Главная > Quadropolis > Quadropolis: сухой расчёт – милейший городок

Quadropolis: сухой расчёт – милейший городок

Ну не смог я пройти мимо очередной градостроительной игры на выкладывание тайлов и после долгих раздумий приобрёл-таки новинку от Days of Wonder под названием Quadropolis. Предлагаю вам ознакомиться со свеженьким обзором.

В Quadropolis участникам предлагается взять на себя роль мэров… бла, бла, бла. В общем, тема стара, как мир – снова будем строить города из тайлов.

В игре два режима, сперва пробежимся по упрощённому классическому варианту, а потом я перечислю дополнительные правила экспертного.

Итак, каждому выдаётся по планшету и набору из четырёх жетонов архитекторов. В центр стола помещается поле-рынок, запас миплов и энергии, а также фишки первого игрока и урбаниста. Вот, в принципе, и вся подготовка, после которой можно смело приступать к первому раунду.

Каждый раунд начинается с того, что из соответствующего отделения коробки достаётся стопка тайлов и вываливается лицом вниз на центральное поле. Затем тайлы слегка перемешиваются и переворачиваются (при игре вдвоём-втроём открываются не все). Рынок готов!

Ход игрока заключается в том, что он выбирает один из жетонов архитекторов и кладёт его напротив желаемого ряда или столбца. Цифра на архитекторе указывает, какой по счёту тайл достаётся игроку, и куда его можно пристроить на собственном планшете (в какой ряд/столбик или конкретную клетку/район в экспертном варианте).

После того, как тайл забирается с поля, его место тут же занимает чёрная фишка урбаниста. Кочуя по клеткам рынка, она мешает игрокам – дело в том, что напротив урбаниста нельзя размещать жетоны. Кроме этого, архитекторов запрещено класть на уже занятые места.

Раунд продолжается до тех пор, пока игроки не разыграют всех своих архитекторов. Затем рынок обнуляется и начинается следующий этап строительства: из коробки достаётся новая стопка, и понеслась.

Зачем, собственно, всё это? Конечно же, для победных очков, которые даются за правильно спланированный городок. Каждый тип зданий, а их 6 в классическом варианте + 2 дополнительных в экспертном, работает по-своему (подробнее о свойствах ниже). Вдобавок, при постройке здания приносят игроку ресурсы, указанные в верхней части тайла.

Рабочие и энергия нужны, чтобы «запитать» здания, иначе они не «сработают» при подсчёте. Ресурсы можно расставлять по тайлам сразу же или в самом конце партии, это не важно. Важно то, что лишние человечки и энергия в конце игры принесут по одному штрафному очку.

Партия заканчивается по прошествии четырёх раундов, после чего очки записываются в удобный блокнот.

Экспертный вариант отличается от классического не только наличием двух новых типов зданий, но и некоторыми другими нюансами. Во-первых, для застройки теперь используется обратная сторона планшетов игроков, на которой пять районов с несколько иным расположением циферок. Во-вторых, партия становится на один раунд длинней. Ну, и в третьих, немного меняется способ выбора тайлов.

Архитекторы в экспертном варианте общие (для этого они переворачиваются на серую сторону), то есть теоретически за раунд можно сыграть хоть четыре двойки. Следовательно, выбор становится шире, а игра чуточку стратегичней.

Ну, и напоследок, самое важное – эффекты построек. Кратко, без скучных нюансов.

Здания из классического варианта

Многоэтажки приносят очки в зависимости от числа тайлов в стопке (этажей). Да, вы не ослышались. Жёлтые тайлы – это единственные здания, которые можно строить в высоту (ладно, вру, ещё офисы из экспертного режима). Причём, цифра архитектора может быть использована в качестве номера нового этажа вне зависимости от месторасположения желаемой основы. Ещё многоэтажки являются основным источником миплов. На некоторых жилых зданиях нарисована зелёная фишка, она означает, что игрок, построивший такое здание, в следующем раунде будет ходить первым.

С магазинами всё просто, они поощряют игрока за количество посетителей. Магазины – отличный вариант, как избавиться от лишних человечков.

Администрации следует распределять по разным районам. Для удобства районы отмечены цветом.

Порты приносят очки за самый длинный ряд и столбец. Стоит добавить, что и на администрациях, и портах также встречаются дополнительные победные очки.

