Главная > London (second edition) > Я уеду жить в London, но только в Second Edition!

Я уеду жить в London, но только в Second Edition!

Делюсь впечатлениями от второго издания London — небезызвестной игры от Мартина Уоллеса, вышедшей в сугубо карточном воплощении благодаря Osprey Games.

Скажу сразу, что в первое издание я не играл, да и вообще слышал о нём краем уха. В то время (а это 2010 год) ещё плохо ориентировался в настольных интернет-ресурсах и читал только Юру Тапилина. Кроме того, я далеко не фанат Мартина Уоллеса, поэтому после неудачи с откровенно сырой Mythotopia и первым изданием A Study in Emerald перестал интересоваться его творениями (сейчас хочу попробовать лишь обновлённый Brass).

Но уже после ознакомления с London (Second Edition) мне стало любопытно, какие изменения претерпела «реинкарнация».

Ключевое изменение – отсутствие поля. Теперь районы или боро Лондона представляют собой большие карты (как в Диксите). Но самое главное, поменялся принцип их работы – новая карточка после покупки сразу же кладётся поверх старой, закрывая центральное свойство.

Вдобавок, все эффекты в правой части (добор карт, очки и сбрасывание чёрных кубиков бедности) активируются тоже только в момент покупки. Благодаря этому в новом издании становится невозможным закупиться картами боро и спокойненько избавляться от назойливых чёрных кубов.

Конечно же, претерпели изменения и свойства карт, став более сбалансированными (но не идеальными). В остальном же перед нами старый добрый уоллесовский Лондон со своей изюминкой, которая заключается в увлекательном и достаточно кризисном карточном движке. А точнее, в нескольких мини-движках, которые приходится налаживать на протяжении всей партии.

Как понятно из названия игры, участникам предлагается заняться восстановлением одноименного города после Великого пожара. По ходу партии игроки совершат своего рода экскурсию по достопримечательностям Лондона того времени, которые будут стремительно сменять одна другую опять же по вине своеобразной карточной механики.

Восстановление города начинается с абсолютно ненапряжной подготовки к партии. В центр выкладывается вспомогательное поле-рынок, куда идут фишки игроков, отвечающие за подсчёт победных очков. Три колоды, А, В и С перемешиваются по отдельности, после чего по алфавиту складываются в одну.

Среди карт боро придётся отыскать три стартовые и разместить их рядом с полем. Остальные перемешать. Неподалёку формируется запас монет, маркеров бедности и жетонов кредитов. Последний штрих — каждому выдаётся стартовый капитал, состоящий из 6 карт и 5 фунтов.

Ход игрока начинается с добора одной карты, причём взять её можно не только с верха колоды, но и с рынка. Рынок тут работает таким образом, что все сброшенные карты отправляются на специальные ячейки поля (число столбцов масштабируется по количеству участников партии), а из игры уходят только в том случае, когда вытесняются новыми. Получается, что, сбрасывая ту или иную карту, вы делаете её доступной соперникам.

Ещё в этот момент можно расплатиться за сколь угодно кредитов, отдав за каждый по 15 монет (хорошие такие проценты). Уточню, что тут кредит можно брать в любой момент, когда требуются деньги на покупку или активацию карт.

После этого игрок вправе совершить одно действие из четырёх доступных: либо заняться развитием города (выложить карты перед собой), либо активировать свой район (применить эффекты ранее выложенных карт), либо купить новый участок (карту боро), либо просто взять 3 карты (с колоды или рынка в любой пропорции).

Развитие района. Чтобы выложить карту, необходимо сбросить с руки другую такого же цвета. Всего в игре три достаточно бледных цвета: коричневый, синий и красный. Иногда дополнительно требуется заплатить указанное в верхнем левом углу число монеток.

За одно действие развития сыграть таким образом можно сколь угодно карт, но каждая должна идти в свою стопку (уже имеющуюся или новую). Число стопок не ограничено, но увлекаться этим не стоит. Почему? Узнаете из следующего действия.

Активация района. Самое приятное действие, так как во время активации игроки пожинают плоды, применяя эффекты верхних карт в стопках. Свойства разыгрываются в любом порядке, поэтому ничего не мешает полученными монетами тут же «запитать» другую карту. Иногда для активации понадобится сбросить монеты или карту.

