Главная > IKI: A Game of Edo Artisans > IKI: A Game of Edo Artisans — меж торговых рядов

IKI: A Game of Edo Artisans — меж торговых рядов

На прошлых выходных довелось попробовать IKI – любопытную японскую настолку, которая была успешно профинансирована через Кикстартер. Перед нами евро средней сложности с кучей различных механик, стильными иллюстрациями и темой, повествующая о тяжёлых буднях торговцев в древнем городе Эдо (современный Токио).

Действия игры разворачиваются в знаменитом торговом районе, густо населённом ремесленниками всех мастей, поставщиками, снующими туда-сюда, и неунывающими продавцами.

На протяжении четырёх сезонов игрокам предстоит не только преуспеть в торговле, найме помощников и строительстве, но и буквально выживать, борясь с постоянными пожарами, стремительно охватывающими ветхие «бумажные» лавки. Тот, кто наилучшим образом справится с этими испытаниями, и будет объявлен истинным мастером IKI – древнейшей философии об идеальной жизни и осознании природы человека.

Ход игры

В начале партии каждому выдаётся немного монет, жетон сандалий, четыре простых рабочих и одна фишка главного рабочего oyakata – это что-то типа мастера или покровителя. Рядом с игровым полем выкладываются карты построек и стартовые карточки ремесленников. Игроки тут же драфтят этих ремесленников, а затем кладут их на специальные места на поле, помещая рядом своих миплов. Фишки мастеров идут на стартовую позицию между торговых рядов.

Партия длится двенадцать раундов-месяцев. В начале каждого раунда все по очереди, которая определяется согласно успехам на треке тушения пожара, выбирают, на сколько делений (от 1 до 4) они собираются передвинуть своих главных миплов.

Благополучно расставив специальные цилиндры на шкале передвижения, перед путешествием игроки получают возможность нанять по одному из доступных ремесленников. Заплатив указанную цену, они кладут карточку на любое из свободных торговых мест, а затем, как в начале партии, помещают рядом своего рабочего. Вместо того, чтобы купить карту, игрок может взять четыре монеты.

Карточки ремесленников поделены на четыре сезона. Колода составляется так, что их свойства постепенно улучшаются, а в последнем сезоне большинство карт приносят немало победных очков.

В центре карточки указан бонус, который можно получить, остановившись напротив главной oyakata-фишкой. Небольшая шкала внизу обозначает навык ремесленника. Навык прокачивается двумя способами: когда oyakata делает полный круг по торговым рядам (в этом случае все рабочие игрока рядом с картами двигаются на деление вперёд); либо, когда картой пользуется соперник (тогда двигается только рабочий рядом с использованной картой). Когда навык прокачен полностью, ремесленник якобы уходит на пенсию, и карта отправляется хозяину в руку.

Так вот, после того, как игроки купили и выложили на поле карты или взяли 4 монеты, двигаются главные миплы. Передвинуть фишку можно строго на число выбранных делений или больше, доплатив по жетону сандалий за каждое дополнительное деление. Остановившись напротив торговой локации, игрок может воспользоваться услугами находящегося там магазина и, как я уже упоминал выше, карточкой ремесленника.

У ремесленников можно поживиться рисом, деревом, монетами, сандалиями, победными очками и продвинуться по треку тушения пожара. У магазинов схожие эффекты, но некоторые обладают и уникальными свойствами. Там можно купить специальные жетоны табака, курительные трубки, рыбу (в конце все эти жетоны принесут очки), получить золотые слитки и построить здание, вознаграждающее большим количеством ПО (просто так или за определённые условия — к примеру, 3 ПО за каждый жетон сандалий). Для постройки требуется дерево, рис и слитки.

