Quarriors! по-русски
На днях от компании Звезда нам пришло российское издание озорной кубикометательной игры Quarriors, так что в этой заметке мы разберём по косточкам качество локализации.
Начну, пожалуй, с впечатлений от игрового процесса. Обзор на Quarriors я писал ровно год назад, и тогда вердикт был более чем положительным, о чём говорит оценка в 7,5 баллов. Кому интересно, почитать его можно вот тут. С того момента мало что изменилось, разве что заметно выросло количество кворри-кубиков в коробке , чему поспособствовали вышедшие дополнения. Для меня Quarriors – это всё тот же несложный, яркий, рандомный, но достаточно оригинальный и азартный филлер, который плотно обосновался на нашем столе в качестве лёгкой закуски.
На данный момент у нас все дополнения (заметки о первом, втором и третьем), но это скорее дань коллекционированию (больше разноцветных кубов!), так как они не привносят ничего кардинального, а просто добавляют ещё больше разнообразия. Повторюсь, от игры не стоит ждать какой-то стратегичности, балом здесь правит его величество случай, делая партии непредсказуемыми – ведь, бросай вы хоть пять крутейших драконов, есть шанс, что все они выпадут капельками сущности. Но в этом и весь смак Quarriors, игра – чистой воды фан, и понравится она тем, кто испытывает слабость к кубикам, а удачные броски сопровождает эмоциональными воплями.
Добавлю, что в Quarriors мы играем только по продвинутым правилам, чего и вам настоятельно рекомендую. Изменения следующие: 1) в ход разрешено делать до двух покупок, 2) после скоринга существа/-ств можно удалить из сброса один кубик. С данными поправками события развиваются более динамично: мешочки пополняются новыми сильными существами и заклинаниями заметно быстрей, а слабые стартовые кубы постепенно выводятся, делая пул более эффективным.
Что ж перейдём к локализации. Коробка встречает нас той же иллюстрацией, что и оригинальное издание от WizKids. К слову, сейчас Quarriors поставляется не в жестяной коробке в виде большого кубика, а в картонной плоской, но зато с удобным органайзером, и я только приветствую такое решение. Да, железная коробочка выглядела прикольно, но хранить в шкафу и выковыривать из неё кубики было жутко неудобно.
Коробка от Звезды стандартного размера. К сожалению, путного вкладыша в ней не наблюдается, он от какой-то другой игрушки, так что кубики придётся хранить скопом или по старинке сортировать по пакетикам.
Сначала о незначительных изменениях. Трек славы гораздо больше оригинального, и очки на нём идут не змейкой, а более привычно, слева направо. Вместо деревянных кубиков для подсчёта очков используются пластиковые диски, которые вызывают у меня двоякие чувства: с одной стороны они ярче и заметней, а с другой – отливка наводит на мысль о каких-то отходах производства.
Теперь о приятном. Во-первых, хоть и снова синтетические, но яркие мешочки. Для нас это актуально, так как частенько случалось, что кто-то хватал чужой мешок, оставленный без присмотра.
Во-вторых, это крупные цифры на кубиках. В оригинале такие цифры появились только в обновлённом издании и начиная со второго дополнения Quarmageddon, изначально же они были малюсенькими и трудно различимыми. Правда, с увеличением размера цифр пострадали символы, теперь они меньше, но это не критично, так как изображения существ и заклинаний не несут никакой смысловой нагрузки.
Кубики и карты печатались на тех же китайских фабриках, так что качество такое же, как и в зарубежном издании. С картами всё в порядке, они достаточно плотные и не расслаиваются, отмечу, что изображение в локализации немного светлей.
А вот кубики следует покритиковать, и это камень сперва летит в огород WizKids. Что-то они в последнее время совсем забили на контроль качества своей продукции, а, может, и осознанно пошли на удешевление производства. С каждым новым дополнением качество кубиков падает, особенно это касается кубиков существ, ни один набор которых не обходится без косяков. И я уже не говорю о мелких недочётах в виде точек, размытостей и потёртостей, и о том, что серебряная краска стала серой, а золотая – коричневой. Огорчает то, что сами кубики стали мутными и тусклыми, а в комплекте попадается откровенный брак.
