Главная > Patchwork > Patchwork – кружок кройки и шитья

Patchwork – кружок кройки и шитья

Я уже как-то упоминал Patchwork в пост-эссеновском отчёте. Тогда игра очень приглянулась Кате, но заполучить копию нам не удалось, так как все коробки быстро раскупили. А буквально на днях Кате привалило счастье. Наши старые знакомые Дима (или sputnik1818 на Тесере) и Оля, посетившие Ригу в рамках своего мега-тура по Европе, привезли нам в подарок чешскую локализацию (игра полностью языконезависима) и бонусом ещё одну мини-игрушку Окийя.

Катя была просто в восторге, да и мне было интересно поближе познакомиться с Patchwork, ведь её автором выступает не кто иной, как повелитель громоздких и комплексных ферм Уве Розенберг. Посмотрим, ждёт ли нас обычный абстракт или нечто большее.

В компактной коробке ютятся планшеты, тетрисоподобные тайлы, жетончики пуговиц и несколько деревянных фишек. Сам игровой процесс можно описать одним предложением: два участника соревнуются в вышивании одеяла размером 9х9 клеток с помощью лоскутов, приобретённых за монеты-пуговицы. Эмм, звучит не шибко привлекательно, но подождите! Вспомним, кто автор. Конечно, чтобы пошить одеяло, нам не придётся разводить и стричь овец, но кое-что любопытное тут имеется.

Начну с темы. Она девчачья и забавная, пусть даже я практически её не ощутил. Было чувство, что я просто играю в какую-то продвинутую версию тетриса. Но всё же эта пуговично-лоскутная мишура всяко лучше выкладывания безликих фигур. В общем, надеяться на ярко выраженную тематику не стоит, как и бояться того, что вам выдадут иголки и нитки. Да, в итоге у вас получается нечто похожее на пёстрое стёганое одеяльце, но не более того. Недаром Patchwork победила в категории «Лучшая абстрактная игра за 2014 год» по версии пользователей BGG.

Ещё дальше от темы нас уводит занятная экономическая модель. Чтобы лучше её представить, придётся немного окунуться в правила.

Начинается всё с того, что в центр стола помещается трек времени. На его стартовую позицию кладутся маркеры игроков, а на специально отведённые места – кожаные заплатки.

Затем вокруг случайным образом выкладываются тайлы, после чего рядом с самым маленьким лоскутом ставится нейтральный болванчик. Каждому игроку выдаётся по планшету и пять пуговиц.

В кои-то веки игроки ходят не по очереди. Действует всегда тот, кто отстаёт на треке времени. Возможности две: либо купить и пристроить один из первых трёх тайлов, расположенных перед болванчиком, заплатив за это пуговицами и драгоценными минутами; либо перешагнуть оппонента на треке времени и получить по одной пуговице за каждое пройденное деление.

Как видно, в игре две основные валюты – пуговицы и время. Причём, между ними существует хитрая взаимосвязь. Купленные лоскуты – это не только способ, как избавиться от штрафных очков (в конце игрок теряет по 2 ПО за каждую пустую клетку). На многих тайлах нарисованы пуговицы, приносящие доход каждый раз, когда маркер пересекает специальное деление на треке. Что касается времени, то на задание у игроков чуть более пятидесяти единиц. За этот отрезок нужно успеть заложить как можно больше клеток на своих планшетах и заработать как можно больше пуговиц, ведь пуговицы и есть победные очки.

Данная связь заставляет напрягаться и оценивать выгодность каждого потенциально приобретённого лоскута, взвешивая его сразу по нескольким параметрам: по ценности в пуговицах и времени, по форме и количеству заложенных клеток и по доходности в свете оставшихся «пуговичных» делений, за которые полагаются выплаты. Но пугаться не стоит, математика тут проста, другое дело, что в размеренные вычисления постоянно вмешивается соревновательный момент. Наличие оппонента, гонка за лакомыми кусками ткани и необходимость налаживания пуговичного движка делает выбор действительно занимательным.

В начале партии, когда пуговиц пришито ещё совсем мало, с наличкой возникают проблемы. Да и банально может не везти, ведь перед болванчиком могут оказаться слишком дорогие тайлы. Для разгона придётся прибегать к получению дохода за обгон оппонента. Но такой тратой времени впустую (то есть без пришивания лоскутов) увлекаться не стоит. Желательно как можно быстрей встать на эффективные рельсы, при которых пуговиц на руках будет хватать до следующей выплаты.

Со всей этой экономикой чуть не забыл про созидательную часть. Сшить красивое одеяло – та ещё головоломка. Перед партией желательно окинуть взглядом все лоскуты, а по ходу дуэли внимательно следить за оставшимися кусками, чтобы не попасть впросак. Будет печально, если при наличии достаточного числа пуговиц вам не удастся пристроить тайл лишь по причине его неподходящей формы.

Ещё следует помнить о пяти кожаных заплатках, которые можно получить, перешагнув соответствующее деление на треке времени. Заплатки помогут закрыть дополнительные клетки, но главное – залатать единичные дырки. Так будет проще заработать бонус в 7 ПО за полностью закрытый участок 7х7.

Несмотря на то, что оппоненты погружены в свои планшеты, взаимодействие тут имеется. Разумеется, косвенное. Выражается оно в двух моментах. Во-первых, передвигая нейтральную фишку, можно пытаться увести соперника от лакомых тайлов. Во-вторых, задают темп партии и влияют на очерёдность хода тоже сами игроки. Кстати, и тут можно лопухнуться. Если купить дорогущий лоскут и убежать по треку времени далеко вперёд, то соперник сможет спланировать подряд две или более покупки и тем самым эффективно застроить свой планшет.

