Home > La Granja > La Granja – предприимчивые фермеры Мальорки

La Granja – предприимчивые фермеры Мальорки

Ох, долго я ждал La Granja. После заочного прочтения правил возлагал на игру большие надежды, так как в ней присутствует одна и моих любимых механик – использование карточек разными способами. И вот, благодаря издателю Stronghold Games, напечатавшему-таки огромный англоязычный тираж, заветная коробочка оказалась у меня.

Разумеется, мы не стали откладывать знакомство в долгий ящик, а принялись засеивать поля сразу же, как распаковали новинку. На данный момент отыграно уже три партии, а значит, пора поделиться впечатлениями.

В игре мы будем заниматься облагораживанием фермерских угодий на Мальорке. Цель – превратить небольшие сельскохозяйственные участки в процветающий регион, который будет именован La Granja (что хоть и звучит гордо, но в переводе с испанского означает просто «ферма»). Помимо копания в собственном огороде, игрокам придётся доставлять различные товары в близлежащую деревушку, стараясь быстрее других удовлетворить потребности местных жителей и ремесленников.

La Granja – игра довольно комплексная и специфическая. Несмотря на тематику, развитие в ней не самое главное. В первую очередь – это своеобразная гонка на доставку товаров, в которой игроку поможет не только обустройство собственной фермы, но и умелая купля/продажа, а также своевременное преобразование одних ресурсов в другие. Процесс подразумевает тщательное планирование с оглядкой на непредсказуемость кубиков дохода и пришедших на руку карт.

Компонентов тут не очень много, это вам не Agricola и, тем более, не Caverna. Так что прямоугольная коробка спокойно могла быть вдвое тоньше, как, например, у Пандемии. Набор привычный: центральное поле, планшеты игроков, деревянные фишки, кубики и горсть жетонов. Самое главное тут – это 66 уникальных карт ферм, которые можно использовать четырьмя разными способами.

Подготовка к партии заключается в том, что игроки берут по планшету фермы, набору фишек собственного цвета и четыре жетона транспортировки. На центральное поле выкладываются бонусные жетоны кровли и рынка, а на серые участки рядом с каждым ремесленническим зданием по одному очку. Далее трижды бросается кубик, по которому три из шести зданий временно закрываются (на них тоже кладётся по очку). В завершение каждый берёт себе четыре карты, 1 монету, 1 ПО, 1 товар для обмена и помещает по одной фишке на одно из мест в центре рыночной площади. При игре вдвоём и втроём крайние гексы рынка не используются (мы для удобства отмечали это лишними фишкам).

Партия длится 6 раундов, которые поделены на 4 основные фазы: фермы, дохода, доставки и подсчета очков.

В первой фазе игроки решают, как распорядиться картами ферм. Их можно подложить под одну из четырёх сторон своего планшета и получить соответствующие плюшки. Сыграть можно одну карту (в первом раунде две).

Если расположить карту слева, то получится поле пшеницы, винограда или оливок.

Если подсунуть карту сверху, то она станет торговой повозкой с товарами, которые необходимо доставить на рынок.

Если разместить карточку справа, то это будет улучшение, увеличивающее доход, лимит карт в руке, число платных доставок или мест для содержания хрюшек.

Ну а ежели карточка располагается внизу планшета, то она становится помощником с полезным свойством.

Три из четырёх способов применения карт абсолютно бесплатные, только улучшения требуют сброса определённого числа ресурсов.

После розыгрыша карт игроки получают доход. За него отвечают приобретённые жетоны рынка и улучшения. Далее происходит созревание урожая и размножение скотинки. Это означает, что все поля заполняются соответствующими культурами, а у свиней происходит пополнение в семействе, но только, если их две или больше, и на ферме имеется свободное место.

Стоит отметить, что все ресурсы и товары в игре отмечаются одинаковыми маркерами своего цвета. Чем является та или иная фишка, зависит от её места на планшете игрока и центральном поле рынка.

