Home > Through the Ages: A New Story of Civilization > Through the Ages: A New Story of Civilization – сквозь обновлённые века

Through the Ages: A New Story of Civilization – сквозь обновлённые века

Обожаю цивилизации и тёзку Хватила, поэтому выход новой редакции Through the Ages ждал с нетерпением. Посмотрим, оправдались ли мои надежды, и узнаем, каким изменениям подверглась одна из лучших карточных стратегий.

Новая редакция уже добралась до девятого места в топе BGG, а предшественница, выпущенная десять лет назад, сейчас находится на пятом. В особом представлении игра не нуждается, но для полноты картины я всё-таки расскажу немного об основных её аспектах. Правил тут много, поэтому придётся как-то изловчиться и изложить всё кратенько, чтобы сильно вас не утомить, а то до впечатлений так и не доберётесь.

Итак, перед нами комплексная стратегия, в которой участники из крошечных и неприметных поселений возводят могущественные цивилизации. Играя карты технологий, Чудес света, лидеров, а также ввязываясь в военные конфликты, они стараются заработать победные очки не только за счёт культурного развития и военного превосходства, но и выполняя условия карт событий, которые сами и выбирают.

Если предварительно рассортировать все карты по эпохам и аккуратно сложить их в удобный органайзер, то подготовка к партии займёт минут десять. Всё, что требуется, это выдать каждому планшет, набор маркеров, а также кубики населения, ресурсов и действий.

Кубики размещаются в указанные ячейки планшета, а маркеры – на вспомогательные поля, отвечающие за уровень науки, культуры и военную мощь каждой цивилизации. Научный и культурный треки двойные: одна шкала указывает на запас, а другая, скажем так, на приток данного показателя в конце хода.

В центр стола помещается поле-рынок, куда выкладываются гражданские карты стартовой эпохи. Она продлится буквально пару раундов (даже полтора, т.к. первый урезан по числу доступных действий), после чего настанет время трёх полноценных эпох. Полноценных потому, что в них появятся военные колоды.

В стартовой эпохе военные карты содержат лишь благоприятные события, которые используются для формирования стопки событий – она кладётся в центральное место в нижней части военного поля. По одному такому событию будет вскрываться и разыгрываться каждый раз, когда игроки решат доложить новые карты, образуя тем самым новую стопку.

Все начинают в равных условиях. Границы охраняет одинокий копейщик, из производства только пара ферм и шахт, а среди достопримечательностей – домик философа. Также у народа есть некое представлене о религии, но храм ещё не построен.

В поселениях царит деспотизм, о чём говорит оранжевая технология государственного строя. Эта карта показывает, сколько действий доступно игроку. Белые кубики – это мирные гражданские действия, красные – военные.

Ход игрока начинается с политической фазы, но чтобы было понятней, лучше сперва рассказать об основной созидательной фазе действий.

Первое, для чего нужны белые гражданские кубики – это получение карточек из длиннющего ряда. Стоимость карт варьируется от одного до трёх кубов. Карты представляют собой лидеров, Чудеса света, одноразовые действия и технологии (голубые – специальные, коричневые –производственные, серые – городские, красные – военные, оранжевые – государственный строй). Все они обладают некими характеристиками, которые повышают уровень цивилизации на треках или предоставляют бонусы в виде дополнительных кубиков действий, населения, ресурсов.

Мало просто набрать карт в руку, их ещё нужно выложить. За одно гражданское действие игрок может изучить технологию, заплатив требуемое количество науки. Но, как известно, на голых знаниях далеко не уедешь, поэтому, чтобы производственные и городские технологии начали приносить плоды в виде еды, ресурсов, очков науки и культуры (победные очки!), карты технологий нужно снабдить соответствующими постройками, которые возводятся за те же ресурсы (уточню, что ресурсами тут называется всё, что добывается в шахтах).

Здания можно не только строить с нуля, но и улучшать, платя разницу в ресурсах. В этом случае жёлтый кубик переносится на карту новейшей технологии (в зоне игрока технологии складываются лесенкой по типам). К слову, жёлтые кубики зданий не возникают из вакуума, они добываются из запаса населения, где за них придётся платить едой.

