Главная > Battle of Five Armies > Впечатления от The Battle of Five Armies

Впечатления от The Battle of Five Armies

Сыграли мы тут с Катей пару раз в Battle of Five Armies, опробовав обе стороны конфликта. Партий для полноценного обзора, конечно, маловато, но рассказать об игре и поделиться мыслями хочется.

Фанатом творений Дж. Р. Р. Толкина себя назвать не могу, но его вселенная мне нравится. С удовольствием смотрю фильмы, играю в карточный Lord of the Rings, хоть и ориентируюсь во всех тамошних героях и событиях довольно слабо. На игру обратил внимание не только из-за тематики, но и по причине хороших отзывов о предшественнице War of the Ring от тех же авторов. По сравнению с War of the Ring система (основные механики и боёвка) претерпела незначительные изменения, а игровой процесс был направлен в более тактическое русло, что благотворно сказалось на длительности партии – теперь реально уложиться в 2,5-3 часа.

The Battle of Five Armies основана на новелле Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» и повествует о сражении, в котором эльфы Лихолесья, люди Эсгарота, орлы с Мглистых гор и гномы во главе с Даином с Железных Холмов сошлись в масштабном бою против Гоблинов под предводительством Болга, диких лесных волков Варгов и Гигантских летучих мышей. Разумеется, не обошлось тут без таких известных героев, как Бильбо, Гендальф, Торин Дубощит, Бард, Беорн и т.д. В противостоянии каждому из них отведена особая роль.

Игра дуэльная, один игрок руководит Свободными народами, а другой силами Тьмы. В распоряжении каждого множество отрядов-фигурок. События развиваются на карте, представляющей собой земли вблизи Одинокой горы, где покоится золото гномов, некогда охраняемое огнедышащим драконом Смаугом, который незадолго до инсценируемой игроками битвы был повержен стрелой Барда из Эсгарота.

Огромное поле и тонна фигурок (126 штук) уместились в большую прямоугольную коробку с великолепной иллюстрацией и вполне годным пластиковым органайзером. Миниатюры средненькие, особенно, если вы избалованы детализированными фигурками от FFG или CoolMiniOrNot. Получше выглядят герои, но это понятно, на то они и герои. Конечно, некоторую простоватость минек можно списать на их размер и на то, что более крутые скульпты повысили бы цену игры в разы. В поддержку могу сказать, что фигурки крепкие и выносливые, у меня в комплекте все были целыми, без поломок и критических погнутостей.

Помимо пластика в коробке идут карты и горсть всевозможных жетонов, подкрепления там, ранений и т.д. Карты делятся на три основные колоды: общую колоду событий и боевых эффектов и две персональные колоды историй для каждой из сторон. Вдобавок, каждому игроку полагаются соответствующие карты отрядов, манёвров и большие карточки ключевых персонажей.

Не буду утомлять вас пересказом достаточно объёмных правил, а постараюсь лаконично передать саму суть.

Заваруха начинается с раздачи карт, кубиков, формирования резерва жетонов судьбы и размещения стартовых армий согласно правилам. Также подготавливается трек судьбы: на него помещаются фигурки героев, которые смогут войти в игру в определённый момент.

Партия делится на раунды, во время которых проверятся, не достиг ли кто индивидуальных условий победы. Свободным народам необходимо либо продержаться до значения «15» на треке судьбы, либо убить Болга, либо ввести в игру Беорна в момент, когда у противника меньше шести победных очков (очки даются за контроль поселений). Цель армии Тьмы более прозаична — игроку нужно захватить земель на 10 очков и удержать их до конца раунда. Ещё зло выигрывает незамедлительно, если имеет 10 очков и ему удалось отбить Главные Врата.

Если в двух словах, то раунд проходит следующим образом: вначале игроки добирают карты, затем бросают кубы, после чего выполняют выпавшие на гранях действия. Это может быть передвижение, атака, активация героев, розыгрыш карт.

Ряд важных решений принимается ещё до фазы действий. После того, как игроки добрали по карте из общей и собственной колоды, у них есть возможность активировать героев (это, в основном, относится к светлой стороне) и поднять боевой дух своих армий с помощью жетонов лидерства. Лидерство повышает мобильность войск и позволяет перебрасывать кубы во время сражений.

