Главная > Rococo > Рококо — иголки, нитки, кружева

Рококо — иголки, нитки, кружева

Хотите поучаствовать в суете, предшествующей грандиозным балам Франции XVIII века? Тогда вам сюда. В настольной игре Рококо каждый сможет внести лепту в подготовку к величайшему празднеству, будь то пошив изысканных платьев, пожертвование на помпезные декорации или организация красочного салюта. Что ж, тема оригинальная, и уже только её достаточно, чтобы копнуть глубже.

Коробка встречает нас среднестатистическим для евро набором компонентов, их не то чтобы много, но и нельзя сказать, что не доложили. Над иллюстрациями работал небезызвестный Михаэль Менцель, поэтому и игровое поле, и персонажи на картах выглядят отменно. В остальном, всё стандартно: деревянные кубы, цилиндры, диски, да различные тайлы.

Рококо – типичное евро, где практически все телодвижения приносят победные очки. Игра объединила в себе несколько механик: выбор действий с помощью карт, менеджмент ресурсов, контроль территорий и элемент колодостроения. Причём, некоторые привычные механизмы претерпели здесь небольшие косметические изменения, что добавило процессу новизны.

Как я уже говорил, нам предлагается поучаствовать в приготовлениях к грандиозному балу – быстренько наклепать костюмов для знатных персон, да помочь денежкой, ну… для украшения залов, установки скульптур, фонтанов и прочих атрибутов богатой жизни. Сие мероприятие пройдёт в огромном дворце, который занимает почти всё игровое поле. Пять залов и терраса будут постепенно заполняться гостями, облачёнными в шикарные платья и камзолы, пошитые игроками.

Для создания одежды понадобится три ингредиента: материалы, эскизы и рабочие. Жетоны материалов перемешиваются, после чего определённое их число вскрывается и раскладывается на так называемом складе.

Жетоны эскизов помещаются в мешок, тоже тщательно перемешиваются и заполняют собой мастерскую. И наконец, карты рабочих сортируются согласно уровню и формируют колоду, из которой вскрывается четыре персонажа – они будут доступны для найма в первом раунде.

Будучи одним из организаторов бала, каждый игрок начинает не с пустыми руками, а получает некий стартовый капитал: идентичный набор из пяти карт рабочих, 15 монет, 1 фишку пряжи и 1 фишку кружев. Также всем выдаётся специальный планшет-памятка и горсть фишек собственности своего цвета.

Партия продолжается ровно семь раундов, о наступлении последнего оповестит опустевшая колода персонажей. Каждый раунд делится на 4 фазы: подготовка, выбор карт, выполнение действий и получение дохода.

1. Подготовка. Во время подготовки к новому раунду проводится ряд технический манипуляций. Во-первых, невостребованные персонажи уходят из игры, а на их место выкладывается новые. Во-вторых, пустые места на складе заполняются материалами. И, в-третьих, обновляется мастерская эскизов, а именно, два самых крайних жетона (если таковые остались) сбрасываются, остальные сдвигаются вправо, а свободные ячейки занимают новые эскизы из мешка.

2. Выбор карт персонажей. Напомню, что в первом раунде доступны пять стартовых персонажей, о чём говорит стопка из карт, лежащих лицом вниз в левой части планшета игрока. Так вот, в этой фазе все берут по три карты, причём, не просто тянут верхние, а выбирают любые, исходя из планируемых действий. После розыгрыша карты отправляются в сброс – он расположен в правой части планшета.

Если карты заканчиваются, то сброс переворачивается и перекладывается влево, после чего игрок добирает (опять же берёт любые карты из доступных по своему усмотрению) столько карт, сколько ему осталось до трёх. Такой метод предлагает более свободный и гибкий выбор действий, а также подразумевает то, что частота использования одного и того же персонажа обуславливается размером колоды.

Персонажи делятся на три типа-ранга: обычные рабочие, подмастерья и мастера. Ранг указывает, к каким действиям «допущен» персонаж. Если мастер может выполнить любое поручение, то простой работяга сгодится не для всякого дела, к примеру, к пошиву платья его не подпустят. Для удобства все ограничения по рангам отмечены на планшете игрока и на поле рядом с соответствующими действиями.

3. Действия. Выбрав по три карты, игроки приступают к следующей фазе, в которой они по очереди разыгрывают по одному персонажу, поручая им одно из шести основных действий.

Расположение королевы. Взяв карту королевы, игрок не только становится первым на следующий раунд, но и дополнительно получает пять монет. Более того, в последнем раунде эта карта принесёт три победных очка. Понятно, что простого рабочего не допустят к её величеству, поэтому данное действие может выполнить либо мастер, либо подмастерье.

