Главная > This War of Mine: The Board Game > This War of Mine: The Board Game – продержались… почти

This War of Mine: The Board Game – продержались… почти

Почти, конечно, не считается, но думаю, что для второй сессии результат отличный, учитывая, как печально у нас всё складывалось в пробной партии. Далее свежие наблюдения и краткий отчёт по событиям.

Для победы нам не хватило всего ничего – снизить уцелевшему стартовому герою параметр горя на единицу. Напомню, что у выжившего все показатели, кроме усталости, должны не превышать 2.

Изначально нам достались следующие бедолаги: пожарный спасатель Марко, бездомная Эмира и профессор математики Антон. Марко идеально подходил для поиска, охраны и вылазок. Он мог вышибать двери топором, имел вместительный рюкзак, две смелости, да ещё и потихоньку самовосстанавливался от различных недугов.

Эмира, несмотря на лёгкую степень алкоголизма, обладала хорошим нюхом на провизию. Взяв её с собой в город, группа автоматически получала один жетон овощей.

А вот Антон…  оказался настоящей обузой. Слабый, впечатлительный книжный червь без какой-либо полезной способности. Такого даже кормить и поить было жалко. Посему коллективным мнением было решено слить Антона при первой же возможности. Да, жестоко, но это не мы такие, а игра такая.

Памятуя о причинах неудачи в первой партии, мы сразу же договорились залатать дыры в доме и построить простейший обогреватель. Сразу скажу, что заколачивание дома действительно полезная штука: это не только спасает от ночных набегов и воровства (каждый board-up жетон снижает потери при набеге на единицу), но и в некоторых случаях может защитить от холода. Короче, баррикадируйтесь обязательно и как можно скорей.

Обогреватель вроде тоже неплох, особенно, если его улучшить. Но он требует активации и дерева, а жетон холода при этом сбрасывается только один (а почти каждый раунд накидывается 2-3).Плюс, продвинутая печка займёт в доме аж две комнаты.

Из прочего мы сразу же смастерили кровать (must have для восстановления усталости), чуть позже мастерскую (позволяет делать механические части, которые нужны для многих изобретений), а под конец проапгрейдили травяной огородик, чтобы добывать бинты. При вылазках бинты попадаются очень редко, а от ранений и осложнений, в принципе, спасают только они.

Ещё хочется отметить стул. За смешное количество ресурсов при постройке он снизит всем горе на 1. Потом за действие при хорошем броске десятигранника этот параметр можно уменьшать ещё на единицу.

Что касается добычи ресурсов, то трудности возникли только с едой. Гарантировано один жетон овощей удавалось приносить за счёт свойства Эмиры, а так на вылазках находили какие-то крупицы. Экономили еду жёстко, ели только самые голодные и нужные персонажи. Надо будет подумать, как решать проблему нехватки провизии в будущем. Ловушка для крыс не выглядит особо привлекательной, а всякие печки требуют много ресурсов и жетонов.

Впервые воспользовались возможностью обмениваться со встречными. Ещё один вариант, как достать еду, медикаменты и оружие, когда скапливается куча ценного, но бесполезного в текущей ситуации барахла.

Опять же впервые при ночном поиске столкнулись с кровожадными местными. Плохо пробросили на шум и нарвались на вооружённую до зубов банду. С топором против ножей и снайперской винтовки решили не тягаться, поэтому сразу же пустились в бегство. Чудом в спину ничего не прилетело, спасла карточка судьбы.

На вылазки ходили каждый день. Надеялись на что-нибудь съестное и бинты (тщетно), а также попутно таскали воду. Агрегат для сбора дождевой воды никак не могли сделать из-за отсутствия фильтра.

Применили и одну хитрость. Уходя из дома, забирали с собой всё самое ценное и «невесомое», чтобы не потерять при ночных набегах. Разумеется, есть риск умереть в городе со всем добром, но вероятность такого исхода намного меньше, чем быть ограбленным, когда нет ни оружия, ни board-up жетонов, ни карточек, уберегающих запасы. Уловка себя оправдала, пару раз удалось спасти мясо и медикаменты.

В городских локациях пользовались контактами за сброс двух карт исследования. Дело в том, что если пробросить хорошо кубик, то часто можно найти награду, тематически соответствующую типу здания. В больнице – лекарства, на складе – оружие и т.п. Правда, если кидать плохо, то может случится что-то неблагоприятное.