Что ещё можно совершить за одно гражданское действие. Построить этап чуда, выложить лидера, разрушить ненужные постройки, разыграть одноразовые жёлтые карты. А ещё можно совершить переворот или революцию. Да, вы не ослышались.

Как я уже говорил, оранжевые технологии государственного строя выкладываются обычным способом за науку, но они очень дорогие, поэтому не всегда удаётся скопить столько знаний. Так вот, выложить их с ощутимой скидкой (в мелком кружке) можно, пожертвовав абсолютно всеми гражданскими действиями в текущем раунде.

Что касается красных военных кубиков, то с их помощью можно нанимать/улучшать отряды (аналогично зданиям) и разыгрывать карты тактики, дающие бонус в виде силы за комбинацию из определённых типов войск.

А теперь вернёмся к первой политической фазе. В этот момент у игрока есть возможность подкинуть в общую стопку (помните, такая формировалась в начале партии) карту событий/территории или, потратив кубики военных действий, сыграть карту агрессии на соседа и даже развязать с ним войну.

Карта агрессии разыгрывается незамедлительно. Для того, чтобы отбиться от нападения, жертве достаточно достичь уровня военной мощи атакующего. Это можно сделать, сыграв с руки специальные защитные карты, или сбросив любые военные, что добавит по одной силе. Число карт, которые может сыграть жертва в ответ на агрессию, зависит от количества доступных военных действий.

Если игроку удаётся отбиться, то ничего не происходит. В противном случае агрессор обычно забирает ресурсы, рушит здания, ворует население и т.д.

Когда дело доходит до войны, то мериться армиями следует не сразу – у вовлечённых в конфликт будет целый раунд, чтобы нарастить свою силушку. Причём, инициатору сделать это будет сложней, так как он уже потратился на карту войны, стоимостью в три военных действия.

В отличие от агрессии, во время войны нельзя играть защитные карты, во внимание берутся только отряды, так сказать, на поле боя, то есть те, что находятся в зоне игрока, а также бонусы технологий, лидеров и Чудес. Кроме того, в войне всегда будет победитель, а награда будет зависеть от разницы в силе. Допустим, в случае “Культурной войны” победитель получает 5 очков + дополнительные очки согласно превосходству на военном треке.

Как видно, совсем игнорировать “прокачку” войны тут не получится, иначе станете мальчиком для битья. Нужно всегда иметь в рукаве парочку защитных карт и план по быстрому наращиванию силы. Вдобавок, помимо военных конфликтов, львиная доля событий также поощряет самые сильные империи. Да, ещё армия пригодится при захвате территорий, когда игроки по очереди делают ставки отрядами и очками колонизации.

Стоит ещё отдельно рассказать про уровень удовлетворённости населения, или попросту счастья. За это отвечает трек, расположившийся над запасом жёлтых кубиков на планшете игрока. Уровень счастья повышается, как и другие параметры, с помощью эффектов карт.

Так вот, повышая численность населения, необходимо следить за тем, чтобы диск-смайлик “контролировал” опустевшие секции. Каждая незакрытая секция превращается в недовольных рабочих, которых всё ещё можно успокоить, поместив над проблемной зоной свободный кубик населения. Ежели игрок не удосужился поднять счастье или увеличить население, то происходит восстание. Это означает, что в фазе администрирования цивилизации полностью пропускается производственный цикл. Именно к этой фазе приступает игрок после того, как разберётся со всеми своими действиями.

Подведение итогов хода происходит в строгом порядке, указанном в центре планшета. Сперва сбрасывается излишек военных карт (он обуславливается количеством доступных военных действий), затем империя вырабатывает очки науки и культуры согласно соответствующим трекам.

