Home > Hyperborea > Впечатления от Hyperborea

Впечатления от Hyperborea

Обожаю настольные цивилизации, особенно, если партии в них не превышают 2-3 часов. Пусть даже из-за этого страдает эпичность, но зато за небольшой промежуток времени ты не успеваешь заскучать, противостояние получается насыщенным, а поражение кажется не таким горьким.

Как только была анонсирована Hyperborea, я сразу загорелся. Красивая компактная (по времени) цивилизация, да ещё с оригинальной механикой активации действий с помощью кубиков, которые случайным образом тянутся из мешка, не на шутку привлекла моё внимание. Привезти игру с Эссена не получилось – багажник мы делили на троих, и сильно наглеть не хотелось. Но под Новый Год моя порядочность была вознаграждена Тайным Сантой, который на 100% угадал с подарком, прислав мне вожделенную коробку.

Я уже восторгался пробной партией на выставке, тогда состоялось международное противостояние Италии, Индии и Латвии (я, кстати, победил по тайбрейку!). Но окончательно судить об игре было рановато. Теперь же, когда мы сыграли ещё несколько раз вдвоём и втроём, можно кое-что и черкнуть.

Гиперборея

Гиперборея

Завязка игры такова. Древняя цивилизация, населявшая легендарную Гиперборею, была стёрта с лица земли по своей же глупости. Алчность и одержимость некими нестабильными магическими кристаллами, которые использовались в качестве основного источника энергии, привели к тому, что некогда процветающая и блаженная страна превратилась в пустынные руины.

Но как оказалось, погибли не все. Выжившие положили начало новым цивилизациям, которые никак не могли поладить между собой – видимо, сказывалось пагубное влияние всё тех же горе-кристаллов. И вот, настал момент, когда эти шесть противоборствующих рас сошлись в едином порыве добраться до центра Гипербореи, чтобы взять её под свой единоличный контроль.

Все компоненты

Все компоненты

Как видно, всё довольно стандартно. Как будто бы на Эклипс натянули тему фэнтези. Тут даже есть свои Древние корабли в виде статичных призраков. В принципе, Hyperborea можно назвать этакой 4Х-стратегией: есть и исследование, и развитие за счёт карт технологий, и необходимость сражаться за новые земли, расширяя тем самым свои владения.

Ход игры

Итак, каждый игрок берёт под своё руководство одну из шести рас. Для первых партий рекомендуется играть идентичными цивилизациями, без расовых отличий. Потом уже можно добавить стартовые домашние гексы с уникальными эффектами и тайлы свойств.

Согласно количеству участников формируется местность. Вначале видимы только стартовые владения игроков, остальные территории покрыты туманом войны.

В центр стола помещаются жетоны руин, призраки, кристаллы, кубики, тайлы целей и карты технологий.

Технологии сортируются по типам, после чего из каждой колоды вскрываются по две карты, на которые кладутся серые кубы, “загрязняющие” мешок.

Игрокам выдаётся по специальному планшету-панели управления с доступными действиями и треком “прокачки кубиков”. Также все получают по десять фигурок своей расы, жетончики крепости и мешок, в который кладётся по кубику каждого из шести цветов и один любой по желанию игрока.

Опять же по своему усмотрению каждый вправе выбрать три линейки развития, и разместить маркеры на первое, второе и третье деление. Прогресс по треку означает, как скоро игрок сможет пополнить свой мешок одним или сразу двумя кубиками указанного цвета.

В завышении все выставляют на домашние тайлы по три фигурки, если требуется, кладут на места руин жетоны находок, тянут из мешка три кубика, и противостояние начинается.

Подготовка на троих

Подготовка на троих

В свой ход игрок распределяет кубы согласно цвету по слотам на планшете и картах технологий. При заполнении необходимого числа (1-3 слота) активируется соответствующий эффект.

