Впечатления от Mysterium
Мистериум украинских ребят из IGames продолжает покорять мир, заслуживая самые лестные отзывы от настольщиков из разных уголков планеты. Когда началась вся эта шумиха, наш местный форум был не исключением, люди тоже активно интересовались, где же достать себе копию, причём, не польскую, а именно ту, что с магическими шарами. Заказывали прямиком с Украины, с России, просили привезти знакомых.
В новогодние праздники Мистериум часто появлялся на нашем столе: играли с друзьями, с моей сестрой и её мужем, с родителями Кати. Что из этого вышло – в сегодняшней заметке.
Наше первое знакомство с виновницей статьи состоялось в мае 2012-го на выставке Игросфера, когда под руководством авторов игры и призрака Остапа (meeple.com) мы уселись разгадывать таинственное преступление. Хотя нет, вру. Началось всё на день раньше, когда Янис, из нашего местного издательства Brain Games, также принимавшего участие в выставке, подошёл ко мне и сказал: “Слушай, а ты в Mysterious Signs (рабочее название) ещё не играл, ну ту, от IGames? Это же просто бомба!”. Зная, насколько Янис разбирается в настолках, я дал себе чёткую установку эту “бомбу” попробовать. И вот, мы сыграли.
Да, принцип был знаком, но в то же время игралось довольно необычно. А главное, всем жутко понравилось. Меня прям распирало от радости за ребят. Просто мне очень импонирует, что и как они делают, и я всегда держу за них кулаки. Первой приятной ласточкой была Весёлая ферма, а теперь вот Мистериум, который, что называется, выстрелил по полной. Игра будет издана во многих странах и уже продолжительное время является завсегдатаем всевозможных топов.
А заслуга в этом замечательной идеи, которая облагородила механику Диксита разгадыванием одних карточек с помощью других. Более того, эта идея была любопытно обыграна тематически, получив предысторию и связующий сюжет. Знаете, можно паразитировать на готовеньком, выпуская всякие Имаджинариумы и Воображариумы, прикрываясь “родным” и “более дешёвым”, а можно позаимствовать задумку, добавить в неё нечто своё оригинальное и сделать, по сути, другую игру, заслужив тем самым уважение и не вызвав никаких вопросов по поводу плагиата. Но речь сегодня не об этом.
Итак, группа экстрасенсов на протяжении семи дней пытается раскрыть преступление. Очутившись в таинственном особняке, они выходят на контакт с призраком одного из бывших обитателей поместья, которого ошибочно обвинили в ужасном убийстве. Вжившись в роль немого привидения, один из игроков подсовывает остальным подсказки в виде карт с порой не очень понятными и однозначными иллюстрациями, а те, в свою очередь, работая в команде, стараются определить три стандартных для детективных настолок слагаемых “успеха” – злодея, место преступления и орудие убийства.
Комплекты из трёх карт загадываются случайным образом для каждого экстрасенса, они как бы сперва обрисовывают круг возможных подозреваемых. Как только все разгадают свои карточки, партия переходит в финальную стадию. А там уже следует определить реального преступника (выбрать один комплект), коего призрак выбирает по своему усмотрению, исходя из имеющихся на руке карт. Если игроки укладываются в семь раундов, то справедливость торжествует, и душа ошибочно казнённого обретает покой.
Первое, что бросилось в глаза, это то, как механика удачно вписалась в процесс мистического расследования. Особенно понравился момент, когда при неудаче призрак продолжает подкидывать дополнительные подсказки, а игроку требуется выстроить некий ассоциативный ряд, найти что-то общее с одной из карточек в центре стола. Причём, с каждым провалом нерадивому экстрасенсу становится проще, ведь растёт не только число намёков, но и сужается количество возможных вариантов.
Да, у особо занудных могут возникнуть некие вопросы по поводу происходящего. Допустим, почему призраку отшибло память, и зачем нужен весь этот круг подозреваемых. Но постойте. Во-первых, так будет слишком быстро и неинтересно, а во-вторых, надо прекращать искать доскональную логику в компанейской игре. Тем более, что по сравнению с другими патигеймами, Мистериум супер-логичен. Ведь экстрасенсы не только сами разгадывают тайну, но и помогают восстановить картину событий запутавшемуся призраку.
Как вы уже поняли, мне (а Кате и подавно) финальная версия понравилась не меньше пробной партии на Игросфере. По ходу дела тут и посмеяться можно, и подумать, не говоря уже о бурных коллективных обсуждениях. Разумеется, это не привычный задорный филлер, а скорей этакий трудовой патигейм. Если наблюдать со стороны, то веселья можно и не заметить – все молча сидят, что-то бормочут, призрак тяжело вздыхает. Но это обманчивая картина, потому как нередко напряжённую тишину разрывает хохот, вызываемый странным ходом мыслей игроков и неожиданными ассоциациями.
Касаемо актуальной в патигеймах требовательности к игрокам, то Мистериум в этом плане очень лоялен. Тут не надо кривляться, петь и танцевать. Активность тут заключается лишь в улавливании хода мыслей призрака и подстраивании под волну каждого из экстрасенсов. Конечно, у участников должно быть желание общаться между собой, выдвигать версии, выискивать схожие детали, проводить условные параллели. Иначе вас постигнет уныние и сплошное разочарование.