Попробовали потуже затянуть пояса и выполнить обе промежуточные цели, благо, они были не слишком сложными. Для первой требовалось скинуть 3 жетона медикаментов, а для второй – 5 воды. Так мы не только обезопасили себя от штрафов, но и получили неплохие, а главное, своевременные награды: снижение уровня горя всей группы и кучу ресурсов для строительства.

Как я уже говорил, финальная цель нам не покорилась. Хотя за раунд до конца у нас ещё оставалось два стартовых персонажа. Ставки делали на Эмиру, но после очередной смерти товарища она впала в депрессию и покончила с собой.

Мы уже было расстроились, так как у Марко было 3 раны (а нужно, чтобы показатели были не выше 2), которые никак не получалось вылечить (бинты не срабатывали), но после прочтения эпилога забрезжила надежда. Дело в том, что в конце можно применить оставшиеся запасы еды, лекарств и бинтов. К сожалению, это нам не помогло. Параметр misery в параграфе не упоминался, а он у Марко тоже равнялся трём. Эх, а ведь в случае победы мы могли вскрыть секретный конверт…

Концовка получилась напряжённой, было где подумать и что пообсуждать. Несмотря на обидный проигрыш, я немного успокоился – на опыте в This War of Mine выжить вполне реально.

Партия длилась 4,5 часа с объяснением правил новичкам. Отыграли все раунды по полной, хотя эпилог замешан в последних трёх карточках событий и может выйти раньше. Получается, что со знанием правил вся сессия от начала до конца займёт часа 4 или даже меньше, что для меня терпимо.

Понравилось, что игра постоянно подкидывает интересный и неоднозначный выбор. Это касается и скриптов, и встреч с заблудшими персонажами. К примеру, мы очень радовались новому сожителю, но потом задумались, нужен ли нам лишний рот. А если встречный до кучи раненый или заразный, то лучше подумать дважды. В итоге из пятерых гостей приняли троих, с остальными торговались и прощались.

За партию, соответственно, умерло тоже трое. Бесполезного профессора Антона насильно отправили под снайперский обстрел, чтобы на его место взять кого-нибудь путного. Ещё был Марин (или Борис), который умер из-за болезни. Ну и уже упомянутая Эмира, покончившая жизнь самоубийством. Повезло (ну, как повезло), что все отошли в мир иной именно так, а не сбежали из дома, прихватив с собой честно нажитое.

Если говорить об атмосфере, то в этом плане по-прежнему всё замечательно. У нас за партию произошло достаточно запоминающихся событий (помимо эпичных выкидываний единиц при проверке на снайпера). Сперва мы поделились едой с детишками-бродягами, из-за чего тут же воспрянули духом. Затем ночью к нам в дом постучались какие-то местные дружинники, которые за вознаграждение предложили услуги «крыши» (за товары ценностью 15 они позволяли не тащить карту набега). Ещё забрела женщина с коляской, где лежал вовсе не ребёнок, а переносной склад журналов. Почитав о былой спокойной жизни, мы снова обрели смысл бороться. Было и нашествие крыс, сожравших все запасы, и непонятное рычащее существо за дверью, с которым мы не решились познакомиться…

Повторюсь, с развитием истории тут всё в порядке. А если сравнить с первой партией, то во второй раз всё складывалось совсем по-другому. Допустим, тогда вместе с соседями мы прорыли водопровод и полностью обеспечили себя водой, но мёрзли от холода. Теперь же воду приходилось носить издалека, тратя драгоценное место в рюкзаке, но зато удалось заколотить выбоины, и была возможность греться у самопальной печки.

Друзья отметили, что им This War of Mine напомнила Dead of Winter. Такая же мрачная и угнетающая обстановка, преимущественно плохие события, уровень шума, да похожие на перекрёстки скрипты. Понравилось ли им? Изначально все эти детальные описания отнюдь не радужных событий их немного удивили. Игра, где тебя постоянно втаптывают в землю, не выглядит такой уж позитивной. Но потом, видя, как развиваются события, и как нам удаётся справляться с трудностями, они втянулись и под конец даже сказали «прикольно». Конечно, впечатления немного подпортило то, что бились мы почти 5 часов и закончили за полночь.

Далее процитирую впечатления друга Димы:

«Первые раунды было непонятно, что происходит, слишком много разных фаз, возни с карточками. Потом, когда освоился, стало интереснее. Но не знаю, как будет, когда пройдём. Есть ощущение, что со временем игра начнёт приедаться. Ведь можно выработать более-менее оптимальную стратегию и делать одно и то же. Тематика выживания проработана хорошо, а вот война не чувствуется. Может, нам просто попадались не те скрипты.»

