже перебрасывать кубы.

DSC_0023

С подготовкой более-менее разобрались, теперь можно заняться переделом Гренландии. Партия делится на раунды, каждый раунд обозначает одно поколение и состоит из 6 последовательных фаз.

1. Событие. Первым делом вскрывается карта из колоды событий. По цвету прямоугольника в верхнем левом углу определяется первый игрок. При игре вдвоём при отсутствии указанного племени смотрится на цвет цифры внутри. Далее идёт описание какого-нибудь ключевого исторического события, наложившего отпечаток на судьбу острова и его обитателей. Разумеется, что большинство из них касаются изменения климата, вспышек различных болезней и т.д. За описанием следует вереница символов, эффект которых нужно тут же применить. Это может быть сокращение численности населения, внезапная смерть некоторых старейшин, миграция животных (одни карты биомов заменяются другими) или глобальное похолодание (самые правые карты биомов кладутся на «холодную» сторону слева от колод, обозначая, что охотиться там будет сложней).

В общем, ничего хорошего события обычно не несут, за исключением судов, которые изредка причаливают к берегам острова и охотно идут на обмен с местными жителями. Если на карте события нарисован корабль, то в конце данной фазы игроки могут поторговаться за привезённый товар – оружие или инструменты, которые опять же в большинстве случаев помогут в модификации значений кубиков. Ставки делаются единственным ресурсом, представляющим ценность для «цивилизации» – бивнями. Кто предложит больше, тот и кладёт карту перед собой, перевернув её свойством вверх.

2. Распределение охотников. В этой фазе игроки по очереди раскладывают свои кубики по доступным картам. Охотников можно посылать на карты биомов с целью добыть ресурсы, нарожать новых охотников, переместить карту с победными очками в свою зону, либо забрать карту в руку, чтобы в дальнейшем сыграть её, как изобретение или домашнее животное.

Кубики также можно положить напротив желаемых свойств старейшин, сбросив по жетону энергии за каждый. Ещё можно совершить набег на поселение соперника, поместив охотников на карты животных или дочерей другого игрока. И, наконец, можно отправиться в Новый Свет, сделав своих подопечных колонистами. Куда и сколько охотников посылать, игрок решает сам, распределять всех не обязательно.

3. Переговоры и нападения. У игроков нередко будут возникать межплеменные конфликты и споры за карты биомов. Решить их можно по-разному. Мирный способ – попросить соперника уйти, предложив что-то взамен. Например, ресурсы, карты, обещание не вмешиваться в будущем и даже собственных дочерей. Ежели словами и подарками проблему решить не удаётся, то в ход идут кулаки, но только, если у игрока, решившего напасть, есть старейшина – военный вождь. Атаки помогут устранить конкурентов на картах биомов до начала охоты. Разыгрываются они броском кубиков по количеству охотников. За каждую единицу кубик соперника отправляется в Вальхаллу или попросту убирается в резерв.

4. Охота. Тут начинается обычный дайсфест. Игрок бросает столько кубиков, сколько его охотников присутствует на карте биома. Успехом считается указанное число единиц или двоек (если карта находится на «холодной» стороне, то годятся только единицы). Если на добычу претендует сразу несколько племён, то первым кубики бросает самое малочисленное. Это объясняется тем, что небольшие группы к своей цели продвигались гораздо быстрей. При удачной охоте полагается награда в ресурсах и прибавлении в семействе. Остальные игроки уходят ни с чем. Особо крупные и агрессивные животные могут дать сдачи – за каждый «надкусанный» кубик с указанным значением племя теряет одного охотника.

Некоторые карты можно забрать, выбросив одинаковые значения на двух, трёх или четырёх кубах, причём, это необязательно должны быть единицы или двойки. Карты с символами изобретений и одомашненных зверей сперва идут в руку (как я уже говорил, потом их можно выложить за свойство одного из старейшин), а с победными очками – перемещаются в зону игрока.