А вот у этого экземпляра вообще “крыша поехала”, или он в матрице? 🙂
Если подумать, то 3-4 бракованных кубика из 130 штук – это не так уж и много. Но если присмотреться и проанализировать, то почти каждый (!) кубик не обходиться без какого-либо мелкого косячка, а ведь эти самые кубики являются “лицом” игры. А я ещё расстраивался, когда обнаружил в своей оригинальной копии один потёртый… Конечно, не стоит отрицать и ответственность Звезды, ведь они тоже должны перепроверять кубики перед реализацией, но мне трудно судить о том, как у них там всё происходит.
Ну и напоследок о переводе. Ох, и давно мы так не смеялись. Если правила ещё более-менее, то карты – это тихий ужас. Такое ощущение, что переводом свойств занимались несколько человек, которые между собой его никак не согласовали. Кстати, знание английского и игрового процесса этих горе-переводчиков вызывает большие сомнения: выраженьица попахивают Google Translate, ключевые термины гуляют, а в описании некоторых свойств допущены грубые ошибки. Да и шрифты не совсем удачные – слишком простые, а буква “у” так вообще куда-то выпадает.
Не знаю, была ли вообще какая-то сторонняя вычитка и корректура, но обидно то, что в Quarriors не так уж много текста, и он отнюдь не сложный, а на Тесере в карточке игры есть готовый любительский перевод. Почему нельзя было взять за основу его, предварительно обговорив условия с автором? Как мне кажется, от этого все бы остались только в выигрыше.
Далее привожу фото-подборку, на мой взгляд, существенных недочётов и ошибок. Справа для сравнения карточки на английском.
Больше всего досталось так называемому Кудеснику. Тут Сильному Кудеснику ошибочно приписали свойство Дракона. Остаётся надеяться, что карту заменят.
Верхнее свойство обычного Кудесника звучит, мягко говоря, неоднозначно. Откуда взять, что перебросить? – непонятно. На самом деле игрок может взять из мешка дополнительный кубик, бросить его и перебросить кубик Кудесника.
А тут что делать, когда выпадает две звёздочки? Спокойно. Способности нет, просто не хватило места, бывает. Да, ещё у Могучего Кудесника кто-то отобрал очко славы.
Пострадал и Воитель с причала. По сравнению с оригиналом у Могучего Воителя просто убер-свойство, ведь можно подумать, что при входе он уничтожает всех существ. На самом деле он убивает только себе подобных Воителей (а не воинов).
Сильный Воитель немного упал в цене. Появились ещё какие-то “иные”, хотя должны быть просто другие. О несогласованности в терминах я уже говорил: в одном месте +1 атаки, в другом +1 к атаке.
Тоже самое: в одном месте “мешок”, в другом вообще не говорится откуда брать кубик (ведь draw – это не просто взять), а в третьем “мешочек”.
На Портале и Помощнике отсутствует тип свойства (immediate). А зачем он вообще нужен?
Тут вообще без пол литра не разберёшься, сколько не читал, ничего не понял. Помог оригинал.
В свойстве Ведьмы пошла игра с математическими знаками и лишними запятыми.
У Слизи тоже пропало очко славы.
Квиддити?
А Гоблин-то оказывается не склоняется.
В свойстве Призрака появляется какая-то базовая сущность, до этого везде была просто сущность.
С заклинаниями дела обстоят получше. Хотя, attach, всё же глагол, и значит присоедините, прикрепите. С названиями заклинаний тоже беда, а ведь достаточно просто поменять слова местами, и получится более подходящее “Волшебство смерти”.
“Любые другие 2 кубика” ещё ладно, но вот immediate – “быстрое” вместо привычного “незамедлительно” как-то не звучит.
Тут точку забыли, а вместо символа существа “выпало существо”.
Вот такой вот перевод, и это ещё не считая мелких недочётов. Думаю, что из-за такой “самодеятельности” у неподготовленных игроков могут возникнуть трудности с пониманием некоторых свойств. Если не считать ошибку с Кудесником (которою, я полагаю, устранят заменой карты), то возможно, остальное не так уж критично (а только придирки автора статьи), но я всё-таки надеюсь, что со следующим тиражом Звезда поступит так же, как и с Андором, учтёт пожелания игроков и выпустит обновлённую версию Quarriors с более качественным переводом. Игра-то задорная.
Я даже боюсь увидеть рус версию seasons, кубики будут вообще разного размера а про текст карт и думать страшно
Seasons разве собираются локализовать? Вот по поводу Spartacus и Mage Wars нужно волноваться 🙂
О-хо-хо… Уж лучше никакой локализации, чем такая. Ко всему можно добавить ещё и топорный шрифт. Короче, локализация делалась “наскоряк”. Я когда переводил для нескольких плохо знающих английский друзей правила и карты Глума на русский и то себе таких вольностей не позволял.
