Главная > Above and Below > Above and Below — подземные истории или как приручить глогоса

Above and Below — подземные истории или как приручить глогоса

Сегодня мы посмотрим, что получится, если добавить в евроигру книжку с короткими историями. Предлагаю вашему вниманию обзор новинки от Райана Лауката (City of Iron, Eight Minute Empire, Ancient World) под названием Above and Below.

Жил-был добродушный народец, никого не трогал, никому не мешал. Но пришли злые варвары и прогнали жителей, разорив и разрушив их дома. Пришлось бедолагам искать новое пристанище. Добравшись до более-менее спокойных и плодородных земель, принялись они обустраиваться. И вот, закладывая фундамент новых построек, поселенцы обнаружили целую сеть подземных туннелей. Как же их не разведать? Под землёй наших героев поджидали не только различные испытания, но и неожиданные встречи и, конечно же, редкие сокровища.

Вот такая почти сказочная завязка. В Above and Below игрокам предстоит заново отстраивать свои деревни и добывать различные ресурсы. Причём, делать это можно будет не только на поверхности, но и под землёй.

Партия начинается с того, что все получают личный планшет поселения, карту хибары с тремя кроватями, немного монет и набор из трёх стартовых рабочих.

В центр стола помещается небольшое поле с треком репутации и счётчиком раундов, а рядом с полем располагается запас жетонов ресурсов, монет, лечебного снадобья и бочек с сидром. В верхней части поля выкладываются продвинутые рабочие, которых можно будет нанимать по ходу игры. Некоторые из них (как и стартовые) обладают определёнными навыками: одни могут строить (символ молотка), другие – обучать новичков (пёрышко). Значки кубиков и фонарей пригодятся для исследования подземелья, о них позже.

Наиболее трудоёмкий момент подготовки – это раскладка карточек построек. В игре имеются обычные здания, подземные и специальные. Всех их следует разложить по типам. В партии всегда участвуют все специальные здания, на них указаны победные очки и условия, за выполнение которых можно получить дополнительные ПО.

Колоды наземных и подземных построек перемешиваются, и из них вскрывается по четыре карты. Ещё случайным образом выбираются четыре здания с символом ключа. У них низкая стоимость, и они окажутся полезны, если из упомянутых выше колод выйдут сплошь дорогие карты. Последний штрих – это колода пещеры, которая поможет генерировать истории. Вроде всё, приключение можно начинать!

Игроки ходят по очереди, каждый выполняет ровно по одному действию из пяти доступных. Все действия оплачиваются рабочими, которые перемещаются из зоны готовности в зону истощения. Итак, что тут можно делать?

Построить здание. Тратим одного рабочего с символом молотка, выбираем одно из доступных зданий и оплачиваем монетками его стоимость. Теперь карту можно положить рядом со своим планшетом и пользоваться её благами.

Обучить новичка. Тут понадобится рабочий с символом пера. Выбираем с центрального поля приглянувшийся тайл персонажа и платим указанные под ним монеты. Новый подопечный будет доступен только со следующего раунда.

Получить монеты. За каждого рабочего игрок может получить по одной монетке. Тот, кто первым за раунд выполняет данное действие, в качестве бонуса получает жетон бодрящего сидра. В конце раунда за сидр можно будет восстановить одного трудягу.

Собрать урожай. Игрок вправе потратить сколь угодно рабочих и за каждого собрать по одному ресурсу с производственных зданий. По эффективности здания делятся на два типа: одни приносят строго два жетона указанного ресурса, а другие, если опустошены, восполняются жетоном каждый раунд.

Полученные ресурсы игрок может в любой момент разложить на треке в нижней части своего планшета. Этот трек является чуть ли не основным источником победных очков. Ячейки заполняются по порядку, и в каждую можно складировать только один тип ресурса (всего в игре восемь разных).