Если играть по сложным правилам, то замена ушедшим картам биомов не выкладывается. Получается, что с каждым раундом Гренландия беднеет, и как следствие, растёт конкуренция за еду и ресурсы. Что касается нападения на скотинку соперника, то в случае успеха, игрок ворует детишек и ресурсы, которые приносит животное. Ну а если игроку, посягнувшему на чужую дочь, удалось выжить и выбросить единичку, то он получает доступ к её свойству, помечая это кубиком одного из выживших при набеге охотника. Напомню, что броски можно модифицировать свойствами старейшин, дочерей и изобретений, которые согласно типу охоты позволяют перебросить определённые значения или превратить их в успех.

5. Домашний скот. За содержание животных игроку необходимо платить некоторое количество энергии. Взамен он получает стабильный доход в виде дополнительных детишек.

6. Старейшины. В этой фазе за скромную плату в ресурсах игрокам разрешается прибегнуть к помощи некоторых старейшин, которые позволят выложить карту животного или изобретения или прогнать незваного гостя из своего племени, совершив специальный бросок, где число кубиков приравнивается к лимиту руки (за лимит отвечают старейшины, дочери и некоторые предметы). Если у игрока не осталось старейшин, то он может перейти в монотеизм, перевернув карту на другую сторону – теперь старейшины становятся служителями бога. С переходом в монотеизм меняются и условия победы. Карты с победными очками можно выкинуть, с этого момента ценность представляют только бивни и железо. Но само интересное то, что сменив веру, игрок может заставить сделать то же самое и остальных, заслав миссионеров и совершив удачный бросок согласно лимиту руки.

Партия завершается в конце раунда, когда была вытянута последняя карта события, или когда одна из частей острова полностью покрылась льдом (не осталось северных или южных карт биомов). После этого игроки подсчитывают очки в зависимости от вероисповедания своего племени. При политеизме во внимание берутся карты трофеев, а при монотеизме – ресурсы и миссионеры. В обоих случаях дополнительные очки полагаются за выживших охотников, по одному за кубик. Если Маркланд или Винланд находятся на «холодной» стороне, то каждый колонист приносит два очка. Может случиться так, что игрок потеряет всех своих охотников, тогда он просто выбывает, оставив на столе лишь карты дочерей.

Перед тем, как перейти к впечатлениям, коротко об особенностях племён:

Викинги. Высадились на юге. Лучше всех экипированы, начинают с картой домашнего животного. Имеют всего две карты дочерей, но одна из них даёт неплохой стартовый лимит карт.
Инуиты. Делят север с тунитами. Хороши в набегах. Преуспели в охоте на каяках, что позволит легче заваливать «вкусных» китов.
Туниты. Начинают с колонистами в Маркланде. Дочери помогают экономить энергию.

Впечатления

Получилось как-то много, но это я ещё в детали не вдавался. Такие как возможность избежать потерь во время охоты и набегов, заплатив жетон железа; или в любой момент сбросить карты и получить указанные на них ресурсы. Из-за старания автора максимально чётко передать атмосферу того времени, нюансов в игре скопилось множество. Более того, в сети выложены «живые» правила, которые постоянно обновляются и обрастают всё новыми пунктами и подпунктами. Всё это я к тому, что порог вхождения тут чрезвычайно высокий, и дело не только в нюансах.

Правила написаны сложно и напоминают скорей научный трактат на 35 страниц (хорошо хоть, что 8 из них – это исторические пояснения). Разумеется, никакой отдельной памятки или справки по символам тут не предусмотрено. Если нужно что-то найти, то выглядит это примерно так: идёшь в нужный параграф, начинаешь читать: «…ну а если возникает такая ситуация, то G1.1». Окей, листаешь на параграф G, там опять: «…бла-бла-бла, в таком случае следуйте пункту F5.2». Короче, та ещё шифровка. Слава богу, на BGG можно скачать переписанные на нормальный лад краткие правила и памятку по символам. В первых партиях это сэкономит вам кучу времени.

Кстати, о времени. Нужно считаться с тем, что партия занимает в районе двух часов. Хотя, в принципе, никто не мешает сократить число раундов, уменьшив колоду событий по своему усмотрению.