Мда, странно вышло, тем более если учесть, что издание планировалось ооочень давно.
Однако, перехвалил я Звезду. Слишком много “косяков” на одну коробку. Хорошо, что у меня оригинал.
За что нахваливал?
За компромисс по цене и качеству. В сравнении с остальными, конечно же. Камисадо, Андор… Ну ладно в Андоре карты сценариев, ошибок в переводе не избежать. Но здесь-то где можно столько всего нахватать?
Трудно сказать, предположу, что т.к. Андор и Кворриорс – первые такие серьёзные локализации у Звезды, им не хватило опыта в подборе компетентных переводчиков-игроков.
Совсем забыл: ещё ведь есть Плоский мир! Там при аналогичном количестве “переводных” карт и гораздо меньшем времени на издание – такого не было. Эх 😦
Вот видишь, могут ведь 🙂
+100500!!!
Ну вот…. так надеялся на локализацию. Но после обзора – снова хочу оригинал. Что-то, прям, даже расстроился. 😦 Ээх …
Будем надеяться, что найдут какое-то решение. Самое верное, как мне кажется, перепечатать и заменить косячные карты. Хотя, непосвящённые будут играть без проблем, и даже ничего не заметят.
Непосвященные, да. 🙂 Но, как говорил Гришковец: “Я не знал, что это так. А теперь вот знаю. И, простите, только что и вам рассказал…” (с) 🙂 Ээх, пойду лучше “The New Era” закажу и перестану пускать слюну по квориорсу 🙂
Эра ещё не куплена ? Скорей и не раздумывая – замечательная игра и без текста 🙂
Блин! хотел заказ сделать из России, но походу торопиться не стоит… Скверно, что ничего не меняется, если брать как пример локализацию Ужаса трехлетней давности, да ты сам ее видел… За столько лет сдвигов не видно
Ну можешь и сделать заказ – если правильного Кудесника вложат, то, в принципе играбельно. А спорные моменты можно тут посмотреть, если возникнут вопросы, помогу.
Да фиг с ними, похоже с кубиками мне не по дороге (так же думал о Короле Токио, в Лудо не продали в День Рождения, поэтому в Спице взял ROOM25 & KEMET) наверное это карма…. но на самом деле в кубометании мне никогда особо не везло..
как это – не продали? ROOM25 дашь поиграть?
В Room и Кемет я б сыграл, но ты только скупаешь и не зовёшь.
Да как не продали, в стиле Лудо. Дай говна, дай ложку (типа если Д.Р. завтра то завтра и приходи, а если карта клиента и т.п.). и все ради каких то скидок… да нафиг, в СПИЦе договорился за 5 минут на 25% скидку и привет.
В КОМНАТУ сыграли раз 10, в основном в кооператив, не оч.сложно. В КЕМЕТ пока толко засел за перевод правил, но идет тяжко (времени не остается). Если есть интерес, звони, у меня игротеки заранее не получается спланировать.
Mage Wars даже думать страшно на русском с учетом качества оригинала, кучи текста и абилок и плюс там кубики и еще поле, то писец. В лучшем случаем будет разный тон и размер кубиков и ночные сраальцы как в УА
Такие бракованные кубики Звезда заменит, как думаете? Сам вчера купил русское издание и там 3 ужасных кубика слизи.
Попробуйте написать, я думаю, что должны.
Спасибо 😉
P.S. Ваш блог очень приятный, часто читаю.
Вот спасибо, ну хоть кто-то читает!
Отставить ложную скромность! 🙂
Ааай… таки не сыпьте соль на раны, уважаемый! :)) Им и так давно больно :))
То-то я думаю, слизь какая-то слишком беспонтовая, а она оказывается 3 очка приносит. Огромное спасибо за подробности. Кудесник, конечно, вышиб из колеи, ведь никто в нашем окружении никогда не играл в Кворриорс.
Кудесника можно, как говорится, “распечатать и вставить” 🙂 А с остальными картами вы легко разобрались, не читая оригинал?