Потом происходит проверка на коррупцию – если игрок хомячит и не тратит запасы, то часть ресурсов придётся отдать ненасытным чиновникам. Далее производится еда, часть которой уходит на содержание населения; добываются ресурсы и, наконец, добираются военные карты (по одной за каждое непотраченное военное действие). И только теперь ход переходит к следующему игроку. Он частично обновляет рынок гражданских карт и приступает к выполнению своего набора действий.

Если во время обновления рынка эпоха заканчивается, то сначала игроки сбрасывают из запаса по два кубика населения, а потом проверяют свои империи на наличие карт древних эпох – с ними придётся расстаться. К примеру, когда заканчивается вторая эпоха, то некоторые карты первой (недостроенные Чудеса, постаревшие лидеры, карты на руках игроков) уходят из игры. Это добавляет процессу логичности, хотя казусы в виде копейщиков в век компьютеров всё ещё имеют место быть. Просто было бы слишком жёстко ломать уже выложенные карты.

Ладно, пора закругляться, всё равно всех нюансов не описать. Партия заканчивается, когда опустеет колода третьей эпохи. К очкам, заработанным по ходу партии на культуре и войнах, добавляются очки за выполнение условий карт событий последней эпохи (сформированная игроками стопка разыгрывается целиком). Кто набрал больше всего очков, тот и молодец.

Впечатления

На сей раз не будет никаких долгих и нудных прелюдий, скажу сразу – игра мне безумно понравилась. Вернее, она понравилась мне ещё давно, когда я попробовал старую редакцию, но обновлённая версия похорошела в разы, причём, не только внешне, но и по части мелких коррекций в правилах и свойствах карт.

По ощущениям от процесса и по степени удовлетворения от результата ТТА напомнила мне горячо любимый Mage Knight. И это неудивительно, ведь автор у них один и тот же. Игры примерно одной весовой категории. И если, несмотря на сухую математику и набор очков, как в заправском евро, Магорыцарь воспринимается, как эпичное приключение, то Эпохи при наличии лишь карт, планшетов и горстки кубиков, способны заткнуть за пояс любую настольную цивилизацию с фигурками и полем. Хотя стоит признать, что годных конкурентов в этой нише можно пересчитать на пальцах одной руки.

Продолжая тему условного (очень условного) сравнения с Mage Knight, хочется отметить, что дабы не ударить в грязь лицом в MК, нужно иметь представление о том, какого рода приключения тебя ждут: какие монстры потенциально прячутся в крепостях, башнях магов и т.д. В ТТА осведомлённость игрока – это его главное оружие, и касается оно представления о карточках всех эпох. Нужно постараться запомнить ключевые карты, а при знакомстве с игрой новичков – ещё и подробно объяснить им основные принципы развития и менеджмента своей цивилизации. То есть, по сути, как и в обычной карточной игре, чтобы показать достойный результат, следует ориентироваться в содержимом колод.

Памятуя о пробной партии в старые Эпохи, я очень боялся, что и новая версия окажется столь же долгой и затянутой. Ту партию мы буквально вымучили. Как оказалось, виной тому была каша от большого количества информации (правила всё же не две странички) и, как я ещё подозреваю, отсутствие эстетического удовлетворения от оформления, которое походило на средненький ПНП. Так что, мой совет, не спешите с выводами, а немного потерпите. С каждой новой партией удовольствие будет только нарастать, ибо уже не придётся отвлекаться на нюансы правил, а можно полностью отдаться планированию. Когда же этап знакомства с игрой позади, то уложиться можно и в три, максимум четыре часа (при подготовке в 10-15 минут). А это как раз в рамках моего пятичасового лимита, после которого я теряю концентрацию, а уровень радости начинает резко стремиться к нулю. И не важно, насколько крутая игра.

Да, что касается правил. Я тут запугал вас, что, мол, не две странички. Так есть, тут не две страницы, а целых две книги. Но паниковать не стоит, одна – это так называемый “Свод законов” для тех, кто уже знаком с игрой, а вторая – полноценные правила для зелёных новичков. Обе книжки написаны толково и справляются с заданием на ура. Правила “с нуля” вообще очень здорово преподнесены, в них разжёван не только сетап, но и подробно описаны первые ходы. К слову, освоить игру не так и сложно, все действия понятны и логичны, проблемы могут возникнуть лишь со всякими ограничениями и лимитами (кол-во городских построек одного типа, наценки на Чудеса и т.п.). Хотя и в этом помогут разобраться мини-памятки на полях и личных планшетах.