В конце каждого третьего месяца рабочих, которые находятся на поле, придётся кормить. За каждую нехватку риса игроку предстоит расстаться с рабочим (фишка возвращается обратно в запас) и рядом лежащей картой ремесленника (она сбрасывается). Ещё во время кормёжки проверяется цвет ремесленников в каждом из четырёх торговых рядов. Если в ряду две или больше карты одного цвета, то хозяева получают очки. Ну, и в самом конце сезона каждый получает доход с карт ремесленников – плюшки, которые указаны напротив фишек рабочих. Ремесленники, что в руке, всегда приносят максимальную выгоду.

Также в конце мая, августа и ноября один из четырёх торговых рядов охватывает пожар (по велению случайного тайла) с силой 5, 8 и 10 соответственно. Пожар распространяется, начиная с края поля. Если он настигает карточку ремесленника, хозяин которой успел прокачать трек тушения, то огонь благополучно отступает. Ну, а ежели, игрок не позаботился о мерах безопасности, то карта сбрасывается, и пожар двигается дальше к следующему персонажу. Правда, сила его снижается на один.

Вот так вот, нанимая помощников, умело пользуясь благами торговых лавок и сражаясь с невзгодами в виде голода и пожаров, игроки стараются заработать как можно больше очков на картах ремесленников (не только на свойствах, но и за разные цвета), зданиях и сетах на жетонах табака и рыбы.

Впечатления

Игра неплоха. Интересно, что несмотря на обилие различных мелких нюансов, порой даже не совсем логичных, атмосфера суетливого рынка чувствуется. Ещё интересней то, что за всеми этими перемещениями главных миплов я даже и не сразу заметил, что перед нами попросту навороченная механика ронделя. И я вам скажу, что этот рондель примечателен тем, что бонусы на его делениях постоянно меняются (ротация карт довольно шустрая). То есть тут нет какой-то определённой скучной цикличности, часто присущей ронделям.

Понравилась идея с прокачкой навыков ремесленников. Ты действительно стараешься не только собирать разные типы карт, но и покупать тех персонажей, которыми будет выгодно пользоваться соперникам – ведь так твои помощники быстрей выйдут на пенсию. Прокачка собственными силами – тоже занятный элемент. Ты можешь быстро набрать в руки персонажей, двигаясь на 4+ делений, но пропуская вкусные лавки с жетонами; либо двигаться медленно, планируя действия на 2-3 хода вперёд, и надеяться на то, что с прокачкой помогут оппоненты.

Вот именно эти два момента и отличают IKI от других евроигр. В остальном всё довольно знакомо: здания-цели, скидки в виде монетки на невостребованные карты, сбор сетов.

Что касается необходимости кормить своих рабочих и случайных пожаров, то тут у меня неоднозначные мысли. Вроде бы и тематично, плюс якобы дополнительные факторы при планировании действий, но уж больно много внимания этому уделено. Только отстрелялся, а тут опять надо думать, где достать еду, и как повысить уровень защиты. Здания тоже желательно строить после ноября, ведь если все эти инвестиции сгорят, то оправиться будет тяжело. Хотя есть в этом и свои хитрости, которые для кого-то сделают планирование ещё более интересным. Например, избежать кормёжки можно вовремя забрав в руку ремесленников, а спасти своих подопечных от пожара – спрятавшись за игроком с высоким уровнем тушения.

Конечно, после одной партии оценку ставить рано, но думается, что каких 7-7,5 баллов IKI заслуживает. Ничего сложного нет, играется за час-полтора, даунтайм не ощущается (ты всё время вовлечён в процесс, т.к. на ронделе постоянно появляются новые вкусные действия). Компоненты тоже на уровне, хотя есть и спорные решения: слабо различимый фон карт, фишки риса и дерева довольно топорны. В общем, сам покупкой не загорелся, но если предложат сыграть ещё раз, не откажусь. Советую обратить внимание тем, кто любит рондели и кризисный менеджмент.

Реклама
  1. Январь 30, 2016 в 16:43

    Арт пестроватый у игры.

    • Январь 30, 2016 в 23:34

      Эт я фоткам резкости добавил :Р
      В «реале» всё поспокойней.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s