Как вы уже наверное догадались, в конце игры каждый ресурс принесёт столько очков, сколько указано над ячейкой (цифра слева). Кроме того, ресурсы, выложенные на трек, повышают доход игрока (монеты полагаются в конце каждого раунда). Допустим, если мне удалось заполнить первые четыре ячейки, то вместо четырёх базовых монет, я буду получать по семь.

Исследовать подземелье. И вот мы добрались до самого интересного. Под землёй небезопасно, поэтому на это действие придётся потратить минимум двух рабочих. Снарядившись фонарями, приключенцы спускаются в неизведанные туннели. Игрок берёт верхнюю карту из колоды пещеры, кидает кубик и, сверившись с картой, называет число согласно выпавшему результату. Это число обозначает номер параграфа, который должен зачитать сидящий слева. Каждый параграф представляет собой забавный мини-рассказ. В конце рассказа игроку предлагается сделать выбор.

Допустим, герои повстречали злого глогоса (местное существо), и теперь у них два варианта: либо попытаться сбежать, либо ввязаться в драку. Тот, кто читает, после каждого варианта обязан огласить сложность исследования (допустим, «Explore 3»).

Оценив свои шансы и сделав выбор, игрок бросает по кубику за каждого горе-исследователя и подсчитывает число фонарей. К примеру, на картинке сверху у игрока три фонаря (нужно выбросить столько же или выше). Это и будет число успехов. Если сложность проверки покорилась героям, то чтец торжественно объявляет награду. Это может быть один или несколько ресурсов, монеты, репутация и некоторые неожиданные находки, о которых я умолчу, чтобы не раскрывать все тайны книги контактов. Помимо награды, игрок также получает карту пещеры. На ней теперь можно построить подземное здание.

Как видно, доля случая при исследовании довольно велика – тут, как кубик ляжет. Не говоря уже про рандом в контактах и наградах. Кстати, при проверках повлиять на случай всё же возможно. Во-первых, есть здания на перебросы. Во-вторых, в дополнение к выпавшему результату, игрок может отправить персонажей в больничку и за каждого получить по успеху. Ну, и в-третьих, минимальная сложность испытания обычно не велика (3-4), то есть всегда есть вариант, который можно пройти и двумя слабенькими персонажами.

Раунд заканчивается, когда у игроков не останется свободных рабочих. После этого наступает техническая фаза, в которой на центральное поле докладываются новые персонажи, выплачивается доход, а рабочие игроков восстанавливают силы. За каждую кровать на картах построек разрешается переместить одного рабочего либо из зоны истощения в зону готовности, либо из зоны больнички в зону истощения. В этот момент можно воспользоваться жетонами снадобья и сидра. Работают они так же, как и кровати, правда, за снадобье персонаж только выходит из больнички, а за сидр переводится из зоны истощения в зону готовности.

По завершении седьмого раунда игроки подсчитывают нажитое. Очки присуждаются за ресурсы (те, что на треке), здания и репутацию.

Впечатления

Красивая и позитивная семейная игра. Подчёркиваю – семейная. Если рассматривать только, так сказать, механическую составляющую, то перед нами вполне стандартное евро на размещение рабочих уровня, скажем, Древнего мира от того же автора. Пожалуй, Above and Below даже попроще будет. Посему, боюсь, что для опытных игроков, жаждущих напряжённого соревнования и глубоких стратегий, ловить тут особо нечего. Да и не представляю я, как компания гиков будет собирать всякие грибочки и с упоением зачитывать короткие фрагменты из детских сказок.

Лично меня процесс приятно удивил, хотя сам я от игры ничего особенного не ждал. Просто было любопытно, каким боком тут впихнули книгу с историями. Вообще, Above and Below покупалась Кате в подарок, ей очень нравятся подобные штуки. И вот после шести партий могу сказать, что всё работает довольно слаженно. Принцип выбора абзацев схож с тем, что используется в Tales of Arabian Nights. Но если «Арабские сказки» сто лет не появлялись на нашем столе по причине долгого времени партии и отсутствия каких-либо осмысленных механик (игры там, по сути, нет), то Above and Below регулярно раскладывается вот уже вторую неделю. Час-полтора лёгкого соперничества, плюс немного коротеньких ненавязчивых историй, и все довольны.