Кстати, планшеты здорово упрощают бухгалтерию собственной цивилизации. Как и новшество в виде переноса проверки на коррупцию, которая в новой версии осуществляется перед производством. Теперь не придётся заниматься нудными подсчётами, дабы избежать потери камней (что на ранних стадиях может серьёзно опечалить). Всё наглядно и понятно: закрыл минус, значит, потребление под контролем.

Вот так мы плавно подобрались к изменениям, которые претерпело новое издание. Первое, что сразу же бросается в глаза (помимо увеличившейся в размерах коробки), это, разумеется внешний вид. Приятно оформленные планшеты игроков, а также качественные иллюстрации лидеров, зданий и военных карт воистину вдохнули жизнь в блеклые и схематичные картинки предшественницы. И это действительно жирный плюс, ведь любая карточная цивилизация уже заведомо испытывает дефицит атмосферы.

Второе – это “допиливание” некоторых карт. Свойства постарались максимально сбалансировать, одни чуточку ослабили (например: Наполеон, Колумб, Конституционная монархия), другие, наоборот, сделали более привлекательными (Кремль, театры, арены). Также у многих технологий изменилась научная стоимость и плата за строительство.

Третье – теперь как-то меньше чувствуется дефицит камня. Можно спокойно прожить и на шахтах второго уровня. Видимо, это из-за всеобщего удешевления зданий и наличия вкусных жёлтых карт.

Ну, и наконец, самые большие изменения коснулись агрессии. Они были направлены на то, чтобы ослабить мощную военную стратегию и предоставить больше инструментов для защиты. Во-первых, теперь никаких жертв во время войны, порождающих странные анти-тематичные ситуации и кингмейкинг. Во-вторых, изученные карты тактики становятся общедоступными и могут быть использованы соперниками. В-третьих, при защите от карт агрессии можно скинуть любую военную карту, чтобы получить +1 силы.

Как видно, войну немного приземлили, но это не значит, что цивилизация может полностью погрузиться в мирное русло. Гонку вооружений никто не отменял, поэтому содержание/улучшение армии и в новой редакции является неотъемлемой частью успешной и процветающей цивилизации. Да и само наличие красных фишек действий подстёгивает к формированию войск.

Кстати, стоит отдать автору должное, по части разнообразия военных конфликтов и взаимодействия с соперниками тут придраться не к чему. Торговые пакты, союзы, мелкие набеги, сражения за территории и, наконец, глобальные войны – всё это отлично реализовано и благотворно влияет на игру, которая позиционируется, как настольная цивилизация.

Возвращаясь к интересным механикам и идеям, хочу ещё отметить формирование стопок событий, когда игроки сами творят свою судьбу. Помощь в начале, мелкие пакости соперникам в середине, и условия, которые поощряются победными очками, в конце – всё это здорово разнообразит партии, задаёт вектор развития и добавляет интриги.

Касаемо разнообразия. Можно просто остановиться на том, что в игре более трёхсот карт, но хочется сказать больше. Игра может похвастаться не только насыщенными военными действиями, но и другими стратегиями, построенными на связках мощных лидеров (а они почти все мощные), Чудес света и голубых технологий. Что мне особенно приглянулось, так это то, что лидера можно сменить лишь раз за эпоху. Это не только логично, но и заставляет 3-4 раза за партию корректировать свою стратегию, подготавливая почву под нового правителя или, наоборот, резко переключаться после его введения.

Говоря о Чудесах, вложения в постройку ощутимые. Это тебе не какие-то там рядовые здания, возведение Чудес требует раскошелиться на ресурсы, а каждое дополнительное Чудо – на дополнительные действия.

