Главная > Feast for Odin > A Feast for Odin – эпичный пазл от Уве

A Feast for Odin – эпичный пазл от Уве

Впечатления после пробы монструозной A Feast for Odin, новинки от маэстро Уве Розенберга (Agricola, Caverna, Patchwork).

В Feast for Odin намешано столько всего, что статья вышла довольно сумбурной. Мне всегда проблематично упорядочить мысли, когда речь идёт о большой и комплексной настолке, так что заранее извиняйте.

Тут игра не просто большая, а огромная. Во всяком случае, если судить по коробке, которая даже выше, чем у Каверны. Хотя по весу она ей уступает. А всё потому, что половину внутреннего пространства занимают два пластиковых поддона с крышками, призванные помочь в хранении множества мелких тайлов.

В остальном набор вполне стандартный: гора картона в виде различных полей, тайлов и жетонов, деревянные фишки рабочих и ресурсов, да внушительная стопка карт.

Что касается темы, то после обычных крестьян и пещерных гномов автора потянуло на викингов. В Feast for Odin игрокам предлагается стать частью эпичной саги, в которой им придётся не только облагораживать собственные земли, но и исследовать новые территории, торговать и совершать рейды.

Звучит красиво, но не забываем, кто автор. Уве и здесь остался верен размещению рабочих и ковырянию в планшете, поэтому ждать атмосферного приключения не стоит. Хотя одна оригинальная особенность у игры всё-таки имеется, причём, эта особенность является ключевой механикой. Но обо всём по порядку.

Несмотря на обилие компонентов, подготовка к партии не слишком муторная. Разумеется, заслуга в этом пластиковых органайзеров, по которым после мучительного выдавливания придётся рассортировать тайлы товаров.

В центр стола помещается поле выбора действий, а рядом помимо поддонов выкладываются две колоды (оружия и занятий), тайлы зданий, новых земель, источников ресурсов, а также другие вспомогательные поля для лодок и специальных ценных товаров.

Каждому достаётся домашний планшет, фишки рабочих и стартовый набор, состоящий из тайла медовухи, трёх карт оружия и одной карты занятия.

Чтобы не запутаться в фазах (коих здесь аж 14 штук), пригодится памятка по структуре раунда и маркер, помогающий контролировать происходящее.

В принципе, и всё. Подготовка займёт от силы минут 10. На самом деле, гораздо больше возни по завершении партии, когда нужно всё разложить обратно по соответствующим ячейкам.

Перед тем, как пуститься в перипетии правил, замолвлю пару словечек об оформлении. Оно обычное. Ну, тот, кто знаком с Агриколой, Каверной и Fields of Arle, ничего нового для себя не отметит. Такие нейтральные функциональные картинки. Немножечко подогнана под тематику цветовая гамма – больше зелёного и синего, дабы передать дух морских приключений викингов.

Честно скажу, что когда я закончил читать правила и раскладывать всё это добро, меня немного переклинило. Во-первых, поле действий, куда следует посылать рабочих, содержит порядка 60 (!) уникальных локаций. Ты банально не понимаешь, с чего лучше начать.

Во-вторых, довольно сложно представить, как все эти действия и тайлы материализуются в победные очки. И, в-третьих, масла в огонь добавляет неожиданная ключевая механика заполнения планшетов тайлами товаров неправильной формы. Взрыв мозга какой-то!

Но тут главное не паниковать. Тогда изначальный шок быстро сменится любопытством, и везде начнёт прослеживаться логика.

Если отбросить всякие второстепенные административные фазы, такие как получение нового рабочего, сбор урожая, переворачивание тайлов земель и размещение на них монеток, смена первого игрока, обновление источников ресурсов и т.п., то останется лишь выбор и выполнение действий, получение дохода/бонусов, рождение скотинки и кормёжка своих подопечных.

Действий на поле тоже, на самом деле, по-настоящему разных штук десять. По горизонтали они сгруппированы по типам, а по вертикали – по силе и числу рабочих, требуемых для их активации. Итак, куда можно послать своих трудяг.

