Главная > Key to the City: London > Key to the City – London: цветные коннекторы

Key to the City – London: цветные коннекторы

Поиграли тут в Key to the City – London, новинку от Ричарда Бриза и Себастьяна Блисдейла, основанную на механиках их хитовой Keyflower, незаметно добравшейся аж до 29 места в топе BGG. Keyflower – одна из моих любимых евроигр, поэтому проигнорировать Лондон я просто не мог.

Первым делом разберёмся, насколько тесно между собой связаны Key to the City и Keyflower (все подробности по предшественнице в моём старом обзоре). Кстати, в правилах сравнению уделена целая табличка.

Поменялась тема – теперь вместо деревенек игроки развивают отдельные районы Лондона. Партия всё так же проходит в четыре раунда, только тут они называются не сезонами, а эрами.

Структура раунда и доступные действия остались прежними. В начале каждой эры в центр стола выкладывается определённый набор тайлов зданий и прочих известных мест Лондона. За эти тайлы и борются участники, делая ставки с помощью припрятанных за ширмами миплов (на старте каждому достаётся по 10 случайных). В финальном раунде вместо зимних тайлов, выбранных игроками, на рынок идут похожие по смыслу гексы, лежащие в открытую с самого начала партии.

Все действия выполняются по старинке – «посылом» цветных человечков. Помимо ставок их можно отправить поработать на тайлы, причём даже в соседние районы, принадлежащие соперникам, и даже на рынок. Правило цвета осталось, а вот что касается количества, то ограничения в 3 активации или 6 миплов больше нет. То есть использовать здания теперь можно хоть до посинения.

Как и в Keyflower, тут выгодней ходить в свой район и на гексы рынка с собственной выигрышной ставкой, так как рабочие, использованные для активации этих тайлов, потом снова вернутся за ширму, а не достанутся сопернику.

Теперь к кардинальным изменениям. Транспортировку вообще убрали, а вместе с ней упростили и апгрейды. Чтобы улучшить тайл, нужно просто послать на него мипла и потратить указанные ресурсы. Ресурсы же урезали до двух типов: коннекторы (цветные деревянных палки) и жетоны навыков.

Допустим, если в ячейке апгрейда нарисован квадратик с кирпичом и два синих коннектора, то для улучшения данного здания игроку необходимо иметь на тайле две палки синего цвета и скинуть соответствующий жетон. На тайлы коннекторы попадают при производстве: как только игрок получает коннектор, то он сразу же должен выложить его на ранее пристроенный гекс. Выходит, что первостепенная задача в игре – это эффективное выкладывание цветных брусков, дабы впоследствии совершить максимальное число улучшений, ведь за них даётся львиная доля победных очков.

Изменения претерпела и механика «подкрепления». За получение дополнительных миплов отвечает река (конечно же, Темза), состоящая из пяти тайлов. На каждом имеется мини-трек очерёдности хода, над которым указаны бонусные рабочие. С помощью действия Sail (безвозвратный пас) игрок передвигает свой кораблик на понравившуюся незанятую ячейку и тянет из мешка случайные фишки, которые тут же прячутся за ширму. За последнее место также полагается плюшка в виде предыдущего речного тайла.

Тайлы, как обычно, пристраиваются в конце раунда. Дорожек на них больше нет, поэтому прикладывать их можно, как угодно. Единственное ограничение – вода должна быть присоединена к воде.

Если говорить о свойствах зданий, то разных тут не так много. Производственные тайлы вырабатывают коннекторы и жетоны навыков. Никаких тебе миплов, тем более, зелёных. Со способами разжиться на победные очки дела обстоят получше. Это и ПО за улучшения (некоторые достопримечательности можно апгрейдить дважды, для наглядности поместив соответствующую объёмную фигурку); и за коннекторы определённых цветов, находящиеся на тайле; и за цепочки коннекторов одного цвета, и за разные наборы коннекторов/миплов/жетонов.

Вот такой он, Лондон. Делаем ставки, расширяемся в любых направлениях, да добываем цветные коннекторы и жетоны, чтобы совершить побольше апгрейдов. Ну и попутно готовимся к последнему раунду, собирая необходимые сеты для «очковых» гексов. В конце просто подсчитываем ПО за все тайлы.

Впечатления

Правила действительно стали намного проще и занимают всего пару страничек. Но стала ли игра от этого лучше?