Пополнение руки – тот ещё выбор. Видя карты, нужно тщательно оценивать степень их важности в текущий момент, а также возможность того, что соперники могут их забрать. Потратить целых три действия сейчас, или пока подождать, отдав карту соседу. Это один из важных моментов в игре, потому что ключевые технологии имеют ограниченное число копий (по количеству игроков). Прошляпив шахты, фермы и карты правительства можно смело идти курить, так как победить будет нереально.

Напоследок, пару слов об игре в сравнении с Nations, авторы которой вдохновились ТТА. Ощущения совсем иные, вот честное слово. В Nations куцая агрессия, плюс сама игра воспринимается, как обычное карточное евро – то есть никакой эпичности не чувствуется (особенно, когда поиграешь в ТТА). Плюсы Nations в микро-действиях, времени партии и лёгком нивелировании угрозы. Да и случайный выход карт благотворно влияет на реиграбельность, ведь свойства там не такие ощутимые, и отражаются на результате не сильно. В ТТА же просто необходимо, чтобы участвовали все карты, тут больше стратегии, нежели тактики. А вот похожи игры тем, что и там, и там чувствуется кризис. Но главное, что обе эти настолки отличные.

Чтобы прочувствовать все прелести соперничества, садиться за ТТА лучше втроём или вчетвером. Оптимально всё же раскладывать на троих – так и соперников достаточно, а партии короче. Кстати, в правилах имеются неплохие альтернативные варианты, причём, на любой вкус: для нелюбителей нападок – мирный, для неусидчивых – короткий в две эпохи.

Как-то так. Если вас не пугают вдумчивые партии на 3-5 часов, нравятся карточные игры на построение ресурсных движков с высоким уровнем взаимодействия, то ТТА станет находкой. Что может омрачить праздник, так это отсутствие микро-ходов. Тут приходится ждать, пока игрок выполнит все свои действия (под конец их может быть 7-8) и всё пересчитает. Ещё не всем по душе столь неприкрытая конфликтность. Насолить может и случайных приход военных карт. Тактики второго уровня достаточно сильны и дают ощутимое преимущество при небольших затратах, что может кого-то сразу вывести в лидеры. Или, наоборот, при прокачанной силе могут банально не идти агрессии и войны. Также не очень здорово, когда в третьей эпохе тебе не достаются карты на очки, и приходится развиваться вслепую.

Но несмотря на это, крепкая 9/10. Шедевр, который в новом облике стал только лучше. Не буду лукавить, партии выматывают, но оставляют приятно послевкусие, а по их окончании перед тобой предстаёт уникальная цивилизация, зародившаяся буквально из ничего. ТТА поражает своей глубиной, конфликтностью и вроде бы замысловатым, но таким логичным и увлекательным принципом развития своей империи. С первых ходов она с лёгкостью погружает в перипетии межгосударственной борьбы за технологии, земли, ресурсы. Напряжение, которое витает в воздухе, не отпускает до самого конца. Ты с трепетом и расстановкой планируешь цепочки наиболее выгодных действий, оглядываясь на успехи соперников и трек военной мощи, а потом с огромным удовольствием реализуешь задуманное.

  1. April 7, 2016 at 01:52

    Как мало ты играл в TTA. 😉 Даже в старой версии можно не только прожить на шахтах первого(!) уровня, есть даже стратегии основанные на этом. Пропустив высокоуровневые шахты, ты совершенно точно не проиграешь, если знаешь, как действовать.

    Но ладно, это я так, выпендриться =) Игра – один из шедевров не только Хватила, но и индустрии вообще, так как аналогов просто нет. Игра великолепна, изменения свежей версии тоже очень порадовали. Обзор зачётный. Свой готовый никак не могу выложить – в Москве нереально у кого-то достать пофоткать новую версию, только в клубе каком удаётся поиграть. О_о

    з.ы. Да, совсем забыл! В неё реально играть за 2 часа 😀 Серьёзно. Но согласен, адекватным людям следует закладываться минимум на 3+.