Ну, я почитала всё, что ты написал. Очень часто возникали вопросы, типа, откуда брать, если написано “взять и бросить”, но мы с Гравицапой по скайпу про все карты обсудили. Вроде у меня пока нет вопросов… Если будут, я знаю, к кому обращаться 🙂 Жаль тебе звонить дорого… Мы, бывает, звоним Сереже Овчаренко, если у нас вопросы по игре, которую он хорошо знает. Очень удобно 🙂 Такая мгновенная телефонная консультация…
Да далековато вы от нас…, ну слава богу хоть интернет спасает. Мейл, блог, Тесера, BGG – везде закинул удочку, и ответ точно получишь 🙂
По вечерам, кстати, всегда можете писать/ звонить на мой скайп – если онлайн, то скорее всего Вова тоже дома – на айпаде автологин стоит ))
Вообще, я уже очень жалею о своей покупке. После обзора на 2фишки сразу побежал в магазин. Нужно было чуть-чуть подождать, после вашего обзора желание явно остыло бы.
Всё будет в порядке, заменят Кудесника (и желательно ещё пару карт) и будете играть без проблем, всё же на родном удобней 😉
А вот и мои кубики: http://i.imgur.com/zD5KUIW.jpg 😦
Печально, но ничего не поделаешь, в оригинале такие же. К сожалению, для WizKids это норма. У нас в последнем допе 20-30 % потёртых и размазанных.
могут умеют, жаль не то. Тоже думал сначала вау, после сезонов возлюбили кубики, но решили тут их слишком много и народ как то больше за америтреш, десцент, мом
Так ты это… Не протився тому, чтобы скайп дома завести 🙂
Катя у нас отвечает за связь с миром, вроде говорит, что скайп есть 🙂
Это просто ужас. Читаю карты оригинала и русский вариант и плакать хочется. Как такое вообще могли пропустить в печать. Такое ощущение, что никто не занимается проверкой. У меня на работе любой проект как минимум 3 стадии проверки имеет.А тут…
Спасибо за вскрытие и анализ качества.
Хотел уж было прикупить, теперь не буду.
Подожду второй редакции (если будет таковая) или вообще пропущу эту игру мимо.
Спасибо за подробное описание – руководствовался в первую очередь вашим обзором. Если не трудно, участвуйте в обсуждении на Тесере – не могу отвечать во всех блогах сразу. Спасибо.
Да не за что, если получится, на выходных посмотрим исправленный перевод, сообщим, если будут замечания.
В моей коробки нет кубиков-дракона!!! Хочется дать работникам “Звезды”-п…ы!
Спокойствие, только спокойствие 🙂
насчет ваших домашних правил 🙂
про продвинутые правила я на бгг прочитал другое
http://boardgamegeek.com/thread/916638/beginner-clarification
-with the advanced rules( you are forced to cull the monster that you score) you can choose if scoring it or not.
since you retain the monster die in your pool. Of course whether you can summon it to your ready area still requires you to draw it again, roll the monster face and have enough quiddity to summon it.
Also yes, you can always decide to cull them on future turns.
Да, это из поздних дополнений поправки, мы их не используем. Убивать монстра как-то жалко :), а невозможность “кулить” сущность (т.к. кулятся только заскоренные монстры) так вообще странное правило. Наши “домашние продвинутые” мне нравятся куда больше, играем по ним со всеми допами без проблем.
Скажите, пожалуйста, есть новости по поводу замены карточек в новых выпусках игры? игра вроде прикольная, но покупать с косяками нет желания
По поводу исправленного тиража ничего не знаю. Надо у Звезды спрашивать, будет (или, может, уже есть) ли он вообще.
В общем, купил игру, на коробке написано “Изготовлено: август 2014”. Кудесника не исправили, кубики все на месте, качество на 4-. В целом был готов к этому. Но корявый перевод карточек конечно… поэтому куча вопросов по конкретным карточкам и правилам…
Не против что я задам их здесь?
1) Например что значит “быстрое” на карточке заклинания. С одной стороны это значит что мне сразу дают 2 сущности.. с другой любое заклинание можно (нужно) переместить в зону готовности.. а там и оставить до следующего хода.. как быть? имею ли я право оставить или обязан сразу получить сущность?
2) Могучий торговец смертью. “Тут вообще без пол литра не разберёшься, сколько не читал, ничего не понял. Помог оригинал.” Мне оригинал не помог, так как с англ не очень, тем более специфические слова типа Скворить (что кстати это значит?). Напишите пожалуйста, что всё таки значит его свойство?
За блог вам особое спасибо, наверно лучший русскоязычный. По крайней мере из всех мне известных.
Привет! Спасибо за “спасибо” 🙂
Постараюсь помочь.
