Home > Convoy > Convoy – разрушительная поступь Молоха

Convoy – разрушительная поступь Молоха

Convoy как-то затерялся среди новинок, которые я приволок с выставки Spiel в позапрошлом году. Поначалу мы сыграли с Катей несколько раз, после я думал написать обзор, потом многократно переносил его по причине других обзоров и постоянно пополняющих коллекцию новинок, пока… окончательно не похоронил надежду когда-нибудь рассказать об этой игрушке.

И вот, покамест в настольном мире образовалось весеннее затишье, я решил перебрать игры в шкафу и на полке с беспорядком из мелких коробочек набрёл на Convoy, игру, которая, на мой взгляд, незаслуженно обделена вниманием, так как является вполне годным тактическим филлером для двоих игроков с ассиметричными сторонами конфликта. Так что, стряхнув пыль и освежив впечатления парочкой партий, я с чувством выполненного долга всё-таки ставлю точку в обзоре эссеновских трофеев за 2012 год.

Коротко об игре

События Convoy развиваются всё в том же постапокалиптическом мире Neuroshima, где развалины давно забытых городов стали ареной для сведения счётов множества разношёрстных фракций мутантов, роботов и людей. Главными действующими лицами игры являются две противоборствующие стороны – машины Молоха и солдаты Аванпоста.

Задача фракции безжалостных машин – добраться до ключевого пристанища людей, расположенного в Нью-Йорке. Разрушая оборонительные укрепления и то, что осталось от обветшалых городов, по ходу партии Молох медленно продвигается к заветной цели, и то и дело попадает под обстрел и в ловушки мобильной группы Аванпоста, которая всячески пытается помешать агрессору дойти до Нью-Йорка.

Если абстрагироваться от сеттинга, то игрушка сугубо карточная с механикой “чьи циферки на картах окажутся сильнее”, только с особой структурой хода, ассиметричными армиями и разными целями.

Ход игры

Подготовка к игре предельно проста. Сперва в центр стола в определённом порядке выкладываем карточки городов – последняя, разумеется, Нью-Йорк. Затем неподалёку размещаем горстку вспомогательных жетончиков, которые понадобятся по ходу партии. И последнее, выбираем сторону, за которую будем играть: берём соответствующую колоду, тщательно её перемешиваем, после чего тянем 4 карты. Если стартовый расклад не понравился, замешиваем карты обратно и тянем 4 штуки заново. Так можно сделать только один раз. Всё готово, игру можно начинать.

Игровой процесс хоть несложный и по своей сути сводится к выкладыванию карточек с целью пересилить соперника, он всё же имеет некоторые специфические нюансы, которые вкупе с неважно структурированными правилами первое время могут немного напрягать. Я, например, трижды перечитывал буклет, пока понял, что к чему.

Каждый раунд представляет собой бой за один из районов города, перед которым игроки тянут из своих колод ещё по 2 карты. После того, как по вине боевых действий все районы в текущем городе будут разрушены, игроки переключаются на следующий город, и так, пока не случится финальная битва за Нью-Йорк, где и определится победитель.

На карточке города отмечены не только ключевые локации-районы, на ней также указаны награды и различные эффекты, срабатывающие по окончании сражения, а также лимитировано число оборонительных эшелонов Аванпоста и боевых станций Молоха или попросту – карт отрядов, которые игроки могут выложить, сражаясь в данном городе.

Колоды игроков хоть и отличаются друг от друга, но обе состоят из карт трёх типов:

Боевые отряды (роботы у Молоха, солдаты у Аванпоста). Непосредственно участвуют в битве, значение их силы учитывается при разрешении конфликта.


Вспомогательные устройства (модули у Молоха, здания у Аванпоста). Модули прикрепляются к роботам Молоха, снабжая их дополнительными свойствами. Карты зданий выкладываются отдельно и имеют постоянные свойства.

Карты немедленного действия (или карты тактики). Эти карты имеют одноразовый эффект и после розыгрыша сбрасываются.