Строительство зданий и кораблей. Сбрасываем указанное число дерева и/или камня и берём соответствующий тайл.

Охота. Бросаем кубик (есть три попытки) и пытаемся снизить результат до нуля деревом, картами оружия и рыбацкими лодками с рудой. В случае успеха получаем указанные товары, в случае неудачи – компенсацию в виде фишки дерева, карты оружия и даже возможности вернуть рабочего с поля.

Получение скотинки. Платим указанное число монет и берём себе либо овцу, либо корову. Как и полагается, в определённую фазу две животинки одного типа плодятся. Только тут один раунд ещё тратится на беременность.

Получение товаров. Просто берём указанные тайлы. Для молока и шерсти потребуется наличие домашнего скота.

Работа в мастерской. С помощью этих действий одни товары или ресурсы обмениваем на другие, более ценные.

Добыча ресурсов. Берём указанное число ресурсов с так называемых горных полосок. Ресурсы снимаются по порядку, слева направо.

Улучшение товаров. Превращаем товары в более ценные согласно цветовой градации. Самые дешёвые оранжевые, потом идут красные, за ними зелёные и синие. Улучшаемый и новый товар должны быть одной и той же формы и одинакового размера. Допустим, двойной апгрейд позволит мне сделать из рыбы столовые приборы.

Торговля. За монеты покупаем специальные серые тайлы товаров. Для этого потребуется торговое судно.

Набеги и грабежи. Похоже на охоту, только тут, наоборот, нужно накинуть, как можно больше. Тоже три попытки, а значение повышается камнем, карточками мечей и рудой, которая хранится на корабле (без кораблей нападать нельзя). Полученный результат тратим на синий или серый тайл.

Исследование. Имея в наличии указанный корабль, берём себе дополнительное поле для застройки.

Карты. Некоторые действия позволяют тянуть карты оружия и занятий. Последние можно также разыгрывать, выкладывая перед собой.

Эмиграция. Специальное действие, которое позволяет перевернуть корабль на сторону с более вкусными очками и положить его на место пира, тем самым снизив количество требуемой провизии во время кормёжки рабочих.

Как видно, практически все действия так или иначе связаны с получением тайлов товаров и дополнительных полей, куда их можно пристроить. В принципе, в этом и суть игры.

Продолжая тему действий. Большой выбор различных мест для посыла рабочих – это, безусловно, супер, но не страдает ли от этого конкуренция? Конечно, свобода чувствуется. Всё упирается в то, сколько ты готов потратить ресурсов и рабочих, чтобы получить желанный товар. Но забавно, что даже в дуэльных партиях у нас нередко были ситуации, когда мы боролись за одни и те же места. В общем, таких жёстких блокировок, как в Агриколе тут нет, но насолить соперникам можно.

Здорово то, что при такой хитрой градации выбор всегда интересный и заставляет почесать репу. Нужно постоянно взвешивать, какое из действий лучше всего вписывается в текущую ситуацию. Более того, планировать приходится не только действия, но и группы рабочих. Кто из них пойдёт на мелкую халтурку, а кто на большое и, быть может, рискованное дело. А если ещё учесть, что выставляя сразу три фишки, можно бонусом вытянуть карту занятия, а четыре – её сыграть, то пищи для размышлений становится ещё больше.

Короче, мы набрали различных товаров. Что с ними делать? Во-первых, постепенно закладывать домашний планшет. На нём находится диагональ дохода, клетки с бонусами и куча минусов. Чтобы получать монетки, следует полностью застроить квадрат под желаемой цифрой. Чтобы разжиться на бонус в виде ресурса или товара, нужно со всех сторон обложить данную клетку. Ну и, чтобы избавиться от негативных очков, нужно просто закрыть их товарами.

Кажется просто? Тогда нате вам ограничений. На домашний планшет можно выкладывать только зелёные, синие и серые тайлы (причём, синие и серые могут соприкасаться как угодно, а зелёные только по диагонали). Дырки разрешается латать монетками и кубиками руды.