В конце фазы фермы игроки могут приобрести по жетону кровли. Они красивенько располагаются на центральной усадьбе и не только дают одноразовые бонусы, но и приносят дополнительные очки.

С каждым раундом кровля дорожает в независимости от плюшек, а всё потому, что с каждым новым жетоном растёт и награда в очках. Кстати, жетончики кровли ещё и являются таймером партии. Текущий раунд можно легко определить по самой правой пустующей стопке.

Переходим к фазе дохода. Тут в ход идут шестигранники. Число кубиков на партию обуславливается количеством игроков (их должно быть на три больше). Первый игрок бросает кубы и выставляет их слева от поля в соответствии с выпавшими значениями. Затем все по очереди берут по одному кубику, кладут его на свой планшет на специально отведённое место и сразу же выполняют указанное действие. В итоге каждому достаётся по два кубика, а действие с последнего выполняют все.

Кратко о доступных действиях. Если использовать «1», то можно разжиться на свинью; если «2» – разыграть/добрать карту фермы или взять одну оливку, пшеницу, виноград; если «3» – получить две разные культуры; «4» – взять 4 монеты; «5» – бесплатно улучшить товары и продвинуться по треку отдыха (сиесты), «6» – выполнить одну транспортировку или взять 2 монеты.

Касаемо отдыха и улучшенных товаров. Трек отдыха отвечает за порядок хода и приносит дополнительные очки в конце раунда. Улучшенные товары – это еда, масло и мясо. Их можно получить из соответствующих базовых ресурсов.

Стоимость преобразования и что из чего можно получить указано на планшете игрока. Там также написано, за сколько можно купить или продать тот или иной базовый ресурс и во что конвертировать товары для обмена. Все эти операции можно выполнять в любой момент своего хода. К слову, это один из основных аспектов игры, так как в условиях жёсткой гонки часто приходится укомплектовывать заказы именно за счёт покупки и платных улучшений. Ещё это позволит реагировать на выкрутасы кубиков, пришедших карт и ситуацию на рынке.

Вот мы и добрались до ключевого источника победных очков – фазы доставки. Для доставки товаров используются жетоны транспортировки (помните, в начале игры каждому выдавалось по набору). В каждом раунде игроки тайно выбирают по одному такому жетону, вскрывают и в порядке очереди разыгрывают. На жетонах имеется два значения: отдых (от 1 до 3) и ослы (от 1 до 4). К примеру, если игрок выложил жетон на 1 отдых и 3 осла, то он продвигает свой маркер по шкале сиесты на одно деление вверх и может перевезти до трёх товаров. Дополнительные очки транспортировки игроки могут докупить согласно своим улучшениям.

Использованные жетоны транспортировки откладываются до лучших времён, в следующем раунде выбирать их уже нельзя. Весь набор вернётся в руку, только когда у игрока останется последний жетон.

Товары игроки везут со своих полей и хранилищ. Доставлять можно либо на повозки (карты, подсунутые сверху), либо в здания ремесленников на центральном поле. На этом зарабатывается львиная доля победных очков.

В случае заполненной повозки игрок тут же получает товар для обмена и указанные очки. Затем он помещает свою фишку на центральное поле на любой из гексов с цифрой, равной очкам за только что осуществлённую доставку. После этого он проверяет соседние клетки и убирает все фишки соперников с соседних мест с меньшим значением, получая по очку за каждую. Такой вот «царь», а скорее «вышибала рынка» получается.

Если игрок осуществляет поставку в одно из зданий ремесленников (заполняет ряд полностью), то он помещает свой маркер рядом и получает очки согласно текущему раунду и берёт себе один из бонусных жетонов рынка, лежащих напротив данного здания. Жетон приносит выгоду сразу же, а потом ещё и всю оставшуюся партию. Это может быть дополнительная транспортировка, продвижение по треку сиесты, монеты, товар для обмена, любой ресурс или дополнительные очки. Если игрок первым заполнил ряд в здании, то он берёт бонусное очко и открывает одну из лавок, заблокированных в начале игры, за что снова получает 1 ПО.