Как-то так. Обязательно будем играть ещё. Да, чуть не забыл. Мы попробовали персонализировать персонажей, то есть раздать карточки и фигурки участникам. Вообще без проблем, даже наоборот, стало проще следить за статусами и потраченными действиями.

И напоследок несколько советов:

  • дорожите едой;
  • поскорей стройте кровать, а лучше две;
  • заколачивайте дыры от холода и грабежей;
  • постарайтесь запастить бинтами;
  • избегайте стычек с местными;
  • берите на вылазки ценные вещи и то, что ничего не весит (так их не украдут);
  • ставьте на охрану героя со смелостью и топором (выше шанс предотвратить набеги).
Реклама
  1. Freewalkr
    Июль 14, 2017 в 23:22

    Бесполезные профессоры Антоны здесь, ничего не делающие университеты в Кикладах… Пропаганда науки так и прет из настольных игр! 🙂

    • Vladimir
      Июль 15, 2017 в 00:15

      В УА профессоры очень даже уважаемые люди+)

  2. Июль 15, 2017 в 08:50

    Похоже, у разработчиков получилось перенести атмосферу с компьютерной игры. Игра не о войне, а о выживании в осажденном городе. Играл один раз в ПК-версию, моего раненого персонажа подстрелил снайпер при переползании через улицу в поисках еды. Я тогда испытал сильное потрясение 🙂

  3. Июль 15, 2017 в 11:45

    Владимир, добрый день.
    Как Вы относитесь к комментарию товарища про возможно низкую реиграбельность?

    По себе знаю, бывает так, что игра и не хит вроде, и узконаправлена по теме, но так люто зацепила, что идет с тобой через года, находясь в этаком пантеоне лучших, пусть даже раскладываемых пару раз в год. Просто приятно осознавать, что она есть в коллекции.

    По ощущениям, аналогичная ситуация будет с Войной — слишком уж душевно сделан цифровой собрат.

    Но может оказатья и так, что, к сожалению, она действительно одноразова.

    У Вас какие предварительные ощущения на этот счет?

    • Июль 15, 2017 в 21:02

      Насчёт реиграбельности у меня те же опасения. Правда, мне уже довольно сложно объективно оценивать данный фактор, т.к. с таким большим кол-вом настолок в шкафу даже 10 партий в одну и ту же игру — это мега-успех и супер-окупаемость 🙂

      Но я понимаю (и, в принципе, знаю, как это у нас бывает), что когда нам удастся выиграть, то интерес продолжать выживать в таком же формате резко спадёт. Но тогда просто будем добавлять по одному дополнению. С ними 10 партий выйдет легко (2 партии уже есть, плюс в запасе: другой дом, два сценария, сироты, фермеры, солдаты, бандиты, сердце города и прочая мелочёвка). Это даже если просто пробовать, а не идти на победу.

      Ещё один момент — подходящая компания. Я вижу, как долгими тёмными вечерами за кружечкой чая и абсолютно не торопясь мы играем в Войну с Катей (до сих по считаю, что это больше игра для одного-двух). С друзьями же часто в такое не поиграешь, с ними я, пожалуй, предпочту что-то более соревновательное и динамичное.

      • esgaledel
        Июль 16, 2017 в 15:10

        В Ужасе Аркхэма же нормальная реиграбельность, даже после победы. В Пандемии тоже. В Робинзоне нормально всё. Игра — это же процесс, а не только конечный вариант. Если процесс отличный, то играть будет хотеться вновь и вновь.

  4. oshiko
    Июль 15, 2017 в 17:03

    Владимир, спасибо ещё за один обзор, как будто бы читаю книгу с интересным сюжетом:) конечно, буду ждать ещё вашего мнения об игре. Вы сказали, что на этот раз персонализировали персонажей. То-есть, каждый игрок играл за своего персонажа в каждую фазу? Я правильно понял, что тут не обезательно быть одному лидеру, за которым остаётся последнее слово? Получаеться, можно добавлять свои домашние правила?

    • Июль 15, 2017 в 21:09

      По официальным правилам персонажи не за кем не закреплены. Там просто в определённые моменты передаётся журнал со структурой раунда. И каждый игрок разыгрывает отдельные шаги. Но мы сразу отошли от этого и играем, как в обычных кооперативках. Вовлечённость на том же уровне, что и в Робинзоне, например. Всё вроде работает, никакого ущерба процессу 🙂

  5. ForceWare
    Июль 16, 2017 в 22:37

    5 часов, е-мое. Где ж взять столько драгоценного времени!?)

