Главная > Scythe > Scythe – мирная битва за урожай

Scythe – мирная битва за урожай

В субботу наконец-то попробовали Scythe на четверых. Теперь могу поделиться уже более-менее окончательными мыслями по игре.

Но сперва небольшое лирическое отступление. Несмотря на то, что Scythe за столь короткое время взобралась на 19 строчку рейтинга BGG, в Интернете гуляют кардинально разные мнения насчёт данной игры. Кто-то негодует по поводу ненадобности сражений, а кто-то, наоборот, возносит игру до уровня шедевра сугубо из-за компонентов. Что касается меня, то оценивая ту или иную настолку, я не стараюсь растоптать её только из-за того, что лично мне не понравилась конкретная механика, тема или что-то в этом роде – для меня главное понять, увлекает ли процесс, и насколько партий хватит этого удовольствия.

К чему я включил «капитана»? Да просто хотелось напомнить, что всегда, читая то или иное мнение, примеряйте объект суждения на себя (или на свою компанию). Я хоть и пытаюсь чуточку абстрагироваться от своего личного восприятия, но всё же выдать объективный вердикт мешает кучу факторов, закравшихся в подсознание. Взять, к примеру, хотя бы то, что за коллекционное издание пришлось выложить кругленькую сумму, и эту сумму хочется оправдать. Так что читайте тексты, смотрите видео и делайте выводы сами. Благо сейчас довольно оперативно всплывает достаточно обзоров, позволяющих прикинуть годность интересующего вас настольного продукта.

Что касается нашей партии на четверых, то она ожидаемо оказалась в разы интересней дуэли, у нас все остались довольны. Толкание на карте, необходимость оберегать свой производственный кусок, соседи по обе стороны, дающие бонусы за enlist, и в целом, ощущение насыщенной евро-стратегии при длительности партии примерно в 90 минут – всё это однозначно добавило позитивных эмоций.

Как было отмечено многими – игрушка на копание в собственном планшете. Две трети партии (а может и больше) тебе абсолютно по барабану, чем занимаются другие. Первостепенная задача – занять ключевые ресурсные участки, распределить по ним рабочих, а потом запустить движок, благодаря которому затем совершать максимально эффективные ходы (т.е. оба действия сразу).

Резонно и то, что Scythe – это не про войну. В очки конвертируются лишь два успешных сражения, а воевать чаще нет смысла. Если только вы не Saxony Empire, которые военными звёздами могут заменить любые другие. Обычно отряды прикрываются местными жителями, поэтому любая атака сопровождается не только тратой силы, но и потерей драгоценной популярности. Сопернику от поражения ни холодно, ни жарко, ведь уничтожить мехов тут нельзя, они просто телепортируются на домашнюю локацию.

Так что, если вы ждёте постоянных стычек а-ля Кемет, то вас постигнет разочарование. Мне, кстати, больше всего игра напомнила Hyperborea: почти всё внимание приковано к навороченным планшетам, вместо бонусных жетончиков руин карты контактов с крестьянами, важность центрального гекса, воистину «еврошные» цели.

Показалась ли мне увлекательной Scythe? Да! В основном, тремя моментами. Во-первых, планшетом действий, который по сути является настраиваемой панелью управления. Ковыряние в нём – это само по себе этакая мини-игра. Как избежать холостых ходов, какое действие удешевить кубиком технологии… короче, подумать есть над чем. К слову, полностью заскриптовать развитие не получится, так как планшеты отличаются разным сочетанием и стоимостью действий.

Во-вторых, приглянулась игра и довольно оригинальным подсчётом очков и характером гонки с выверенной концовкой. Интересная идея, что ценность подконтрольных гексов, выполненных целей и ресурсов зависит от уровня популярности фракции. Кстати, это не единственные источники монет, дополнительные ПО можно под шумок «фармить» с планшета, покупая их за ресурсы, предварительно оптимизировав их кубиками технологий.

Касаемо гонки, тут в первую очередь игра цепляет тем, что нужно прикидывать, на какой результат претендуют оппоненты, и планировать финальный бросок с захватом территорий и неожиданным выкладыванием сразу 2-3 звёзд, застав всех врасплох.

И, наконец, в-третьих, вселенная просто покорила. Можно даже сказать, что она сгладила собой механистичность возни с планшетом. Для меня было открытием, что антураж альтернативного мира ощущается не только благодаря классному оформлению и картам контактов, происходящее на поле тоже вносит приличный вклад. Взять, к примеру, возможность транспортировки ресурсов и местных жителей на мехах.