В последней фазе всем полагаются очки за присутствие на рыночной площади (по 1 ПО за каждую фишку) и согласно положению маркера на треке отдыха.

По завершении шестого раунда игроки переводят все оставшиеся ресурсы в монеты (продвинутые товары и всё, что осталось на полях обменять на деньги не получится), конвертируют их в очки по курсу 5 к 1 и прибавляют к уже имеющимся очкам, заработанным по ходу партии. Самая успешная ферма получает титул La Granja!

Впечатления

Сперва неоднозначные, потом сугубо положительные. Но обо всём по порядку. Если присмотреться, то авторы понавыдёргивали механик из разных игр и, умело скомпоновав их в единое целое, сделали свою. Плохо ли это? Только в том случае, если во время партии вас не будут покидать мысли о плагиате. Но лично я не задумался об этом ни на секунду. Результат получился достойным и, так сказать, с характером.

То, что некоторые элементы позаимствованы, ребята даже не скрывают. И даже больше, честно упоминают об этом в конце правил, подробно расписывая источники своего вдохновения. Допустим, механика распределения кубиков дохода взята из неизданной игры Матиаса Крамера под названием Arriba, от Glory to Rome Карла Чудыка тут возможности применения карт и подсовывание их под планшет, размещение фишек на площади рынка и выбивание соперников перекочевало из игры Luna. Авторы также упоминают, что в создании La Granja своими консультациями и советами им здорово помогли такие именитые дизайнеры, как Штефан Фельд и Уве Розенберг. Как мне кажется, одобрение таких грандов уже само по себе дорогого стоит.

В общем, такой необычный и честный подход как-то располагает и настраивает на дружественный лад. Более того, само отношение к потребителю выше всяких похвал – авторы молниеносно и часто с юмором отвечают на любые вопросы касаемо правил, привязки той или иной механики к теме и т.д.

А теперь посмотрим, чем же La Granja отличается от других “ферм”. Честно – почти всем. Не ждите от игры Агриколы с её накопительством и развитием. La Granja – это тесная гонка на выполнение заказов, эффективную экономику и комбинации помощников/бонусов. Коробка с чудесным сельским домиком, покрытым такой же чудесной зеленью, нагло врёт. За деревьями скрываются отнюдь не богатые сельскохозяйственные угодья с кучей построек, за ними прячутся снующие туда-сюда торгаши, занимающиеся спекуляцией и эксплуатацией бедных осликов.

Получается, что те, кто любит постепенное развитие под девизом “всего, да побольше”, могут разочароваться. Зато игра придётся по вкусу тем, кто любит свободу.

Свобода тут проявляется во многом. В возможности в любой момент купить/продать/улучшить то, что тебе необходимо. В способах розыгрыша карт фермы (причём, почти все они бесплатные). Хочешь оливковое поле – да, пожалуйста; нужен помощник – бери, дорогой. Более того, на полях всё растёт само, а помощники не требуют ни еды, ни зарплаты.

А ещё свобода касается альтернативных путей получения ресурсов и выполнения определённых действий (доставка, розыгрыш карты). К примеру, один и тот же товар можно добыть кучей способов: с фермы, покупкой, обменом, за кубик дохода, благодаря рабочему или через жетон рынка/кровли.

Тех, кто любит выверенный баланс, игрушка тоже не разочарует, а местами даже и удивит тем, насколько баланс идёт в разрез с логикой. Каждое правило, каждый нюанс, каждый жетончик и циферка продуманы с оглядкой на уравнивание стратегий. Тут не получится оторваться от соперников благодаря какому-нибудь хитрому ходу. К финишу все придут с очень близким результатом, причём, с опытом этот результат будет чуточку расти. В общем, не только соперничество, но и собственные рекорды будут подстёгивать к максимизации количества победных очков.

