Home > Terraforming Mars > Terraforming Mars – первые впечатления

Terraforming Mars – первые впечатления

Почти каждый год мне попадается игра, которой я всячески сопротивляюсь, а в итоге она оказывается отличной. Terraforming Mars поначалу не внушала доверия. Подумалось, что перед нами очередная “расхайпованная” издателем Stronghold новинка (они просто заполонили ей весь твиттер) с довольно посредственным оформлением. Но, проследив за рейтингом после GenCon-а, обнаружил, что оценка игры уверенно ползёт вверх и даже замахивается на сотню (хех, сейчас игра уже в топ-100). Вот тогда я и решился рискнуть. И не прогадал! Ну, во всяком случае, таковы мои ощущения после первой партии на двоих.

Terraforming Mars эксплуатирует популярную ныне тему колонизации Марса, а именно, изменение климатических условий планеты с целью сделать её пригодной для жизни. Первый интересный нюанс заключается в том, что игроки сообща стараются поднять до максимума три основных показателя: температуру, уровень кислорода и запасы воды. Когда все три условия выполнятся, партия завершится. То есть, по сути, участники могут влиять на оттягивание концовки.

Основной момент, на который я возлагал большие надежды (и который впоследствии полностью себя оправдал) – это движок, выстраиваемый на картах технологий или проектов. Их в игре больше 200, и все они уникальные. К слову, каких-то дисбалансных карт замечено не было, на BGG жалоб по этому поводу тоже не видел.

Так вот, всё, что вы делаете на благо человечества и от лица мега-корпорации, осуществляется посредством розыгрыша этих самых технологий. Да, в игре есть набор постоянно доступных действий (постройка города, озеленение, повышение температуры и т.д.), и они также будут часто применяется игроками, но развёртывание проектов с помощью карт и обойдётся дешевле, и принесёт больше выгоды за счёт дополнительных бонусов. Именно поэтому к концу партии выложенных проектов будет так много.

Поначалу карты пугают обилием символов и текста, но после знакомства с правилами и пролистывания колоды всё оказывается невероятно логичным и становится на свои места. Текст – это всего-навсего дублирование значков и немного художественных вставок.

Для внедрения проекта потребуется указанная сумма и выполнение определённых требований, например: наличие трёх водных гексов на поле или указанный минимальный уровень на треке кислорода. Также на картах имеются символы, взаимодействующие с другими проектами и дающие возможность платить за них ресурсами.

В чём же смак движка? В планировании бюджета, руки и тех самых связок, которые помогут разогнать производство вереницы ресурсов и заработать дополнительные очки, допустим, на разведении микробов, зверушек и прочего. Каждый ход игроки добирают по 4 новых проекта (их можно и драфтить) и решают, что оставить, а что сбросить. За то, что оставляется в руке, придётся платить по 3 местных мега-кредита за карту. И тут снова придётся прикинуть затраты на раунд, чтобы не остаться без гроша к фазе действий.

Что касается типов карт, то их всего 3. Есть просто мгновенные события (красные), которые после розыгрыша переворачиваются рубашкой вверх. Есть похожие одноразовые эффекты (зелёные), но они складываются лесенкой, чтобы были видны значки. И наконец, есть постоянные проекты (синие), которые работают, как, например, action-карты из Поселенцев – их бонус можно применить раз за раунд, положив на карту свой маркер.

Причём тут поле? Поле – это осязаемый результат превращения красной планеты в дружелюбную среду обитания. Размещённые посредством базовых действий или карт тайлы городов, леса, воды и спец-локаций так или иначе повышают рейтинг корпорации (ПО), который по совместительству является ещё и доходом. Стоит отметить, что на многих местах присутствуют мелкие бонусы (карты и определённые ресурсы), которые на старте будут очень полезны.

На чём зарабатываем очки? На сыгранных картах, выложенных тайлах и выполнении целей двух видов. Ведь перед нами отнюдь не мирная и командная колонизация Марса, а жёсткое соперничество и гонка за озеленением, развитием инфраструктуры и т.д.