Что же процесс? Если отбросить всю эту научно-познавательную мишуру, скудность компонентов и трудности освоения, то перед нами вполне годная карточная игра на торги, менеджмент ресурсов и инструментов, позволяющих обуздать рандом бросков. Задача игроков не только искать источники увеличения численности популяции своих подопечных, но и стараться максимально эффективно пользоваться преимуществами своего племени, не пренебрегать дочерями соперников, а также пристально следить за успехами других, чтобы не упустить лидера. Это значит, что, во-первых, нельзя без боя отдавать хорошие карты биомов и событий, а во-вторых, если видишь, что кто-то вырывается вперёд по картам трофеев, нужно быстренько переходить в монотеизм и обращать его в свою веру.

Cпецифика игры подразумевает, что часть удовольствия будет зависеть от готовности участвовать в переговорах и желании проникнуться атмосферой выживания. Без этого Greenland покажется жутко перегруженной и скучной кубикометалкой с целью получить ту или иную карту. Да и рандом тут жесток. Игра бьёт по лицу плохими событиями: в одно мгновение игрок может лишиться половины населения или с трудом добытой карты. Ну и скорость развития поначалу тоже сильно зависима от удачных бросков.

Понятно, что хороших карточных игр с кубиками полно, причём не только хороших, но и красивых, с дружелюбными правилами. Так зачем тогда обращать внимание на Greenland? Вопрос резонный, и ответ на него может быть таким: игра может пригодиться, если вам хочется тесного взаимодействия, или вы желаете совместить приятное с полезным, например, узнать что-то интересное о северных племенах, о животном мире Гренландии.

Именно этим мне игра и понравилась. Автор не пытался сгладить углы, что-то упростить, а просто дал игрокам полную свободу и снабдил всё это отсылками к реальным событиям, позволяющими проследить логику любого действия. Да, чтобы разобраться со всем этим, пришлось попотеть, но результат того стоил. Соревнование за очки получается напряжённым, и ты сам не замечаешь, как попутно вживаешься в роль древних охотников, на глазах которых Гренландия постепенно затягивается покрывалом из непроходимых льдов. Да и все эти постоянные стычки добавляют веселья. У нас всё время возникали всякие шуточки, особенно, по поводу женитьбы. Не удалось кинуть успех при набеге на карту дочери, значит, как увидел – передумал!

Возвращаясь к теме оформления. Да, игра больше смахивает на ПНП, и я всё думаю, как её улучшить. На выставке можно было взять фигурки Альфа-охотников, но 65 евро за три штуки – это грабёж. Было бы славно заменить дешёвые диски ресурсов на привычные кубы, а охотников – на миплов. Жалко, что в Giants племена в пальмовых листах, фигурки оттуда по размеру подошли бы идеально. К слову, хочется ещё, чтобы и карты были покрасивше и выдержаны в одном стиле. Хмм… видимо, тут делу поможет только полный редизайн.

Поставил 7.5/10. Необычный экземпляр в коллекции. Теперь понятно, почему Фил Эклунд создал собственное издательство, никто бы другой не решился бы выпускать подобное. А ведь за стрёмными правилами, кривыми символами и словно натыренными из интернета картинками скрывается интересная, насыщенная и заставляющая подумать игра, которая ещё и чему-то учит. По понятным причинам, советовать никому не решаюсь, но присмотреться стоит.

Полезные ссылки:
Памятка по структуре раунда и символам (англ.)
Актуальные и постоянно обновляющиеся правила (англ.)

Реклама
  1. Декабрь 13, 2014 в 12:46

    Очень любопытная вещь, но согласен — редизайн так и просится…

    • Декабрь 14, 2014 в 02:18

      Кстати, автор обмолвился, что уже разработал upgrade pack с более красивыми компонентами. Правда, про карты там не было ни слова.

  2. Imploded
    Декабрь 14, 2014 в 17:50

    Спасибо, очень интересно!

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s