Честно говоря, меня постигло разочарование по всем фронтам. В Лондоне нет ничего такого, что бы выгодно отличало её от предшественницы. По мне так, наоборот, из игры выпилили всё самое интересное и увлекательное, да ещё и оформили достаточно бледно. Выделить могу только объёмные фишки достопримечательностей и лаконичную механику подкрепления. А так, создаётся впечатление, что авторы просто хотели что-то выпустить к Эссену. А тут уже есть готовая механика, получившая более чем положительные отзывы.

Для меня первым тревожным звоночком стало то, что из игры убрали ограничения и транспортировку. Из-за этого от кризиса не осталось и следа. Казалось бы, игра должна была преобразиться в красивую ненапряжную семейку, но, на мой взгляд, она стала лишь сухим абстрактом на монотонное собирательство палок/жетонов и переворачивание гексов. Выезжает сей продукт только за счёт годных механик аукциона и активации, позаимствованных из Keyflower.

Ещё игра здорово просела в плане атмосферы строительства и развития. Такое чувство, что я не расширяю Лондон, а играю в паровозики, планируя сеть маршрутов и соединяя цветные вагоны, выполненные в виде деревянных брусков.

Простенькие здания на безликом фоне и буйство цветных палок тематичности тоже не добавляют. Не спасает и попытка обозвать коннекторы телефонными кабелями (чёрные), водопроводом (синие), канализацией (коричневые), электричеством (серые), газопроводом (жёлтые) и метро (красные). Да, жетоны – это строители, финансисты и архитекторы. Интересно, почему нельзя было нарисовать на них каких-нибудь забавных персонажей. Короче, всё тут очень условно и схематично, нет того прелестного и милого кейфлауэрского оформления с кучей забавных деталей. А всё потому, что игру оформляла не Джульет Бриз.

Довольно странное решение с органайзером. Конечно, прикольно, когда есть специальные ячейки для всех ресурсов, но тут они сделаны несоизмеримо глубокими. Компонентов каждого типа с гулькин нос, а органайзер на всю коробку. Вот и приходится «размазывать» миплов и тайлы в узком пространстве между перегородками и крышкой.

Мне лично не понравилось, что к концу партии можно с лёгкостью улучшить все здания, а делать после этого, в принципе, и нечего. Ещё это «костыльное» правило, когда в третьей эре тайлы выходят уже улучшенными. Плюс ужасно неудобное решение с коннекторами, которые постоянно нужно сдвигать или убирать.

Прикольная логистика превратилась в этакую пространственную головоломку на размещение цветных деревяшек. Тут меньше планирования за счёт случайного подкрепления, меньше интриги без тайных целей, меньше кризиса без транспортировки и ключевых тайлов с действием-улучшением.

С другой стороны, Лондон более дружелюбен к не-гикам. Все цели известны с самого начала, а добиться желаемого результата стало заметно легче, – знай себе шлёпай тайлы да коннекторы, не задумываясь ни о дорогах, ни об удалённости ресурсов.

Отмечу ещё один немаловажный момент – игра очень вяло проявила себя на двоих. Несмотря на корректировки по числу игроков, на рынке всё равно слишком много лотов. Кроме того, всегда выкладывается достаточно производственных зданий, так что втягиваться в войну ставок нет никакого смысла.

Поставлю скромные 6/10. Если вы поклонник Keyflower, то скорей всего будете разочарованы урезанием наиболее интересных моментов, таких как оптимальное размещение тайлов, перевозка ресурсов, вариативность в свойствах тайлов и т.д. И наоборот, если Keyflower показалась вам слишком серьёзной и выматывающей, то, в принципе, London может зайти, он гораздо снисходительнее к новичкам и спокойно прощает ошибки. А ещё тут есть отдельная брошюрка с описанием достопримечательностей Лондона. Но я бы всё же советовал Keyflower, да, она комплексней, но после пары партий вы обязательно втянитесь.

Реклама
  1. ForceWare
    Январь 30, 2017 в 00:01

    Спасибо за обзор! Очень кстати, раздумывал над покупкой. Сомнения разрешились, брать не буду)

    • Январь 30, 2017 в 10:18

      А Keyflower не пробовали? Очень хорошая.

      • ForceWare
        Январь 31, 2017 в 01:51

        Лежит, даже с допами) никак не доберемся до нее, хотя по отзывам понимаю, что стоит побыстрее до нее добраться. Поселенцы под руку первыми попали, но в них как-то со скрипом идет.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s