Если говорить о недостатках, то я бы подправил два момента. Хочется, чтобы карточки целей давали не только звезду, но и какую-нибудь плюшку в виде ресурсов/силы/популярности. Иначе они как-то выпадают из общего принципа, когда выполнение цели несёт в себе некий дополнительный положительный эффект (как, допустим, здания или рабочие). Люблю тайные задания, а тут зачастую выбор из двух карт не в пользу эффективной стратегии.

Ещё, как мне кажется, авторы переборщили с манёвренностью мехов. Способности роботов вкупе с порталами, коими усеяна вся карта, затрудняют отслеживание угрозы, особенно, при игре вчетвером-впятером. Как ты не стараешься обезопасить тылы, всё равно кто-нибудь неожиданно прилетит. В общем, на мой взгляд, достаточно свойств на форсирование рек и озёр.

Как-то так. Scythe я поставил 8/10. Играется бодро, радует глаз, заканчивается в нужный момент. Жду теперь дополнения с двумя новыми фракциями. Если бы Scythe была про уже изрядно поднадоевших орков-гоблинов, длилась 3+ часа, или упор тут делался на бои, то она ничем бы не выделялась. А так у игры есть своя изюминка, которая заключается в совокупности мелкий приятных нюансов. Благодаря им она придётся по вкусу любителям красивого евро на контроль территорий и мирного сосуществования. Кстати, цена у retail версии, если брать кулстафф с его 55$, вполне адекватная.

Да, чуть не забыл. Видел в блоге Юры Тапилина ужасные фотки расслоившихся планшетов и стёртых монет уже после первой партии, и недоумевал, как такое вышло. Видимо, какой-то брак или неправильное хранение/обращение. Stonemaier Games славятся отличнейшим качеством и дотошным вниманием к деталям, проверено на Viticulture и Euphoria. Чтобы не быть голословным, выкладываю фотографии своего картона и монет:

  1. godzilla15
    Август 30, 2016 в 05:07

    Вполне объективный и годный обзор, разборы полётов на отличном уровне. Не то, что у Юры…

    • Август 30, 2016 в 07:48

      Удивительно, но у Юры тоже самое;)
      Только Юре не понра, не его тип игр)))

      Хороший обзор, все по делу.

      • onza
        Сентябрь 2, 2016 в 09:02

        У Юры если игра не Генералы, то все не его тип.

  2. Август 30, 2016 в 07:55

    На двоих не пробовал, на 3-х, 4-х и 5-х играется великолепно. Я уже раньше в комментариях отписывался, что игра просто великолепна, но то было после всего 3-х сыгранных партий, теперь вот повторюсь после 7 партий: это таки шедевр! 🙂

    К слову, в последней партии впервые случилось то, ответ на что не давал мне покоя после нескольких первых партий: всегда ли победа — за положившим последнюю звезду?…

    Ответ: не всегда!

    Победа в партии давшей сей ответ досталась игроку выложившему всего (внимание!) 2 звезды! Причем игрок с 6-ью звездами пришел к финишу даже не вторым. Победитель сделал упор на медленное, но неуклонное поднятие уровня популярности, грамотно распределил рабочих на карте заблокировав оппонентам пути к наступлению (грозя тем потерей популярности при вынужденном отступлении рабочих), блестяще оформил контроль над территориями ближе к концу игры (в т.ч. стратегически своевременно заняв «фабрику» на своем последнем ходе) и умудрился собрать закрепляющее успех количество денег по ходу игры… При всем при этом, его победа стала сюрпризом для остальных игроков: никто не ожидал, что игрок с наименьшим количеством звезд сумеет вырвать победу! 🙂

    P.S. С компонентами там у кого-то какая-то аномалия, у меня после 7-ми партий никаких видимых изменений вообще.

    • Август 30, 2016 в 08:18

      В какие евро вы играли?

      • Август 30, 2016 в 10:47

        https://bit.ly/kionbgsp

        К чему вопрос?

        • SSS
          Август 30, 2016 в 12:03

          К тому, что вы в ЦА — ТМ, Эклипс, Кемет)))

      • Август 30, 2016 в 15:40

        О, значит, я тоже ЦА 🙂

        • SSS
          Август 30, 2016 в 15:46

          канеш, тебе не влом 90 минут копаться в своем планшете, изредка поглядывая на ситуацию на столе)

        • Август 31, 2016 в 16:59

          Не знаю как Scythe — пока не играл.
          Но раз ценители ТМ, Эклипс и Кемет — ЦА, то тогда вопрос: кто умудряется играть в эти самые ТМ, Эклипс, Кемет, копаясь в своих игровых планшетах изредка поглядывая на ситуацию на столе??? 🙂

        • Август 31, 2016 в 17:17

          Ну, видимо, Паша так играл. Вероятно, поэтому игры и не понравились ))

  3. Август 30, 2016 в 08:19

    А ты в ТТА играл ведь? Что больше нра?