Получение материалов. Склад поделён на три условных ряда по четыре ячейки в каждом (по три при игре вдвоём). Выбрав это действие, игрок вправе приобрести один жетон материалов, стоимость которого будет зависеть от предложения в конкретном ряду. Если ряд полон или содержит три жетона, то цена равняется двум монетам, если жетона два, то одной, ну а если в ряду остался последний материал, то он достаётся игроку бесплатно.

Сверху на жетоне указаны разноцветные ткани (от одной до трёх штук), а за чертой внизу – серые цилиндры или белые кубики, обозначающие пряжу и кружева. Покупая жетон, игрок сразу же должен решить, оставляет ли он его себе в качестве ткани, либо сбрасывает взамен на фишки.

Пошив одежды. Приглашённые на бал гости не простят, если от их камзола неожиданно отвалится рукав или, ещё хуже, роскошное платье при неловком движении превратится в мини-юбку. Так что, к такому ответственному действию простых рабочих не допускают. Более того, некоторые эскизы настолько сложны, что справиться с ними под силу только мастеру, о чём и напоминает золотой напёрсток.

Для того, чтобы материализовать эскиз в элемент гардероба, необходимо сбросить указанные на жетоне ресурсы: ткани определённых цветов, фишки пряжи или кружев. Ещё дополнительно придётся заплатить пошлину мастерской, а там, чем дальше в «лес», тем дороже. Как и в случае с материалами, готовое платье или камзол предлагает игроку две опции. Первая – одежду тут же можно продать и получить вознаграждение в монетах, отмеченное в левом нижнем углу на эскизной стороне.

Другая возможность – сдать костюм в аренду одному из участников предстоящего бала. Если игрок выбирает второй вариант, то он переворачивает жетон и кладёт его на одно из свободных мест во дворце кроме террасы. Затем он помечает его диском своего цвета. Некоторые места для гостей дают мгновенные бонусы в виде монет, бесплатных жетонов материалов, фишек пряжи или кружев. Другие же требуют, чтобы гость был облачён только в творение мастера.

Наем рабочего. Подбором нового персонала занимается мастер, поэтому только он позволит пополнить колоду новым персонажем. Принцип изменения стоимости тут такой же, как и на складе, чем больше доступных карт, тем выше плата. Продвинутые персонажи относятся всё к тем же трём рангам, но предлагают более широкий спектр свойств, о которых я расскажу чуть ниже. Стоит упомянуть, что нанятый рабочий идёт сразу в руку, и его можно будет использовать в текущем раунде.

Делегирование рабочего. Не что иное, как оптимизация колоды, которая для более быстрой прокрутки требует чистки. Данное действие позволяет навсегда сбросить выбранную карту, да ещё и получить за это денежный бонус – размер вознаграждения зависит от ранга персонажа. Тематически рабочий как бы уходит служить при королевском дворе, но мы-то знаем, что его банально увольняют и обдирают, как липку!

Финансирование декораций. Нарядные гости – это, конечно, здорово, но согласитесь, как нелепо они будут выглядеть на фоне бедного интерьера. Именно поэтому игрокам и предлагается спонсировать различных музыкантов, безвкусные скульптуры, установку фонтана и фейерверки. Места под декорации разбросаны по всему игровому полю, а занять их своим диском можно, заплатив указанную в кружке сумму. В конце партии каждый такой взнос принесёт победные очки, указанные рядом с кружком, а также дополнительные бонусы в зависимости от вида декорации. К примеру, скульптуры вознаградят за комплекты разноцветных костюмов, нанятые музыканты помогут разрешить спор при выявлении лидерства в залах, фонтан принесёт в конце каждого раунда доход, а забронированные места для просмотра салюта – очки за приглашённых на террасу гостей.

Итак, это были все шесть основных действий, которые можно выполнить с помощью карт персонажей. Но как вы уже заметили, каждый персонаж обладает собственным свойством. Им разрешается воспользоваться после совершения основного действия. Свойства отличаются, но можно выделить несколько основных групп: на получение монет, на выполнение стандартных действий, на прореживание колоды и на дополнительные очки за определённые достижения (свойства на красном фоне принесут эти очки в конце партии).

4. Доход. Как только все разыграют свои карты, наступает последняя фаза – фаза получения дохода. За участие в подготовке к балу всем выдаётся жалование в размере пяти монет. Также дополнительные монеты можно получить, заняв местечко декорации на фонтане. Присутствие в верхнем ряду принесёт по одной монете за каждого гостя в вашем костюме, а в нижнем – за каждую профинансированную декорацию.

