Топ-10: евроигры. Часть первая.

Продолжаю потихоньку выкладывать свои топы. Сегодня речь пойдёт о списке самых любимых евроигр в классическом их понимании (ну, в моём понимании): с обилием дерева-картона и круговоротом ресурсов. По евро с уклоном в карточные движки, кубики или выкладывание тайлов потом сделаю отдельные топы.

  1. Alchemists

Начнём, как всегда, с конца. Фишка со сканированием ингредиентов, безусловно, «продала» игру многим, но у меня первые ассоциации с Алхемистами – это одновременно и головная боль, и невероятные ощущения от первой партии, когда ты пытаешься понять, как всё это работает.

Смешивая корешки, публикуя теории, торгуясь с путниками, ты реально ощущаешь себя каким-то сумасшедшим учёным. Добавляют атмосферы свойства локаций и эффекты карточек, обыгранные с юмором.

После нескольких партий оказалось, что за всеми этими инновациями скрывается действительно хорошее евро, которое не перестаёт быть интересным даже после того, как ты познал секреты приготовления зелий. Да, с опытом вся эта магия смешивания оборачивается сухим расчётом, но зато ты можешь полностью сконцентрироваться на заработке победных очков, попробовать запутать соперников своими псевдо-теориями, а также использовать действия и результаты других учёных себе во благо.

Однозначно рекомендую попробовать, но сразу предупреждаю, что садиться за игру нужно на свежую голову. Ну, а если понравится, то потом можно поиздеваться над подопытным монстром в дополнении The King’s Golem.

  1. Five Tribes

Пять племён не сразу заслужили место в топе. Изначально игра покупалась для Кати, так как мне эта абстрактная механика мипло-манкалы заочно не очень нравилась.

Но потом как-то втянулся. Five Tribes всё же выделяется среди привычного размещения рабочих и предлагает занятную пространственную головоломку на внимательность, которая мне, к слову, даётся очень тяжело (чаще проигрываю).

Были некие сомнения по поводу вариативности, но с первым дополнением Artisans of Naqala они отпали. Всевозможные сочетания миплы-тайлы-джины подразумевают огромное количество различных мини-стратегий.

Короче, приятная игра, удовольствие от которой может получить каждый: опытный игрок – корпя над каждым ходом в поисках оптимального действия, а новичок – раскладывая цветных миплов по тайлам и радуясь результату.

  1. Scythe

Изначально повёлся на внешний вид и вселенную. Да и положительный опыт знакомства с Viticulture (другой игрой автора) вселял надежду, что выйдет что-нибудь путное. В итоге мне и нашей компании Серп понравился.

Об игре уже так много сказано, повторяться не хочется. Импонирует аспект гонки и система достижений-звёзд, интересная идея c сочетанием планшетов. Делюксовое издание выглядит просто шикарно – игру хочется иметь в коллекции, любоваться ею и изредка раскладывать. Первые два допа уже приобрёл, третий тоже обязательно возьму. Ещё для полного счастья хочется покрасить лидеров и роботов.

Кстати, я отнюдь не считаю Серп шедевром или игрой десятки BGG, но как хорошо сбитый и великолепно оформленный проект в сотне она заслужила место.

  1. Puerto Rico

Puerto Rico – замечательная классика с выбором ролей. Такая элегантная и лаконичная смесь отточенных и вроде бы знакомых механик, но с характерной и яркой перчинкой в виде хитрого (и порой злого) взаимодействия.

Тремя возможными условиями окончания партии PR как бы намекает на соревнование-гонку, на финиш которой могут влиять сами игроки, сметая жетончики победных очков за отгрузку, застраивая свой планшет зданиями или активно заманивая рабочую силу.

Помимо уникального непрямого взаимодействия, которым славится игра, не менее интересен и момент развития своих владений. Игроки стараются занять некую производственную нишу и сосредоточиться на оптимизации действий, повысив их выгоду за счёт бонусов зданий, а также минимизировать потери при неудачной отгрузке. Лишняя монетка, лишний колонист или дополнительное очко – дорогого стоят.

Это старенькое евро заткнёт за пояс многие современные настолки!

  1. Viticulture (с дополнением Tuscany)

Качественное размещение рабочих с различными путями заработка победных очков (преимущественно за счёт разнообразия карт помощников) да с хорошей динамикой и масштабируемостью по числу участников.

Радует Viticulture проработанной темой и отличными компонентами. Механика превращения саженцев сперва в ягоды, а затем в вино вместе с замечательными фишками зданий добавляет атмосферы и душевности.

Да, скорее всего, опытным игрокам Viticulture покажется вторичной, но удовольствие от лёгкого планирования, размеренного течения партии и великолепных компонентов гарантировано.