1) “Быстрое” заклинание выполняется сразу же, как выпадает (можно и не выполнять, по желанию). “Быстрые” нельзя оставлять на следующий ход. То есть сущность получаешь сразу, а кубик уходит в сброс.
2) Значит, что если во время атаки, в которой участвует “Могучий торговец”, было убито существо, то сила атаки увеличивается на значение атаки “Торговца” (один раз за атаку на каждого игрока). Например: у игрока два существа, если одно умирает, то сила твоей атаки увеличивается на силу “Торговца” и, возможно, этого хватит, чтобы убить второе существо.
абалдеть вы быстро отвечаете=) очень радует) спасибо
и ещё пара вопросов:
1) Сильная Первобытная слизь получает своё количество славы или количество славы скопированного монстра? (точная копия же). Если скопированный монстр был уничтожен, нужно ли менять кого копировать, или слизь может остаться копией убитого монстра?
2) могучая слизь ?=сумме всех существ в зонах готовности всех игроков? Если я атакую первого игрока и у него уничтожается монстр, значит слизь теряет 1 защиту и атаку сразу? И второго игрока я уже бью меньшей атакой?
С защитой так же? Или всё таки это значение замораживается до моего следующего хода?
3) Могучий защитник границ. при его наличии у другого игрока я должен платить доп сущность за каждое существо? то есть за вызов двух существ первого уровня я должен отдать 3 или 4 сущности?
4) Формирование колдовство. я возвращаю только существо или все прикреплённые(дополнительные) кубики к нему? вроде на тот же уровень…
1) За скопированного монстра. Поменять, кого копировать, можно один раз в свой ход. Если некого копировать, то получаешь 2 очка.
2) Атака сохраняется на весь раунд, то есть на всех игроков (если следовать логике фазы Атаки из правил). Защита тоже – подсчитывается один раз перед там, как соперник начал атаковать.
3) Да, за каждое.
4) Только существо.
а копирую в какой момент? как только противник вызвал своих монстров и собирается атаковать? или до того как он убрал в сброс монстров за которых получил славу?
или ситуация.. игрок перед тобой получает славу за дракона… я успеваю скопировать его, что бы в свой ход получить славу как за дракона?
понимаю что тонкости, но это иногда может решить исход
Ты копируешь только в СВОЙ ХОД (один раз за ход). Поэтому все указанные варианты невозможны 🙂
блин…
на карточке написано “скопированное существо можно поменять один раз в ход каждого игрока”…
поэтому и вопросы.. обязан я менять если существо убито/сброшено и тд. или копия остаётся до следующего моего хода, даже если оригинала нет
Да, точно, я ошибся 🙂
Один раз во время хода соперника ты можешь поменять, кого копировать, сказав это сразу после того, как соперник поместил существ в зону готовности (т.е. перед атакой).
ну тогда вопрос всё ещё открытый: ситуация… я вызвал слизь, скопировал дракона у игрока 1
приходит время игрока 1, он получает славу за дракона и убирает его в сброс, вызывает других существ…
я обязан скопировать другое существо или могу остаться копией дракона? ведь его уже ни у кого нету…
Не обязан – слизь остаётся драконом, пока ты её не поменяешь на другое существо, которое есть в игре.
всё понял=) спасибо большое.. извиняюсь за излишнюю настойчивость
Не за что 😉
Кстати, вроде бы вы писали что делали специальный коврик-подсказку. Не могли бы вы поделиться – хочу распечатать и себе=) за ранее спасибо)
Ссылка на тот, что я печатал:
http://www.boardgamegeek.com/filepage/76255/geckoths-quarriors-playmat
Тут ещё полно других ковриков (искать по “mat”, “playmat”):
http://www.boardgamegeek.com/files/thing/91536
Спасибо большое, буду выбирать и переводить на русский=)
Ещё вопрос по правилам: Может ли слизь копировать другую слизь?
В одной из партий была следующая ситуация: была слизь и дракон… 1ый игрок вызывает дракона который убивает всех монстров 1ого уровня… 2ой игрок вызывает слизь, копирует дракона, убивает всех монстров 1ого игрока.. но при этом остаётся “быть” драконом… 3ий игрок так же вызывает слизь и… копирует слизь 2ого игрока (то есть дракона).. и убивает.. в итоге пару кругов все копировали дракона который уже давно умер, а так как при его вызове автоматически убиваются все монстры 1ого уровня – игра сильно затянулась…
И задались вопросом: может ли быть слизь скопирована слизью?
Да, может, и она становится тем, что скопировала та слизь :Р