Время пиршества или, в нашем случае, завершение партии наступает по окончании седьмого раунда. Затем начинается достаточно трудоёмкий подсчёт очков. Очки начисляются за оставшиеся деньги, карты персонажей с «красными» свойствами, за первые и вторые места в каждом из пяти залов, за декорации и, конечно же, готовые костюмы. Кстати, в этот момент можно переместить своих гостей с верхнего этажа на террасу (если есть забронированные места), что удвоит или даже утроит очки, указанные на жетоне.

Впечатления

Рококо мне понравилась, её можно отнести к разряду евроигр, так сказать, с характером. Тут и оригинальная тема, которая неплохо прослеживается, и занятная карточная механика с элементами колодостроения и ранжирования рабочих. Конечно, шитьё платьев для нас, мужиков, не слишком привлекательный антураж, но на самом деле, по ходу партии эти кружева и рюшечки абсолютно не смущают, ты этого просто не замечаешь, потому как постоянно пребываешь в размышлениях. А подумать тут есть над чем, ибо успеть нужно много где, а раундов всего семь.

Зато сия девчачья тема отлично подойдёт для посиделок с семьёй и второй половинкой. Обыграно всё довольно любопытно: персонажи с различными возможностями/обязанностями, разноцветные ткани, эскизы, характерные для того времени кружева, возможность сдачи готовых костюмов в аренду или банальная продажа. Немного надуманно выглядят все эти декорации, но и это терпимо, ведь они, несмотря на свою абстрактность, задают различные мини-цели, что держит игроков в тонусе. Мне, кстати, очень понравилась идея бронирования мест на террасе для просмотра фейерверков – мелочь, но для антуража очень действенно.

Молодцы ещё авторы в том, что постарались слегка видоизменить привычные механики, будь то обычная покупка материалов, наем рабочих или выбор действий с помощью карт. Последнее добавило свободы и убрало возню с картами: тут нет надобности перемешивать сброс, а из колоды можно спокойно выбрать любую карту. Более того, новые персонажи сразу идут в руку, а трэш ненужных карт вознаграждается монетами.

Разумеется, тема и механика выбора действий больше всего бросаются в глаза, но это не значит, что в остальном игра так себе. Рококо – это хорошо откалиброванное евро с очень тесным взаимодействием, хоть и косвенным, и множеством вариантов, где раздобыть победные очки. Мне нравится, что тут есть место небольшим цепочкам и комбинациям, опять же благодаря свойствам рабочих, мгновенным бонусам мест для гостей и тому, что нанятые персонажи идут в руку и могут быть использованы в том же раунде. Нравится, что нужно постоянно следить за действиями соперников: ткани каких цветов они берут, сколько денег имеют, в каком порядке ходят. Ещё нравится наличие карт, которые предоставляют победные очки за некоторые достижения; как сбалансированы персонажи (чем ниже ранг, тем лучше эффект); что присутствует небольшая доля случая в приходе материалов/эскизов и неизвестность, когда из-за муторного финального подсчёта и постоянного перетягивания лидерства до конца не ясно, кто же победит.

По ходу партии игра в первую очередь увлекает необходимостью преуспеть во многих аспектах и тем, что требует постоянной оценки выгодности своих инвестиций. Сколько я заработаю на этом персонаже, учитывая размер моей колоды; стоит ли брать то дальнее дорогое платье и этим закончить разноцветный комплект; правильно ли уничтожить этого персонажа, чтобы потом за полученные монеты успеть забронировать место на террасе.

Недостатки… я наскрёб лишь пару мелочей по оформлению. Вместо дисков тут явно напрашиваются какие-нибудь деревянные напёрстки. Ещё персонажи все какие-то однояйцевые, хочется разных картинок. Понятно, что это усложнит дифференциацию по рангу, но всё же.

Что касается течения и вариативности партий, то однозначно не следует пренебрегать новыми рабочими. Во-первых, они тут же заменяют собой потраченного мастера (а стартовые вообще без свойств) и дают полезный бонус на будущие раунды. Неплохо бы для начала заиметь персонажей на дополнительные ресурсы и деньги, а потом – на скидки на шитьё и декорации. Важно пораньше занять места на фонтане, так как это стабильный доход до конца игры, а также забить пару мест на террасе, что принесёт немало очков, если подсуетиться и разместить в верхнем зале гостей с тремя-четырьмя очками. Не стоит забывать и о статуях, поощряющих за наборы из разноцветных костюмов, и бонус за присутствие во всех залах. В остальном же можно импровизировать и действовать исходя из положения дел на поле и доступных рабочих, ресурсов и эскизов, а также экспериментировать с колодой, пробуя разных персонажей, и меняя её размер.

