Главная > Azul > Azul — мастера плиточной кладки

Azul — мастера плиточной кладки

Всё-таки на выставке Spiel 2017 прослеживалась некая тенденция — это круто оформленные абстракты. Об одном из них, Azul, мы сегодня и поговорим.

Покупал Azul я для Кати, так как она очень любит красивые компоненты и более снисходительна к абстрактным играм. А тут ещё и автор достаточно известный (Michael Kiesling), то есть откровенного провала быть не должно.

Всегда забавно проследить за предысторией и условностями, с помощью которых издатель и дизайнер пытаются прикрутить тему к абсолютно сухой игре. Если вы думаете, что в Azul нужно просто драфтить цветные фишки и наиболее эффективно размещать их на своём планшете, то глубоко ошибаетесь — по приказу короля Португалии Мануэла I, впечатлившегося замком Альгамбра, вам предстоит выкладывать стены в его дворце узорчатой плиткой. Во как!

Звучит, конечно, интригующе, но сами понимаете, что всё это притянуто за уши. Хотя мне лично очень понравился нюанс с так называемым полом — зоной с негативными очками, куда выкладываются фишки, которые никуда не подходят. Мол, пытался пристроить плитку, но руки-то кривые, она упала, разбилась — вот тебе и штраф!

Не буду в очередной раз петь дифирамбы оформлению, а просто скажу, что качество исполнения фишек безупречное. Никаких тебе заусенцев, сколов и т.п. Фишки приятно теребить в руках, их удобно брать и двигать по планшету. Создаётся впечатление, что перед тобой не пластик, а увесистые камешки.

Правда, когда я впервые высыпал фишки на стол, то подумал, что у меня брак — на красные и синие забыли нанести узор. Оказалось, что всё так и задумано. Но вот поначалу это как-то бросилось в глаза и пару раундов даже смущало.

Отрадно, что такую красоту упаковали тоже соответствующим образом: в стильную коробку с органайзером и в яркие мешочки. В органайзере даже нашлось место для круглых тайлов витрин и жетончика первого игрока. Правда, если включить зануду, то можно поворчать по поводу маркеров победных очков — для них не только нет специальной ячейки, они ещё и представлены скучными чёрными кубиками. Я их сразу же заменил на цветные прозрачные стекляшки.

Да, не забудьте сразу всех предупредить, что круглые тайлы – это тоже игровые компоненты. А то потом ненадолго отвлечётесь и обнаружите на них стаканы или кружки.

Правила у Azul предельно лаконичные. Каждому достаётся планшет и маркер очков, после чего в зависимости от количества участников по кругу выкладываются тайлы витрин. Далее на каждую витрину помещается по 4 плитки, которые случайно вытаскиваются из мешка.

В свой ход у игрока всего два варианта: либо взять все фишки одного цвета с одной из витрин, а остальные переместить в центр; либо забрать фишки из центра.

Кто первым позарился на центр, тот получает ещё и жетон первого игрока. Только в отличие от фишек, которые необходимо разместить в одном из рядов на так называемом складе, жетон первого игрока сразу идёт в зону штрафов.

Как только все тайлы разобраны, раунд заканчивается, и начисляются очки. Из полностью закрытых складов, начиная с верхнего, игроки переносят по одной плитке на «стену», расположенную в правой части планшета. Остальное сбрасывается, а незаконченные ряды остаются до следующего раунда, в начале которого витрины снова заполняются плиткой.

Начисление очков — самый хитрый и ключевой момент в игре. Как только игрок перемещает фишку в зону стены, то она тут же приносит очки — по одному за каждую плитку в непрерывном ряду и колонке, частью которой становится эта фишка. Например, одинокая плитка даёт просто 1 ПО, а плитка, пристроенная к двум другим в одном ряду — 3ПО. Как вы уже догадались, если изловчиться, то максимально за одну «облицовку» можно заработать 10 ПО (5 за ряд и 5 за колонку).

Партия заканчивается, как только кто-либо полностью закроет хотя бы один ряд. Раунд доигрывается до конца, после чего раздаются бонусы: 2 ПО за каждый заполненный ряд, 7 ПО за колонку и 10 ПО за полный набор одного цвета (5 фишек).

В правилах есть ещё альтернативный вариант стены, где задействована обратная сторона планшета с возможностью произвольно размещать плитки, но всё так же подчиняясь правилу «по одной каждого типа в ряду и колонке».

Первые впечатления от Azul у меня были противоречивыми. Мы играли вчетвером, и из-за большого числа витрин я не прочувствовал ни сложности выбора, ни кризиса. Всем всего хватало, и клетки мы заполняли как-то спокойно, получая максимум 1-2 очка штрафа.

Но отточив мастерство и поиграв дуэльно, я понял, что Azul не так прост, как кажется. Игра раскрылась и в плане тактических решений, и по части взаимодействия. С опытом начинаешь следить за вышедшими фишками и тем, что собирают соперники, а ближе к концу раунда легко просчитываешь оптимальные ходы. Причём, иногда эти ходы могут быть очень злыми. Допустим, ты можешь специально взять ненужный тебе цвет только ради того, чтобы оппоненту досталось куча негативных очков.