Теперь вернёмся к бою. Его всегда инициирует Молох. Он выбирает район, за который игроки будут воевать, и помечает его специальным жетоном. После этого Молох имеет право совершить сколь угодно действий. Варианты следующие:

Занять боевую станцию, или, проще говоря, выложить с руки карту робота, соблюдая лимит, указанный на карточке города. Выложить робота игрок-Молох может не только в текущий город, но и в любой из последующих, тем самым подготовив почву для будущих сражений. Причём, если город, в который входит робот, не защищён, то есть не содержит отрядов Аванпоста, то он успевает занять выгодную позицию, за что тут же получает +1 к силе.
Использовать способность робота. Некоторые отряды имеют способности, которые игрок-Молох может активировать в свой ход. Почти все они требуют сброса карт с руки.
Разыграть карту тактики или немедленного действия. Тут всё понятно.

Итак, Молох укрепил свои позиции, а это значит, что ход переходит к игроку, руководящему армией Аванпоста. Набор действий у людей, в принципе такой же: выложить карту солдата на свою сторону; послать отряд в любой последующий город и, если в нём нет врагов, получить +1 к силе; использовать свойство выложенного бойца; или разыграть карту немедленного действия. Единственно отличие в доступных действиях заключается в том, что Аванпост может прибегнуть к помощи местных группировок, а именно, использовать спец-свойство города, в котором проходит перестрелка, но только раз за бой.

После того, как Аванпост совершил ответные действия, Молох имеет последний шанс повлиять на исход битвы с помощью модулей, разыграв их с руки или активировав те, что были выложены на поле ранее.

Так мы подошли к развязке. В этой фазе игроки наконец-то могут сравнить силу выложенных отрядов (не забыв про модификаторы) и определить победителя. После этого срабатывают эффекты завершения битвы в конкретном районе, а победившей стороне присуждается награда, указанная на карточке города.

Когда последний район города разрушен, боевые действия переносятся в следующий, а игрок-Молох получает бонус в виде возможности перенести на новое место одного робота из только что уничтоженного города. Партия заканчивается после финального сражения в Нью-Йорке. Если у Молоха в колоде остаётся хотя бы одна карта, или в Нью-Йорке уцелел хотя бы один робот, то машины побеждают. Если же у игрока-Молоха не осталось ни карт в колоде, ни роботов в Нью-Йорке (карты в руке не в счёт), то выигрывает Аванпост – он полностью уничтожил конвой. Люди могут победить и раньше, это достижимо, если в начале любой битвы у Молоха не остаётся карт ни в колоде, ни в руке, плюс в неразрушенных городах нет ни одного робота.

Теперь немного об особенностях фракций.

Молох – это грубая сила. Отряды машин в большинстве случаев будут сносить защитные эшелоны Аванпоста, и к этому нужно отнестись с поминанием. У людей тут свои преимущества. Они будут стараться брать хитростью, ведь их задача не только замедлить продвижение конвоя, выманивая и оставляя позади сильных бойцов, но и заставить противника тратить драгоценные карты. Сам же Аванпост будет стараться экономить силы для самой важной финальной битвы. Но увлекаться поддавками людям однозначно не стоит, так как победы Молоха приводят к автоматическому уничтожению районов.

Стоит отметить, что Молох тоже не лыком шит. Помимо крепкой брони, роботы ещё кое-что умеют. К примеру: снижать количество карт, которые соперник может выложить в город; вешать щиты, делающие роботов не восприимчивыми к спец-способностям врага; “слить” робота ради уничтожения двух солдат; полностью деактивировать солдат противника, и, конечно же, повышать и без того высокий показатель силы. Стоит отметить, что за такие плюшки игроку-Молоху придётся платить картами, уменьшение числа которых неумолимо приблизит его к возможному поражению.

Бойцы Аванпоста заметно слабее, но зато они мобильнее и проворней. Солдаты могут перемещаться из одного города в другой и наносить точечные удары по роботам Молоха с помощью преобладающих свойств “при входе в город”. Помимо банального уничтожения, специалисты Аванпоста могут понижать силу роботам, отключать их на время боя, перепрограммировать модули, или заставлять игрока забирать выложенные карты обратно в руку. Есть даже карта немедленного действия, завершающая бой внезапно, без определения победителя. Разумеется, много свойств позволяют “трэшить” верхние карты из колоды противника.