  6. Nikita
    Июль 16, 2017 в 23:45

    Скажите, а игра сильное похожа на Dead of Winter? Думаю, стоит ли Ее брать, если есть Мертвый сезон?

    • Июль 17, 2017 в 09:24

      Похожа только мрачной атмосферой выживания и некоторыми идеями (добыча еды, разведка с добором карт с локации, шумом), но механики другие.

      • Nikita
        Июль 17, 2017 в 10:35

        Спасибо. А что бы вы посоветовали, купить к Перекресткам Долгую Ночь с Войной Колоний, и закончить комплектование данной игры (стоит ли вообще эти 2 дополнения покупать?), или купить This war of mine?

        • Июль 17, 2017 в 11:11

          По Перекрёсткам ничего могу посоветовать, т.к. с дополнениями не играл. Но тут очевидно — если нравится база и часто играете большой компанией, то берите допы, там много нового и интересного. Советовать бежать и покупать This war of mine тоже не буду, игра очень специфическая (тема, время партии) и хорошо идёт на 1-3 игроков. Для этого, в принципе, и написал две достаточно подробные статьи, чтобы каждый для себя мог сделать вывод, интересно это ему или нет.

  7. Роман
    Июль 18, 2017 в 08:07

    Добрый день! А как там с правилами? Том Вессел как-то слишком негативно о них отзывался.

    • Июль 18, 2017 в 10:48

      У Том Вэсела нет времени разбираться с правилами, когда лежит гора коробок на обзоры 😉
      Когда игра твоя, купленная за собственные денежки, то отношение к ней совсем другое.
      В прошлой статье писал по правилам:
      «Привычных правил тут нет. Вам сразу же предлагается начать прохождение, следуя указаниям так называемого журнала. Это, конечно, большой плюс, но на деле ты чувствуешь себя слепым котёнком, который постоянно тыкается в непонятные моменты. В итоге всё равно приходится читать подробное объяснение всех правил, абзацы которых разбросаны по книжке скриптов. Непонятно, зачем их разместили на разных страницах, если можно было просто «закопипастить» вместе.
      В общем, это постоянное перелистывание двух брошюрок реально напрягает и приводит к упущению важной информации. Причём, правила-то несложные и достаточно интуитивные, главное разобраться в фазах, остальное укажет текст на картах. Но всё равно из-за отсутствия нормальной книжки первое время будет возникать куча вопросов. Надеюсь, что скоро умельцы с BGG оформят годную памятку (пока там есть только очень краткая по структуре раунда), или сам издатель добавит её в цифровое приложение.»
      Т.е. с правилам всё ок, только придётся немного повозиться, чтобы «собрать» их вместе.

  8. Lysyy
    Июль 18, 2017 в 12:00

    Спасибо за долгожданный обзор. Мы с супругой фанаты Робинзона уже долго ждём эту игру, но честно говоря, с каждой новой порцией информации о ней наступает легкое разочарование, хотя еще ранее я был готов кидать деньги в монитор. Теперь вот еще и сравнение с незашедшим у нас Мертвым Сезоном… Мне интересно — в чем главное отличие по по ощущениям от Робинзона Крузо, есть ли смысл в сосуществовании эти двух настолок (не учитывая разные сеттинги)?

    • Июль 18, 2017 в 13:14

      Мне кажется, что игра зайдёт, если реально ждёшь именно подобного сочетания: 1) угнетающего жизненного сеттинга, 2) неспешного выживания со смакованием всех деталей бытовухи; 3) story-telling элемента в виде книги контактов.

      Я вписался из-за пункта 1 и 3, и в этом игра не разочаровала.

      Робинзон всё же ближе к такой евро-головоломке (особенно, когда знаешь потенциальные угрозы). Тут же очень сложно всё просчитать, и идя, допустим, в разведку, часто уповаешь на волю случая.

      За себя могу сказать, что, садясь за Робинзона я предвкушаю этакую задачку на оптимизацию/добычу ресурсов для выполнения цели, установленной сценарием. Т.е. там уже на старте прикидываешь некий план на партию. Ну и жду веселья за счёт неожиданных карточек событий и приключений 🙂

      В Войне мне интересно читать истории-скрипты и почти вслепую исследовать локации, попутно стараясь удержать на плаву стартовых персонажей. Что-то планировать трудно, обычно пляшешь от того, что нашёл на вылазках. Да пытаешься как-то реагировать на плохие события.

      Наверное, нужно для себя понять, что так нравится в Робинзоне, и есть ли это в Войне? Ну и чем не понравился Мёртвый сезон? Если темой, то может тогда смотреть в сторону First Martians? Кстати, вчера уже появился разбор правил First Martians от Watch it Played, заочно очень круто выглядит.

