Главная > Keyper > Keyper — киплы на логолупах

Keyper — киплы на логолупах

Предлагаю вашему вниманию обзор Keyper — восьмой игры в так называемой Key-серии, повествующей о трудовых буднях крестьян или, выражаясь на языке key-вселенной, киплов.

Если оценивать наполнение коробки, то Keyper, вероятно, самая качественная и богатая на компоненты игра серии. В ней более двухсот деревянных компонентов, горсть разноцветных пластиковых кристаллов, плотные персональные планшеты, тайлы с текстурой «лён», а также инновационные (для настолок) складные поля — логолупы (так называемые «бесконечные открытки»).

Кстати, интересный факт. Оказывается, к изданию Keyper приложила руку компания logoloop.eu (у них есть представительство и в России), занимающаяся изготовлением этих самых карточек-логолупов (в основном, рекламных). Стоит отметить, что поля действительно не кустарного производства, а сделаны отлично и, судя по всему, прослужат долго.

Но вернёмся непосредственно к игре. Партия в Keyper длится четыре раунда-сезона. Каждому игроку достаётся планшет деревушки, тайл крепости, 12 стартовых построек, фишка прораба плюс набор из 8 разноцветных рабочих (или 9 при игре вдвоём).

Также все получают по готовому товару каждого типа и по 3 ярмарки — своеобразные цели на весну, лето и осень.

В центр стола по количеству участников размещаются складные поля окрестностей с доступными действиями, а рядом – 4 случайных тайла лодок.

В резерв идут: 3 типа сырья и готовых товаров, жетоны пшеницы, пластиковые камешки драгоценных камней и 8 (!) видов домашних зверушек-анимиплов. На первый сезон из мешка тянется 8 случайных построек (в последующих сезонах могут попасться и ярмарки).

Для развития своих угодий игрокам придётся эффективно распоряжаться рабочими: добывать ресурсы, строить различные мастерские, разводить скотинку, заниматься торговлей, а также показывать свои достижения на ярмарках.

Основная механика в игре – размещение рабочих, где цвет фишки определяет специализацию: коричневый – лесоруб, чёрный – шахтёр и т.д. Не обошлось и без миплов-джокеров, представленных белыми миплами.

В свой ход игрок может выставить рабочего либо на одно из полей окрестности, либо на собственный планшет. Если цвет мипла совпадает с цветом локации окрестности, то игроку полагается не один ресурс/действие, а два.

Но это далеко не всё. После того, как игрок выставил мипла, другой (в порядке очереди) может к нему присоединиться, послав в ту же самую локацию рабочего такого же цвета или джокера. В этом случае улов в ресурсах или действиях будет ещё более привлекательным (без совпадения цвета – 2, с совпадением – 3), и достанется он каждому. Но надо учитывать, что в локации может находиться максимум двое рабочих, поэтому присоединиться к действию вправе только один соперник.

Ежели в локации уже имеется один мипл, то посылая своего трудягу (такого же цвета или джокера), можно добавить его к выставленному ранее и, положив того на бок, тоже получить бонусное действие.

И последняя возможность. Если игрок уже выставил все свои фишки (включая прораба), а другие ещё нет, то в свой ход он может выбрать локацию на своём поле (отмеченном прорабом) с одним или двумя миплами (не лежащими) и, положив их на бок, выполнить действие. Сколько раз — снова зависит от того, есть ли совпадение по цвету или нет. К примеру, если игрок кладёт двух зелёных миплов на клетке, где даётся овца, то он получает сразу 3 овцы.

Что касается прораба, то он нужен для того, чтобы зарезервировать одно из полей окрестностей. В конце сезона все рабочие с этого поля (даже чужие) достанутся хозяину прораба. Если фишек на поле оказалось больше восьми, то излишек идёт на тайл крепости. Миплы с крепости могут производить сырьё для продвинутых товаров, а также «простейших» животных. Делают они это в момент выставления прораба.