Впечатления

После анонса Convoy незамедлительно прописался в моём вишлисте, ведь это была игра от самого Игнация, подарившего нам такие шедевры, как New Era и Robinson Crusoe. Игрушка по определению не должна была разочаровать, и она, в принципе, не разочаровала. Причина же, по которой вокруг неё нет ни разговоров, ни активных обсуждений, заключается в том, что Convoy слишком нишевый продукт. Судите сами: настолка сугубо для двоих, в маленькой коробочке, на тему постапокалиптического мира, да ещё и от поляков. Думаю, если бы в комплекте было больше фракций, возможность экспериментировать с колодами, оформление “аля FFG”, а игра поставлялась в таре стандартного размера, то дела у Конвоя пошли бы значительно лучше. А так, со средней оценкой на BGG чуть выше 7 баллов и отсутствием поддержки в виде новых колод, игрушка так и останется неплохим тактическим филлером со средненьким артом, невзрачными жетонами и низкой реиграбельностью, которая “держит” игроков, пока те не выиграют за каждую из сторон по паре-тройке раз. Что касается, дополнений, то, по всей вероятности, мы их так и не увидим. Просто игра изначально задумывалась, как некий сценарий противостояния Молоха и Аванпоста, да и подобной карточной ассиметричной игрушки в популярной вселенной Neuroshima ещё не было.

По ощущениям Convoy мне напомнил книциевскую Battle Line, только с разными колодами и со специфической структурой хода, к которой нужно привыкнуть. А так, те же карты войск, тактики, лимиты, поддавки и несложные комбинации. “Проиграть сражение, чтобы выиграть войну” – это про Convoy, особенно, если вы играете за Аванпост. Учитывая карточную природу игры, нужно понимать, что без рандома тут не обошлось. Его даже немного больше, чем хотелось бы, так как в обеих колодах есть очень сильные карты. Поначалу это даже удивляет, но с опытом понимаешь, что управа найдётся на всё.

С балансом дела обстоят неплохо, но как это бывает в подобных случаях, одну фракцию “раскусить” сложнее. Поэтому поначалу готовьтесь сливать за роботов – всё же отсиживаться в обороне легче, чем быть агрессором. Каких-то “дыр” обнаружено не было, недаром Игнаций писал в своём блоге, что было проведено порядка 200 тестовых партий, во время которых было выявлено и устранено несколько “поломов”.

Как я уже говорил, тут есть место несложным комбинациям, неожиданным поворотам, блефу. Колоды небольшие, состоят всего из 35 карт, поэтому запомнить, чего можно ждать от соперника, не составит труда. Понравилось, что карточки городов не просто для красоты, а обладают своим набором бонусов. Кстати, игра кажется достаточно атмосферной. Способствуют этому особенности фракций и пусть схематичное, но смещение боевых действий из одного города в другой.

Стоит отметить, что игра языконезависимая. Вернее, скажем так, псевдоязыконезависимыми. Весь текст вроде бы заменён символами, но их настолько много, что без специальной памятки или правил особо не поиграешь. Так и тут, первое время подсказки по свойствам будут вашим лучшим другом. К слову, пояснения к символам и свойствам карт разбросаны по всей брошюре, а памятки отсутствуют, что первое время очень расстраивает.

Из недочётов отмечу ещё лишь то, что изображение на карточках горизонтально, из-за чего, держа в руках, их неудобно “читать”. Этого можно было легко избежать, продублировав символы с любого края, не пришлось бы шелестеть картами так часто. Да, ещё иллюстрации слишком мрачноваты, вернее, выполнены на слишком тёмном фоне.

Вот такой он, Convoy. Бежать и покупать советовать не буду, ведь это отнюдь не долгоиграющее удовольствие, но если где-нибудь подвернётся, то не упустите возможность попробовать. Где-то 6,57/10.

  1. mazzooo
    March 31, 2014 at 07:22

    Спасибо за обзор, интересно. Вот только мне оформление показалось сильно аляповатым. Это не мешало в игре?

    • March 31, 2014 at 09:34

      Не за что. Да вроде не мешало, мешали значки заковыристые и книга правил, где их приходилось искать – шрифт ну очень мелкий.

  2. RAVE
    March 31, 2014 at 11:37

    Какое-то время хотел приобрести, но потом как-то рвение поутихло. В итоге сделаю, как в конце статьи – поиграю, если будет возможность, но брать не буду.

  3. March 31, 2014 at 11:48

    Давно хотел про неё почитать, понять суть процесса. Можно поиграть, но явно не игра на всю жизнь, хоть и Нейрошима, все дела.

  1. March 31, 2014 at 10:18

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.