Главная > Fields of Arle > Fields of Arle – эпичная сельскохозяйственная дуэль

Fields of Arle – эпичная сельскохозяйственная дуэль

Поиграл давеча в Fields of Arle – комплексное евро на размещение рабочих со стандартной для маэстро Уве тематикой развития собственных сельхозугодий, предназначенное строго для двоих.

В Fields of Arle игроки занимаются благоустройством участков, расположенных в одноимённой маленькой немецкой деревушке. Регион заболоченный, поэтому помимо привычного разведения скота и вспашки полей крестьянам придётся потратить немало сил на облагораживание местности: осушать места под строительство вспомогательных зданий, выкапывать торф, сооружать насыпи.

Партия длится 9 раундов, во время которых чередуются два сезона – летний и зимний. Каждый сезон предлагает немного отличный спектр доступных действий. Вариантов уйма, и поначалу глаза просто разбегаются. Правда, после Feast for Odin, где действий аж 60, меня таким обилием уже не напугаешь. Конечно, одна-две партии уйдут на прощупывание эффективных стратегий и понимание важности того или иного аспекта развития, но у того, кто не понаслышке знаком с евроиграми, проблем с освоением Арле возникнуть не должно.

В распоряжении каждого игрока 4 фишки рабочих и аж два планшета: на одном расположился участок под застройку и треки с ресурсами, на другом – место для повозок, а также карта соседних деревушек с условиями торговли.

Изначально на участке лишь пара полей, немного торфа, да хлев с лошадью. Причём, эти скромные владения с одной стороны окружены непроходимыми болотами, а с другой затоплены водой. Как я уже говорил, «отодвинуть» приливы позволят насыпи, а чтобы заполучить новые участки, болота сперва придётся осушить, а затем выкопать оттуда весь торф.

Раунд проходит следующим образом. Игроки по очереди выставляют на центральное поле всех своих подопечных и выполняют соответствующие действия. В «летнем» раунде можно выбирать только из левой части поля, а в «зимнем» – из правой. Но есть одно исключение: игрок вправе «залезть» одной из своих фишек в другой сезон, правда, в этом случае он дарит сопернику возможность ходить первым в следующем раунде.

Подробно действия я расписывал в своей старой превьюшке, поэтому, если интересно, можете почитать там. Здесь просто перечислю доступные варианты, чтобы было некое представление о том, чем вам предстоит заниматься в игре.

Итак, выставив на поле работягу, игрок может: получить еду, овцу, корову или лошадь; нарубить дерева или накопать глины; преобразовать шерсть, лён и кожу в соответствующую ткань; осушить болото и собрать торф; передвинуть полоску насыпи; засеять поля пшеницей или льном; посадить лес, чтобы получать халявное дерево; построить или улучшить (перевернуть) здание; смастерить плуг, тележку или повозку.

В принципе, зимой и летом многие действия частично повторяются, отличаясь платой, выгодой или дополнительным бонусом. Зачастую локация с действием предлагает сразу несколько плюшек или выбор.

Зачем рядом с действиями треки? Это первый оригинальный момент в Арле. С помощью этих треков игроки могут повышать эффективность того или иного занятия. Маркеры двигаются с помощью специального действия «Мастер». Прокачка позволит, к примеру, добывать больше дерева или быстрей выкапывать торф.

Вторая любопытная идея – это повозки. С их помощью можно совершать некоторые действия, не тратя рабочих. Во-первых, улучшать ресурсы. Положив, к примеру, дерево, игрок получит древесину, а разместив глину и скинув кубики торфа – кирпичи. Плата за такие магические превращения – время (и, конечно, ресурсы, потраченные на сооружение повозок). Дело в том, что забрать улучшенные товары игрок сможет лишь в конце раунда. Таким нехитрым способом из льна получаем готовые рубашки, а из кожи – обувь и жилетку. За продвинутые товары можно выручить немало победных очков.

Второй способ применения повозок – это путешествия в соседние деревни. Кладём желаемый тайл направления на повозку, скидываем то, чем готовы поторговать, а взамен получаем еду. В конце раунда тайл переворачиваем и кладём на специальный трек, обозначающий пройденный путь. За путешествия тоже даются ПО, но достаточно скромные. Основная функция торговли всё же — это получение еды, которая уходит на кормёжку семьи и постройку крутых зданий на «большие» очки.

Стоит отметить, что повозки отличаются вместимостью (разделены на клетки под размер жетонов товаров и направлений). К примеру, с помощью маленьких тележек за раунд вам удастся привезти лишь пару кирпичей.

После размещения рабочих и плюшек с повозок наступает фаза содержания. Зимой она начинается с рождения животных (в каждом хлеву с двумя животными одного типа рождается по одному детёнышу) и стрижки овец. Затем следует скинуть 3 еды, чтобы прокормить семейство. Да, зимой ещё необходимо потратить два торф или дерево для отопления жилища. Летом в эту фазу коровы дают молоко, на полях созревает урожай (пшеница и лён), а с тайлов леса собираются деревяшки.