Мне довелось побывать по обе стороны баррикад – прикольно одинаково. Сыщиками проще, знай себе разгадывай, болтай и ржи. Призраком более ответственно и трудоёмко, но тоже интересно. Особенно забавно следить за метаниями игроков. Только вот большим составом подбирать всем карточки немного утомительно, поэтому я бы больше 3-4 экстрасенсов в поместье не звал.
К процессу у меня лишь одна микро-претензия: хочется вариантов усложнения определения настоящего убийцы, а то отгадывали всегда с первой попытки. Конечно, радует, что после столь напряжённых предварительных раундов всегда наступает победа, но всё-таки.
Что касается реиграбельности, то персонажей и локаций вроде бы хватает. А вот со снами ситуация, как в Диксите – в одной и той же кампании ассоциации быстро “затираются” и начинаются повторения. Хочется новых карт, да побольше. Надеюсь, авторы это учли и заранее подумали о дополнениях.
Напоследок о компонентах. Иллюстрации великолепны. Жаль, что персонажи немного выбиваются из общего стиля. Качество достойное. Порадовало наличие органайзера, “лён” на картах (хотя протекторы желательны – страдают края) и магические шары. По исполнению шары не идеальны, но придают атмосферы, да и оперировать ими удобно. Что напрашивается, так это держатели карт загаданных комплектов, такие как, например, в Мемуарах. Призрака это избавило бы от ненужной возни.
Редкая компанейская игрушка оседает в нашей коллекции, но Мистериуму это удалось. И всё потому, что тут имеется некая подоплёка хоррор-детектива, плюс процесс вызывает совсем иные эмоции, нежели Диксит. Из последнего, кстати, можно заимствовать карты для снов. Если к подобного рода настолкам у вас стойкое “фи” отношение, то вряд ли стоит пробовать. Всем остальным – сыграйте обязательно, только с правильными людьми. 8/10.
А по польским правилам играли? Там другая последовательность отгадывания (чем, где, кто) и последние раунды играются так же: убийца выбирается случайным образом и каждый день можно добавлять карты.
В любом случае, соглашусь, что игра обалденная. Настоятельно рекомендую попробовать. Даже, если вы не очень общительны, то тут придётся находить общее решение. Сегодня попробую в группе “простых” любителей игр.
После лагеря мы заказали аж 13 копий прямо от польсокго производителя – все хотели себе коробочку. Но себе попросил привезти из Питера.
Просто интересно: в Риге есть в продаже?
Единственное, что – это не традиционный кооператив, на мой взгляд: тут действия одного не влияют на действия другого, как в обычных. Да, можно послушать другого и ошибиться. Но это уже совсем другая тема 🙂
По польским не играли, но слышал, что они немного отличаются.
Отчёт твой читал, про мини-Эссен и коллективный заказ 🙂
В Риге нет, мне из России слали. Знаю, что ещё прямиком с Украины некоторые заказывали.
Я столько пела дифирамбов игре у себя и везде, что понятно, что я её очень люблю. И до сих пор с большим удовольствием играю, особенно когда не хочется чего-то сложного, под вино или кальян 🙂
И да, ну очень хочется новых карточек снов и даже персонажей с комнатами. В коробку базы, правда, больше карт не поместится, это заранее печаль. Пробовали вводить карточки от Диксит — не пошло у нас, слишком они “добренькие” для такой темы %))
Мне помнится, что в третьем дополнении к Дикситу были довольно злые карточки. Может, они впишутся.
Мы его и брали, только мы не додумались смешать с основной колодой Мистериума, а только третьим дополнением играть не получилось.
Мне всё хочется сыграть призраком, да что-то никто не приносит Мистериум на игрульки.
Конечно, всем хардкор подавай, да новинки.
Мы как раз в последнее время наоборот – всё по старенькому да по простенькому. Уже до игр 2004-го года дошли. 🙂
У нас не пошла. Я заколебался призраком давать подсказки, сыщики заколебались ковырять в носу и угадывать прямые намёки))
Просто праздное любопытство: а почему в этом году многие заметки называются “Впечатления от…”? Раньше были “обзоры” или название игры + некие комментарий 🙂
Хм… особо не задумывался, просто так получилось. Наверное, потому, что, во-первых, на последние игры писал когда-то превьюшки с подробным описанием (в этих статьях правила упомянуты вскользь), а во-вторых, не нужно придумывать заголовки, в чём я не силён 🙂
органайзер отстойный
органайзер отличный
Органайзер нормальный: чуть бы пожестче материал и поглубже вырезы для карт – и цены бы ему не было.
а где можно его купить?
В Лудо (теперь Brain-Games) есть точно, с переводом правил на рус. и лат.
И даже в “Jāņa Rozes grāmatnīca” есть вроде.
Brain-Games хотела купить но у них все закончились 😦
Jāņa Rozes я вроде не смотрела.
Раскупили значит в Brain-Games всё. И это понятно, на праздники у них там аншлаг. Можно спросить у них, когда ещё появится.
Или заглянуть в Jāņa Rozes. На их сайте есть.