С дополнением игра раскрывается по-настоящему. Различный стартовый капитал, новые посетители, постройки, специальные рабочие… всё это делает просто хорошее евро отличным евро.

  1. Clans of Caledonia

Игра прекрасно ужилась на одной полке с Терра Мистикой и Марко Поло, у которых она позаимствовала многие элементы. Но «своего» в ней тоже оказалось достаточно. Например, для меня настоящим открытием стал динамичный рынок и меняющаяся ценность импортируемых товаров.

Ещё одна весомая причина, по которой хочется садиться за Каледонию снова и снова, – это кланы с уникальными способностями и поиск оптимальной стратегии под каждый.

Раскладывается быстро, играется живенько, на двоих идёт тоже неплохо. А главное, Caledonia заставляет погрузиться в расчёты, планирование и даёт такое приятное ощущение кризисности.

  1. Dungeon Petz

Dungeon Petz  – это классная юморная тема, замечательные и забавные иллюстрации, идеальная пропорция сложности и времени на партию и, что непривычно для еврогейма, атмосферный процесс.

Игра супер-позитивная и с виду даже какая-то несерьёзная, но за всем за этим скрывается достаточно комплексное евро на планирование. Просто сеттинг и обыгрыш механики делает её доступной для более широкой аудитории.

К игре вышло дополнение Dark Alleys, которое просто добавляет больше всего, особенно питомцев.

Dungeon Petz у нас здорово идёт с Катей, она просто без ума от всех этих зверушек, клеток с прикольными свойствами, улучшений, артефактов и т.д. Редкий случай, когда наши симпатии полностью совпали. Думаю, что всё дело в положительных эмоциях, которыми заряжает эта настолка. Где вы ещё увидите какающих домашних монстров, а тем более, покупателей, поощряющих это дело.

  1. Tzolkin: The Mayan Calendar

Взял, как и многие, из-за шестерёнок, правила особо не изучал. На самом деле, без диковинного вращающегося механизма – это обычное евро на размещение рабочих с технологиями, зданиями, треками и необходимостью кормить своих подопечных. К счастью, эти самые шестерёнки оказались не только красивой и оригинальной задумкой, доселе не встречавшейся в настолках, они ещё добавили изюминки в планирование.

Дополнение тоже прикупил, но играли с ним мало. Напомню, что доп Tribes & Prophecies привносит тайлы племён, пророчеств, новые постройки и так называемые быстрые действия, которые применяются при игре впятером – они дают игрокам возможность воспользоваться привычными бонусами в условиях дефицита дешёвых свободных мест на шестерёнках.

Интересно, что приноровился к Tzolk’in я лишь спустя несколько партий. Причина не только в замысловатом «шестерёночном» планировании (оно мне даётся со скрипом). Дело ещё в том, что в отличие от большинства евро тут не так уж много способов заработка победных очков. Культы, синее колесо, монументы – вот и всё. Это меня немного смущало, ведь на поле столько действий, треков, возможностей.

  1. Keyflower

Когда я впервые попробовал Keyflower, то был приятно шокирован её оригинальностью. В игре увлекательно и необычно всё: от аукциона, когда ставки повышаются миплами того же цвета, а тайлы можно использовать прямо с рынка, до развития собственной деревушки, где для улучшения зданий требуется транспортировка ресурсов на конкретный гекс.

А ещё тут много прямого взаимодействия, когда ты можешь спокойненько наведаться в чужие угодья и начать там хозяйничать, задавая цвет миплов для активации конкретных локаций.

Здорово и тематично (игра вообще достаточно атмосферна и логична) придумано с получением дополнительной рабочей силы, когда новые рабочие приплывают на лодках. А отличную реиграбельность задаёт различный выход тайлов-построек на партию, плюс тайные зимние цели.

К игре вышло два дополнения (The Farmers и The Merchants), из которых мне больше всего по душе Фермеры, добавляющие к повседневным заботам ещё и животноводство. В нём реализована замечательная идея – в качестве пастбищ для анимиплов задействованы зелёные лужайки тайлов. То есть во время расширения своей деревни у игроков помимо налаживания оптимальных путей для транспортировки ресурсов появляется ещё одна головная боль – формирование полей для своей скотинки.

В общем, если вы любитель сельскохозяйственной тематики и вдумчивых евростратегий, настоятельно рекомендую ознакомиться с Keyflower. Я до сих пор в восторге, каждая партия – это обилие планирования, поиск альтернатив и много переживаний.

  1. Gaia Project

Тут можно было указать ещё и Терра Мистику, но для меня Gaia всё-таки превзошла свою предшественницу.

