Home > Terra Mystica: Gaia Project > Первые впечатления от Gaia Project

Первые впечатления от Gaia Project

На выходных опробовали Gaia Project – это просто бомба! Дальше коротко об отличиях от Терра Мистики и поток позитивных эмоций.

Авторы не скрывают, что Gaia является прямой продолжательницей дела нашумевшего евро-хита, на коробке прямым текстом так и указано – “A Terra Mystica Game”. Но Gaia – это не просто TM в космической обёртке, в ней достаточно любопытных изменений, делающих отличную игру почти идеальной.

Первое отличие – составное поле, которое масштабируется по количеству участников. Отличная новость для тех, кто часто играет вдвоём или втроём.

Второе – кардинальное “перелопачивание” абстрактного трека культов. Теперь это отдельное поле технологий с шестью тематичными треками, специальными действиями и местами под тайлы улучшений. Игроки могут прокачивать терраформирование и навигацию (эти треки с планшетов рас переместились сюда), а также приток денег, руды (бывшие рабочие), циркуляцию силы, а также добывать два новых ресурса – знания и QIC (Quantum Intelligence Cubes).

Помимо этого, некоторые шаги дают одноразовые бонусы, связанные с направленностью трека, а два последних уровня позволяют приобрести продвинутые улучшения.

Продвинутые улучшения – это ещё одно дополнительное нововведение. Разных их 15 штук, и на партию выбирается только 6, что добавляет вариативности. Интересный нюанс – продвинутое улучшение всегда интегрируется в базовое, то есть обязательно помещается на тайл обычного улучшения, блокируя его свойство.

Обычные же улучшения выкладываются под дерево технологий случайным образом: 5 привязаны к конкретному треку, а 3 других лежат отдельно. Это означает, что при строительстве аналога храма и получении улучшения игрок в первом случае продвигается по треку над тайлом, а во втором может выбрать любой.

Что касается знаний и квантовых кубиков, то первое используется для продвижения по дереву технологий (знания заменяют фишки жрецов), а второе – для увеличения дальности при строительстве, спец-действий на получение ПО и преобразования зелёных планет.

Да, принцип терраформирования немного изменился, вернее, оброс дополнительными нюансами. Расам, как и прежде, придётся перекапывать враждебную местность в свою родную за 1, 2 или 3 “лопаты”, но появилось и два типа обособленных планет: Gaia и Transdim.

На Gaia планеты никаких лопат тратить не надо, как я уже говорил, для колонизации потребуется лишь зелёный ресурс QIC. А вот Transdim сперва следует “обработать” новым типом зданий – Гайаформером. На это потребуется 6 жетончиков силы (они перемещаются в новую зелёную чашу), свободная фишка Гайаформера (её можно получить в качестве бонуса на зелёном треке) и целый раунд. В начале следующего раунда на фиолетовую планету с Гайаформером кладётся жетон планеты Гайа. Теперь игрок может построить там домик, просто вернув с поля своего Гайаформера.

Внедрение QIC и специальных планет вписалось в игру очень здорово и тематически, и в плане механики. Так как планеты разбросаны по космосу, и рядом могут находиться максимум четыре, квантовый ресурс, сила и навигация теперь играют большую роль, помогая колонизировать новые участки не только за руду.

Циркуляция силы, действия за её использование из третьей чаши и возможность “сжигания” остались. Единственное, на старте даётся меньше фишек. Зато появились источники, с помощью которых можно пополнить запасы.

В общем, круговорот силы тут проходит заметно активней – дополнительных вложений требует новая чаша и формирование города или, в данном случае, федерации. Каждая сброшенная фишка силы позволяет выложить на гекс космоса кубик сателлита и тем самым объединить подконтрольные планеты в федерацию, за что по старинке полагается бонусный жетончик. Стоит добавить, что такой жетон требуется ещё, чтобы подняться на последнюю ступень на треке технологий, а также для “покупки” продвинутого улучшения.

