Home > Mombasa > Mombasa – а в Африке акции вот такой вышины

Mombasa – а в Африке акции вот такой вышины

Ещё где-то год назад я знать не знал, кто такой Александр Пфистер, а теперь я чуть ли не его фанат. Посмотрим, что он напридумывал в своей самой комплексной на данный момент игре Mombasa.

В Mombasa четыре промышленные компании пытаются оторвать свой лакомый кусок от колониальной Африки, а игроки, взяв на себя роль корыстных инвесторов, им в этом помогают. Цель игры – заработать как можно больше денег (очков) на торговле алмазами, бухгалтерских махинациях и приобретении акций этих самых компаний.

Игровое поле представляет собой Африканский континент, окружённый с четырёх сторон ещё не построенными торговыми постами ранее упомянутых компаний. Обрамляют поле треки, каждый из которых закреплён за одной конкретной компанией. Треки отвечают за число акций, находящееся во владении игрока, а также указывают на дополнительные бонусы, которые можно получить, дойдя до определённых отметок.

За переход одних делений придётся платить (типа дополнительное вложение в капитал), а другие, наоборот, приносят дивиденды, причём, всем игрокам и каждый раз, когда кто-либо до них добирается. Кстати, треки двусторонние и выкладываются они абсолютно случайно, меняя привлекательность компаний и повышая вариативность партий.

Водное пространство Атлантического океана стало местом для рынка карт действий. Сюда карточки докладываются каждый раунд, заполняя освободившееся ячейки. На востоке от континента находятся локации под фишки рабочих. Ну, и наконец, сверху расположился счётчик раундов, под которым красуются жетончики книжек, необходимые для “прокачки” бухгалтерии.

Каждому игроку вручается набор карт действий, бонусные диски (они же фишки рабочих) и планшет, на котором изображены два трека: алмазный и бухгалтерский. В нижней части планшета имеются слоты под карты действий, а в верхней – под их сброс.

Последний штрих подготовки – выбор стартовых жетонов из двух случайных. На жетоне помимо первой книжки указаны три карты действий, которые сразу же помещаются над планшетом, причём, каждая идёт в свой отдельный сброс. Ещё там отмечено, на треке какой компании (а иногда и на алмазном) игрок двигает свой маркер вперёд.

Партия длится семь раундов. Они отмечаются монетками, которые снимаются с текущего раунда и кладутся под жетоны книжек. Затем начинается фаза планирования. Игроки тайно выбирают карты действий и выкладывают их лицом вниз в свободные слоты под своими планшетами. В первых раундах доступных слотов всего три, но позже, перейдя определённые отметки на бухгалтерском и алмазном треках, можно “отлочить” ещё по одному.

Выбрали карты? Вскрываемся! Теперь, начиная с первого игрока и по очереди все выполняют по одному действию (разыгрывают карту/-ы или выставляют фишку рабочего), пока не спасуют.

Карт действий четыре типа: товары (хлопок, бананы, кофе), экспансия (шапка), персонажи (бухгалтер, торговец алмазами) и акции (акции также встречаются на картах остальных типов). В центре карты указано свойство, внизу справа – стоимость.

Товары. За них можно покупать новые карты (по сути, более сильные вариации стартовых) и двигаться по трекам компаний. Циферки обозначают и виртуальную валюту, и число делений, на которое перемещается маркер. Продвижение по трекам компаний это не только “прокачка” акций, но возможность получить доступ к очень вкусным дополнительным действиям или постоянным свойствам.

Экспансия. Позволяет выставлять на поле торговые посты компаний. На каждой территории может находиться лишь один домик. Каждый новый пост ставится на соседнем свободном участке с ранее выставленным. Если участки разделяет тонкая линия, то постройка обойдётся в одно очко экспансии, если жирная – в два. Прогонять фишки других компаний не возбраняется, за это придётся доплатить ещё одно очко. Снятые таким образом домики возвращаются на “базу”, что теоретически может снизить стоимость акций.

Причём тут акции? Дело в том, что так аккуратно фишки сложены не спроста – под некоторыми из них скрываются монеты, которые и обозначают стоимость одной акции данной компании. Чем больше монет открыто, тем выше цена.

Что касается символов на участках поля, то это бонусы, которые тут же получает игрок при выставлении домиков (монеты, очки бухгалтерии, продвижение по треку компании и т.д.).

Торговец алмазами. Самое простое действие, за которое двигаем маркер по алмазному треку на указанно число делений. Более продвинутые торговцы приносят дополнительные алмазы за торговые посты на участках с шахтами или за других торговцев, сыгранных в текущем раунде.