    • April 7, 2016 at 02:06

      Я просто помню, как в старой версии опытные игроки сразу хватали крутые шахты :Р
      Да и потом не раз читал про важность ресурсов.

      А играл я пока действительно сравнительно мало, пять партий.

      Эти сказки про два часа уже слышал :))
      Я понимаю, как это возможно, но блин, это ж не спорт!

      • April 7, 2016 at 12:33

        Диалог: Ksedih и SSS
        K – Привет. У меня час времени, во что сгоняем? 5 партий в Blood Bowl Team Manager вроде успеваем
        SSS – Давай лучше в TTA. Поставим новый рекорд.
        Прошёл час в безмолвной тишине…
        K – Ну что! Вторая эпоха началась, но ты отстаёшь на 30 очков, я вижу что у тебя шансов нет.
        S – ОК. Ты победил. Давай потроллим Вову и Тесерку, что TTA играется за час!
        K – Deal!

        • April 7, 2016 at 14:46

          Молча мы таки не играем и все-таки редко не играем до конца.
          С Кседихом, к слову, в ТТА не играли)))
          Предлагаю, как будешь в Москве, встретиться и поиграть в СК или что-то подобное;)

        • April 7, 2016 at 17:37

          Да они, как девочки :))
          – Ой, ты меня уже на 30 очков обогнал, я так не играю, сворачиваемся.
          – Но на BGG партию всё равно отметим!

          Я теперь понимаю, как Ksedih по 20 партий за вечер в Ghost Stories играл 😉

        • April 7, 2016 at 17:42

          Вспомнилось 😀

  2. April 7, 2016 at 06:01

    Играл в старую версию, несмотря на блеклое оформление игра была безумно хороша. Жду выхода новой редакции на русском языке.

    • April 7, 2016 at 09:23

      Да, GaGa удивила. Аж самому захотелось, только всё уже есть 🙂

  3. April 7, 2016 at 10:27

    Твой восторг, конечно, заражает, а локализация от Гаги ещё и сдеоает доступной игру, плюс идея построить цивилизацию очень заманчива. Оформление нравится, только смайлик почему-то режет глаз на всех фото %) Но 3+ часа, Карл! Нереально на ближайшие несколько лет от слова совсем :)) У друзей есть Nations, и то, думаю, целую партию отыграть можем не успеть..

    • Gort
      April 7, 2016 at 11:03

      В Nations полным составом тоже часа 3 получится скорей всего =)

      • April 7, 2016 at 11:07

        Обещали 30 минут на человека 🙂 Но первая партия, конечно, больше будет

        • Gort
          April 7, 2016 at 16:58

          У нас первая на пятерых шла 4 часа, а 30 минут на человека удается только в дуэли достигать, и то после 10+ партий =)

    • April 7, 2016 at 17:40

      Долго – эт да… но зато смотри, сколько конфликта! Мужу понравится 🙂
      А партию можно и не за один присест играть, главное, завести специальный стол, где можно сохраниться 🙂

    • USSRocker
      April 8, 2016 at 04:07

      Мне несколько человек говорили, что они долго играли в Nations, часов 5. Честно говоря, я не знаю, в чём причина, я сыграл в неё уже 28 партий (своя коробка) и не разу игра не подвела в плане времени. 🙂 Прямо как написано на коробке – 40 минут на человека. Не больше. С самыми разными людьми был опыт. При том постоянно бывает так, что сначала вроде смотришь на время и думаешь, что не уложимся в заявленное, но в эпоху Возрождения и в Индустриальный век уже все включаются по полной, и да, детка, снова и снова мы успеваем подсчитать очки до deadline’а! :)))
      Играли на пятерых только раз. Получилось 30 минут на игрока. Но мои противники играли в игру уже два раза. Вот такие пирожки! 🙂

      Вообще в правилах Galaxy Trucker Хватил писал, что если один из игроков слишком долго строит свой корабль, то хорошо было бы ему по голове коробкой… Интересно, ввели ли это правило в новую версию TTA… 😉

      • Gort
        April 8, 2016 at 11:26

        Там на пятерых основная фишка, что по Евентам всегда проигрывает 2+ игрока. И основное увеличение времени как раз из-за этих просчетов. Иногда можно своими действиями получить чуть меньше прибыли, но, будучи предпоследним в категории События, догнать например 2-го и 3-го и потопить всех)

  4. Pacificateur
    April 12, 2016 at 21:19

    ещё бы протекторы найти на неё. искал инфу на BGG, но всё перемешалось в голове.