Свободные народы могут прибегнуть к помощи аж трёх героев-генералов, положив на них специальные жетоны. В дальнейшем в фазе действий за эти жетоны игрок сможет воспользоваться свойством генералов. Такой бонус не проходит бесследно. В ответ Тьма тянет столько жетонов судьбы, сколько персонажей было активировано (минимум один). Из них он выбирает, конечно же, жетон с наименьшим значением, что замедлит продвижение оппонента по соответствующему треку, отдаляя и победу, и ввод сильных героев. Также некоторые жетоны оповещают о неких судьбоносных событиях, которые опять же на руку Свободным народам.

Тьма обделена генералами, но зато имеет постоянный приток лидерства по количеству кубиков действий в резерве. Кроме этого зло может ещё до основной фазы вводить гадких летучих мышей, помогающих в бою и способствующих более быстрому перемещению других отрядов.

И вот мы добрались до самого интересного, фазы действий. Каждый бросает свои кубы и… начинает думать. Думать, как и в каком порядке их применить. Первым всегда действуют Свободные народы, после чего кубики разыгрываются поочерёдно. Напомню, что до выполнения любого из своих действий игрок за народы может использовать способность одного из своих ранее активированных генералов. Теперь, собственно, о доступных действиях. За кубик можно выполнить одно из перечисленного.

Значок армии (флажок) позволяет: переместить две армии в смежный регион; походить одной армией и атаковать; напасть на один регион всеми армиями, расположенными по соседству; либо сыграть карту соответствующего типа.

Значок персонажа (меч): переместить одну из армий с лидерством на два региона; походить одной армией с лидерством и атаковать; переместить сколь угодно персонажей на игровом поле; либо сыграть карту соответствующего типа.

Значок события (магический шар): добрать по карте из общей колоды событий и собственной колоды историй или разыграть карточку любого типа.

Значок военного сбора (шлем): получить подкрепление, перевернув до двух жетоны отрядов, ранее выложенных на поле; полечить до двух разных армий, бросив кубики по числу отрядов (за каждую пятёрку или шестёрку убирается один жетон урона); либо сыграть соответствующую карту.

Также у обеих сторон имеется по уникальному значку: у Тьмы — недремлющее око, а у Свободных народов — мудрость запада. Око позволяет выводить на поле Гоблинов, перемещать гоблинские армии и атаковать ими. Мудрость же — это просто джокер, за который можно выбрать любое действие.

Как видно, выбор достаточно велик, а чтобы минимизировать долю случая, некоторые действия дублируются. Кроме того, очень нужное действие можно выполнить, разыграв припасённую карту.

Что же боёвка? Система сражений проходит поэтапно: сперва играются карты поддержки, затем бросаются кубики с целью получить пятёрки или шестёрки.

Перед каждым раундом боя игроки выбирают по карте и одновременно вскрывают их. Это может быть либо карта события с боевым эффектом, дающая некий бонус (например, модифицирующий результат броска), либо карта отряда. Во втором случае за каждый отряд указанного типа, присутствующий в битве, вместо белого кубика игрок бросает чёрный. Если хотя бы на одном из чёрных кубиков выпадет ранение, то срабатывает спец-способность отряда, описанная в карточке.

Карты событий при розыгрыше уходят в сброс, а карты отрядов откладываются, и могут быть возвращены в руку картой перегруппировки. Сражение продолжается до тех пор, пока одна из армий полностью не уничтожит другую. Также атакующий может решить остановить бой в конце любого раунда, а защищающийся отступить после перегруппировки без дополнительных потерь, либо пуститься в бегство раньше. Правда, за это полагается весомый штраф.

Ранения наносятся хитро. За каждый успех армия соперника получает по жетону ранения. Армия может выдержать столько ранений, сколько в ней отрядов-фигурок (максимум пять с каждой стороны, герои не в счёт). Когда число ранений превышает размер армии, владелец должен решить, кого убрать. За каждый сброшенный отряд с армии снимается два ранения. Таким образом, игрок несёт потери, пока не восстановится баланс ранения-отряды.

Структуру раунда, действия и бой обсудили, на этом, наверное, и остановимся. В игре ещё много всяких нюансов, которые касаются героев, перемещения армий, защитных сооружений, типов местности и т.д. Заострять внимание на них не буду, скажу только, что все эти нюансы хоть и усложняют игру, но очень атмосферны и добавляют процессу глубины.

Это был наш первый опыт такой комплексной дуэльной игры с постоянными стычками и, хоть я и не являюсь поклонником подобного жанра, The Battle of Five Armies понравилась. Что интересно, Кате тоже. Думаю, что заслуга в этом, в первую очередь, отлично переданной темы.