Так называемые рубежи и награды поощрят корпорацию за типы внедрённых проектов (карты) и облагораживание поверхности планеты (гексы). Получить ПО за первые, можно, достигнув указанной планки и расставшись с суммой в 8 кредитов. Вторые работают немного по-другому: ты тоже платишь, но как бы предлагаешь один показатель, лидер по которому заработает очки лишь по окончании партии. В обоих случаях нужно поторопиться, так как за партию можно “заскорить” ограниченное число целей.

Лично меня игра зацепила не только карточной механикой (прям мой тип игр), которая реализована тут неожиданно здорово. Во-первых, она замечательно идёт на двоих. Немного проседает момент с конкуренцией на поле, но это совсем не критично. Зато легче следить за единственным соперником. Да и свободы в целях не ощущается, гонка всё такая же напряжённая.

Во-вторых, тут есть прямое взаимодействие, которое хоть и позволяет насолить конкретному оппоненту (снизить производство, заставить сбросить ресурсы), но не источает обидную агрессию. Подобные “точечные атаки” скорей воспринимаются, как хитрые и грамотные уловки притормозить некий аспект развития.

В-третьих, игра радует понятным набором очков по крупицам, а не десятками-сотнями, и проходит достаточно бодро за счёт того, что в свой ход ты делаешь всего 1 или 2 действия. Одно – потому что хочешь посмотреть, что будут делать другие, а два – чтобы опередить соперников на треках и в целях.

Ну и последнее – это атмосфера. Она действительно чувствуется, благодаря тематичным моментам с повышением уровня кислорода при высадке леса, преобразованию оставшейся энергии в тепло, привязке проектов к ключевым показателям и свойствам карт, ранее упомянутой возне с микробами и т.д.

Но, пожалуй, наиболее весомый аргумент в пользу Terraforming Mars для меня – это то, что с момента пробной партии я не переставая думаю о том, насколько увлекательно всё прошло, и каков настоящий потенциал игры. Ведь мы использовали лишь часть проектов (так называемые экспертные отложили), не брали корпорации с разными стартовыми позициями и уникальными свойствами, а также не заморачивались с драфтом.

Такой вот эмоциональный пост в преддверии нежданной-негаданной локализации игры на русский. Тем, кто любит ковыряться с карточками, комбинировать их, однозначно следует обратить внимание. Хотя попробовать советую всем, кто любит вдумчивые евро. Этот тот случай, когда не стоит судить по обложке, и можно довериться шумихе. Кстати, вживую оформление вполне приличное, расстраивают только хлипкие и неудобные планшеты, но их с лёгкостью исправят пластиковые накладки. Ещё есть вопросы к блестящим кубикам ресурсов – по-моему, они быстро облезут.

  1. October 27, 2016 at 00:30

    Спасибо за впечатления с пылу с жару!
    Надеялся на эту игру, евро с карточным движком (200+ карт!), да ещё с такой выигрышной для меня темой – очень хотелось, чтобы игра оказалась годной. Рад что так и получилось! А тут ещё и бонусом хорошо работающая дуэль – то что доктор прописал 🙂

    • October 27, 2016 at 09:07

      Потом как всегда черкни, понра или нет 😉

  2. October 27, 2016 at 00:55

    Спасибо за обзор!
    Карточный движок не напоминает ли таковой из игры Deus?

    • October 27, 2016 at 09:09

      Может, отдалённо напоминает тем, что за счёт карт что-то кладёшь на карту, но так вообще не возникло ощущения, что “а вот в Deus тоже самое”. Всё-таки в Deus очень выразительная механика цепочек, а тут активация маркерами, сеты из символов, условия и т.п.

  3. October 27, 2016 at 05:30

    Пока что отыграли в Terraforming Mars только две партии (на 4-х и 5-х), но таки да, игра действительно великолепна и хайп вокруг нее вполне обоснованный. На 2/3-х не пробовал, но при большем количестве игроков (4-5) играется просто великолепно. Следить за всеми не так уж и сложно, а жесткая конкуренция на карте лишь подзадоривает! Особенно хорош “продвинутый вариант” с корпорациями и драфтом – очень рекомендую! Времени игре это все добавляет, но оно того стоит. И да, “тематичность” у TM действительно зашкаливает (всякие там америтреши и рядом не лежали :))! Особенно учитывая сколь аккуратны все научные детали (про саму карту Марса уж и не вспоминаю). Единственная претензия таки к качеству компонентов, особенно учитывая высокую цену коробки.