Повторюсь, даже если отбросить книжку с контактами, то в сухом остатке получим годную евроигру. Тут вам и комбинирование эффектов построек, и менеджмент рабочей силы, и сбор комплектов ресурсов. Что касается оригинальных моментов помимо книги, то и они здесь имеются. Во-первых, это фирменная фишка автора в виде специализации рабочих и необходимости их «откачивать» после тяжёлого трудового дня.

Во-вторых, хитрый трек ресурсов, который мне приглянулся. Собирая всякое добро, ты постоянно размышляешь о трёх вещах: какие жетоны «заморозить» на треке для дополнительного дохода; как раздобыть побольше разных типов ресурсов и добраться до делений с 3+ очками; и на чём сосредоточиться для основного багажа очков. В общем, получается довольно занятная игра в игре.

Что касается успешного развития, то основная стратегия проста: «прокачать» трек ресурсов, положив на последние деления побольше жетонов, да не прошляпить специальные здания – на них тоже можно много очков заработать.

Понравилось, что многие моменты подстёгивают участников спускаться под землю. Дело в том, что только в лабиринте пещер можно обнаружить некоторые типы ресурсов. Более того, успешное исследование приносит карты подземных участков, на которые можно строить более дешёвые и вкусные здания.

Да и зачастую, на ранней стадии выгодней послать двух бездельников (особенно, продвинутых) за добычей, ведь она может обернуться не только одним-двумя ресурсами, но и монетками. Имея в арсенале перебросы и эликсиры, успех почти всегда гарантирован. Не забываем и про репутацию – добрые дела не останутся не замеченными даже в тёмных холодных туннелях.

Ещё хотелось бы отметить разнообразие свойств построек. Кроме ресурсов они предлагают и дополнительные монеты, и эликсиры, и перебросы, и спальные места для ваших подопечных. Часть также поощряет очками за определённые достижения. Короче, всё это благотворно сказывается на вариативности партий.

Что касается историй, то, может, они не такие яркие и закрученные, как в той же Tales of Arabian Nights или T.I.M.E Stories, да и развязки не блещут оригинальностью (почти всегда ресурсы/монеты/репутация), но стоит отдать автору должное. Он совершил смелый поступок – совместил два таких разных жанра и сгладил шероховатости. Вот вам, пожалуйста, евро с атмосферой приключения.

Насколько хватит историй? Книжка содержит чуть более двухсот параграфов. Только где-то после 6-8 партий истории начинают редко, но повторяться. Уверен, что даже после двадцати новые контакты всё ещё будут попадаться, а значит, игра не потеряет эффекта новизны. На мой взгляд, отличный показатель, у нас редкая евро-настолка доживает до двадцати партий.

Касаемо масштабируемости. На двоих-троих Above and Below идёт гладко, непринуждённо и без особых провисаний. На четверых немного утомляет ждать своего хода.

Понравилось, что партии не затянутые. Порой даже кажется, что семь раундов слишком мало. Только вошёл во вкус, а тут уже финальный подсчёт. По мне так это хорошо, чувствуется некое напряжение, ведь нужно всё успеть: и помощников нанять, и спальными местами их снабдить, и денег на дорогое спец-здание накопить, и не забыть ресурсы собрать.

Взаимодействия, кроме как конкуренции за постройки, не ждите. Была попытка внедрить торговлю между игроками, но она, можно сказать, провалилась (можно выставлять на продажу один свой ресурс, о чём напоминает кружок с 3+ в верхнем левом углу планшета). Задорого никто у тебя ничего не купит, а дёшево продавать сопернику победные очки не имеет смысла.

Подытожим. Катя в восторге, я приобретением тоже доволен. За евро-часть крепкая семёрка, плюс ещё балл за книжку. Итого 8/10. Классный вариант для посиделок в кругу семьи, с детьми, со своей второй половинкой. Да и просто со всеми, кто ценит в настолках story-telling. Воротить носы будут лишь чёрствые гики, не переносящие ванильные рассказики и лютый рандом при исследовании.