Парки дают очки за соседние многоэтажки (соседство тут только по вертикали и горизонтали). Также они помогут утилизировать одну лишнюю энергию.

Заводы поставляют в город энергию и предпочтительны в соседстве с магазинами и портами.

Здания из экспертного варианта:

Офисы следует строить рядом друг с другом. Чем больше деловой район, тем ценней каждый тайл. Как я уже упоминал, их также можно развивать в высоту. Ещё офисы положительно взаимодействуют с парками и заводами.

Монументы любят соседство с парками, магазинами и администрациями, но в то же время штрафуют за прилегающие порты и заводы.

Есть ещё в комплекте якобы мини-дополнение, состоящее из пяти тайлов игровых площадок. Но по сути это те же самые парки, которые вместо поглощения одной лишней энергии дают мипла.

Все свойства запоминаются ко второй-третьей партии. Но это были бы не Days of Wonder, если б они не положили в коробку отличные памятки для каждого игрока.

Впечатления

Что ж, Days of Wonder остались верными себе, выпустив очередную семейную игру. На этом поприще опыта у них не занимать, ведь чуть ли не каждый релиз от этого издателя оборачивается хитом с пометкой «family» (Ticket to Ride, Small World, Five Tribes и т.д.). И заслуга в этом не только шикарных компонентов и убранства коробки. Основной упор DoW делает на простые правила с преобладанием одной механики, а также динамику партий (ну, чтобы игроки банально не заскучали).

В плане пригодности для массового потребителя Quadropolis не стала исключением. Перед нами образцовая настолка, которая подойдёт для игроков всех возрастов и с разным уровнем подготовки. Похвально то, что автор не пожадничал и сразу предусмотрел экспертный вариант, который не только продлит жизнь базовой игре (а уже разрабатывается дополнение), но и добавит «мяса» для требовательных гиков.

Если честно, то иллюстрация на коробке и финальное оформление тайлов поначалу немного сбили с толку. Все эти мультяшные строители и розово-салатовые цвета намекали на нечто детское и несерьёзное. Тогда я начал шерстить обзоры… и ещё больше запутался. Мысли были неоднозначными: вроде бы интересно – тайлоукладство, ресурсики, оригинальная механика получения зданий; но в то же время всё как-то простенько и до боли абстрактно. Но в итоге любопытство взяло своё.

Действительно, механика драфта тайлов является ключевым моментом, который отличает Quadropolis от себе подобных. Пресловутые типы зданий, избитые свойства на соседство с другими постройками – всё это можно встретить практически в любой игре градостроительного жанра. А вот жетоны архитекторов добавляют планированию огонька.

Исходя из раскладки тайлов, нужно всё так рассчитать, чтобы взять более-менее полезные для выбранной стратегии здания, и вообще взять все четыре полагающихся здания, что при игре максимальным составом не всегда получается. А ведь тут ещё эта чёрная фишка путается под ногами, да с каждым ходом свободных мест по краям рынка становится всё меньше. Не забываем и про связь циферки на жетоне архитектора с клетками на личном планшете. Так что голову есть, где поломать. У меня вообще, первые партии шли со скрипом – сперва хватал, а потом понимал, что пристроить особо и некуда.

При таком заковыристом способе получения тайлов простейшие свойства зданий выглядят вполне логично. Если бы ещё и они оказались замудренными, то игра превратилась бы в сухой и мучительный абстракт с чудовищным даунтаймом. Так что не стоит ждать большого выбора стратегий или каких-то хитрых комбинаций.

Пожалуй, стоит выделить ещё один момент – это достаточно элегантно внедрённый менеджмент ресурсов. Следует постоянно поддерживать приток жителей и рабочей силы, чтобы в конце обязательно запитать все постройки. Излишек – не беда. С перенаселением можно бороться магазинами, а с избытком энергии – парками. Да и парочка лишних фишек – мелочь по сравнению с не активированным зданием.

Что касается оптимального развития, то даже правила рекомендуют сосредоточиться на одном-двух направлениях, попутно разбавляя их зданиями других типов. Наиболее привлекательными в классическом варианте выглядят порты и администрации. Строить их не так затратно, плюс на самих тайлах указаны дополнительные победные очки. В экспертном режиме большой куш можно сорвать на офисах, но это при условии, что соперники пойдут во что-то другое. По своему опыту могу сказать, что много очков можно заработать на любом типе зданий (выигрывал и на парках, и на монументах), другое дело, что одни «собираются» легко (те же порты, администрации), а другие требуют тщательно спланированных окрестностей (заводы, монументы).

