Home > Lorenzo il Magnifico > Lorenzo il Magnifico – непредсказуемые рабочие

Lorenzo il Magnifico – непредсказуемые рабочие

На Lorenzo il Magnifico я уже недавно писал превью с достаточно подробным описанием правил. После этого игра была успешно приобретена на выставке и опробована. Посему предлагаю вам ознакомиться с небольшим обзором. Вероятно, он покажется слишком добрым и даже слащавым – просто сейчас мне довольно трудно выжать из себя какой-либо негатив 🙂

Итак, перед нами новинка от авторов Grand Austria Hotel, Marco Polo и Tzolk’in, что уже само по себе любопытно. По жанру Lorenzo – чистой воды евро без какого-либо намёка на атмосферу (снова дворянские семьи, престиж и тому подобная лабуда), а по механикам – размещение рабочих и комбинирование карточек на личном планшете.

Чем же Lorenzo выделяется среди себе подобных? Первый и наиболее оригинальный момент в игре – это рабочие, продуктивность которых зависит от значений, выпавших на кубиках. Эти кубы (именно кубы, т.к. по размеру они оказались огромными) бросаются в начале каждого раунда и указывают на силу ваших подопечных. Допустим, если на белом кубике выпала тройка, значит, полезность работяги с белой наклейкой равняется трём.

Те же самые кубики с минимальным требованием силы нарисованы на поле рядом с каждым действием. Хочешь занять местечко с пятью точками, будь добр, посылай фишку со значением пять или выше. Ленивых же рабочих можно подбодрить фишками слуг, они тут наподобие верблюдов из Марко Поло: каждый слуга увеличивает силу рабочего на 1.

Казалось бы, такое простецкое и абсолютно непрогнозируемое новшество, но оно славно работает, заставляя запасаться слугами и свойствами-модификаторами. А своей непредсказуемостью даже добавляет фана. Плюясь по причине слабых бросков, часто приходится ломать голову, кого куда и в какой момент послать с учётом возможных блокировок со стороны соперников (тут довольно жёсткие ограничения при размещении рабочих).

Второй интересный аспект – личный планшет, который по ходу партии со всех сторон обрастает картами. Именно за счёт карт развития четырёх типов и зарабатывается львиная доля победных очков. Одни дают ПО сразу при покупке, другие – в конце партии, третьи – во время активации. Также почти все карты обладают мгновенным свойством, предлагающим некий бонус.

Если же говорить об отличиях, то зелёные территории приносят ресурсы, требуя прокачки военной мощи. В свою очередь, за полученные ресурсы покупаются жёлтые здания, которые позволяют конвертировать одно добро в другое (в том числе, и в ПО). Синие персонажи обладают сильными мгновенными эффектами, но помогают только за денежку. И, наконец, фиолетовые предпринимательские авантюры просто приносят большие очки в самом конце партии.

Так чего ж тут такого, почти в каждой второй игре есть подобные карточки! – скажите вы. Дело в том, что зелёные и жёлтые карты можно активировать, выставив рабочего на действие “сбор урожая” и “производство” соответственно. В этом случае сработают все карточки с числом точек, равным или меньше, чем сила рабочего.

Получается, что имея достаточно территорий или зданий, можно одним махом сорвать приличный куш. Ну и, разумеется, таким образом следует настраивать эффективный движок по заработку ресурсов и победных очков.

Решение опять же не гениальное, но и оно добавляет изюма. Следует постепенно налаживать оптимальное производство и сбыт. Зато потом реально чувствуется результат приложенных усилий – уж очень приятно за одну активацию загрести гору ресурсов или получить десятки очков.

Ещё один любопытный момент – церковный трек с тремя потенциальными штрафами. Напомню, что успехи на данном треке проверяются трижды, во 2, 4 и 6 раундах. Если игрок не прокачал веру до требуемого значения, то он кладёт свой кубик на соответствующий тайл отлучения от церкви. С этого момента указанный негативный эффект будет преследовать его всю партию.