Избавились от минусов – теперь можно и очков подзаработать. Начать можно с простого: монет, овец, коров, карточек занятий, кораблей и эмиграции. Потом можно перейти к более замысловатому способу – зданиям.

Минусы на зданиях закладываются не только тайлами (кстати, тут в ход идут и красные, и жёлтые), но и ресурсами, а сами здания помимо очков приносят ещё и товары. Но самое рискованное вложение – это поле новой территории, где тоже достаточно негативных очков. Выгода такого поля в том, что кроме добычи ресурсов и товаров тут легко повысить доход (меньшая площадь квадратов). А уровень дохода в конце тоже прибавляется к финальному результату. Да, забыл сказать, что партия длится семь раундов (есть короткий вариант на шесть).

Игрушка специфическая, но, чёрт побери, меня она зацепила. Две партии за плечами, а я не перестаю думать о возможных стратегиях. Хочется попробовать и то, и это, увидеть новые карточки занятий.

Конечно, основная механика складывания пазла на любителя. Она до жути абстрактна. Да и сам процесс сводится к получению тайликов, требуемых для скорейшей застройки полей и зданий. Так что, если такая замудренная вариация тетриса вам не по душе, то можно смело проходить мимо.

Выкладывание одежды, драгоценностей и столовых приборов на лужайку выглядит действительно нелепо, но если абстрагироваться от этих нюансов, то можно разглядеть за ними оригинальную и увлекательную игру, которая объединила в себе кое-что из Агриколы (карты занятий), Fields of Arle (поле с кучей действий) и Patchwork (складывание пазла).

Недостаток атмосферы для меня с лихвой компенсируется тем, как прикольно автор обыграл получение тайлов и насколько забавно внедрил весь этот «пэтчинг» в отдельные элементы игры. Азартная охота и грабежи, захват новых земель, добыча ресурсов, улучшения, эмиграция, кормёжка рабочих закладыванием стола тайлами еды… Это ж какую фантазию надо иметь.

Сперва игра идёт со скрипом. Первый раунд или два не приносят осязаемых результатов, но постепенно с ростом числа рабочих и формирования снежного кома бонусов, развитие идёт по нарастающей. Так что не пугайтесь: не выйдет хорошо застроиться сразу, получится к 3-4 партии.

Если все действия на виду, то как же дела обстоят с реиграбельностью? Для начала стоит отметить, что только на пробу и комбинирование стратегий уйдёт партий 10-15. А потом уже за вариативность будут отвечать карточки занятий, коих тут почти 200 штук. Для постепенного введения они по традиции поделены на три стопки A, B и C.

Некоторые карты обладают одноразовым эффектом, другие постоянным, третьи дают плюшки при выполнении определённых условий. Все занятия уникальны, большинство очень ситуативны, но, в целом, бесполезных практически нет.

По опыту 25 партий в Агриколу могу сказать, что карты занятий в Feast for Odin отнюдь не такие мощные и необходимые. По большому счёту, их можно вообще проигнорировать. С другой стороны, если подпитать ими выбранную стратегию и наиболее часто используемые действия, то выгода будет ощутимой.

Ну и напоследок ещё несколько наблюдений.

Несмотря на отсутствие масштабируемости по числу игроков, на двоих Feast for Odin играется отлично. Что приятно, уложиться можно в полтора часа. Это при условии, если никто не AP-шничает при выкладывании тайлов.

Работать на «лекарства», то есть на возможность прокормить своих рабочих, не придётся. Каждые два раунда тут на халяву выдают еду, которой, в принципе, хватает на всю партию. Кроме того, игра радует другими мелкими бонусами в виде бесплатного дополнительного рабочего в начале каждого раунда и карты оружия.

Правила написаны просто замечательно. К ним ещё идёт брошюрка с разбором каждой карты и отдельный альманах, поясняющий, с чем связан и чем обоснован тот или иной элемент игры.

Из недостатков я бы отметил случайный приход карт занятий. Хорошая комбинация даёт небольшое, но всё же преимущество.

Пока крепкая 8/10. Типичный, но в то же время, такой необычный Уве.