Gaia – это комок хорошо отлаженных и проверенным временем механик. Игра – находка для опытных игроков, знающих толк в евро и не воротящих носы от двух-трёхчасовых посиделок и не столь красивого оформления, страдающего в ущерб изящности. Новичков игра может ввести в ступор обилием возможностей и необходимостью безошибочно выстраивать цепочки действий на несколько ходов вперёд. С другой стороны, процесс затягивает настолько, что увлечь можно любого, главное — правильно подать правила.

У игры очень приятная созидательная часть и отлично продуманная соревновательная. Соперники отстраивают свои космические империи, выкладывая симпатичные пластиковые постройки; шаманят с фишками силы, гоняя её по чашам; и попутно выполняют промежуточные и финальные цели.

Тема в Gaia ощущается заметно лучше. Заслуга в этом логичного дерева технологий, нюансов с зелёными и фиолетовыми планетами, а также хорошо обыгранных особенностей рас.

Новые источники победных очков (в сравнении с ТМ), новые способы терраформирования и основание федераций заставляют думать в иных, так сказать, измерениях. Да, это немного усложняет не без того серьёзную евро-стратегию на тщательное планирование, но сделано всё в таком увлекательном ключе, что умственной нагрузки почти не замечаешь.

Зато, если опять же сравнивать с ТМ, тут повысилась вариативность. Раскладка базовых улучшений, случайный выбор продвинутых, две цели — всё это добавляет реиграбельности.

Эхх… пока нахваливал, прям захотелось разложить, насколько тут всё, не побоюсь этого слова, элегантно и здорово взаимосвязано. Евро с большой буквы, в которое погружаешься с головой и не вылезаешь оттуда до конца партии.

Вот такой список получился. Честно говоря, трудно было набрать десятку (с пятёркой было просто) так как основная часть любимых евро относятся к другим категориям (с карточным движком, кубами или на размещение тайлов). О них я обязательно расскажу позже. Так что не удивляйтесь, если не нашли игру, которую я часто восхвалял… лучше поделитесь своими любимчиками!

О некоторых играх, упомянутых в топе, можно подробнее почитать в моих обзорах:

Alchemists
Scythe
Puerto Rico
Viticulture
Clans of Caledonia
Dungeon Petz
Tzolk’in: The Mayan Calendar
Keyflower
Gaia Project

Реклама
  1. Март 30, 2018 в 00:10

    Добрый день! А на каких местах у Вас «Орлеан» и «Замки Бургундии»?

    • Март 30, 2018 в 01:27

      Добрый! Они тоже будут в следующих топах 🙂
      Бургундия уже, кстати, была в «дуэльных».

      • Март 30, 2018 в 09:37

        ого! пропустил значит 😦 странно, вроде все читаю у Вас…

  2. Март 30, 2018 в 08:21

    Немного странная классификация, судя по заголовку, ожидал увидеть более общую выборку.. Общая цель понятна (любимых игр много, мест в топе мало 😁), но мне было бы интереснее посмотреть твой сводный евро-топ без всяких ограничений 😊

    • Март 30, 2018 в 11:16

      Конечно, вся эта градация субъективна 🙂
      Просто, как всё было:
      Выбрал любимые игры, а их оказалось много, а поставить одну выше другой порой сложно.
      Глянул, что десятка набирается среди кубиковых, с картами и т.п. И решил не делать общую десятку, т.к. не хочется опускать много хороших игр.
      Но специально для тебя постараюсь выделить топ топов среди евро всех мастей :Р :
      Gaia
      Keyflower
      Terraforming Mars
      Замки Бургундии
      La Granja
      Tzolk’in
      Dungeon Petz
      Troyes
      Bruges
      Viticulture

      Опять же с «низами» сложно. Там и CO2 рядом, и Suburbia, Марко Поло, и ещё много достойных 🙂

      • Март 30, 2018 в 12:19

        Спасибо 😊 Мой топ-5 навскидку:
        Конкордия
        Труа
        Замки Бургундии
        Виноделие (с Тосканой)
        Покорение Марса

        • Март 30, 2018 в 12:38

          Примерно догадывался по твоему Инстаграму 🙂
          В принципе, 100 % совпадения, т.к. Конкордия в 15 входит.

  3. Gort
    Март 30, 2018 в 09:22

    Уве весь мимо топа?

    • Март 30, 2018 в 11:17

      Пэч был в дуэльках 🙂
      Будет ещё Один!

      • Gort
        Март 30, 2018 в 12:57

        Агрикола/Каверна далеко за пределами 10ки?