Набор доступных действий на общих полях зависит от текущего сезона, но большая их часть повторяется. На окрестностях добываются все виды ресурсов, скотинки и драгоценных камней; сырьё обменивается на готовые товары; резервируются, строятся и улучшаются здания.

Есть ещё специальные места для лодок. При их активации игрок выбирает и размещает на выбранную локацию одну из четырёх доступных лодок, после чего может либо продать указанный товар, либо получить его. Допустим, если я выставляю синего рабочего (а это совпадение по цвету) и пользуюсь лодкой, на которой указана корова и глина, то первым действием я могу взять корову, а вторым — сдать за 2 ПО один оранжевый кубик глины.

Один из ключевых источников победных очков — это фермы и прочие вспомогательные постройки. Фермы, в основном, служат местом для хранения зверушек и приносят за это очки, а вот здания более разнообразны. С помощью зданий можно не только наладить приток нужных товаров, но и заработать кучу очков за эффективное размещение тайлов, улучшения и накопительство всевозможных ресурсов: драгоценных камней, миплов и даже определённых локаций на поле окрестности, забронированном прорабом в последнем раунде.

На некоторые здания, помеченные красным человечком, можно посылать своих рабочих. Как и в случае с общими полями, тут тоже в силе правило цвета, а также есть возможность заставить своих подопечных поработать сверхурочно. Строить и улучшать здания можно не только с помощью локаций в окрестностях, но и выставлением рабочего на желаемый тайл.

Сезон заканчивается, как только последний игрок выставил все свои фишки. После этого всем следует проверить, правильно ли расселено зверьё. В этот момент разыгрываются и ярмарки. Чтобы получить за них очки, игроку просто нужно иметь у себя указанные наименования. Так называемые зимние ярмарки можно раздобыть в более поздних раундах, но выполнять их можно в любом сезоне, символ которого имеется на тайле.

На каждый раунд вскрывается новый набор из восьми зданий, заново перемешиваются все лодки и из них достаются четыре. Игроки забирают себе всех рабочих с зарезервированных полей, излишек откладывают на тайл крепости, а затем начинают колдовать над логолупами, накручивая нужные локации на предстоящий сезон.

В конце партии багаж очков игрока складывается из заработанного за торговлю (активацию лодок), ярмарки и тайлы в своей деревне.

Впечатления

В отличие от Key to the City: London, которая мне совсем не понравилась (да и почти всем, кому показывал), эта игра проявила себя с хорошей стороны. Keyper – достойное и внешне привлекательное продолжение key-серии, другое дело, что до уровня Keyflower оно не дотягивает. Ну, как не дотягивает, игра просто частично заимствует некоторые элементы, к которым добавляются любопытные, но отнюдь не революционные идеи.

Правила тут воспринимаются с огромным трудом, особенно тяжело усваивается всё, что касается размещения рабочих. Мне было очень непросто изложить их понятным языком, не разводя много воды. Вроде бы не хотелось вдаваться в скучные подробности, но в данном случае, как назло, в этих самых подробностях и скрываются самые интересные находки. Радует одно — как только ты начинаешь играть, всё быстро становится на свои места. Поэтому не пугайтесь той каши, которая образуется у вас в голове после штудирования книжки, а садитесь за стол и пробуйте. Хотя стоит признаться, что одними правилами я не обошёлся, пришлось посмотреть один «how to play» и кое-что почитать на форуме BGG.

Что мне больше всего понравилось в Keyper, так это фишка с присоединением и повторной активацией, это заставляет думать, скажем так, немного в другом измерении. Приходится не только прикидывать действия на весь раунд согласно цвету доставшихся фишек, но и следить за тем, что в запасе у соперников, чтобы можно было примкнуть к их трудягам. Это позволит быстрей потратить своих подопечных и начать «укладывать» ранее выставленных. Ведь совершить больше действий в раунд — одна из основных задач.