Реклама
  1. Владислав
    Февраль 3, 2017 в 05:28

    Ждал ваш обзор этой игры) теперь точно буду брать!) Спасибо!

  2. wat!?
    Февраль 3, 2017 в 06:51

    выглядит уж очень монструозно

    • Февраль 3, 2017 в 10:23

      Не то слово :Р
      Но если сравнивать с Агриколой и Каверной, то места столько же занимает. Зато тут быстрей подготовка, и не надо каждый раунд следить за пополнением действий ресурсами (только заполнить одну «горную» полоску).

  3. Tikoshka
    Февраль 3, 2017 в 10:18

    Прочитала с легким сердцем: слишком навороченно и абстрактно — мне такое не пригодится :))

    • Февраль 3, 2017 в 10:26

      Дааа, такой мега-абстракт получился. Если основная механика не манит, то можно смело проигнорировать. Особенно, если есть Каверна, которая радует.

  4. Февраль 3, 2017 в 13:20

    А у меня вот наоборот глаза загорелись :))
    Как же вкусно выглядит!
    Очень нравятся Агрикола, Каверна, Гавр, Лоянг, а Ора так вообще мой любимчик. Казалось бы практически все игры от Уве перепробовал, но нет всё же может опять удивить и заинтересовать.
    Спасибо за обзор!

    • Февраль 4, 2017 в 00:53

      Думаю, тебе уж точно понравится 😉

  5. WindUpBird
    Февраль 4, 2017 в 05:39

    «Выкладывание одежды, драгоценностей и столовых приборов на лужайку выглядит действительно нелепо, но если абстрагироваться от этих нюансов, то можно разглядеть за ними оригинальную и увлекательную игру»
    Так это же мини-игра, которая есть в любой RPG — разложи весь лут в инвентаре)))

    Спасибо за обзор!)

  6. Февраль 4, 2017 в 06:15

    Спасибо за обзор, вас приятно читать. Особенно радует нормальная, не полярная, оценка игр.
    Игра выглядит ярко и очень «еврово», но брать её я, конечно, не буду))

    • Февраль 5, 2017 в 00:36

      Спасибо на добром слове! Действительно стараюсь более-менее объективно рассмотреть игру, т.к. сам не люблю статьи типа «мне не нравится, поэтому игра г…о» 🙂

  7. ForceWare
    Февраль 4, 2017 в 16:40

    Не пошел как-то у нас Розенберг в семье. Да — красиво, да — тема симпатичная (странно, что не очередной огород с викингами). Коробка просто огромная, а места и так нет. Большая мешанина. Брать не буду, но почитать всегда интересно. Спасибо за обзор!

  8. Февраль 4, 2017 в 18:07

    Спасибо Володя! Буду со своими с нетерпением ждать русской версии от МХ в этом году. Что детворе, что мне с женой Уве заходит просто на ура. У старшей дочки сейчас любимые это — у ворот лояна и агрикола. Оба старших во главе с Егором во всю сейчас штудируют правила Каверны ))) Папа в кои то века никому ничего не будет объяснять в этот раз, а окажется сам благодарным слушателем правил 😉

    • Февраль 4, 2017 в 21:35

      Не знал, что вы такие фанаты Уве!
      А я в своё время наигрался в Агриколу на планшете (вживую Катя забраковала), ещё недавно друзья разжились на Каверну (сыграл с ними пока только один раз — понравилось), а себе, наверное, оставлю тогда Одина 🙂

      А локализация это хорошо, но там столько тайлов, боязно за МХ :Р

      • Февраль 4, 2017 в 22:54

        Это да, очень боязно за МХ, часто это рулетка. 😉 Но что то чутьё говорит что по качеству будет не хуже новой Агриколы.
        Кстати в Агриколу мы года 1,5-2 назад как раз начинали играть на планшете. Как только я объяснил правила детям старшим и Оле, планшет от меня убежал недели на две. ))) Сейчас по-моему там у меня к 300 партиям дело подходит, у старших по 150 примерно.
        В общем после этого раскладывать в живую Агриколу было муторно только первый раз, потом играли в живую много и быстро.
        Вот какую игру не могу с Егором решиться начать играть в живую — это Эклипс ))) на планшете у нас с ним партий 100+, а в живую не смотря на наличие базы+первого допа — все ещё не решаемся )))