    • October 27, 2016 at 09:11

      Цена кусается, это точно. Слышал, что народ по 70 евро брал. Я даже удивился, что Stronghold-ы и FryxGames на выставке её по 50 продавали. За 50 вполне адекватное наполнение.

  4. Роман Лавка Игр
    October 27, 2016 at 12:19

    Ух, ты, какой шикарный обзор!
    Но, честно говоря, Владимир, в сыграли в урезанную версию. Я теперь играю, и рекомендую играть даже в первый раз, только с уникальными корпорациями, плюс никаких бесплатных 10ти карт на старте и, обязательно с драфтом! Включаются новые ощущения – “сам не куплю карту, а отдать жалко”, очень азартно.
    А вот насчет играть в кризисный сценарий, то есть с начальным нулевым доходом или выбрать когда везде есть по единичке дохода, мнения разделились. Кризисность, конечно, это хорошо, но игра становится длиннее.

    По цене – скоро объявим, наберитесь терпения)

    • October 27, 2016 at 12:30

      В экспертный вариант уже в следующий раз обязательно сыграем!
      Просто изначально игра казалась гораздо сложнее в освоении, чем есть на самом деле.

      И, конечно же, удачи в локализации и успешного Бумстартера 🙂

  5. Роман Лавка Игр
    October 27, 2016 at 12:34

    Да, несмотря на грозное научное название, крайне легка в освоении.
    В субботу наконец то сыграю на четверых, а то все партии только на двоих играл.

    PS
    Если позволишь, оставлю здесь мини-новость – скоро будет пре-бум.

    • Catman
      October 27, 2016 at 21:16

      Вопрос по предстоящей локализации и бумстартеру! Возможно ли участвовать в нем жителям Украины?

      • October 28, 2016 at 12:37

        Спросил у ответственного человек – ищут партнёра (магазин), т.к. почтой будет дорого.

        • Catman
          October 28, 2016 at 21:10

          Спасибо, порадовали! Думаю, что будет и нам доступна по разумной цене! Уже жду с нетерпением!

  6. Роман Лавка Игр
    October 27, 2016 at 13:03

    ой забыл об одном маленьком совете.
    каждый должен называть название технологии, которую играет, например “я сейчас я бахну ядерным взрывом, чтобы поднять температуру, ну и вас умрут растения, но что ж делать..”
    если не называть а просто “у меня плюс два температура, у вас минус 8 по растениям”, то теряете в атмосфере, а вам оно надо?

    • October 27, 2016 at 13:07

      Мы обычно так и делаем. Не расписываем, конечно, по полчаса, но кратенько комментируем. Так веселей, ибо истории и шутки сами по себе рождаются 🙂

  7. Galahed
    October 27, 2016 at 14:09

    тм это правильный кеплер

  8. Catman
    October 27, 2016 at 21:15

    Отличный обзор! На Ваших фото игра выглядит просто великолепно, а плюс ещё увлекательный игровой процесс, и она становится для меня самой желанной настолкой!

  9. d
    November 1, 2016 at 23:45

    видится, что это более замароченный мастер оф орион. только дизайн уг.

  10. September 26, 2017 at 14:11

    Приветствую. Есть смысл брать локализацию?Или художественного текста там нет, и можно обойтись распечаткой рус правил?(пока даже анг нету,а почитав ваши обзоры задумался)

    • September 26, 2017 at 14:44

      Привет! Текст на картах дублирует свойства в значках, но для понимания специфических свойств он пригодится. Худ. текст просто для антуража, на игру он не влияет – там на каждой карте по предложению или словосочетанию. Короче говоря, если совсем-совсем с английским туго, то лучше наверно взять на русском, проще будет понять карты. Если есть базовые знания, то можно и в англ. играть.

  1. No trackbacks yet.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.