Главная > Puerto Rico > Впечатления от Puerto Rico

Впечатления от Puerto Rico

Решил подытожить свои мысли по поводу Пуэрто-Рико. Несмотря на возраст и рейтинг игры, познакомился я с ней только в этом году. Было интересно опробовать и сравнить классику, имея довольно большой опыт по части еврогеймов.

Вообще, на старые хиты я долгое время смотрел с опаской. Почему-то казалось, что высокий рейтинг – это дань былым заслугам. Полагал, что сейчас эти игры покажутся устаревшими, неоправданно сложными, долгими, неактуальными. Но в большинстве случаев такие мысли ошибочны. На верхушке топа BGG держатся только по-настоящему хорошие настолки (если говорить о евро), год издания которых не имеет никакого значения. К таким шедеврам можно смело причислить и Puerto Rico (далее просто PR).

Забавно, что заочно я представлял PR, как некое подобие Le Havre, которая меня не особо-то впечатлила. Энтузиазма не добавляла и избитая тема строительства/торговли, а скудно-бледное оформление и вовсе погружало в уныние (юбилейного издания тогда ещё не было). Короче, если бы не Мир Хобби, неожиданно выпустивший издание на русском с приятными «юбилейными» иллюстрациями, и замечательные Юшины, любезно согласившаяся нам его прислать (что в итоге вылилось в подарок), то вероятно, я бы до сих пор довольствовался вышеописанными заблуждениями и так бы и не попробовал эту великолепную игру.

Что же в ней такого великолепного? Для начала вскользь пробежимся по правилам. Они, кстати, довольно заурядные и на первый взгляд не предвещают ничего сверх оригинального и необычного.

Идея такова, что игроки берут на себя роль плантаторов, желающих облагородить одноимённый остров, а именно, засеять его различными культурами и построить целый производственный комплекс, дабы завалить Европу кукурузой, индиго, табаком, сахаром и кофе. Цель игры – заработать побольше победных очков, которые даются за приобретённые здания и отгрузку товаров на корабли.

Вывалить содержимое на стол и так просто начать партию не получится, потому что практически всё в PR завязано на количестве игроков. То есть баланс достигается не только за счёт выверенных механик, но и благодаря масштабируемости компонентов: победных очков, рабочих, доступных зданий, используемых лодок и тайлов ролей. Тут даже стартовые монетки и плантации выдаются согласно строгим предписаниям.

Как и полагается заправской евроигре, где фигурируют рабочие, здания и ресурсы, тут присутствует определённая цепочка, по которой одинокая плантация эволюционирует в дорогие постройки и крупные партии реализованных товаров. Основные принципы этой цепочки таковы. Плантации и производственные здания заселяются рабочими, которые вырабатывают товары. Полученные товары продаются за монеты, либо отгружаются на суда за победные очки. За монеты покупаются новые здания. И так по кругу.

Все вышеуказанные действия выбираются с помощью тайлов ролей. Данная механика благотворно влияет на темп и искореняет даунтайм, ведь вне зависимости от того, чей на данный момент ход, вовлечены в происходящее все без исключения. Также, благодаря этой механике и логичности производственного цикла, игра довольно легко усваивается. Хотя усвоить правила в PR – это ещё не означает, показать достойный результат. Понадобится пара-тройка партий, чтобы прочувствовать ритм игры и постичь все её хитрости.

Игровой раунд сводится к тому, что игроки по очереди выбирают по роли и выполняют указанные действия. Фишка в том, что совершить выбранное кем-то действие сможет каждый, а тот, кто его выбрал, получает бонус. Это, как в RftG, только фазы выбираются не одновременно. Чтобы лучше представить себе то, что происходит за столом, достаточно привести описание этих самых ролей.

Взяв поселенца, игрок позволит всем получить по плантации. Бонусом для него станет возможность пристроить каменоломню, предоставляющую скидку при покупке зданий. Мэр снабжает всех рабочими, предлагая выбравшему дополнительного. С помощью строителя, дающего скидку в 1 монету, покупаются здания, а с помощью ремесленника производятся товары. Бонус выбравшему ремесленника – дополнительный товар из произведённых по выбору. Старатель – это, скажем так, утешительное действие, оно приносит одну монету, но лишь тому, кто взял эту роль.

Торговец и капитан – роли с подвохом. Торговец позволяет продать по товару в так называемый торговый дом, принося тому, кто его выбрал, дополнительную монету. Подвох в том, что продавать одинаковые товары нельзя. Капитан разрешает сдать товары за очки, один к одному. Тот, кто его выбрал, получает за отгрузку дополнительное очко. Тут подвох ещё знатней. Во-первых, действие обязательное, то есть отказаться от погрузки и сохранить товары нельзя. Во-вторых, на каждый из судов можно погрузить только один тип товаров, то есть, кто успел, того и тапки. И, в-третьих, из товаров, оставшихся не у дел, игрок может сохранить лишь один. Очень злое действие.

Как видно, причина выбора той или иной роли заключается не только в собственной выгоде или дополнительном бонусе, но и в возможности подпортить планы соперникам. Можно, к примеру, первым сдать в торговый дом тип товара, который имеется у всех. Или провернуть отгрузку таким образом, чтобы оппоненты потеряли часть нажитого.

На выбор существенно влияет и очерёдность хода. Тут нужно постоянно поглядывать на планшеты соперников и прикидывать, что они собираются предпринимать, чтобы не только извлечь максимальную выгоду из своего действия, но и удачно подмазаться к действиям остальных.