    • Август 30, 2016 в 15:39

      Играл (и в старую, и в новую). ТТА нравится больше, но у неё совсем другая весовая категория.

  4. Август 30, 2016 в 10:27

    Как монетки, не воняют? 🙂 Я 100% беру когда начнётся кампания Краудов. Просто хочется и всё.
    Забавляет истерия некоторых товарищей на Тесере и везде, где только можно, лишь бы всем доказать, что игра пустышка и ничего из себя не представляет. Почему-то не могут смириться с тем, что кому-то она может очень нравиться несмотря на копание в своём огороде и отсутствие инновационных механик.

    • SSS
      Август 30, 2016 в 10:34

      Добрый день))))
      Речь идёт о взвешенном подходе к игре. И только.
      Я пока не видел ни одного отзыва, что пустышка и дерьмо

      • Август 30, 2016 в 10:39

        Доброе утро! Вот у Вовы взвешенный 🙂 Плюсы, минусы, личное мнение, но всё доброжелательно и без скрытой издёвки. Всё-таки окраска слов и выбираемые фразы немалое влияние оказывают, зачастую действуют сильнее значений самих слов 😉

        • SSS
          Август 30, 2016 в 12:02

          Ему понравилось, а Юре нет. Вот и вся разница;)

      • Август 30, 2016 в 12:23

        Ага, ну-ну 😉

    • Август 30, 2016 в 15:49

      Вот специально понюхал — не воняют, но металл чувствуется. Но не волнуйся, в обычной версии отличные картонные монеты, даже покрасивее. А Тесера… просто некоторые выбирают язвительный стиль повествования и вообще, любят наводить панику. Раньше задевало, теперь просто фильтрую такие «разоблачительные» статьи :Р

      • Август 30, 2016 в 20:52

        Монетки и многие прочие цели планируют сделать и в Русской кампании, я вот думаю брать или нет. Если не воняют, то может и возьму 🙂
        Я тоже стараюсь фильтровать, но некоторые больно настойчивы в своих разоблачениях :)))

        • SSS
          Август 30, 2016 в 21:00

          Не первый раз замечаю, что я вам мало симпатичен и хочется высказаться, но вечно что-то мешает. Вы не бойтесь, говорите прямо — SSS не разбирается в настолках и все такое;)
          А то все в третьем лице (хотя Юра написал ровно тоже самое) и какие-то недомолвки 😀

        • Август 30, 2016 в 21:21

          Хм, что-то вы придумываете. Никакой неприязни не испытываю ни к вам ни к кому-то другому на Тесере 🙂 Топилина как раз не люблю за заносчивость :)) И вроде вы не один игру изобличали, хотя ваш голос чаще и громче всех был слышен. Меня это не злит никак, просто забавляет, хотя, по-моему уже перебор, вплоть до того, что вконтакте на вопрос чем плохо название «Коса» вы снова стали про недостатки игры говорить 🙂 Ну и судить кто в чем разбирается тоже не собираюсь, главное, чтобы игры приносили удовольствие. Мир вам 🙂

        • SSS
          Август 30, 2016 в 21:26

          Вот и отлично)) Пис)

          PS в ВК получилось действительно смешно. Старость!

  5. Август 30, 2016 в 11:12

    Играли на прошлой неделе втроём. Илья и Алина второй раз, я — первый. Белый, жёлтый и красный. 72-74-27 🙂 Я не совсем понял, сколько надо платить за «сбор». Вообще игра оставила двоякое впечатление. Я сидел и думал порой о том, что какой бы обалденной «обычной» 4Х она могла была бы быть. А так — евро. Пока что (может, потому что так провалил первую игру, может, от несоответствия оформления и механики) себе в копилку не хочу. Может, после пары партий ещё подумаю.
    Но это, да, евро у себя на планшете. Они, действительно, очень функциональны и интересны. Есть интересные комбинации.

    • Август 30, 2016 в 15:56

      Нормально они тебя задавили :Р
      На самом деле, первая партия легко может быть провальной. Я, к примеру, тоже не сразу уловил, что нужно хапать территории, подумал, что основное — это цели.