Ещё со временем приходит понимание того, что надо реально оценивать шансы заполнения нижних складов с четырьмя-пятью плитками, ведь их блокировка связывает руки.

Ну и разумеется, кучность заполнения тоже «прокачивается», и с каждой новой партией количество набранных очков возрастает. Иногда под шумок даже получается провернуть комбо: самому накидать в центр нужное количество плиток и затем их оттуда утащить.

Azul действительно не только красивая, но и увлекательная игрушка, где ты чувствуешь удовлетворение от процесса, от своих верных решений и удачных ходов. По ощущениям она мне напомнила другую не менее абстрактную головоломку — Patchwork. Там тоже всё вроде бы легко и непринуждённо, но перед игроком постоянно возникают дилеммы, и есть способы «подрезать» оппонента.

К плюсам Azul можно отнести и быстрые партии. На двоих это примерно минут 15-20, а на троих-четверых около получаса. Если, конечно, кто-то не захочет просчитывать варианты сразу же после заполнения витрин.

Отдельно хочется упомянуть мини-дополнение с джокерами. Джокеры заменяют по два тайла каждого цвета (или по одному в дуэльке). Свойство следует из названия — вместе с ними можно взять любой другой цвет. Мы без джокеров теперь не играем. Во-первых, они очень здорово выглядят, а во-вторых, способствуют более быстрому старту и предлагают ещё больше возможностей при драфте.

Эх, редкий абстракт оседает у нас на полках, но Azul, похоже, задержится там надолго. Игра не только очень понравилась Кате, но и смогла «зацепить» меня, человека, не жалующего подобный жанр. Поставил 8/10, играли всю прошлую неделю и хочется ещё.

Реклама
  1. WindUpBird
    Ноябрь 14, 2017 в 06:09

    Отличный обзор. Я даже правила понял в этот раз,в отличие от Нории😅
    Поди локализует кто-нибудь, было бы круто.

    • Ноябрь 14, 2017 в 13:40

      Думаю, что локализуют. Сейчас всё более-менее годное локализуют :Р

      А у Нории тем временем рейтинг стремительно падает. Судя по отзывам, механика выбора забавная, но игры, как таковой нет. Впрочем, как и ожидалось.

  2. _ГрАнд_
    Ноябрь 14, 2017 в 08:35

    Я всё-таки не стал брать по первым мнениям сыгравших. Но надеюсь попробовать, что-то подсказывает, что такой абстракт может дома зайти.
    В принципе, можно было и сразу взять. Если бы не пошло, проблем с реализацией не возникло бы. 🙂

    • Ноябрь 14, 2017 в 13:43

      Вот у меня так же было. После прочтения правил и даже первых двух партий не привлекла (видимо, из-за выставочной усталости и игрового «передоза»). А потом распробовали.

  3. Ноябрь 14, 2017 в 10:20

    Вот я долго искал сравнение элегантности механики Азула …
    Семен Семеныч … (с)
    Пэчворк! Ну конечно! 🙂 Спасибо Володя, спас мой мозг 🙂

    p.s. да, влюбился в него с первого разбора правил, теперь осталось найти 🙂

    • Ноябрь 14, 2017 в 13:45

      Для меня элегантна механика драфта, но вот с вознёй на планшете (выложи ряд, передвинь одну фишку, остальное сбрось) чуток перемудрили. Слишком много ограничений.

  4. Ноябрь 14, 2017 в 22:34

    Нравятся мне игры, которые выпускает Plan B (Azul пока, правда, заочно).
    Только вот ценик на Azul какой-то совсем не гуманный. А то, что плитки-джокеры не идут в стандартном наборе — это вообще свинство, я считаю. Резко негавтино отношусь к такой практике.

    • Ноябрь 15, 2017 в 00:40

      Да уж, когда изначально анонсировали цены, то, конечно, 40 за базу + 8 за джокеров как-то…
      Поэтому был приятно удивлён, что на выставке они сжалились и поставили 35 евро сразу с мини-допом.

      • pilot63
        Ноябрь 15, 2017 в 01:28

        У нас немецкая версия без джокеров стоит в рознице 39 ойро. Боже, храни Пэчворк, который дешевле ровно в три раза 😅

        • Ноябрь 15, 2017 в 13:51

          Хех, если бы Пэч делали Plan B, то они бы добавили катушки с нитками вместо маркеров игроков, настоящие пуговицы, а вместо планшетов и тайлов коврики и кусочки ткани. И задрали бы цену до 40 :Р

        • Amsh
          Ноябрь 16, 2017 в 21:15

          На мой взгляд, Azul намного интереснее Patchwork. Добавь к этому возможность играть на 3-4 и гораздо более красивое оформление и выбор очевиден. 😉

  5. Amsh
    Ноябрь 16, 2017 в 21:13

    Хорошая игра, лучший абстракт Эссена 2017!!! Однако есть ещё конкурент, который вовсе не конкурент так как предлагает другие ощущения — Dragon Castle 😉

    • Ноябрь 17, 2017 в 12:29

      Да, смотрел на него, думаю, Кате Castle должен понравиться 🙂

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s