Тема прёт изо всех щелей. Она заложена в оформлении, отличительных особенностях сторон/отрядов/героев, в событиях. Здоровенные орлы, прорыв Гоблинов через горы и Беорн в облике неадекватного медведя, сметающего всех и вся на своём пути, реально пугают. Так же, как и нескончаемая и постоянно держащая в напряжении армия Тьмы. Внимание к деталям поражает. Чего только стоит способность Бильбо исчезать, потратив жетон кольца, или тематичная картонная линейка, обозначающая магический луч из посоха Гендальфа или облако стрел.

В игре действительно шикарная и динамичная механика действий на кубиках, подпитываемая эффектами карт. Всё это позволяет планировать, отвечать на выпады соперника и изворачиваться даже при неудачных бросках. Кроме того, сами броски, многофункциональность каждой грани и поочерёдный розыгрыш действий по своему имитируют туман войны, что добавляет реалистичности и, вообще, приветствуется в подобных играх.

Тактический арсенал выглядит очень богатым: несколько вариантов перемещений, атак, типы местности, укрепления, всевозможные свойства, эффекты героев, событий… можно перечислять долго. Да, отчасти это перегружает процесс, но, что тут лукавить, это забава для опытных игроков, готовых во всём этом разбираться.

Игра представляет собой один большой сценарий с неизменными целями и стартовой раскладкой, что вызывает некоторые вопросы к реиграбельности. Мне ещё это предстоит выяснить, но уже сейчас в оправдание могу сказать, что случайные жетоны подкреплений, такой же случайный приход карт в руку, результаты бросков и свой стиль игры за каждую из сторон – всё это по-разному влияет на развитие событий на поле.

Что касается ощущений при игре за Свободные народы и за армию Тьмы, то из-за особенностей и преследуемых целей подход разительно отличается. Злу необходимо постоянно продвигаться вперёд и атаковать по нескольку раз за раунд, не давая сопернику продохнуть. Ему следует умело нападать с флангов и давить числом, не жалея фигурок. Народам придётся не сладко, им нужно успеть занять оборонительные позиции в ключевых поселениях, вовремя вводить подкрепление и эффективно пользоваться преимуществами генералов.

Думаю, кому-то может не понравиться муторная боёвка и рандом в ней. Есть вероятность, что сильная армия и полезные карточки могут быть перечёркнуты тотальным невезением в бросках. Но я к этому отношусь спокойно. Всё-таки вариантов, как минимизировать случай, тут достаточно. Я сторонник того, что даже у заведомо слабого противника всегда должен быть хоть какой-то шанс.

Если говорить о недостатках, то у меня претензии лишь к компонентам. Во-первых, не хватает мешочка для жетонов судьбы, которые тянутся случайным образом. Во-вторых, маловато боевых кубиков. В-третьих, фигурки мелкие, и некоторые отряды на поле трудноразличимы (к примеру, эльфийские лучники и копьеносцы). Ещё треугольные жетоны ранений какие-то неуклюжие.

В заключение хочу сказать, что для нас игру спасла интересная карточно-кубиковая механика, детально проработанная тема и оживляющие монотонность сражений эффекты карт. Иначе постоянные столкновения быстро бы наскучили. Посему The Battle of Five Armies осмелюсь посоветовать лишь поклонникам произведений Толкина, и комплексных фэнтези сражений. Если вас не напрягают обширные правила, обилия нюансов и длительность партии, а также имеется товарищ, готовый на всё это подписаться, то игрушка способна подарить немало часов увлекательных баталий. Пока 8/10.

Реклама
  1. Апрель 13, 2015 в 13:46

    ну будет теперь вам что покрасить в ближайшие пять лет? 😉

    • Апрель 13, 2015 в 13:54

      Конечно, очень хочется покрасить, но тут очень маленькие фигурки, и их очень много. Из мелкого я пока красил только племена из Giants. Замучался 🙂
      Если возьмусь, то только какой-нибудь супер-быстрой конвейерной техникой. На BGG видел нечто подобное, выглядит всё равно шикарно.

  2. Апрель 17, 2015 в 16:04

    Если понравилась Б5А, то советую все же попробовать и старшего брата — Войну Кольца. Да, дольше и сложнее, но гораздо эпичнее. И реиграбельнее, пожалуй.

    • Апрель 17, 2015 в 16:10

      Это однозначно. Но вечная проблема собраться (с тем, у кого игра). А когда до этого доходит, обычно выбор в пользу нескольких игр покороче ;(

  1. Апрель 13, 2015 в 18:21

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s