Реклама
  1. Январь 8, 2016 в 09:23

    Красивая игра, даже мимимишечная, можно сказать 🙂 Приключения в пещерах, конечно, добавляют свою изюминку. Я, правда, пока так ни во что из творчества Локита не сыграла, хотя ХВ не скупится его локализовать 🙂

    • Январь 9, 2016 в 14:37

      Ну, ты ничего не потеряла, особых хитов у него нет. Самая серьёзная и оригинальная для меня (кроме AaB) — City of Iron, но она очень долгая и мозголомная. Но там интересный декбилдинг.

  2. Bijection
    Январь 8, 2016 в 18:15

    Будем надеяться, что эту игрушку локализует мир хобби. Я бы купил такую на развлечение жене и детям без вопросов.

  3. aganov
    Январь 8, 2016 в 19:52

    Вот ее бы локализовали — «Арабские ночи» никто не потянет, а из «Above & Below» получилась бы великолепная семейка.

  4. Январь 8, 2016 в 23:22

    Евро не люблю, но локализованную то же бы купил, да. С женой и сыном играть самое то. Ну и арт мне понравился.

  5. Январь 8, 2016 в 23:42

    Спасибо за обзор!
    Неожиданно игрушка очень любопытная.
    Первая игра Лауката в которую захотелось сыграть.

    • Январь 9, 2016 в 14:33

      Пожалуйста. Для кругозора советую попробовать, вдруг понравится — лёгкое и приятное времяпрепровождение. Я вот даже загорелся достать кикстартерные плюшки (там доп. параграфы, персонажи, какие-то квесты и всякие жетоны). Только вот вряд ли получится, это типа эксклюзив был для поддержавших проект ;(

      • Февраль 28, 2016 в 13:54

        Наконец-то наши руки дотянулись до игры и мы её опробовали.
        Играл со своими самыми проверенными бойцами — жена и дочка 🙂
        У них впечатления — полный восторг, у меня немного смешанные, но тоже положительные.
        Мне после первой партии игра показалась слишком уж детской и простой, хотя и любопытной из-за повествовательной части. Но уже после второй партии, убедился, что хоть игрушка и простая, но всё же не плоская и даже разные стратегии имеют место быть, хотя конечно выгодно больше заниматься исследованиями в пещерах, но это и правильно игра то как раз об этом.
        Из микро-минусов, даже скорее придирок 😉 отмечу:
        — отсутствие листа для подсчета очков, а он очень нужен;
        — требовательность к занимаемому месту, к концу партии игра на столе разрастается до размеров сопоставимых с Legacy The Testament… или ТТА;
        — хотелось бы чтобы действие торговли давала игрокам какие-то дополнительные бонусы, чтобы игроки активнее занимались торговлей с друг-другом, потенциально-то задумка прикольная и полезная, но фактически сейчас никем не используемая;
        — мне бы хотелось большей взаимосвязи между параграфами историй, хотя не представляю как это можно реализовать.
        Кстати во-второй партии использовали некоторые плюшки из кикстартерного набора, а именно артефакты и квесты, которые очень даже неплохо вписываются и слегка разнообразят игру.
        Вообщем, в очередной раз, спасибо за рекомендацию, которая себя полностью оправдала!

        • Февраль 28, 2016 в 20:29

          Рад, что понравилось. И по первым трём «придиркам» абсолютно согласен.
          А ты поддерживал игру на Кикстартере? Откуда плюшки? Я тоже хочу 🙂 Квесты и всякие цели — это всегда хорошо. Тем более, я не прочь, чтобы игра немного усложнилась.

        • Февраль 29, 2016 в 00:23

          Нет, на Кикстартере игру не поддерживал. Но нашлись люди, которые поддерживали и поделились с сообществом 🙂
          Поэтому сделал сам, благо там только жетоны и дополнительная книга приключений.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s