По моим наблюдением Рококо лучше всех идёт на троих-четверых. И время партии сносное, до полутора часов, и долго ждать своего хода не приходится. Несмотря на то, что для 2-3 игроков есть обратная сторона поля с урезанным количеством мест для гостей и декораций, вдвоём конкуренция довольно слабая, и нет ощущения кризиса, ну, что где-то тебя обгонят, заберут нужные материалы и т.д.

Как я уже говорил, правила несложные и логичные, вопросы могут возникнуть только по подводу финального подсчёта очков. Наверное, с неискушёнными игроками желательно прогнать одну партию, не заморачиваясь по этому поводу.

Поставил игре 7.5/10. Я не большой любитель евро на маджорити, но в Рококо играть было интересно. После трёх партий желание раскладывать и пробовать другие возможности игры не пропало. Но всё же мне немного не хватает разнообразия, скажем так, основных видов деятельности, ведь тут ты или шьёшь платья, для того, чтобы их продать и потом финансировать декорации, либо занимаешь места в залах, борясь за лидерство. Было бы здорово иметь ещё одно-два направления, к примеру, какой-нибудь чёрный рынок, куда можно сдавать наборы из цветных тканей, или выставки, где ценятся готовые костюмы определённых цветов. Но это я просто зажрался, а в действительности игра отличная и самодостаточная, которую не грех и посоветовать. Конечно, есть вероятность, что для опытных игроков «изюма» окажется маловато, но это не повод проходить мимо Рококо – качественных и интересных евро с оригинальной темой и идеями ничтожно мало.

P.S. Пару слов о качестве локализации. Всё отлично, к компонентам претензий нет, с правилами тоже всё в порядке, если не считать пару мелких опечаток.

Реклама
  1. Декабрь 29, 2014 в 04:52

    Спасибо, все очень подробно. Но тематика… Ну абсолютно не привлекла!

  2. MisteriG
    Декабрь 29, 2014 в 08:08

    Чёт великовата оценка, не?)

  3. Imants
    Декабрь 29, 2014 в 11:32

    Man arī spēle patīk. Spēles mehānikā ir padomāts par niansēm, lai spēle atšķirtos no citām. Šī noteikti ir eirospēle, kurā jūtama tēma. Noteikti nenožēloju, ka spēle ir manā kolekcijā. Patiesībā — būs jāuzspēlē Jaungada brīvdienās.
    Lai Jums veiksmīgs un spēlēm bagāts Jaunais gads! 🙂

    • Декабрь 29, 2014 в 12:20

      Imant, paldies!
      Pilnīgi piekrītu. Man liekas, ka šī spēle ir viena no labākajām starp pēdējā laikā iznākušiem «majority euro».

      Laimīgo Jauno gadu tev un taviem tuviniekiem!

  4. sylvion
    Декабрь 29, 2014 в 15:54

    Man labāk patiktu «Rokoko» ar sākotnējo tematiku — par kapu vietu rezervēšanu slavenajā Perlašēzas kapsētā 😉
    http://boardgamegeek.com/image/1771041/rococo

    • Декабрь 29, 2014 в 16:11

      Heh, tas gan ir skumja tematika. Ne priekš family game 🙂

  5. Декабрь 30, 2014 в 12:27

    Отличный обзор) Мне прям ещё пару раз захотелось сыграть. Вроде бы и не мужская тема, шить всякие там платья, но вот как захватывает. И ещё отмечу, что механика игры идеально подходит для любого производственного сетинга — получили материалы, произвели, поставили в розницу, наняли новых работников.

    • Декабрь 30, 2014 в 13:19

      А прикинь, тут выше человек дал ссылку на фото прототипа, оказывается, изначально темой было бронирование мест на кладбище о_О
      Такие крайности.

      • Январь 14, 2015 в 12:35

        Идея с могильной тематикой не менее заманчива) Я бы и так сыграл.

  6. Январь 5, 2015 в 17:36

    Я хоть и девушка, но хоть ты тресни тема не привлекает :))

  7. Константин Васильев
    Декабрь 4, 2016 в 20:45

    А мне стало интересно какие опечатки в правилах.

  1. Декабрь 29, 2014 в 20:14

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s