Как видно, игра хоть и маленькая, но даёт серьёзную пищу для размышлений. Я не хочу сказать, что под всеми этими пуговицами и одеялами Уве снова замаскировал мозголомного математического монстра. Нет! Просто заостряю внимание на элегантность внедрённых денежно-временных операций и интересности выбора. На протяжении партии в голове нередко будут возникать следующие мысли: взять ли мне этот большой лоскут без пуговиц или вложить в тот поменьше, но с пуговицами; смогу ли я этой покупкой дотянуться до следующей выплаты; стоит ли мне гнаться за бонусом, поможет ли мне это кожаная заплатка т.д.

Осознание удачной стратегии может прийти не сразу, но оно обязательно придёт, особенно, после того, как вы потратите впустую несколько ходов и посчитаете свои жалкие очки. Если в общих чертах – в начале партии нужно стараться покупать не самые дорогие тайлы с пуговицами, а потом, после раскрутки дохода, налегать на те, что требуют меньше времени, дабы максимально застроить планшет.

Что ж, мастер выдал действительно приятный абстракт, сдобренный изящной механикой и своими фирменными штрафами (можно даже в минусы уйти).

Тема сделает Patchwork отличным подарком рукодельнице жене, подруге, маме или бабушке, а отнюдь не поверхностный процесс позволит получить удовольствие и опытному игроку. Оригинально, быстро (15-20 минут) и есть, над чем подумать. Плюс, мне всегда нравились «временные» механики. 7,5/10.

Реклама
  1. Май 13, 2015 в 02:04

    Вот спасибо, очень оперативно!
    И все же — математика под одеялом 🙂 Но мне это нравится. А уж супруге и подавно должна приглянуться такая милая дуэлька.
    Нашел на Philbert за недорого, так что жму кнопочку заказа и жду пошива.

    • Май 13, 2015 в 09:35

      Не за что, потом черкни, пошла или нет.
      На Philbert цена нормальная, но чешская локализация была вкуснее — всего 12 EUR 😉

    • Май 13, 2015 в 17:41

      Не знала, что игра совсем языконезависима, поэтому просто увидела, что английской версии на Philibert нет, и не стала заказывать в своё время, эх %)

  2. _GrAnd_
    Май 13, 2015 в 08:51

    Я бы ещё добавил два момента. Во-первых, игра занимает не так уж мало места для абстракта на двоих. Во-вторых, результат после окончательного подсчёта может удивить. Зачастую при кажущемся очевидном победителе итог противоположен ожиданию.
    И ещё. У игры есть один минус — она строго на двоих! На БГГ есть обсуждение, можно ли играть вчетвером двумя комплектами, но я боюсь даже представить, сколько места займёт такая раскладка.

    В игре есть маленькая хитрость для победы. Желательно отхватить в самом начале тайл с двумя пуговицами, пусть даже с большим временем и кривой формой. Потом это окупится — 2х9=18. Правда, не всегда так тайлы складываются. Но если даже и повезёт, и такой замаячит на пути, то кто ж тебе его отдаст? 🙂

    • Май 13, 2015 в 09:32

      Какая ж это хитрость, это правильная стратегия — вначале вкладываться в тайлы с пуговицами. Но только не в самые дорогие. Место — да, я всё никак не могу с первого раза разложить все куски, приходится несколько раз расширяться. Надо travel edition!

      Мне, кстати, с каждой партией игра всё больше нравится. Есть в ней что-то такое, тот же загадочный счёт, например 🙂

      • _GrAnd_
        Май 13, 2015 в 22:14

        Кстати, у меня один раз получилось оставить только один квадратик незакрытым! Правда, это было давно, сейчас уже играем жёстко. Хорошо, если восемь останутся, а то и хуже бывает.

        • Май 13, 2015 в 23:05

          У меня восемь пока минимум. Кстати, ещё один плюс — можно бить рекорды.

  3. Tikoshka
    Май 13, 2015 в 10:47

    Хочу, хочу! Спасибо! Как же вовремя! Как раз буду скоро в Праге, может, удастся и себе купить экземпляр. Подскажи, пожалуйста, какая ширина одного квадрата? Как-то я всегда по фотографиям ошибаюсь в оценке размеров (считаю, что компоненты больше, чем они есть на самом деле).

    • Май 13, 2015 в 13:55

      Эмм, ты имеешь в виду ширину клетки поля игрока? Или всего поля?
      Вечером до игры доберусь, напишу.

      • Tikoshka
        Май 13, 2015 в 15:45

        Ширину клетки. Хотя на деле мне без разницы — по одному числу можно прикинуть второе 🙂

        • Май 13, 2015 в 23:02

          Клетка — 2 см, поле целиком — 19 см!

        • Tikoshka
          Май 14, 2015 в 19:58

          Спасибо!

  4. Май 13, 2015 в 17:42

    Спасибо за оперативный обзор, наслышана об игре, и все только хорошее говорят

    • Май 13, 2015 в 23:03

      Бери! Если не понравится, можно подарить кому 😉

  5. Май 13, 2015 в 21:36

    Игра изящная!
    Математика+тетрис поданные мегакрасиво

    • Май 13, 2015 в 23:07

      Когда будет твой отчёт? Еще и по Роллу и Last Will.

      • Май 13, 2015 в 23:27

        А зачем:)
        Твой почитаю
        Roll крутая, дорогая, массивная. Last Will очень понравился Оле (давно она так игру не хвалила).

        • Май 14, 2015 в 16:06

          Как зачем? Всегда интересно почитать развёрнутое мнение об играх, которые самому нравятся. Плюс — дополнительный пиар классных игр на Тесере 😉

        • Yushin
          Май 15, 2015 в 08:41

          Девочкам нравится тратить деньги 🙂

  1. Май 13, 2015 в 19:36

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s