Большинство карт после применения эффекта (активировать можно не все, так как это по желанию) придётся перевернуть. В конце партии  очки они принесут, но их свойства становятся недоступными.

Что касается эффектов, то они преимущественно завязаны на получение монет, очков и избавление от кубиков бедности. Есть ряд и более замысловатых, позволяющих, допустим, схватить карту с рынка и тут же её активировать.

Но жизнь в новом Лондоне не покажется вам такой сладкой, когда придёт момент расплачиваться за последствия пожара. Действие активации заканчивается неприятной фазой бедности, когда за каждую стопку, карту в руке и жетон кредита игрок получает чёрный кубик. Эти кубики в конце могут негативно сказаться на очковом багаже.

Покупка нового участка. Карта боро выбирается из трёх доступных и за неё придётся выложить определённую сумму в фунтах. Как я уже писал выше, при покупке игрок тут же применяет все эффекты в левой части карты (добирает карты, получает очки и скидывает чёрные кубики) после чего кладёт её в стопку, выложенную лесенкой, поверх последнего боро.

Лесенка нужно для того, чтобы контролировать число северных и южных участков, а также участков вблизи Темзы (помеченных значком воды). Сия принадлежность важна для некоторых эффектов.

Верхняя карта боро снабжает игрока уникальным свойством и работает постоянно, а вот символ в правом нижнем углу срабатывает при каждой активации района.

Вот и вся романтика. Пополняем руку за действие добора или через покупку участков, обновляем стопки, а потом активируем их. Заканчивается партия вместе с колодой городских карт. Перед подсчётом очков у игроков есть последняя возможность совершить выплаты по кредитам, иначе за каждый полагается ощутимый штраф в 7 ПО.

Очки начисляются за оставшиеся фунты (3 фунта = 1 ПО) и карты в стопках, в том числе и перевёрнутые. Затем сравнивается уровень бедности. Игрок с наименьшим количеством чёрных кубиков сбрасывает все, остальные – ровно столько же. А вот за излишек снова придётся расстаться с победными очками согласно специальной таблице.

Впечатления

Не знаю, насколько тесно Уоллес сотрудничал с Osprey Games по части обновлённого издания, но на этот раз автор не подкачал и выдал не очередной контроль территорий или декбилдер, а действительно увлекательную карточную игру, не обделив её своим фирменным стилем.

Взаимодействие с оппонентами через сброс, кредиты, назойливые кубики бедности – всё это заставляет тщательно продумывать цепочку действий и порядок ввода карт на стол, быстро восстанавливать запас двух ключевых валют (карт и монет), а также нащупывать оптимальное количество стопок. Лимит карт на руке позволяет эффективно управиться с 4-7 стопками и заполнять «пробелы» за одно действие развития.

Можно играть от кредитов, можно консервативно, но всегда следует оценивать выгоду с той или иной карты. Сиюминутные очки выглядят заманчиво, но, возможно, эффект на избавление от кубиков бедности и принадлежность к цвету в долгосрочной перспективе окажутся куда более полезными.

Лично мне в Лондоне очень нравятся три вещи. Первая – необходимость раз за разом формировать новый мини-движок. Это заставляет постоянно быть, что называется, в тонусе, плюс решает проблему, когда одному с самого начала заходят хорошие карты/связки, а другому везёт меньше. Подобное есть и в моей любимой Новой Эре (лимит в три жетона ПО на карту).

Второй любопытный момент – менеджмент уровня бедности. Сперва я опасался за чрезмерную кризисность, при которой приходится задвигать стратегии и развитие своего района на второй план и только и делать, что бороться с чёрными кубиками, но всё оказалось намного интересней. Бедность – это просто ещё один фактор, за которым нужно следить и который привносит долю косвенного взаимодействия. Грести чёрные кубы в порядке вещей, единственное, нужно смотреть, чтобы уровень бедности в вашем районе был ниже, чем у соседей. Тут, как с кредитами – можно взять хоть десять, главное, чтобы их перекрывали победные очки.