        • Март 30, 2018 в 13:05

          В этом топе было в 15 🙂

  4. Geschaft
    Март 30, 2018 в 16:44

    А Great Western Trail попал куда-нибудь? 🙂

  5. tms
    Апрель 1, 2018 в 19:55

    просмотрел евро где в основе возня с ресурсами. Получилась десятка с хвостом игр которых считаю очень хорошими:
    Terra Mystica
    Gaia project
    Nations: The Dice Game
    Food Chain Magnate
    Terraforming Mars
    Viticulture Essential Edition with Tuscany
    The Manhattan Project: Energy
    TtA: A New Story of Civilisation
    Tzolkin
    Le Havre
    ——
    Wendake
    Clans of Caledonia
    Concordia
    Orleans
    Scythe
    Istanbul
    Santiago de Cuba
    Puerto Rico
    Patchistory
    Lords of Waterdeep
    Feast for Odin
    Agricola
    Agricola for 2 players
    Imperial Settlers

    Конечно это только евро с ресурсами. Из упомянутых в других постах не играл только в Keyflower. Надо как б ни будь попробовать если у Владимира даже на 2ом месте, должно понравится 🙂

    • Апрель 1, 2018 в 21:22

      Отличный список, спасибо, что поделился!
      Вот хочу тоже себе в коллекцию Food Chain Magnate. Первая и пока единственная партия на Эссене скомканной вышла (девушка совсем не могла понять механику и расплакалась :Р), но мне понравилось.
      А Wendake действительно так хороша? На что она похожа (хоть примерно), и сколько по времени партия длится? Да, а вдвоём интересно будет в неё играть?

  6. tms
    Апрель 2, 2018 в 17:31

    Слово шедевр говорить про игру как то неуместно, но с FCM как раз этот редкий случай. Это очень агрессивное евро, точно не для каждого. Симуляция конкуренции во всей жёсткости. Помню, когда в первые попробовал, мысли про игру не покидали целую неделю. Игра может затянутся до невероятной длины если за стол сядут евро математики-аналитики и никто не захочет сдаваться потому что всё можно просчитать как в шахматах. Наверное, лучшее место — Онлине, где такие игроки и собираются.
    В Wendake успели сыграть только один раз вчетвером на прошлой недели хотя лежит она уже с ноября. Всем очень понравилось. Игра тематична, механика интересна, и главное процесс приятный, насыщенный, нет такого, что какая то часть интересная, а другая рутинная. Есть один банальный недостаток, если один игрок нападает на другого, то в выигрыше остаётся третий. После первой партии становится понятно, что нельзя оставлять ни кого тихонько заниматься своими делами. Если сравнить с недавней Clans of Caledonia, то конечно последняя много раз популярнее, но как то более рутинное евро. А вот в Wandake, на данный момент, как то более приятно играть, даже трудно объяснить почему. Может механика, действия, всякие карточки более разнообразные и интересные. Длинна 7 раундов по 3 действия каждому игроку плюс действия с прогресс тайлов которых накупил. Всё зависит от АП игроков. Мне кажется, что игрока — одни плюсы: игра в двое короче, нет вопросов на кого нападать, разве что недостаток — меньше тайлов выставленных для покупки, но это может как раз и хорошо — более разнообразные партии.

    • Апрель 3, 2018 в 00:21

      Да, агрессию FCM я прочувствовал даже в пробной партии 🙂
      Понимаю, что редко такое смогу раскладывать, но в коллекцию хочется.

      Wendake заинтересовала, очень интересно описываешь, занёс в вишлист (правда, не знаю, понравится ли жене возможность нападения). Надо почитать/посмотреть обзоры. Спасибо!

  7. tms
    Апрель 3, 2018 в 16:23

    К стати, проблема FCM что карты занимают слишком много места на столе. Очень рекомендую органайзер с MagnificentMeeples (no sleeves version) который решает эту проблему.
    Wendake нападения не суть игры, можно вообще жить по семейному даже в той же территорий. Если, всё таки, игрок решил напасть, то автор придумал, что пострадавшие не погибают, о направляются в госпиталь лечить свои раны 🙂

  8. Catmans
    Апрель 9, 2018 в 07:32

    Хоть и пишете, что все топы — вещь субъективная, но приятно их просмотреть! Спасибо за классный подбор! Для себя плюсанул «Пуэрто-Рико», в свете, недавно выпущеного новый тираж «HW».

    • Апрель 9, 2018 в 11:05

      Спасибо!
      На этой неделе постараюсь вторую часть выложить.

  9. Сергей
    Июнь 9, 2018 в 16:35

    Полностью согласен по Проекту Гайя. Сильнейшее погружение в игру. Внешний мир полностью отключается.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.