Ну и последнее вроде бы мелкое, но не менее важное и удобное новшество – выбор случайных тайлов для финального подсчёта очков. Напомню, что в ТМ поощрялась самая крупная сеть поселений, а другие цели появились только в дополнении. Тут же на партию берётся сразу два тайла, а рядом с ними на специальные треки помещаются маркеры игроков, с помощью которых контролируются успехи в каждой категории.

Вот вроде бы и всё. Почему же Гайа нам так понравилась, и чем она лучше ТМ?

Во-первых, тема. Она ощущается. Заслуга в этом логичного дерева технологий, нюансов с зелёными и фиолетовыми планетами, а также хорошо обыгранных особенностей рас. К примеру, меня очень удивил специальный камешек для одной из рас (Brainstone), который работает, как обычный диск силы, но имеет ценность 3. Или возможность отыскать затерянную планету, полностью прокачав трек навигации.

Во-вторых, удобство. Фишки монет, рабочих и жрецов заменили на треки на поле технологий и планшетах игроков. Жетоны разных типов местности тоже ушли в небытие, так как частичная перекопка теперь запрещена. Повторюсь, стало удобнее следить и за успехами оппонентов в выполнении условий финальных целей. Меньше возни – больше игры.

В-третьих, новые источники победных очков (второй тайл цели, действия за QIC), новые способы терраформирования и основания федераций заставляют думать в иных, так сказать, измерениях. Да, это немного усложняет не без того серьёзную евро-стратегию на тщательное планирование, но сделано всё в таком увлекательном ключе, что умственной нагрузки почти не замечаешь.

И последнее, вариативность. Раскладка базовых улучшений, случайный выбор продвинутых, две цели – всё это добавляет реиграбельности помимо уникальности рас и тайлов скоринга на каждый раунд.

После пробной партии я пребывал в приятном шоке, насколько тут всё, не побоюсь этого слова, элегантно и здорово взаимосвязано, и как благодаря модульному полю плотно и интересно соревноваться втроём.

Космос неожиданно стремительно заполняется разноцветными постройками, бонусы за соседство раздаются тут и там, а новый тип планет, ценность преобразования которого одинакова для всех, добавляет взаимодействия и ощущения гонки.

Сила циркулирует с бешеной скоростью, сжигается и добавляется, делая этот аспект игры более востребованным, чем в предшественнице.

Игра раскрывает свои преимущества с первой партии. Так что беспокоиться не стоит – перед нами старая добрая ТМ, которую просто улучшили по всем параметрам. Хромает только оформление. Не всё оно доведено до ума, мне, например, совсем не нравятся планшеты рас – на тёмном фоне они выглядят как ПНП. А вот пластиковые фишечки, маркеры и здания смотрятся интересно, они как бы ещё более дистанцируют Gaia от деревянного “взрыва” ТМ. Кубики QIC – вообще шик!

В общем, Gaia Project шикарна, во всех смыслах, даже добавить нечего. Поставил 9/10 баллов, особо не раздумывая. Посмотрим, как проявят себя остальные расы и насколько сбалансированными окажутся треки технологий.

  1. November 8, 2017 at 00:21

    Владимир, вы и по немецки шпрехаете? Или где то английские правила раздобыли?))

    • November 8, 2017 at 01:27

      Уже как две недели на BGG лежат английские правила (кроме соло-режима) 🙂
      Вот тут.

      • Алексей
        November 12, 2017 at 16:24

        Владимир, по времени столько же, что и тм?
        Не всегда удобно под 3 часа сидеть, учитывая Подготовку и сборы.
        Внешне показалось замудреннее, чем тм. Может, оформление просто такое)
        А кто локализует и когда выходит уже информация?
        Блин, че теперь с тм делать тоже непонятно) с одной стороны жалко, с другой – те же яйца, только теперь не от курицы, а от чужого)

        • November 12, 2017 at 17:33

          По времени примерно столько же. Полным составом 3 часа вполне реально.
          Мир Хобби локализует, сейчас собирают предзаказы на Crowdrepublic.ru. Два дня осталось. Выход вроде в декабре.

    • error111
      November 8, 2017 at 17:31

      Английские правила еще до Ессена хобики показывали в своей емейл рассылке.