Тремя возможными условиями окончания партии PR как бы намекает на соревнование-гонку, на финиш которой могут влиять сами игроки, сметая жетончики победных очков за отгрузку, застраивая свой планшет зданиями или активно заманивая рабочую силу. Результат деятельности плантаторов определяется очень просто, для этого достаточно сложить очки, заработанные за торговлю, с теми, что указаны на тайлах приобретённых построек. То есть основные стратегии, которых нужно придерживаться, очевидны: мы либо эффективно отгружаем товары, либо налегаем на здания, в том числе и на большие с целями.

Помимо уникального непрямого взаимодействия, которым славится игра, не менее интересен и момент развития своих владений. Элемент гонки и то самое злое взаимодействие заставляют игроков занять некую производственную нишу и сосредоточиться на оптимизации действий, повысив их выгоду за счёт бонусов зданий, и минимизировав потери при неудачной отгрузке. Лишняя монетка, лишний колонист или дополнительное очко – дорогого стоят. Под нишей я имею в виду то, что умело подстраиваясь под других и верно выбирая роли, тут можно припеваючи жить только на индиго и кукурузе, оставив дорогие культуры соперникам.

Что может не понравиться в PR? Вероятно, кому-то покажется слишком муторной подготовка, где нужно всё отсортировать по числу игроков. Или нелогичные ограничения по продаже/торговле и агрессия в данных фазах. Или практически безрандомный процесс. Последний момент, кстати, волнует и меня. Бытует мнение, что именно из-за своей «открытости», игрушку можно заскриптовать, просчитав действия, необходимые для победы. Почти, как в шахматах. Я в это охотно верю, потому как во времена процветания PR хороших евро было не так много, и пытливые умы проанализировали её вдоль и поперёк. Тревожит то, что, играя с опытным противником, ты даже не узнаешь, воспользовался ли он такой заскриптованной схемой или нет. Если же вас это не волнует, то можно смело получать удовольствие, экспериментируя со зданиями и пробуя новые стратегии.

PR можно назвать требовательной игрой. Но если правильно донести суть до новичков, то проблем с пониманием основных принципов возникнуть не должно. Другое дело, что это не лёгкая прогулка, где мы методично развиваем свою няшную ферму – тут каждая партия требует осмысленного плана. Хаотичный выбор действий приведёт к плачевному результату. И даже больше – подпортит игру остальным. Зато, если все втянутся и поймут, что к чему, напряжёнка гарантирована, а финальный счёт будет всегда более-менее равным.

Стоит отметить, что игра по-настоящему раскрывается при игре вчетвером (впятером пока не пробовали). По спец-правилам можно пробовать раскладывать на двоих, получается сносно, но всё равно не то.

Пуэрто-Рико – изумительная настолка. Это такой элегантный комок отточенных и вроде бы знакомых механик, но с характерной и яркой перчинкой в виде хитрого взаимодействия. Это классика, которая заткнёт за пояс многие современные евроигры. Да, в угоду жёсткому балансу в ней местами пострадала логика и тематичность, но зато увлекательности и динамики ей не занимать. Старичок, который приятно удивил. 8.5/10.

Реклама
  1. Yushin
    Март 28, 2015 в 11:30

    Я был уверен, что у тебя зайдёт!

    • Март 30, 2015 в 12:12

      Ещё раз спасибо, что помогли достать. И с новым тиражом Окошек! 🙂

  2. Огро
    Март 28, 2015 в 18:11

    Заправская евроигра??
    Айснайна на тебя нет!

    • Март 30, 2015 в 12:04

      :Р А я не боюсь, он же блоги не читает!

  3. ksedih
    Март 28, 2015 в 19:37

    С новым оформлением PR действительно стала прилично выглядеть, хотя и со старым, унылым, игра хуже не была. Насчёт заскриптованности подпишусь, давным-давно сыграл в PR всего несколько раз, потом, в 2013 засел плотнее, и уныние начало накатывать. Печаль ещё и в том, что играл с разными игроками, и всё равно у всех схема выстраивалась однотипно. Но игра всё равно хорошая, увлекательная, а для новичков так и вообще обязательная к ознакомлению, так как вряд ли они будут настолько задрачивать коробку, чтобы обнаружить богопротивные ходы.

    • ksedih
      Март 28, 2015 в 19:39

      Посмотрел дневники, в 2011 это было О_о Жесть как время летит.

    • Март 29, 2015 в 09:49

      Вообще, в ней есть вещи, стремление к которым повышает шансы на победу. Но это нифига не гарантирует её. Ибо очень сильно косвенное взаимодействие. Например, игроки разными способами манипулируют финансами (каменоломни, фабрика, рынки, наличие офиса). Какой из них окажется эффективнее — большой вопрос, так как это зависит от других игроков рынка. С опытными игроками в неё играть всегда интересно. Все знают механизмы игры и побеждает тот, кто окажется… Хитрее что ли 🙂 Мы в неё играем пять лет подряд (в том числе бесчисленное количество партий на планшете), и все равно она почему-то остаётся одной из любимых.

    • Март 30, 2015 в 12:10

      Мы тоже как-то не любители «задрачивать» :Р
      Играем на победу, конечно, но больше в удовольствие, т.е. что-нибудь новое попробовать, необычное. Думаю, нам не грозит, что разонравится.

  1. Март 29, 2015 в 18:02

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s