Основные действия делятся на шесть категорий, причём, делятся они не только по требованию к цветам кубиков, но и по своей направленности: движение, атака, рождение новых юнитов, прогресс по трекам развития, получение кристаллов (очки) и покупка карт технологий.

В каждой категории по два взаимоисключающих действия. Под “взаимоисключением” подразумевается то, что если игрок начал заполнять одно действие, то другое становится недоступным. Чтобы как-то уравновесить этот момент, все действия (кроме покупки карт) дублируются. К примеру, очки движения или атаки можно получить в двух местах.

В дополнение к действиям за кубики, есть ещё полезные плюшки, которые можно добыть с помощью фигурок на поле. Достаточно подвинуть юнит в город или руины, и награда в кармане. Это могут быть всё те же основные действия или случайные жетончики с приятными бонусами на дополнительные кубики, очки и т.д. Фигурка в свободный город или руины помещается абсолютно бесплатно, но в качестве наказания её ждёт полная заморозка до так называемого “рестарта”.

А рестарт происходит, как только у игрока опустеет мешок. Тогда кубики с планшета и всех карт возвращаются обратно (можно оставить только те, что на картах с постоянным свойством), отряды покидают места заморозки и могут быть использованы снова.

С помощью таких нехитрых манипуляций игроки исследуют новые земли, сражаются с призраками, которые обжили руины и города, бьют друг друга, комбинируют активируемые действия с эффектами, полученными с игрового поля и, конечно же, пополняют свой мешок новыми кубиками в зависимости от выбранной стратегии и купленных карт технологий.

Всё это делается для того, чтобы заработать как можно больше очков и достичь трёх основных целей: раздобыть 12 кристаллов, купить 5 карт технологий и вывести на поле все 10 фигурок. Число целей, выбранное на игру, определяет её продолжительность. Долгий режим подразумевает, что игроки сообща выполнят три цели, а быстрый – одну.

Очки в конце партии присуждаются, как в заправском евро: за заработанные кристаллы, убиенные фигурки призраков и врагов, подконтрольные гексы, карты технологий, достигнутые цели и кубики в мешке (разумеется, кроме серых).

Пару слов о боёвке. Одно очко атаки позволяет убить на своём гексе одну фигурку, будь то призрак или соперник. Каждый жетон крепости увеличивает защиту, а именно, поглощает одну атаку, после чего удаляется. Как видно, никаких кубиков, всё упрощено донельзя, но минусом это я бы не назвал, такие простенькие бои опять же благотворно влияют на лёгкость и доступность игры, не нагромождая её лишними подсчётами.

Впечатления

Hyperborea – классная! Цепляет она, в первую очередь, механикой мешка, которая так здорово освежает уже опостылевшее колодостроение. Более того, разноцветные кубы, заменившие собой карты, не просто какая-то вычурная фишка, они добавляют по-настоящему новых ощущений в планирование. Какие действия заполнять, чтобы не прогадать с цветом оставшихся кубов, что докинуть в мешок, чтобы не простаивали приобретённые технологии, в какой момент брать дополнительные кубики, чтобы избежать холостых ходов и не затягивать рестарт – всё это увлекает и заставляет почесать репу.

Да, отчасти выбор действий диктуется вытащенными кубиками, но в то же время он не ограничивается парой простейших решений. Случайный приход кубов заставляет выкручиваться и внимательно следить за содержимым своего мешка. А следить можно, контролируя цвета и количество, это поможет оптимально прокручивать мешок до следующего рестарта.

Идеально, что кубики на следующий ход тянутся в конце текущего. Это не только уменьшает даунтайм, но и позволяет прикинуть, что будут делать соперники. Особенно это важно при споре за территории в концовке партии.

Второй примечательный момент, отвечающий уже за разнообразие путей развития – это карты технологий. На них авторы не поскупились, карт 64 штуки и почти все они уникальные. Технологии также отлично дополняют основную механику, ведь с увеличением числа кубиков в мешке действий на планшете становится недостаточно.