  2. terjul
    November 8, 2017 at 03:18

    Спасибо за обзор! Очень ждала.
    А что теперь с ТМ делать то? Ну не продавать жеж?

    • November 8, 2017 at 09:12

      Я думаю игра, подарившая столько “мучительно” радостных моментов так просто из коллекции не должна уходить. Моя детвора мне точно от неё не разрешит избавиться 😉

    • November 8, 2017 at 10:03

      Я тоже немного расстроился, но у ТМ есть несомненный плюс – другие расы. Как я писал когда-то в превьюшке: даже если Gaia не будет отличаться от ТМ, её можно считать просто космическим дополнением 🙂

  3. Александр
    November 8, 2017 at 03:47

    Вот так прям сильно лучше ТМ ? Оформление несколько отпугивает, странноватое оно. А сам геймплей объективно лучше чем в ТМ или это еще пока вау-эффект от новинки ? Пока в раздумьях брать или нет. ТМ нравится очень.

    • November 8, 2017 at 10:10

      Если очень нравится ТМ, то берите! Новые расы попробуете, прочувствуете изменения. Точно не разочаруетесь. Ведь, в принципе, тут ничего не урезали, т.е. скучать по каким-то моментам из ТМ не придётся.
      Если бы это была новинка, то можно было бы говорить о хайпе и т.д. Но это действительно улучшенная версия, по всем фронтам. И я тоже считаю, что в ТМ оформление более гармоничное.

  4. November 8, 2017 at 09:09

    Вот умеешь ты вкусно убеждать )))
    Пойду таки вложусь в локализацию, а новогоднем столе чую будет вместо оливье, куча свежего (и питательного) картона )))

    • November 8, 2017 at 10:11

      Я думал, ты сразу вложился!

      • November 12, 2017 at 01:22

        Ну вот чуть ли не в первые на большой локализации – я тогда споткнулся, хотя практически всегда и на всё сразу швырял в последнее время зелеными в экран ))))) Но теперь всё, после ваших, молодой человек, прекрасных впечатлений, я загорелся. Теперь впишусь )))

      • December 5, 2017 at 02:17

        И я уже избалован походу любимыми Воронами и Лавками – если тигру не докладывают к мясу гарнира – он походу не так уж и сильно хочет есть )))) Возьму из тиража уже обычным путем – таки проспал в последние 2 дня, приболев ))))

  5. November 8, 2017 at 09:24

    А кем играли? какие впечатление от рас?

    • November 8, 2017 at 10:23

      Играли рекомендованными расами для первой партии. Названия не помню, но помню свойства. Мои получали 3 знания, когда колонизировали новый тип планет; ещё одни “прокручивали” Brainstone (3 очка силы) и пополняли чаши силой, если рядом с ними кто-то строился; третьи начинали с Гайаформером и после терраформирования Transdim планет (возвращая силу из новой зелёной чаши) могли получать бонусы по выбору. Все три расы очень понравились, т.к. свойства несложные, но достаточно тематичные.

  6. _GrAnd_
    November 8, 2017 at 09:46

    Мне в своё время ТМ не зашла от слова никак. Какая-то она прямолинейная, топорная. Может быть Гайа лучше получилась. Нужно будет попробовать, сразу не отказываться.

    • November 8, 2017 at 10:25

      Боюсь, что и тут та же история получится. Ничего кардинально не поменялось.

  7. November 8, 2017 at 12:14

    Убийца twilight imperium и eclipse?

  8. TataFrost
    November 8, 2017 at 12:32

    Так, понятно. Надо вкладываться 🙂

  9. KittenLS
    November 8, 2017 at 13:37

    Все жду когда она появится в продаже в европейских магазинах. Собственно как и Clans of Caledonia и Lisboa что то все евро закончилось на европейских онлайн площадках))

    • Gort
      November 8, 2017 at 17:31

      Clans of Caledonia пока не выйдет в ретейл – копий хватило только-только на предзаказы с кикстартера/сайта + Эссен. Ждем следующий тираж.