Бухгалтер. Самое мудрёное действие. Помните очки бухгалтерии, которые встречаются на территории Африки? Так вот, их игроки могут менять либо на монеты, либо на жетоны книжек. Книжки выкладываются змейкой на бухгалтерском треке, и чтобы по ним продвинуться, необходимо сыграть карточку бухгалтера. Но не всё так просто – перескочить можно только те жетоны, требования которых выполнены. Требования указаны сверху – это карты, которые должны лежать в зоне действий игрока. Понимаю, чёрт знает что. Поэтому рассмотрим на примере.

Допустим, ранее я заполучил три жетона книжек: на одном 2 хлопка и 1 банан, на другом 3 банана, а на третьем 2 хлопка и 2 банана. В зоне действий у меня три карты: 2 банана, 2 хлопка и бухгалтер. Активировав последнего, я сперва получаю возможность за 2 монеты перевернуть одну книжку, условия которой я не хочу или не могу выполнить. Я решаю перевернуть вторую книжку (не хватает одного банана). А вот теперь я двигаю фишку чернильницы, останавливаюсь на третьем жетоне (бананов и хлопка у меня достаточно) и тут же получаю награду, указанную в нижней части данной книжки (2 монеты). Ещё в конце действия бухгалтер даёт некоторое число “синих” очков, за которые можно разжиться новыми книжками.

Механика жутко увлекательная, потому что заставляет планировать не только карты действий на текущий раунд, но и череду книжек с более-менее одинаковыми условия, чтобы одним махом совершить прыжок по треку.

Так, это мы только с картами разобрались, а ведь ещё есть диски рабочих. Во-первых, рабочих можно посылать на общедоступные действия на игровом поле. Тут можно и первым игроком стать, получив при этом очко бухгалтерии (быть первым тут довольно существенное преимущество); и “затрэшить” за монетки карту с руки; и сходить на рынок с деньгами вместо товаров; а также разжиться на одноразовые бонусные тайлы (бухгалтер, торговец алмазами, экспансия, +1 товар), которые играются наравне с картами, но не идут в лимит доступных слотов.

Особняком стоят действия на продвижение по трекам компаний. Чтобы воспользоваться одним из таких действий, игрок должен иметь в своей зоне больше всего карт с символом товара или экспансии в сравнении с соперниками (равенство тоже сгодится). Получается, нужно следить за другими участниками, оценивать, какие карты у них уже вышли, и что они могут сыграть в текущем раунде.

Ну, и как я уже говорил, продвижение по трекам кампаний открывает доступ к уникальным действиям, куда тоже можно выставлять свои кругляки. Дополнительные диски рабочих, алмазы и очки бухгалтерии, скидки при покупке карт, возможность уничтожать карты с руки за кучу денег – всё это может стать неотъемлемой частью выбранной стратегии, или же склонить чашу весов при выборе компании, которую следует развивать.

Интересно, что даже административная фаза, в которой игроки обновляют рынок и снимают с поля свои диски, не обошлась без оригинального момента, заставляющего почесать репу. Вернее репу чесать придётся ещё в начале раунда, при выборе карт действий. Фишка в том, что использованные карты в конце раунда переносятся в соответствующие стопки над планшетом. А перед этим игрок решает, какую из стопок забрать. То есть размещая карты по слотам, нужно планировать всё так, чтобы в руку приходил нужный набор действий. Как же я плевался в первых партиях!

Вот теперь вроде всё. Партия заканчивает по истечении седьмого раунда. К тому моменту на рынке идёт жаркая борьба за карты-акции, а на поле разгорается не менее жаркий спор за территории, потому как свободных мест уже давно не осталось.

Очки начисляются согласно достижениям на бухгалтерском и алмазном треках, за скопленные монеты и, разумеется, за навар с акций по их текущей стоимости. Например: на треке компании я пересёк деление с пятью акциями, плюс прикупил ещё три – итого у меня 8 акций. Домиков настроили столько, что видно 9 монет. Значит, я получаю (8х9) 72 очка. И так проверяется каждая компания.

Впечатления

Внешне игра выглядит ну совсем серо, создавая впечатление очередного невыразительного евро. Именно по этой причине я долгое время не обращал на неё внимание, а лишь одним глазком следил за рейтингом, который исправно полз вверх (сейчас оценка на BGG чуть выше восьми). Потом я таки собрался с мыслями и посмотрел playthrough от Радо… и меня не на шутку зацепило. Эта невзрачная коробка оказалась кладезью оригинальных идей и механик. Порадовала и цена, но вообще Eggertspiele славятся приемлемыми ценами на свои игры.

Но вернёмся к механикам. Мини-декбилдинг с планированием стопок сброса, повышение цен на акции выставлением торговых постов, треки компаний с полезными свойствами, хитрый бухгалтерский трек – всё это способно удивить даже искушённого еврофила. Конечно, обилие таких разных и довольно абстрактных элементов в одной игре не могло не отразиться на тематике – тут она не чувствуется от слова совсем. Какие-то условные домики, книжки, покупка хлопка за бананы… в общем, атмосферы не ждите.