Третье – оформление. Тут всё отлично: стильная компактная коробка-книжка, наличие органайзера (карты свободно влезают даже в протекторах!), чёткая иконографика, чарующий пастельный арт, особенно, на картах боро. У меня лишь одна претензия – маркеры бедности. С ними какой-то разброд и шатание: единички – кубики, пятёрки – диски, а пятнашки – вообще, картонные жетоны. По мне так лучше смотрелись бы либо кубики разного размера, либо жетоны с номиналом.

Хотя вру, есть ещё претензии к качеству (и судя по отзывам, явление частое). Многие жалуются на смещённую вырубку, а у меня вместо этого на всех жетонах чуть ли не через середину проходят вмятины. Будто сперва опустили ножи, слегка надавили, а потом, опомнившись, их положение подправили. Второй косяк – на одной из карт на рубашке смазана краска. Написал Osprey, пока молчок.

Если уж начал про недочёты, то продолжу. В прошлой статье я уже писал о странном решении автора никак не уменьшать колоду при игре вдвоём. И это при наличии дубликатов. Что мешало просто полчасика посидеть, выверить баланс и пометить определённые карточки каким-нибудь значком?

Я, конечно, понимаю, что в первом издании основным был мультиплеер, но тут ведь противостояние карточное, а оно априори должно хорошо идти на двоих. Может, конечно, это сугубо моя проблема, но с полной колодой не покидает ощущение затянутости. Пришлось всё взять в свои руки и немного проредить колоду. Теперь всё замечательно. Я даже предпочту дуэли, нежели партии втроём-вчетвером. Легче следить за одним соперником, да и ходы тут отнюдь не быстрые, если это не добор карт или покупка боро.

Ещё один неоднозначный момент – персонажи со свойством «Action», которые подчиняются отдельным странным правилам и портят элегантный процесс. К слову, из-за корявости формулировок их зачастую используют с ошибкой, играя отдельно, а следует во время развития города. К таким странным правилам я бы ещё отнёс добор карты в начале хода. Иногда это напрягает, так как приходится заново перекраивать план.

А вот карты попрошаек, наоборот, пришлись к месту. Ими нельзя платить, и они вроде бы засоряют руку, но есть пара хитрых способов, как от них избавиться: можно запитать попрошайками свойство, либо сбросить при превышении лимита карт на руке.

Многих может разочаровать то, что на партию выходит вся колода, которая ещё и поделена на три фиксированные эпохи. Это означает, что можно играть по накатанной, ожидая прихода определённых карт. Частично так и есть, но, как мне кажется, точь-в-точь воплотить в жизнь победный план будет проблематично из-за порядка выхода карт и контрдействий оппонентов. Тут не получится отсиживаться и ждать, ибо каждый ход на вес золота. Кроме этого, игра всё-таки не про разнообразие стратегий, а про соревновательность и качество/эластичность налаживаемого движка.

Вот такой он, Лондон. Манящий своим внешним видом, обнадёживающий лаконичными правилами и впоследствии удивляющий самобытным увлекательным процессом, перекрывающим некоторые недостатки. 8/10.

Реклама
Рубрики:London (second edition)
  1. Май 11, 2018 в 10:50

    Пот итогам 15 партий я бы отметил, что игра оставляет привкус недоделанности. Поясню.
    Есть Кристофер Рен. Он клёвый, но один. Ты как бы ждёшь ещё подобных карт, но их нет.
    Есть Кофе Хаус с интересным эффектом, но больше таких карт нет. А есть Grand Palace, что строить вообще нет смысла.

    То бишь игра сначала одаривает надеждами на некую суперкомбинационность, а потом все сводится к наращиванию боро с активацией ж/д (деньги) и метро (ПО).

    Интересно, здорово, но могло быть круче.

    • Май 11, 2018 в 13:04

      Рен, Кофейня и прочие карты «с текстом» (тот же Госпиталь) — самые любимые.
      Да, хотелось бы чутка побольше подобного, но, вероятно, Мартин задумал иначе.

    • _GrAnd_
      Май 11, 2018 в 19:12

      Есть такое слово: «дополнение». 🙂

      • SolA
        Май 13, 2018 в 21:17

        А оно планируется?)

        • Май 14, 2018 в 16:36

          В марте издатель отвечал, что пока в планах нет ;(

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s