По завершении 9-го раунда происходит подсчёт очков. Игроки просто суммируют все видимые в звёздочках цифры (на зданиях, треках, товарах и т.д.) и отнимают штрафы за необработанные участки. Дополнительные и достаточно своеобразные расчёты придётся провести только по животным. Допустим, в конце у меня 4 лошади, 3 коровы и 2 овцы. За животных, которых у меня меньше всего, я получу по 2 ПО (это 4 ПО за 2 овец), за следующих – по 1 ПО (3 ПО за 3 коровы), а за самых многочисленных я… не получу ничего. Это сделано специально, чтобы игрок развивался более или менее равномерно.

Впечатления

Fields of Arle стала своеобразным робким экспериментом Уве, позволившим автору впоследствии повысить сложность своих творений. Положительные отзывы, оценка в 8.2 балла и 53-е место в общем зачёте BGG показали, что игроки готовы к подобным хардкорным «песочницам».

Более того, свежая Feast for Odin наглядно подтвердила, что можно не ограничиваться двумя игроками. Поэтому не удивительно, что к Арле автор уже анонсировал дополнение, позволяющее соревноваться втроём. Думаю, что опасаться даунтайма не стоит, ведь игроки не распределяют всех своих рабочих сразу, а расставляют их по одному. Тут переживать нужно только по поводу места на столе.

Fields of Arle – действительно отличная штука для поклонников Уве. Для тех же, кто прохладно относится к автору, игра покажется «теми же яйцами» на круговорот ресурсов и разведение скотинки.

Если после выхода Каверны стоило посомневаться, брать или не брать ещё одну здоровенную коробку, имея на руках Агриколу, то тут сомнений быть не должно – если фанатеете от процесса и часто играете вдвоём, то вложение себя оправдает. Даже вобрав в себя многие элементы из предшественниц, Арле на их фоне выглядит самобытно. Из оригинальных моментов можно выделить сезонность, волшебные повозки и прокачку умений.

Но нужно понимать, что упор тут делается не на жёсткую конкуренцию за действия и их блокировку, а на эффективность выбранных путей развития и правильное комбинирование основных и вспомогательных стратегий.

Насчёт атмосферы, думаю, вопросов нет. Всё-таки это не Feast for Odin со своим абстрактным тетрисом. Тут всё обыграно не только детально, но и логично, да ещё и с поправкой на специфику региона. Выращивание пшеницы, льна и добыча дерева; разведение овец, коров и лошадей; строительство мастерских и повозок; пошив одежды и обуви; торговля с соседними деревушками; а также уже упомянутое расширение своих владений за счёт осушения болот – всё это достаточно подробно передаёт деревенский быт и позволяет погрузиться в рабочие будни крестьянских семей в Арле.

Штрафы и кормёжка не напрягают. Минус-очков не так много, и почти все они нейтрализуются выкапыванием торфа. Обеспечить семью хлебом тоже не проблема, особенно учитывая возможность обмена практически любых ресурсов и товаров на еду посредством путешествий. В общем, всё сделано так, чтобы ты сел и начал творить, не отвлекаясь на мелочи.

По сравнению с другими играми автора возня с жетончиками и фишками практически не чувствуется. Почти все ресурсы обозначаются на треках, докладывать каждый раунд тоже ничего не надо.

Мне нравятся игры Уве, они такие мирные, созидательные и почти медитативные. Fields of Arle радует своей глубиной и интересным выбором. Возможных стратегий и экспериментов с их сочетаниями тут с лихвой хватит на десяток-другой партий. Чуточку вариативности добавят и случайные здания.

Здорово, когда постепенно перед тобой вырисовывается наглядный результат скрупулёзных расчётов и всех этих манипуляций с ресурсами. По окончании партии ты понимаешь, что все эти умственные потуги были не зря, они отразились не только в блокноте победных очков, но и на персональных планшетах. Вот тут пасутся коровушки и овечки, тут лесной бор и пшеничные поля, тут склад, забитый одеждой и ботинками.

Не знаю, что ещё добавить. Придраться особо не к чему. Даже про оформление ничего не хочется говорить, ибо каких-то особых художественных изысков от игр Уве уже не ждёшь.

Что ж, оставшись верным себе в механиках и основных идеях, автор в очередной раз выдал качественный и проработанный сельскохозяйственный симулятор, только теперь для двух опытных еврофилов, которых не испугает обилие возможностей и двухчасовые партии. 8/10.

Реклама
  1. Yury Yamshchikov
    Август 8, 2017 в 09:29

    Спасибо за обзор, звучит интересно, как раз для семейных посиделок с супругой, а то обычные дуэльки обычно сильно агрессивны.

    • Август 8, 2017 в 11:57

      Если под семейными посиделками подразумевается евро-хардкор на 2+ часа, то рекомендую 🙂
      Нагадить оппоненту тут действительно проблематично, действий очень много и они зачастую дублируются.
      Сидишь себе спокойненько ковыряешься — романтика!

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s