Разумеется, очень важно с умом распределять фишки по окрестностям, чтобы не прошляпить рабочую силу на следующий сезон. Да, малое число рабочих — это ещё не приговор, но это ощутимо связывает руки, особенно, если хочется похозяйничать на личном планшете.

Что касается складных полей или логолупов, то для меня это скорей этакий наворот для привлечения внимания. Да, есть некий выбор и что-то можно там подкрутить, но в целом, поля отличаются не существенно, и этот выбор ни на что особо не влияет. Но смотрится забавно, поэтому наверное решение добавить такие необычные штуки было правильным.

Если говорить о доступных стратегиях, то тут всё во многом зависит от выходящих зданий, так как на них зарабатываются почти все очки. Условия ярмарок (с которыми порой может не повезти), улучшения и сбор необходимых комбинаций ресурсов — залог к успеху. И чтобы отпраздновать этот успех, следует всё тщательно спланировать и просчитать.

Конечно, в первых партиях не получится провернуть всё, что задумывалось, но с опытом придёт понимание, какие постройки лучше взаимодействуют друг с другом и сколько мастерских удастся снабдить драгоценными камнями. Тут уточню, что фермы и прочие здания подчиняются правилу «четырёх». То есть в них можно хранить четыре лошади или сдать за очки четыре комплекта драгоценных камней (это, кстати, не мешало бы отметить каким-нибудь символом).

Я сперва удивился, почему на BGG рекомендуется играть вдвоём или втроём, ведь в евро всегда интересней посоревноваться максимальным составом, особенно, если речь идёт об игре на размещение рабочих. Но после пробы склонен согласиться — на четверых партия может затянуться на 2,5-3 часа. Многоступенчатые манипуляции с ресурсами и острая необходимость максимизировать эффективность построек порой заставляют какое-то время поразмыслить над ходом. К слову, малый состав ничуть не сказывается на конкуренции, так как каждый дополнительный игрок означает ещё одно поле окрестностей с таким же набором локаций.

Как я ни старался, но не смог абстрагироваться от сравнения с Keyflower. Даже при столь существенных отличиях (отсутствие аукциона, транспортировки и прочего), такие явные отголоски предшественницы (тема, четыре сезона, окрестности вместо лодок, улучшения, схожие принципы набора очков) заставляют смотреть на Keyper, как на прямого конкурента Keyflower. Которому первый, на мой взгляд, проигрывает по насыщенности взаимодействия, напряжению, вариативности.

Но сбрасывать со счетов Keyper не стоит, особенно, если Keyflower показалась вам чересчур злой и агрессивной. Если импонирует необычная механика выставления рабочих с мирным взаимодействием и нравятся игры на развитие личного планшета, то Keyper может стать удачным приобретением. С таким-то милым оформлением и кучей анимиплов. Сам поставил 7.5/10. Интересно, как бы я воспринял игру, если бы не был знаком с Keyflower. Вероятно, оценка была бы чуточку выше. Но коробку пока попридержу, любопытно поэкспериментировать со зданиями и некоторыми стратегиями. А там видно будет.

Реклама
  1. KittenLS
    Март 23, 2018 в 15:41

    К самой серии кей отношусь нейтрально, в Keyflower мне нравиться механика аукциона и не нравиться ширма которая просто зарядка на запоминание. Тут пока похоже тоже попытка как то продвинутся, куда то в сторону по механикам, но не похоже чтобы очень удачно.

    • Март 23, 2018 в 22:47

      Подумалось тут, что может, у автора фишка такая — делать похожие игры в одной серии (как бы продолжения со схожими механиками). До Кифлауэра ничего из серии не пробовал, и было вау (но стоит признать, игра действительно классная). А потом пошло поехало одно и то же. Но эта игра приятная. И, видимо, если б не Кифлауэр, то восторга было бы больше.

      А Запоминайка, знаю, на любителя. Мне вот нравится подобное (или например, что большая часть очков начисляется в конце, и трудно заранее определить победителя).

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.