        • Февраль 5, 2017 в 00:30

          Сотни партий на планшете в такие большие игры — монстры! Я на Агриколе и Асеншене сдулся, не могу в электронном виде играть, не то.
          Касаемо Эклипса, там же кубыы, в реале бросать гораздо круче, да и ничего там сложного и долгого в подготовке нет 🙂

        • ForceWare
          Февраль 5, 2017 в 10:02

          Вдвоем в Эклипс? Брр.

        • Февраль 6, 2017 в 11:42

          Мы иногда играем!
          Конечно, не то, но когда игра прям очень-очень нравится, то и вдвоём хочется иногда разложить 🙂

        • ForceWare
          Февраль 6, 2017 в 12:30

          Наверное кому как) я даже серп брать не стал. Подожду, плсмотрю, может какие интересные хоумрулы для двоих на бгг придумают, тогда подумаю. Об эклипсе давно мечтаю, но судьба только на экране поиграть, а то получается каждый в своей песочнице, весь смысл теряется.

        • Февраль 6, 2017 в 16:00

          В Эклипсе в допах появляются злые нейтралы, с ними на двоих гораздо веселей играть. Но, в принципе, да, получается песочница с нейтралами :Р

        • ForceWare
          Февраль 6, 2017 в 20:47

          Злые нейтралы здорово, так и на соло перейти можно)) в моем скромном видении Эклипс, как и Игра престолов, это игры больших компаний) я себе на двоих взял Space Empires, конечно не Эклипс, но как читал вполне достойная игра про космос.

  9. Февраль 5, 2017 в 09:25

    Я много (ну и мои соответственно) могу играть в электронные версии только в основном от Playdeck. Вот не так давно разбирали, к примеру, дуэльку по агриколе — all creatures от Digidiced. Потыкали пару партий с Егором и поняли, что дизайн электронный слишком аляповатый и без души и лучше живую версию нам поскорей отыскать себе. Электронные игры в основном используются у нас для удобных (зачастую) tutorial-ов. Видишь человек засыпать начал от объясняемых ему правил в живую — дал ему потыкать планшетик, и минут через 15 взгляд его становится живым и заинтересованным, уже в принципе готов играть в живую )))) Коллекция на планшете под ios, у нас скоро минует отметку 100. Но игры которые играются больше 5-10 раз там у нас можно на пальцах двух рук пересчитать 😉
    Day of wonders еще в плане электронного дизайна игр просто красавчики.

  10. _ГрАнд_
    Февраль 5, 2017 в 15:40

    Даже страшно становится, что выдаст Уве в следующий раз. 🙂

    • Февраль 6, 2017 в 11:43

      Судя по тенденции, следующая будет эпик-смесь Каверна+Один :Р

  11. Февраль 5, 2017 в 20:41

    Это какой-то адский ад

  12. ForceWare
    Февраль 12, 2017 в 13:46

    Я бы и про эту послушал после нескольких партий. Некоторые пишут, что длительность партий несколько убивает интерес.

    • Февраль 13, 2017 в 01:03

      По длительности игра даже короче, чем Каверна, к примеру. По обилию доступных путей развития игры похожи. Поэтому даже при партии в 2-3 часа интерес абсолютно не пропадает. Другое дело, нравится ли основная механика. Есть, правда, один момент, который нужно проверить. Если в Агриколе/Каверне для получение желаемого результата производится цепочка действий, то тут некоторые, скажем так, товары можно получать сразу. Т.е. из раунда в раунд можно делать одно и то же и зарабатывать тем самым приличные очки. Насколько эти стратегии жизнеспособны, покажет время.

  13. Апрель 2, 2017 в 15:04

    Спасибо за обзор, было интересно ознакомиться с геймдизайнерскими находками Уве! (да, я слоупок, сразу не прочитал, потом отвлекся и забыл)

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s