  6. Август 31, 2016 в 17:41

    Ответ товарищам, которые считают, что Scythe это о:

    > 90 минут копаться в своем планшете, изредка поглядывая на ситуацию на столе

    Таких у нас в Scythe обычно жестоко наказывают 🙂

    Как уже много раз во многих местах было сказано, Scythe НЕ о конфликте в *первую очередь*, она скорее о «гонке вооружений» и «холодной войне», где все ориентированно скорее не столько на сам конфликт, сколько на предотвращение оного… Однако конфликтность здесь присутствует в очень даже порядочных количествах, *когда это целесообразно/оправдано*…

    Тоесть, если один из оппонентов уж совсем не уделяет внимания развитию своих военных мощностей (читай постройке мехов), при этом занимается исключительно возделыванием ресурсов, и даже не удосуживается грамотно распределить рабочих по карте (не забываем, что завладеть ресурсами в таких ситуациях проще простого — достаточно войти на земли оппонента, однако такое поведение — когда вы заставляете рабочих оппонента отступить уступая вам ресурсы — наказывается потерей популярности — игровой баланс здесь продуман просто великолепно!)…

    Так вот, если оппонент столь халатно относится к балансу своих военных и мирных ресурсов — его стоит наказать, что обычно и происходит (ну если, конечно, не совсем нубы за столом :)).

    У нас бывали партии, когда один из игроков увлекался «копанием в своем планшете, изредка поглядывая на ситуацию на столе»… Заканчивалось это последовательностью аттак на его земли/героя, разграблением им же собранных ресурсов и получением звезд за выыгранные битвы его оппонентами.

    С другой стороны, если все игроки грамотно держат баланс и развивают как военные так и мирные направления, такого не происходит и игра чаще протекает в более мирном русле (тоесть не более пары боев за всю игру, вместо десятка :)). Опять таки — гениально продуманный игровой баланс!

    В обоих случаях, однако, следить за происходящим на карте (т.е. за остальными игроками) в Scythe — жизненно необходимо!

    Так что, те кто считает что в Scythe можно «90 минут копаться в своем планшете, изредка поглядывая на ситуацию на столе» либо не играли в Scythe, либо пока не освоили ее стратегий, либо попросту не понимают как играть в по-настоящему сбалансированные стратегии (где каждое действие несет за собой определенные последствия) 🙂

    • Август 31, 2016 в 17:47

      Посмотрите обзор:
      «Как было отмечено многими – игрушка на копание в собственном планшете. Две трети партии (а может и больше) тебе абсолютно по барабану, чем занимаются другие. Первостепенная задача – занять ключевые ресурсные участки, распределить по ним рабочих, а потом запустить движок, благодаря которому затем совершать максимально эффективные ходы (т.е. оба действия сразу)»

      • Август 31, 2016 в 18:51

        Ну значит, это в том числе и автору обзора ответ 🙂 Мало, по всей видимости, партий им сыграно для понимания всей стратегической глубины Scythe 😛

        Впрочем, не поймите неправильно: если игроки *умышленно* играют в мирный сбор ресурсов и игнорируют военную составляющую и/или ситуацию на карте + действия других игроков, то игра будет обстоять именно так, как у автора в обзоре написано.

        Я лишь сказал, что при таком раскладе, если целью партии является именно победа, то желающий воспользоваться такой халатностью других игроков оппонент может с легкостью взять победу ударив по невнимательным игрокам в подходящий момент.

        • Сентябрь 1, 2016 в 09:24

          Автор просто не хотел писать очевидные вещи 🙂
          Понятно ведь, что в играх на контроль не бесконечного числа территорий, сбор ресурсов, гонкой за конкретными целями и возможностью прямой агрессии нужно смотреть, что делают другие. Просто в Scythe прямое взаимодействие не так ярко выражено и несёт характер именно сдерживания и хитрого финального рывка.

  7. Август 31, 2016 в 22:56

    >Если бы Scythe была про уже изрядно поднадоевших орков-гоблинов, длилась 3+ часа, или упор тут делался на бои, то она ничем бы не выделялась

    А я бы взял! Приличные игр про бои (не важно какого сеттинга) можно пересчитать на пальцах одной руки, и ещё останутся!

    Kemet, Nexus Ops, Cthulhu Wars, Blood Rage… ну ок, двух рук.

    • Сентябрь 1, 2016 в 00:26

      Да сколько можно 🙂 Вон тебе скоро Cry Havoc приедет. На Эссене Inis будет. Слишком много таких игр развелось уже.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s