Кроме того, каждая покупка более мощного действия сопровождается засорением мешка серым кубиком, что опять-таки имитирует колодостроение (например, Доминион с его картами победных очков, которые по ходу партии бесполезны). С другой стороны, некоторые технологии позволяют пристраивать и серые кубы. Но всё равно, сильно увлекаться картами не стоит, вряд ли три серых куба – это то, что вы хотели бы вытащить на предстоящий ход.

Что касается свойств, то помимо стандартных и очевидных по типу “вытяни дополнительный кубик” или “получи одну атаку”, есть много прикольных и хитрых. Одни позволяют убрать кубик с любой технологии обратно в мешок, открывая её для повторной активации; другие докучают соперников на близлежащих гексах, заставляя брать серые кубики; третьи, наоборот, дают хороший бонус, но только взамен на помощь соседям.

Продолжая тему вариативности партий. Не последнюю роль тут играют свойства рас, огромный выбор секторов поля с разными эффектами и типами местности (тип влияет на движение), и целая куча жетонов руин со всевозможными мини-бонусами.

Жетончики, кстати, немного исправляют ситуацию с урезанной исследовательской частью. Дело в том, что для вскрытия окрестных тайлов достаточно к ним просто подойти, отчего туман войны рассеивается достаточно быстро. А вот жетоны добавляют неизвестности, причём приятной – плохого в них не попадается.

Несмотря на внешнюю громоздкость, игра чрезвычайно проста в освоении, и вообще, эта такая лёгкая стратежка без заявки на какую-то супер-глубину и мозголомность. Более того, она не требует знания английского, все свойства на картах технологий и жетонах руин отображены символами. Книга правил тоже достаточно скромная, правда, рекомендую скачать обновлённую версию, в которой появились существенные изменения и пояснения спорных моментов. К примеру, теперь во время рестарта кубики убираются со всех действий, за исключением активированных технологий с продолжительным эффектом. Смотреть в мешок тоже запрещено, оставшиеся кубы можно только считать, прощупывая мешок. Кстати, перевод правил с поправками уже есть на Тесере, благодарить за это Алексея ака kosulya.

Очень понравилась эластичность игры, когда можно буквально за 40-60 минут разложить блиц-партейку до одной цели, или посидеть более вдумчиво, выбрав долгий вариант. Мне, кстати, по душе “средний” режим. Просто, если дольше, то делать на карте становится нечего. Конечно, можно отнимать друг у друга территории, но в больших дозах это надоедает.

Эластичностью можно назвать и то, что при активации эффектов, выполнять полученные действия можно в любом порядке, комбинируя, к примеру, очки движения и атаки с планшета с полученными на игровом поле. Это упрощает планирование и даёт больше свободы.

По сути, Hyperborea – это такой же гибрид, как Eclipse, Clash of Cultures, Cyclades, где евро-механизмы неплохо уживаются с конфликтом америтреша, но конфликт этот не выносится на первый план, а поощряется равномерное развитие. Катя сказала, что по духу и процессу игра ей больше всего напоминает сильно упрощённый Mage Knight. Если вам по душе подобные игры, то Hyperborea стоит дать шанс, тем более, что на данный момент это наиболее удачная и красивая разработка с задорной и ещё не успевшей опопсесть bag-building механикой и добротным фоном в виде настольной цивилизации с разными путями развития. 8/10.

  1. Kitsenuk
    January 12, 2015 at 04:08

    Очень любопытно и оперативно. Спасибо. В Украине её еще даже не завезли в магазины.
    У меня ощущение правда, что из-за шумихи в прессе стоить она будет как зомбицид или десцент, хотя компонентов вроде бы меньше.

    • January 12, 2015 at 10:55

      Не знаю, как сейчас, в Германии 50 EUR стоила, что для такого набора компонентов, в принципе, нормально. Коробка увесистая, наполнение сравнимо с Зомбицидом: почти 80 фигурок, куча тайлов, жетонов, деревянных кубов.