Несмотря на абстрактный выбор тайлов, какая-никакая тема чувствуется. Всё же мы строим осязаемый городок с логичным взаимодействием зданий. Парки хороши вблизи жилых и офисных районов, заводы – рядом с портами и магазинами и т.д. Кроме того, многоэтажки и офисы можно строить ввысь. Логично и производство/потребление: жилые здания плодят миплов, а заводы вырабатывают энергию. В общем, эти моменты хоть как-то сглаживают суховатый процесс, хотя, честно говоря, после трёх партий на это уже не обращаешь внимание, так как полностью погружаешься в собственный планшет и холодный расчёт. И только по окончании строительства бросаешь взгляд на получившийся город, либо с удовлетворением, либо в поисках ошибок и возможных улучшений.

Никаких конфликтных ситуаций и прямого взаимодействия тут не предусмотрено. Единственное, как соперник может вам насолить, это забрать нужный тайл или подрезать задуманный ход выставлением фишки урбаниста.

Отмечу, что игрушка неплохо масштабируется. На двоих вообще супер, можно управиться за полчаса. Дуэли отличаются тем, что снижается градус конкуренции за тайлы, но зато появляется возможность прикинуть следующий ход-два и «бронировать» здания с помощью фишки урбаниста. С другой стороны, чем больше народу, тем жарче становится на рынке, ибо жетоны архитекторов довольно быстро заполняют вакантные места.

Пару слов о компонентах. Арт на тайлах простоват, но зато отчётливо виден и тип здания, и символы ресурсов. Сами тайлы толстенные, наверное вдвое толще обычных. Органайзер классный, во время подготовки к раунду здания удобно доставать прямо из него. Кстати, в комплекте для тайлов имеется специальный мешок, — мол, закидываем их туда, перемешиваем и выкладываем на поле. Но с мешком только больше возни, мы его не используем. Миленько и оригинально смотрятся прозрачные фишки миплов и энергии, Катя была в восторге. Придраться можно разве что к планшетам игроков, которые представляют собой обычные плотные листы бумаги.

В завершение хочется сказать, что после нескольких партий мои опасения и сомнения полностью развеялись. В игре всё отлично работает, процесс увлекает, разнообразие построек (если брать экспертные) радует. Приятная и лаконичная головоломка на выкладывание тайлов в красивой обёртке и, как следствие, отличное пополнение моей градостроительной коллекции. В последнее время стал ценить семейные игры, поэтому не жалко поставить и 8/10. Просто действительно хороших и долгоиграющих семеек не так уж и много. Они здорово выручают, когда хочется поиграть во что-то более-менее серьёзное, а времени не больше часа. Недавно вот Isle of Skye удивила, теперь и эта коробочка пришлась ко двору.

Реклама
  1. Апрель 17, 2016 в 02:54

    Спасибо за обзор. Всё ждал когда же будет уже хоть одно внятное мнение, а то по немногочисленным обзорам я тоже никак не мог понять эту игру.
    Однако теперь встал другой вопрос: брать эту игру или попробовать все-таки достать Ginkgopolis 🙂

    • Апрель 17, 2016 в 09:31

      Действительно напоминает Гинкгополис или Сан-Суси, но любопытно

      • _GrAnd_
        Апрель 17, 2016 в 10:41

        По-моему, на Гинкгополис вообще не похоже, даже близко ничего нет.

        • Апрель 17, 2016 в 13:14

          Я не о правилах, а о визуальной составляющей (в части Гинкгополиса)
          На Сан-Суси похоже в некоторых элементах игрового процесса.
          После обзора захотелось сыграть и даже купить (в июне Франсуа, наверняка, будет на PEL; можно будет подписать)

        • Апрель 17, 2016 в 14:32

          Да, я тоже говорил об общей теме — тайлы и строительство города из них.

    • Апрель 17, 2016 в 21:26

      Ради любопытства только что глянул обзор Ginkgopolis. Что-то совсем не впечатлило. Как-то замудрено, да и городом там не пахнет.