Самое крутое, конечно – бухгалтерский трек. Он настолько увлекает, что порой забываешь обо всём остальном. Это как игра в игре. Сидишь, высматриваешь книжки с похожими требованиями, думаешь, как их заполучить. А когда твоя чернильница одним ловким движением проскакивает треть, а может даже и половину трека, испытываешь ребячий восторг.

Игра в меру стратегична, но многое тут упирается, скажем так, в тактическое планирование и ответные реакции на действия игроков. Голова постоянно забита кучей мини-планов и идей, которые помогут провернуть наиболее выгодные ходы, а взгляд постоянно шарит по зонам действий соперников. Добавляет масла в огонь необходимость формирования стопок сброса. Ведь нельзя так просто взять и добрать использованные карты. Нееет, только не у Пфистера. Ох, сколько раз я косячил и в этом моменте.

Одна из первостепенных задач в игре – это поскорей прокачать треки до слота с дополнительной картой действия. Куда сперва податься, в бухгалтерию или алмазы? Алмазный трек, конечно, проще и понятней, да и очков он приносит столько же. И видимо, на первых порах лучше сосредоточиться именно на нём. Но с другой стороны, продвижение по бухгалтерскому треку попутно снабжает монетками и другими бонусами, плюс само действие позволяет взять ещё книжек. Просто для удачной бухгалтерской стратегии желательно придерживаться одного товара, так проще будет подобрать жетоны.

Второй вопрос – в какую компанию вкладываться? Если честно, то лучше всего обзавестись каким-нибудь полезным свойством или доп-действием, а потом уже смотреть по ситуации: у кого дела идут лучше, туда можно и примкнуть.

Вообще, что касается возможных стратегий и баланса свойств на треках компаний, то вроде бы всё отшлифовано неплохо. Пробовали налегать и на алмазы, и на книжки, прокачивать до упора акции одной компании, активно пользоваться бонусами тех или иных треков – при разных подходах счёт выходил более-менее равным. Главное, не забывать, что игра всё-таки поощряет своевременное подмазывание к развитым компания и развитие сразу в несколько направлениях.

Игра не на построение движка, который снежным комом будет нести лидера к победе, а на извлечение наибольшей выгоды здесь и сейчас. Посему она прощает лёгкие просчёты. Но это не значит, что ты банально плывёшь по течению, как я уже говорил, думать придётся много, особенно, над эффективными связками основных действий. Расслабляться нельзя ни на секунду, чуть дал слабину, и вот уже соперник ходит первым и забирает твою карту, книжку или бонусный тайл. А ещё нужно понимать масштабы формирования колоды действий и не гнаться, сломя голову, за картой, которая сыграет за партию всего-то пару раз.

Отмечу ещё места на поле, которые можно занимать, имея лидерство в каком-либо типе товара или шапках. Эти действия лишними не бывают, так как позволяют не только продвинуться по соответствующему треку, но и при большой цифре дают дополнительную награду. И это всё за один диск, карточки при этом переворачивать не надо. К слову, игра изобилует всякими мелкими бонусами, что не может не радовать. Это не только улучшает настроение, но и сглаживает мозголомный процесс.

И тезисно ещё о некоторых моментах.

  • Рандом в игре встречается лишь во вскрытии жетонов книжек и в выходе карт действий на рынок.
  • Реиграбельность достигается за счёт случайной раскладки треков компаний и немного за счёт стартовых жетонов книжек.
  • Тесная карта подразумевает борьбу за территории, что может понравиться любителям прямого взаимодействия.
  • Партия на двоих занимает где-то 90 минут, а на четверых – часа два.
  • Правила написаны хорошо, но в них столько нюансов (уверен, что первые партии вы что-нибудь, да забудете), что трудно представить, как всё это донести до новичка. Всё-таки Mombasa – развлечение для более-менее опытных игроков.
  • Респект издателю за то, что сделал компоненты в меру компактными и эргономичными (почти всё выкладывается на поле), можно спокойно всё уместить на обычном столе. Разве что, погорячились с жетонам книжек, информация на них ничтожно мала, приходится постоянно всматриваться.