Да, поначалу некоторые ограничения и правила вызывают смятение. Почему жетоны кровли дорожают, а бонусы остаются такими же? Почему количество очков за поставки в здания на рынке зависит от текущего раунда? Почему нельзя продать продвинутые товары и ресурсы с полей? На то, чтобы освоиться и обмозговать все эти несуразности, хватает и половины партии. Ты постепенно успокаиваешься, понимая, что с каждой новой кровлей ты можешь получить больше очков. Что бонусный жетончик рынка, полученный в первых раундах, принесёт гораздо больше выгоды, чем, приобретённый ближе к финалу. Что игра не про то, как засеять гектары оливками или забить погреб вином, а про удовлетворение конкретного спроса.

Что касается логичного вопроса, что выгоднее, заполнять повозки или поставлять товары в ремесленнические лавки, то тут однозначного ответа нет. Повозки – это товары для обмена, сиюминутные очки за вышибание соперников с поля, а также долгосрочные инвестиции, ведь в конце каждого раунда фишки на рынке тоже приносят ПО. Здания же – это мощные бонусы жетонов рынка, большие очки в конце и дополнительные ПО за разблокировку других зданий и первопроходство. В принципе, в этом и заключается смысл игры – оценить ситуацию и выжать из неё максимально возможные очки. Для меня это самое интересное и увлекательное – идеально спланировать доставки и осуществить их в самый подходящий момент.

В La Granja немного порадуются и любители прямого взаимодействия, постоянно жалующиеся, что в евро его не достаточно. Не скажу, что изгнание соперников с рынка, представляющего собой схематичную сетку из гексов, добавляет игре шарма, но как дополнительный нюанс, о котором стоит задуматься при выборе повозки и момента её заполнения, эта фишка работает здорово, особенно при игре втроём-вчетвером.

Ещё хочется сказать пару слов об оформлении. Читал много отзывов о том, что оно скудное и бледное. Ну, не знаю. По мне так, наряду с Viticulture, La Granja – одна из самых милейших настолок на сельскохозяйственную тематику. Тут настолько бережное отношение к деталям, и всё такое аккуратненькое и удобное, что глаз радуется. Разве что рыночную площадь можно было получше нарисовать.

Если говорить об удобстве, то подсовывание карточек под планшет абсолютно не напрягает, особенно, когда видишь результат. А вот манипуляции с фишками, которые необходимо часто двигать с поля в хранилище, с хранилища на повозку, возни добавляют. Решение интересное, но однозначно менее наглядное, чем обычные ресурсы разного цвета. Ещё расстраивает необходимость постоянно разменивать очки, их можно было и побольше положить.

Игра хорошо идёт как вдвоём, так и вчетвером. Единственный момент в пользу большой компании – это более живая борьба на рыночной площади. Кстати, многие хвалят соло режим (да и на коробке стоит гордое “1-4”), но я его не пробовал.

La Granja относится к тем играм, в которых осваивать правила нужно на практике. После прочтения многое не укладывается в голове и вызывает недоумение. Правда, после двух-трёх раундов всё устаканивается. Памятка по структуре раунда и кодировка действий/бонусов по цвету очень помогают и облегчают понимание происходящего. К слову, в комплекте помимо книги правил имеется отдельный альманах по всем карточкам фермы с пояснениями. Это здорово, но к сожалению, многие помощники всё равно вызывают вопросы. Благо ответы на них можно найти на BGG.

Что ж, игра оказалась несколько другой, чем я думал, но всё равно очень понравилась. Уж больно порадовали меня эти хитрые доставки и разные мини-стратегии за счёт помощников. Но посоветовать всем и каждому не могу. Просто может случиться так, что все эти товарно-денежные отношения не принесут удовлетворения и отпугнут монотонностью, а доля облагораживания своей фермы покажется недостаточной. Кроме того, порядка двух часов на партию и необходимость тщательно всё планировать и переваривать множество факторов указывает на то, что перед нами забава скорей для опытных настольщиков. Короче, нужно быть уверенным, что помимо вас найдётся ещё пара человек, готовых посоревноваться за звание лучшей фермы на Мальорке. А я пока поставлю твёрдую 8/10 с вероятностью небольшого повышения.