    • April 12, 2016 at 22:05

      Да я тоже искал. Там какие-то специальные нужны, которые у Mayday называются Sails of Glory (по-моему) и делались под конкретную игру. Потом посмотрю, может у Swan Panasia есть похожий размер. Всё-таки карты хоть и лён, но уж очень много возни с ними, боюсь, облезут быстро.

  5. Pacificateur
    April 13, 2016 at 20:38

    да, да. Sails of Glory и про Swan
    https://www.maydaygames.com/products/sails-of-glory-card-sleeves.

    в русских магазинах кажется такого размера нет

  6. April 17, 2016 at 23:19

    Игра хороша. Но после единственной 9-и часовой партии на троих людей, не склонных к AP повторить пока не хочется. Но арт действительно поменялся к лучшему. Nations другая, проще, короче. За счёт последнего она хороша, и за счёт последнего же TTA своего места просто не достойна.

  7. ElKobold
    July 4, 2016 at 13:16

    Игра отличная, конечно, но лично для меня теряет 1-2 пункта из за необходимости постоянной корректировки как минимум 2ух трэков – науки и культуры.

    Не понятно, почему нельзя было скоринг встроить в события, на манер twilight struggle.

  8. Александр
    April 4, 2017 at 14:47

    Да может и не 3 часа. Хотя первая партия вероятно.
    У меня первая партия в Колонизаторов (без допов) шла 2+ часа.

  9. Александр
    April 4, 2017 at 14:47

    Спасибо за обзор!
    Игру возьму обязательно.

    • April 5, 2017 at 09:17

      Не за что. Рад, что в свете локализации сгодился 🙂

  10. Роман
    April 6, 2017 at 23:48

    Владимир, а как игра на двоих про вашему мнению, на bgg много восторженных отзывов относительно дуэли?

    • April 7, 2017 at 09:27

      Мы часто вдвоём играем, по-моему, отлично (2-3 часа на партию). На BGG тоже дуэль рекомендуют.

  11. Lysyy
    June 5, 2017 at 23:32

    Ну что Владимир, твоя взяла. На днях собираюсь посетить лавку Империи Зла чтобы забрать оставшуюся у них последнюю коробку (надеюсь что кто-то таки её купит вперёд меня, потому что там после твоего обзора запас как-то резко сократился), для меня вопрос внедрения любой настолки очень ответственный момент, беру игру как того котёнка на улице – всегда понимаю, что надо будет уделять ей внимание и что какая-то другая очень хорошая игра пострадает, но тут нутром чую, что игра что надо и у неё есть шанс отправить на пенсию парочку игр нашей тусовки.
    Богат год нынче на настолки нового поколения, даже немного жаль “пенсионеров” настольного жанра.

    • June 6, 2017 at 09:04

      Упс, вот это ответственность 🙂
      Ну, буду надеяться, что всё сложится хорошо.

  12. Егор
    August 14, 2018 at 13:27

    Недавно пробовали в своей компании…ну не идёт.Уж слишком дичайший даунтайм получает и очень много механистических действий.Тут кубик переложи,там положи и тд.Ещё и вот это уведение карт из под носа ещё больше добавляет даунтайма. Только все просчитал,потом опять пересчитывай.В итоге по 20 минут ожидания своего хода вчетвером. Всякий интерес пропадает начисто. Обидно,потенциально то шикарная игра((

    • August 14, 2018 at 14:03

      Да… она может убить нюансами, вознёй с ресурсами и временем партии 🙂
      Поэтому чаще предпочту сыграть вдвоём.

  1. No trackbacks yet.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.