  2. _GrAnd_
    Апрель 17, 2016 в 10:40

    Смесь Between Two Cities и City Tycoon, но с оригинальным драфтом. В принципе, я этого и ожидал. Пару месяцев назад не стал брать, перевесила совсем не DoWовская графика на тайлах.
    Если убрали тяжесть снабжения City Tycoon, то это хорошо, там мозг на третьем раунде плавится. Как и в Двух Городах, по сути сбор разных сетов, что тоже неплохо. Но как по мне, то €40 за такую коробку нынче дороговато, да и месяц назад вроде бы по €33 была. Эх, дерут с нашего брата втридорога. 🙂

    • blorm
      Апрель 17, 2016 в 12:27

      На Филибере как и месяц назад — 33.75

      • Апрель 17, 2016 в 21:27

        А.. у вас ещё налог отнимается, точно. Вообще здорово.

    • Апрель 17, 2016 в 21:21

      € 40 дороговато? Сейчас это чуть ли не самая низкая цена за большую коробку. Средняя цена уже давно потихоньку смещается к 60-70 евро.

      • _GrAnd_
        Апрель 18, 2016 в 18:57

        60-70 — это если с учётом доставки, да и то надо постараться. Вроде бы около 40 можно купить приличных размеров коробку. Даже Roll for the Galaxy нынче 50, не говоря об оверпрайсовом TIME Stories, этот вообще уже ниже 40, а было-то, было… Я сейчас себе приличный гробик с классикой заказал за 43, с доставкой (+23%) выходит 53.

  3. Апрель 17, 2016 в 15:22

    Надеюсь сегодня обучим с сыном мою вторую половину и старшую дочь ))) Кое-кто очень доходчиво умеет объяснять правила 😉

  4. Апрель 17, 2016 в 16:21

    Вот вроде все хвалят, и строить города это здорово, но мне настолько не нравится этот арт! Оказывается, он бывает для меня определяющим фактором %)

  5. Апрель 17, 2016 в 17:37

    А что с взаимодействием игроков (кроме драфта)?

    • Апрель 17, 2016 в 21:22

      «Никаких конфликтных ситуаций и прямого взаимодействия тут не предусмотрено. Единственное, как соперник может вам насолить, это забрать нужный тайл или подрезать задуманный ход выставлением фишки урбаниста.»

      🙂

  6. Юлия
    Апрель 18, 2016 в 09:43

    Ребята, спасибо вам огромное за чудесный блог, недавно на вас наткнулась, очень интересные и полезные обзоры, фотографии шикарные, текст не занудный. 🙂 Еще и выбор игр для меня идеальный, мы с мужем тоже оба настольщики, так что важно и женское, и мужское мнение. Только я вам обзавидовалась, конечно, в России большинство шикарных настолок никогда не локализуют.
    Как раз в тему этой статьи недавно думала, что у нас есть игры про строительство и фермы, и подземелья, и цивилизации, а вот про города нету. А какую игру про строительство города вы считаете лучшей?

    • Апрель 18, 2016 в 11:14

      Юля, спасибо за тёплые слова, очень приятно 😉

      Из градостроительных мне ещё нравится Suburbia, но она внешне не слишком привлекательна, плюс чересчур серьёзна и суха, чем может отпугнуть (можете почитать у меня обзор).
      Замки Людвига хороши, но там не совсем город. Зато весёлая оригинальная тема и классный аукцион 🙂
      В принципе, и всё. Если расставить в порядке топа, то на данный момент: 1 — Субурбиа, 2- Замки Людвига, 3 — Квадрополис.

      • Юлия
        Апрель 18, 2016 в 11:38

        То есть, вот эта игра в топ-3 не входит? Хорошо, что сказали, я обычно очень ведусь на няшное оформление игр Days of wonders.

        • Апрель 18, 2016 в 11:43

          Как же не входит? :Р
          Я просто по-русски написал.
          Квадрополис = Quadropolis 🙂

        • Апрель 19, 2016 в 23:54

          кстати, обе игры занявшие первое место локализованы на русский язык (Субурбия и Замки Лдвига)

      • Юлия
        Апрель 18, 2016 в 12:05

        А, точно, извиняюсь. 🙂 Ну, третье место — очень даже почетное! Задумаюсь о покупке, когда игра приедет в Россию. Языконезависимость у DoW — огромный плюс, а уж из органайзеры просто заставляют биться в экстазе. :)))

        • Tikoshka
          Апрель 21, 2016 в 16:34

          Еще одна очень классная «якобы градостроительная» игра — Гинкгополис. Правда, в процессе игры тема ощущается довольно слабо, но зато сама игра очень хороша. Жаль, что достать ее сейчас очень непросто (если вообще возможно).