Вредность штрафов оценивается по ситуации и исходя из выбранной стратегии. Обычно уже сразу после подготовки можно прикинуть, с чем реально ужиться, а к какому раунду всё же лучше веру прокачать. Наиболее пакостные наказания – финальные, так как они лишают победных очков. На некоторые же тайлы можно смело закрыть глаза, обезопасив себя контр-картой (к примеру “-3 силы при сборе урожая” можно нивелировать персонажем, добавляющим силу).

В общем, штрафы за отлучение добавляют игрокам трудностей и понравятся тем, кто любит кормить рабочих в Агриколе или бороться с жетонами угроз в Брюгге.

Ну, и последний нюанс, который неожиданно оказался для меня самым значимым – это карты лидеров из экспертного режима. Уже после первой партии я настоятельно рекомендую играть с лидерами, а лучше их сразу драфтить.

Лидеры обладают довольно ощутимыми плюшками (например, персональное действие “производство”) и вводятся в игру после достижения указанных требований. Обычно это набор карт определённых цветов или комплект ресурсов. На партию каждому достаётся по четыре лидера, и в любой момент лишнего можно сбросить за свиток (что-то типа джокера), что тоже не лишнее, особенно, на старте партии.

Подобные карты встречаются во многих настолках, и обычно они намечают стратегию, направляют игрока. Лидеры в Lorenzo – не исключение. Только тут создаётся впечатление, что они буквально тащат игру, наполняя скучный круговорот ресурсов смыслом.

Всё вышеперечисленное внесло свою лепту в кризис, который тоже неожиданно порадовал. Строгие ограничения и дополнительная плата при выставлении рабочих; тяжёлые первые раунды, когда территорий и зданий выложено совсем мало; “выходки” кубиков, выдающих низкие значения; церковные штрафы; значимость очерёдности хода – из-за всего этого ты постоянно задаёшься вопросами “откуда взять столько ресурсов/монет”, “как всё успеть” и “почему у моих лидеров такие зверские условия”.

Понятное дело, что первым делом желательно сосредоточиться на территориях и свойствах, дающих скидки на приобретение/активацию карт. После этого можно сфокусироваться на нескольких направлениях и развиться в них по максимуму. Разумеется, с учётом требований и бонусов лидеров. Ежели хаотично посылать рабочих и покупать, что попало (или что останется, забивая на очерёдность хода), то ничего путного не выйдет.

Продлевают жизнь игре опять же лидеры (из 20 доступных на партию каждому достаётся по 4); тайлы отлучения от церкви (из 21 участвуют 3); стартовые тайлы производства и сбора урожая (их всего 4, но они двусторонние); кубики, определяющие силу рабочих (иногда могут запросто выпадать одни единицы и двойки); и случайный выход карт развития (используются все, но появляются в ином порядке).

Взаимодействие между игроками происходит лишь за счёт блокировки локаций (из-за чего приходится доплачивать монеты) и увода из-под носа нужной карты.

Стоит отметить, что игра полностью языконезависима. Символы на поле и картах, в принципе, интуитивно понятны. Сложнее с лидерами и тайлами церкви, но для них есть специальные памятки с пояснениями.

Если говорить о недостатках, то наряду с полным отсутствием темы моя самая большая претензия – это вялые иллюстрации (Клеменс, дружище, прекрати!). К сожалению, дальше привлекательной коробки, украшенной стильными орнаментами (как и обратная сторона поля и планшетов) дело не пошло, остальной арт навевает грусть и печаль.

Из компонентов понравились только громадные кубы и фишки дерева и камня необычной формы.

Изначально Lorenzo il Magnifico я поставил 7.5/10. Вроде мой тип игр, имеется пару оригинальностей, но ничего шедеврального. Но отыграв ещё пару партий в экспертный режим, я поднял оценку до 8.

Если честно, восьмёрка и мне вроде показалась высокой, но, чёрт побери, несмотря на убогое оформление и отсутствие мега-инновативных идей мне действительно хочется раскладывать Lorenzo ещё и ещё. И для меня это самый главный показатель годности. Добавим ещё отличную масштабируемость и идеальное время партии, равное 90 минутам, и восьмёрка становится вполне оправданной.