      • TataFrost
        November 8, 2017 at 17:55

        Ого! Вовремя я её схватила на выставке 🙂

        • KittenLS
          November 8, 2017 at 21:05

          Да вы это правильно сделали)) В этом году на выставке не так много хороших игр и это одна из лучших)

      • KittenLS
        November 8, 2017 at 21:03

        Тут какая то недоработка издателей или авторов) как я за Одином охотился, пока он на филбере появиться, как GWT на 365 успел купить когда он в один день на пол дня появился) Так теперь и эти три игры прийдеться мониторить, чтобы купить за нормальные деньги)

        • Gort
          November 8, 2017 at 22:15

          Там что-то дистрибьютор вроде намутил, и в итоге от его услуг отказались, а весь тираж продают через Late Pledge на сайте. А новый тираж обещают к марту только.

  10. November 8, 2017 at 15:56

    Ура-ура, ТМ в космосе — ну просто сразу и бесповоротно мимо меня :)))

  11. ForceWare
    November 8, 2017 at 22:26

    Спасибо. Было интересно. Есть маленькая просьба. Можно добавить фотки всех рас?)

    • November 8, 2017 at 22:39

      Планшетов рас со свойствами или просто аватарки? )

      • ForceWare
        November 8, 2017 at 23:16

        Аватарки) для жены)

        • November 9, 2017 at 10:18

          Ок! Вечерком попробую сфоткать 🙂

        • November 10, 2017 at 01:03

          Добавил в статью (самое последнее фото).
          Вот запомнилось мне, что где-то все эти расы вместе я видел. Оказалось, что на обороте поля технологий 🙂

        • ForceWare
          November 10, 2017 at 09:37

          Спасибо)

  12. Catscratch
    November 9, 2017 at 08:23

    Вау, спасибо за обзор: подробно и своевременно! За что и люблю ваш блог.

  13. misha2001m
    November 9, 2017 at 12:20

    Спасибо за обзор!
    С нетерпением жду выхода русской версии.

  14. KittenLS
    November 25, 2017 at 20:51

    Вообщем после обзора решил больше не медлить и заказал французскую версию, ее доставили быстро. В тот же день как получил сыграли партию на двоих, игра конечно по правилам как террамистика, сыграть с первого раза правильно не получилось, были некоторые моменты которые понял что не так считали. Но это мелочи. вообщем ощущения от партии что это проапгрейженная террамистика, дали больше свободы в развитии, сделали на двоих конкуретное поле. Играеться очень гладко все на своем месте. Это после первой партии, в ближайшие дни еще наиграем партий там можно про баланс будет судить может какие узкие места выявяться. Но пока по первой партии игра чувствуеться очень шикарно.

    • November 25, 2017 at 21:26

      Отлично! Я до сих пор на двоих не сыграл, но ещё один позитивный отзыв про дуэльку – это радует.

      • KittenLS
        November 26, 2017 at 10:11

        Вчера ещё раз сыграли, я за тех кто подсаживает свою шахту а жена за тех у кого один большой город. Очень интересно получилось я ни разу ни использовал гайформирование трансдим планет, но в науке продвинулся. Я проиграл 132 на 127 но там все решал один темп в последнем ходу очень плотное противостояние)) Ну и в течении партии тоже есть жесткие стыки несмотря на то что карта вроде большая))

  15. knoppix
    December 20, 2018 at 08:06

    После года игры в Гайю, можете подсказать имеет смысл иметь в коллекции обе игры? Или в целом Гайа просто лучше?

    P.S. Можно ли сказать что при наличии Гайи и Кланов Каледонии (говорят что они это такая семейная версия Терры) Терра Мистика не нужна по большому счету?

    • December 20, 2018 at 10:22

      У меня так и сложилось, что ТМ оказалась заброшена, поэтому пришлось с ней расстаться. В ТМ я наиграл достаточно, да и в целом Гайа больше нравится треком технологий и модульным полем.
      Не считаю, что Каледония может заменить ТМ, для меня они слишком разные по многим аспектам, но игра отличная, поэтому я себе оставил и Кланы, и Гайю, и всем их советую 🙂

      • knoppix
        December 20, 2018 at 10:24

        Спасибо, видимо так и сделаю. Расчистка полок полным ходом =)

  1. No trackbacks yet.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.