  9. Lysyy
    Июль 18, 2017 в 13:39

    Окей. Спасибо за развёрнутый ответ. Осталось только сесть разобраться, что именно цепляло/цепляет в Робинзоне ))

  10. Июль 20, 2017 в 12:51

    Владимир, очень ждем описания дальнейших партий и впечатлений. Очень ждем)

    • Июль 20, 2017 в 12:58

      Как ещё сыграем, обязательно напишу.
      Сейчас просто должна прийти First Martians, будем её активно пробовать 🙂

  11. Июль 30, 2017 в 08:59

    Спасибо за отличный отчёт! Последнее время нравятся игры с ощущением полного беспросветного звиздеца)

  12. Август 6, 2017 в 23:07

    Владимир, 2 вопроса возникло:
    1. если каждый из игроков играет за персонажа, то как же тогда они сливаются? Ведь игрок может не захотеть, чтобы его персонажа слили?

    2. Где Вы находите такое количество времени после рождения ребёнка, чтобы играть 5 часов? 🙂 Тут даже часика выкроить не удаётся 🙂

    • Август 7, 2017 в 09:12

      1. Так это же кооператив, тут надо уметь жертвовать, пускай даже самым дорогим. Ведь всё на благо команды.
      Да и после пары партий понимаешь, что в этой игре достаточно активная текучка персонажей, не успеваешь к ним привязываться. Слили — придёт новый 🙂
      Тем более, что привязка зачастую происходит, когда присутствует прокачка, развитие. Здесь твой подопечный «обрастает» только различными пакостными статусами.
      2. Мне, наверное, повезло с женой и мелким. На самом деле, поначалу думал, что игрищам пришёл конец, но после примерно месяца, когда всё устаканилось, сразу появились варианты, как удовлетворять потребность в картоне. Раз в неделю-две меня отпускают к друзьям, плюс иногда играем с женой, когда мелкий спит. Например, за эти выходные, пока он два раза по полтора часа спал днём, поиграли Fist Martians, Five Tribes и провели 3 забега в TIME Stories. 5 часов, конечно, одним махом не получается (дома) — только с перерывами, оставляя всё в разложенном виде на столе 🙂

  13. VDmitry
    Август 15, 2017 в 23:09

    «Такого даже кормить и поить было жалко. Посему коллективным мнением было решено слить Антона при первой же возможности. Да, жестоко, но это не мы такие, а игра такая.»

    Не знаю что тут сказать. Вообще-то все это создает нужную атмосферу. Это не экшн-рпг в которой надо выбрать нужный билд персонажей… Тут может быть персонаж который не приносит пользы. Но он ТОЖЕ хочет жить!

    • VDmitry
      Август 15, 2017 в 23:55

      Или еще проще — это игра не про то как игроки переживут войну, а как ее переживут их персонажи (или не переживут).

      • Август 16, 2017 в 00:09

        Ну, для меня в первую очередь это игра, в которую я хочу победить 😉
        А Антон свою роль тоже исполнил — привнёс частичку этой грустной и ужасной атмосферы.
        Может, в следующей партии он примкнёт в группу, когда будут времена послаще, и выживет.

  14. Август 30, 2017 в 09:03

    Планирую эту игру брать на двоих. На ваш взгляд от игры вдвоем она теряет в увлекательности или остается все такой же интересной, как если бы играть одному? Просто, когда нет четкого деления на игроков, то может случаться конфликт интересов или еще хуже — рождение альфа игрока.

    • Август 30, 2017 в 09:35

      Вообще, играть в одиночку в настолки для меня — сомнительное удовольствие, т.к. теряются важные аспекты сопереживания и обсуждения. Не с кем поделиться ни радостью, ни печалью. Конечно, отсутствие привязки персонажей поначалу смущает, но потом ты просто играешь, как тебе удобней: либо по варианту из книжки, либо сразу делишь обязанности (к примеру: один передвигает фигурки, другой читает), либо как-то распределяешь между собой героев. Мы практикуем последний вариант, и это никак не повлияло на игру.

      Конфликт и альфа-игрок… тут дело скорей не в делении, а в характерах и манере игры участников. Если оба предлагают решения и прислушиваются к чужому мнению, то подобных проблем не должно возникнуть. В общем, вдвоём играть не менее интересно, а как — выберете по своему вкусу 🙂

  15. Мортеманес
    Сентябрь 4, 2017 в 19:45

    Бедный Антон.
    Мы его тоже всегда сливали ещё в прототипе.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s