        • _GrAnd_
          Апрель 21, 2016 в 20:55

          Гинкгополис на филибере по 33 в наличии.

      • Апрель 18, 2016 в 12:07

        А как же Каркассон?))))

        • Апрель 22, 2016 в 12:34

          Каркассон ок, но я его не воспринимаю, как градостроительную игру, — весовая категория не та (в плане правил, компонентов, передачи темы).

  7. ThunderWolf
    Апрель 21, 2016 в 22:54

    Спасибище за обзор!
    Вот вроде и игра интересная, но вряд ли появится в коллекции. Тот случай, когда градостроительная Нью-Йорк 1901 куда больше похожа на DoW, чем сам DoW. Надеюсь это не новое веяние Асмоди… Хоть редизайн делай. Единственные классные компоненты — пластик. Да и те серийные, без ДоВовск эксклюзивов типа вагончиков пальм и прочего

    • Апрель 22, 2016 в 11:35

      Пожалуйста.
      Согласен, могли проявить креативность и сделать оригинальными хотя бы фишки энергии (миплики классные, необычны тем, что мелкие).

  8. blorm
    Май 1, 2016 в 13:58

    Достал игру, после 3-х недельного пребывания на полке, и увидел, что практически все миплы покрылись трещинами. Также покрылась трещинами зеленая фишка первого игрока. У кого-нибудь есть такое?

    • Май 1, 2016 в 17:22

      Хм… сразу побежал проверять. На одном мипле действительно было пару трещин. Пока смотрел, второй упал на ламинат с метровой высоты… и тоже весь покрылся трещинами. Вероятно, ронять их не стоит. Может, у вас весь пакет кто-то хорошенько швырнул, хотя скорее брак. Попробуйте написать издателю.

  9. blorm
    Май 1, 2016 в 17:43

    В начале не замечал, хотя очень даже хорошо рассматривал, понравились они очень) А вот после простоя 3-х недельного сразу в глаза бросилось. Пойду уроню целый, посмотрю)

  10. Май 29, 2016 в 17:56

    Очень добротная, лёгкая семейная игра. Быстро и неглупо. Конечно к классическому варианту, после опробования экспертного никто возвращаться не будет 🙂 Экспертный элементарно интереснее и, как по мне, совсем не сложнее, я даже сказал бы, что наоборот. После нескольких сыгранных партий, сильнее других выглядят порты — они мало того, что дают море очков, так ещё и снабжают либо ресурсами, либо дополнительными очками. Похоже, что порты — это аналог научных карт из 7 Чудес, их ни в коем случае нельзя отдавать одному игроку, иначе за ним будет не угнаться.
    А вообще, впечатления от игры очень напомнили Between Two Cities. По уровню сложности, механике и тематике игры очень близки, просто в Quadropolis изюминка — это необычный драфт тайлов, а в BTC — это одновременное строительство двух городов совместно с соседями и балансирование между этими городами. Для меня, изюминка BTC всё же перешивает, она более необычна, да и игра вышла пораньше и на её фоне Quadropolis немного вторичен, и тем не менее он тоже очень хорош. Тем более, что один плюс в сравнении с BTC у него всё же есть — это полноценная дуэльная игра.

    • Май 29, 2016 в 23:07

      Хмм.. заинтриговал насчёт Between Two Cities, надо будет попробовать. Мне по обзорам она какой-то совсем простой показалась.

      • Май 30, 2016 в 10:40

        Да, она не сложная, примерно тот же уровень, что и у Quadropolis, но ощущения балансирования между двумя городами — это класс! И кстати, ты напрасно обходишь стороной Ginkgopolis 😉 Конечно по ощущениям того, что ты строишь город, он заметно уступает Субурбии, но вот механики и то, как они работают — это высший пилотаж!

        • Май 30, 2016 в 11:44

          Я не сильно-то и обхожу 🙂 Готов на всё, просо негде попробовать.

  1. No trackbacks yet.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s