Повторюсь, Lorenzo тот ещё сухарь, евро до мозга костей: постоянная возня с ресурсами, выкладывание карточек туда-сюда, перемещение маркеров по абстрактным трекам, очки за всё подряд и т.п. Поэтому подозреваю, что игра должна понравиться тем, кто неравнодушен к прошлым творениям авторов, таким как Marco Polo и Grand Austria Hotel.

  1. November 17, 2016 at 14:54

    Спасибо за обзор! Изначально игра казалась проходной, а теперь напротив кажется очень привлекательной. Возможно из-за того, что недавно опробовал Grand Austria Hotel и игра мне понравилась, а тут довольно много схожих моментов: кубы с изюминкой в использовании, церковный/императорский трек, персонажи и т.д. Да и вообще похоже, что обе игры роднит, то, что когда начинаешь играть возникает недоумение – как здесь что-то можно успеть! Однако все получается и все работает 🙂

    • November 17, 2016 at 23:24

      Не за что! А из-за тебя и Lorenzo у меня снова возникло желание поиграть в Grand Austria Hotel. Одна единственная партия была интересной, но порядок хода напрягал.

      • November 18, 2016 at 00:06

        По поводу порядка хода в Grand Austria Hotel согласен с тобой. С одной стороны понятно, что авторы ввели именно такой механизм передачи хода для того, чтобы и последнему игроку доставались лакомые кусочки. А с другой, так как ход практически всегда содержит дополнительные действия и запускает цепочки, то ожидание своей очереди затягивается. Но это проблема партии на 4ых, на 3их все значительно бодрей, а в дуэли так и совсем шустро.

  2. _GrAnd_
    November 17, 2016 at 22:28

    “В этом случае сработают все карточки с числом точек, равным или меньше, чем сила рабочего.” – какой-то Мачи Коро получается.
    Как я понял, механики просты, не мозголомны, так что получился добротный прожигатель времени, за которым сидишь и отдыхаешь.

    Как ты на всё это написание время находишь? У меня совсем вдохновение пропало, все музы разлетелись. 🙂

    • November 17, 2016 at 23:28

      Я даже о связи с Мачи Коро не додумался бы, уж очень отдалённо. Всё-таки тут ты сам выбираешь, активировать карточки или нет, да и всегда в запасе для такого случая имеются слуги, которые минимизируют рандом.
      Касаемо писатальства: муза приходит ближе к ночи, главное, сесть в тишине и спокойствии, заварить чаёк и начать разглядывать фоточки будущего обзора 🙂

      • _GrAnd_
        November 19, 2016 at 09:50

        У меня всё вдохновение растрачивается за день на написание ответов на обращения жителей и запросы министерств. В 9 случаях из 10 чувствуешь себя санитаром в психушке, тут уж не до обзоров.

  3. Catman
    November 18, 2016 at 20:51

    Мне по Вашему описанию игра понравилась, особенно, дела церковные! 🙂 Вот только иллюстрации… Тут я полностью согласен с призывом к художнику: “Прекрати!”.

    • November 19, 2016 at 12:18

      Все лучше, чем Менцель

      • November 19, 2016 at 12:56

        Менцель не претендует на супер-стиль, но зато он просто рисует обалденные пейзажи и отличные портреты. Тут же нет ничего, за что зацепиться глазу, копипаста с прошлых работ Франца. Но для такой игры детский шуточный стиль совсем не подходит. Сюда бы оформление Труа или свежего Лиссабона, но, к сожалению, Клеменсу не до этого, он везде суёт своих однотипных персонажей из Порт Рояла с одним и тем же выражением лица.

        • ForceWare
          July 18, 2017 at 17:13

          Отличный обзор! Размышляю над “быть или не быть”. Арт Труа с Орлеаном нам не понравился совсем, боюсь эта игра в ту же степь. Хотя по описанию игрового процесса игра понравилась.

  1. No trackbacks yet.

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.