И напоследок. В одном из последних номеров немецкого журнала о настолках Spielboх наткнулся на интервью с Александром Пфистером. Большая часть вопросов, разумеется, касалась всплеска его плодовитости, но кое-что интересное было и про Mombasa. Оказалось, что костяк игры автор вынашивал аж с двенадцатилетнего возраста. Когда же, спустя долгие годы, практически готовый проект попал в издательство под названием Africa 1830, в Eggertspiele его решили… нет, не покромсать, а наоборот, кардинально усложнить. Жаль, правда, что они не уделили должного внимания иллюстрации на коробке, которая так и кричит: “не покупайте меня, я обычное бледное евро”. Хотя “отбелить” рабов, чтобы не нарваться на очередную бурю эмоций на BGG, и указать в правилах, что все совпадения случайны, это они удосужились. Но в данном случае встречать по одёжке не надо, копните глубже. 8/10.

  1. April 29, 2016 at 16:33

    Спасибо за обзор!
    Блин, как же вкусно выглядит!
    Мне кстати не только механики кажутся очень интересными, но и визуальная часть игры тоже нравится.
    Мой экземпляр ко мне ещё едет 😦

    • May 1, 2016 at 17:25

      Не за что. Чем больше ожидание, тем радостней будет поход за посылкой :Р
      Как всегда, жду твоих впечатлений.

  2. April 30, 2016 at 10:36

    Спасибо за обзор. Теперь вижу, что не зря засматривался на эту игру.
    Если не сложно, расскажи в двух словах в чём же секрет плодовитости Пфистера в последнее время?

    • May 1, 2016 at 17:33

      Он ответил, что никакого секрета нет, просто так сложилось 🙂
      Если дословно, то:
      “Sadly not have a magic formula to pull games out of the hat just like that.”

      А вообще, заслуга в этом, конечно, и постоянного соавтора, Андреаса Пеликана, с которым они сделали и Broom Service, и Isle of Skye.

  3. May 2, 2016 at 12:12

    Вчера сыграли партию. Внешне мне она все таки понравилась, не очень ярко, но и не блекло, не отвлекает от дум важных)) игра многогранна, все время заставляет принимать важные решения. Потому что всегда хочется урвать бонусное место повкуснее или карту. Но этого хочется сразу всем игрокам) также не ощущается сильного даунтайма, в момент хода другого игрока, уже думаешь какую карту лучше разыграть тебе. Однозначно прекрасное пополнение коллекции. п.с. За обзор спасибо, 10 из 10 ☺

    • May 3, 2016 at 19:03

      Спасибо!
      Вблизи она действительно выглядит лучше, чем кажется на первый взгляд.
      Мне особенно чернильницы понравились. А вот вместо дисков (рабочих) могли тоже что-нибудь кастомное придумать.

  4. DmitriyP
    May 3, 2016 at 11:10

    Володя, спасибо за обзор. Для меня Момбаса – самая ожидаемая новинка. К счастью удалось прикупить в недавней поездке в Сеул. Пока не распакована, ждет своей очереди..

    • May 3, 2016 at 19:08

      Пожалуйста. Надеюсь, понравится. Момбаса из Сеула… Правильно – путешествия путешествиями, а настолочки – это святое 🙂

  5. DmitriyP
    May 5, 2016 at 16:51

    Половину путешествия пробегали в поисках их самых..

  6. May 5, 2016 at 22:28

    Как то по духу что ли описания, и немного (или даже много) по внешнему виду – мне почудилась “сестра” Вояжей Марко Поло. ))) Особенно бухгалтерские книжки тут и контракты из Марко Поло. Понятно, что по механикам тут не будет такого сильного пересечения, но что то такое веет.
    Вкусно, сильно захотелось попробовать )))

  7. Андрей
    February 27, 2017 at 12:04

    А где взять перевод правил? Посмотрел ссылку на тесере, а там перевод половины, а остальное просто картинки с пустыми местами.

    • February 27, 2017 at 12:12

      Хмм… попробовал, у меня всё открывается. Значит, проблема не в правилах 🙂

  8. Александр
    September 10, 2019 at 22:34

    А можно как то скомпилировать сравнение с ВЗП?

    • September 11, 2019 at 09:00

      В Момбасу 100 лет не играл, после появления ВЗП почти сразу решил расстаться с игрой. Для меня она слишком долгая и сухая. В ВЗП всё бодрей и симпатичней. Помнится ещё, что в Момбаса мне не нравились абстрактно прикрученные треки акций. В ВЗП всё более целостно. Плюс в Момбасе в том, что там более хитрая и мозголомная активация действий через карты.

  9. Dennis Belyakov
    February 17, 2021 at 03:06

    Блин, она сейчас ст0ит в полтора раза дороже блатной версии “Виноделия”! 🙂

    Везде за рубежом минимум 110 долларов ил евро.

    Придётся активировать спящего агента “Мастер ПнП”. 🙂

    • February 17, 2021 at 08:42

      Автор обмолвился, что работает над игрой в другом сеттинге. Так что можно подождать обновленного издания)

  1. No trackbacks yet.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.