  1. August 3, 2015 at 07:08

    Спасибо за обзор! Оформление мне очень нравится, и я в полном восторге от… не знаю как сказать… от интерфейса, что ли. Все так продумано и удобно выглядит! Просто глаз радуется.

    • August 3, 2015 at 10:20

      Не за что! А я тем временем поднял оценку ещё на 0.5. С опытом даже интересней становится. И быстрей. Последняя партия на троих заняла полтора часа где-то.

      • August 3, 2015 at 13:24

        а старым играм, к которым остыл, не снижаешь со временем оценки? 😉
        у меня так список на BGG постоянно колеблется туда-сюда (в соответствии с тамошней подсказкой по цифрам).

        La Granja по внешнему виду напоминает “Замки Бургундии”. про это ничего нет в правилах? 🙂

        • August 3, 2015 at 15:05

          Обязательно! Где-то раз год пересматриваю оценки, или между делом, когда на глаза попадаются.

          Напоминает не случайно, художник один и тот же – Harald Lieske 😉
          Друзья тоже сразу сказали, что на Замки уж очень похоже местами.

  2. _GrAnd_
    August 3, 2015 at 22:04

    Дааа, полная эклектика.

  3. error111
    August 7, 2015 at 01:25

    Спасибо за обзор. Все думаю заказывать или нет. После прочтения сдвинулся еще на один шаг к “заказывать”.

    • August 7, 2015 at 14:16

      Не за что!
      Я безповоротно подсел на эту игру, поэтому от покупки отговаривать не стану 🙂

  4. January 21, 2016 at 12:18

    Попробовал и на удивление игра не слабо зацепила. Хотя изначально был скептически настроен – немного отталкивало “замкобургундиевское” оформление. Но решил для себя, раз Замки несмотря на арт мне нравятся, почему же La Grange тоже не дать шанс? И не прогадал! Вообщем, спасибо тебе за то что “уговорил” своим обзором 🙂
    Что любопытно, на моей памяти La Grange – это чуть ли не единственная игра в которой дополнительные/свободные действия являются чуть ли не важнее основных/обязательных. Во всяком случае, соль игры и ключ к победе точно заключаются в этих свободных действиях и это очень свежо и необычно.
    Кстати “ушей” других игр, о которых авторы сами пишут в правилах, я не заметил, вернее, что-то заметил, но вот вторичности не почувствовал. Может потому-что идея с картами обыграна, как по мне, даже более элегантно чем у Чудыка, а с остальными играми из “списка заимствования” я не пересекался, а может потому-что эти самые заимствования очень гармонично и элегантно переплетены таким образом, что мысли о плагиате совсем не приходят в голову.
    Как итог, классная игра и ещё раз спасибо за обзор!

    • January 21, 2016 at 12:25

      Упорно пишу La Granja как La Grange 🙂
      Получается практически – гранж.
      Наверное Курт Кобейн из подсознания шлёт приветы 🙂

    • January 21, 2016 at 13:29

      Рад, что тебе понравилась игра 🙂
      Честно говоря, удивлён, почему так мало о ней говорят. Я пиарю её, как могу! Вот Нюсечка недавно тоже хвалила, но это лишь крупицы восторгов, которые заслужила La Granja :Р
      На мой взгляд, это одно из лучших и увлекательнейших евро с тесной конкуренцией и взаимодействием.
      Насчёт дополнительные/свободных действий абсолютно согласен. Интересно, что обычно я не люблю такое, а тут это работает просто замечательно.

  1. No trackbacks yet.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.