      • Gort
        January 12, 2015 at 21:06

        На Филиберте, если брать за пределы ЕС, выходит 45 Евро коробка. И еще к ней бесплатно приложат промо-набор: 1 тайл и 4 технологии.

        • January 12, 2015 at 21:19

          Тогда вообще замечательно. У меня промо нету 😦

        • Cassiopey
          January 13, 2015 at 11:02

          Что-то я не увидел промок. Где про это написано?

        • Mangertus
          January 13, 2015 at 11:06

          промки может любой включить в заказ (бесплатно) не обязательно в этом заказе должна быть сама Гиперборея. Я позже их заказывал.

        • January 13, 2015 at 11:21

          Повод освоить Филиберт 🙂

        • Gort
          January 13, 2015 at 12:00

          Не совсем так. Промки можно получить _только_ если ты покупал на Филиберте Гиперборею. Другое дело что можно не в том же заказе промки взять, а позже (если их еще не было на момент покупки игры, например).

        • Gort
          January 13, 2015 at 12:02

          2 Cassiopey
          Вот они, отдельным товаром лежат.
          http://www.philibertnet.com/fr/marabunta/32874-goodies-hyperborea-vf-2100000135233.html

        • Cassiopey
          January 13, 2015 at 16:43

          Gort, спасибо)
          Гиперборея неделю назад от них пришла, но без промок. Сейчас напишу им)

        • Gort
          February 1, 2015 at 14:45

          На BGG store появился промо-набор =)
          http://boardgamegeekstore.com/products/hyperborea-promo-set

        • February 1, 2015 at 15:45

          О! Спасибо, пошёл смотреть.

  2. Gort
    January 12, 2015 at 08:43

    Вот вроде выглядит интересной, но в упор не вижу здесь цивилизации =)

    • January 12, 2015 at 10:53

      Да, это громко сказано. Уровня Deus. Обмельчали нынче цивилизации 🙂

      • Gort
        January 12, 2015 at 21:11

        А тематически технологии с их абилками хотя бы увязаны? Или отдаленно очень?)

        • January 12, 2015 at 21:17

          Ну конечно, есть связь. Атаку дают всякие осадные орудия, шпионаж – скопировать технологию соседа и т.п. Картинки, кстати, ничего.

      • Gort
        January 12, 2015 at 22:54

        Хотел еще спросить, какими составами вы пробовали играть? Если различными, насколько игра масштабируется?

        • January 12, 2015 at 23:05

          Вдвоём, втроём, вчетвером. Масштабируется размером/формой поля, как в Эклипсе. Впятером оно несимметричное. Вшестером не пробовали, но есть вероятность, что придётся долго ждать хода, т.к. кубы нужно распределить все и сразу.

  3. Cassiopey
    January 12, 2015 at 10:21

    “Под «взаимоисключением» подразумевается то, что если игрок начал заполнять одно действие, то другое становится недоступным.”
    не так, начинать можно оба действия, но закончить можно только одно. Это важный момент!

    • January 12, 2015 at 10:49

      Нельзя начинать оба. Пруф от автора.

      “Если у вас лежит хотя бы один кубик на технологии, вы не можете класть кубики на второй ряд до следующего рестарта.”

  4. Cassiopey
    January 12, 2015 at 15:01

    Да, в ФАКе исправили, но мудренно написали.

    • January 12, 2015 at 15:47

      Там много мудрёных формулировок, просто правила с итальянского переводили, некоторые предложения вообще затерялись 🙂
      Поэтому авторы довольно оперативно ФАК выложили.

  5. Cassiopey
    January 13, 2015 at 11:04

    А, теперь понятно почему некоторые предложения заставляют поломать голову))

  1. January 12, 2015 at 20:52

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.